Презентации к занятиям по Основам философии
презентация к уроку

Ерёмина Елена Анатольевна

Комлект презентаций разработан к занятиям по Основам философии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как основная проблема философии Происхождение и развитие человека

Слайд 2

Тайна нашего происхождения Прежде чем возник человек, на Земле должна была возникнуть … ЖИЗНЬ! Была ли жизнь занесена на Землю из Космоса? Возникла ли жизнь на Земле в результате химических реакций? Возникновение человека – это …. закономерность или случайность? Человек сегодняшний, совершенно не приспособлен к природе и не должен был выжить. Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом! Почему?

Слайд 3

Любое животное запрограммировано природой

Слайд 4

А ЧЕЛОВЕК?

Слайд 5

А всегда ли человек был таким?

Слайд 6

Как человек стал человеком? Орудия труда Культовые обряды

Слайд 7

человек - символическое животное

Слайд 8

Теории происхождения человека Креационистская Эволюционная Теория внешнего вмешательства (космическая)

Слайд 9

Креационистская Креационистская – человек сотворён Богом или мировым разумом.

Слайд 10

Эволюционная Эволюционная – Ч.Дарвин «Происхождение человека и половой отбор» - человек произошёл от древнейших видов обезьян ( семиальная – обезьянья ).

Слайд 11

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Фридрих Энгельс ( 1820-1895)

Слайд 12

Теория внешнего вмешательства (космическая) Теория внешнего вмешательства (космическая концепция) – человек потомок инопланетных цивилизаций).

Слайд 13

Фундаментальные отличия человека от животного Способность к понятийному мышлению, способность к формированию отвлечённых абстрактных представлений о предметах. Речь у человека – общение с помощью слов. Способность к труду, к такой преобразовательной деятельности, с помощью которой создаются орудия труда и то, чего ранее не существовало в природе.

Слайд 14

С мысл существования человека Актуальность вопроса (охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к понятию смысла человеческого существования, поскольку человек – это единственное живое существо, которое задаётся этим вопросом ). Основные положения понимания роли смысла в жизни человека: 1 ) Смысл жизни определяется изменяющимися у человека целями и ценностями, если цели и ценности утрачены – возникает проблема поиска смысла жизни, а значит, поиска новых целей и ценностей. 2 ) Человек никогда не должен смиряться с утратой смысла. 3 ) Никто другой не может найти для человека смысл. Смысл жизни определяется человеком самостоятельно. 4 ) Поиск смысла – это не невроз, не навязчивое состояние. Это то свойство, которое отличает человека от других существ.

Слайд 15

Домашнее задание С. 69-80. Работа с философскими текстами. Эссе на тему: «Чего во мне больше супершимпанзе или философа (художника, святого)?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как основная проблема философии Что из себя представляет человек

Слайд 2

Проверка изученного 1. Возникновение человека – это: А) случайность; Б) закономерность. 2. Перечислите основные теории происхождения человека. 3. Кого противопоставлял Ф. Ницше супершимпанзе ? 4. В чем, по мнению Паскаля, величие человека? 5. Назовите фундаментальные отличия человека от животного.

Слайд 3

Мартин бубер Эпоха обустроенности Античность Эпоха бездомности Средневековье

Слайд 4

Августин Удивляться нужно не тому, что человек - вещь среди других вещей, а тому, что он ни на одну вещь не похож, что он вообще не находится в ряду вещей.

Слайд 5

Христианство построило новый дом Крест – образ мира. Вертикальная перекладина – конечное пространство от небес до преисподней. Поперечная – конечное время от сотворения мира до последнего дня. ЧЕЛОВЕК занимает положенное место, он обустроен…

Слайд 6

Открытие Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера… Дом рухнул. Человек беззащитен.

Слайд 7

Наука и философия создают новый … образ вселенной Человек становится бездомным…

Слайд 8

Для чего живет человек? Добро, любовь, красота, ум, совесть, честь – являются сверхъестественными . Если есть причина … то это уже не добро, любовь…и т.д. – это обыденность. Человек распят между этими двумя мирами.

Слайд 9

Почему все люди разные? Темперамент. Опыт детства. Индивидуальная биография. Противоречивость жизненных ролей.

Слайд 10

Механизмы защиты я Механизм вытеснения Механизм инверсии Механизм переориентации

Слайд 11

Человек живой или мертвый? Сущность – это характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, складывается с самого детств и почти не меняется. Личность – это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни, это то в нас, что не наше.

Слайд 12

Поиск смысла жизни человека глазами философов

Слайд 13

Торнтон Уайлдер Жизнь не имеет другого смысла, кроме того какой мы ей придаем.

Слайд 14

Идеал- это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни. Лев Толстой

Слайд 15

«Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» Альберт Эйнштейн

Слайд 16

«Без пользы жить-безвременная смерть» Гете

Слайд 17

М. Шелер: пять идей о человеке Заполните Первая идея… Вторая … … … …

Слайд 18

Домашнее задание С. 80-94. Работа с философскими текстами. Заполнить таблицу 5 идей о человеке М. Шелера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как основная проблема философии Основные характеристики человека

Слайд 2

1. Какие человеческие поступки нуждаются в объяснении: А) добрые; Б) злые. 2. Перечислите, что делает людей разными. 3. В каком возрасте складывается у человека образ Я? 4. Что в человеке можно развивать бесконечно долго сущность или личность? 5. Назовите пять идей о человеке М. Шелера. Проверка изученного

Слайд 3

Человек верующий. Человека разумный. Человек делающий. Человек – тупик жизни. Идея сверхчеловека. Пять идей о человеке

Слайд 4

НЕ СВОДИМОСТЬ ЗАМЕНИМОСТЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОВТОРИМОСТЬ ВЫРАЗИМОСТЬ Характеристики человека

Слайд 5

к биологическому виду, климату, географическим условиям; к профессии, работе, делу… Чем больше внешнего, тем меньше внутреннего НЕСВОДИМОСТЬ

Слайд 6

Человек не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависим «Собранный человек» не имеет «хвостов» Хвосты: богатство, высокий пост, глупость …. непредопределённость

Слайд 7

Человека нельзя изучить, познать объективно, как некий внешний предмет. Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке. невыразимость

Слайд 8

Представление о смысле жизни, Честность, Личный успех, Свобода слова, Свобода совести, Предприимчивость, Права человека, Стремление к материальном богатству, Доброжелательность, Счастье. Распределите человеческие ценности по группам Главные жизненные ценности Ценности межличностного общения Демократические ценности Прагматические ценности

Слайд 9

С. 94-107. Работа с философскими текстами. Подобрать 2-3 афоризма или стихотворения о любви, смерти, счастье. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии « Категории человеческого бытия » Тема урока:

Слайд 2

Задачи урока : изучение основных категорий бытия человека, определяющие его жизнь- творчество, вера, любовь, счастье, смерть; рассмотреть разные точки зрения по проблеме основных категорий человеческого бытия; создание условий для формирования у студентов собственной позиции по проблеме бытия.

Слайд 3

Что общего можно найти между указанными явлениями? Явление природы Человек Произведение искусства Камень ? ?

Слайд 4

Общее воплощено в слове «есть» И камень, и человек, и произведение искусства, и явление природы, и мудрость и безумие – всё это ЕСТЬ Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Это общее, объединяющее свойство и получило название бытия

Слайд 5

БЫТЬ Значит находиться в наличии, обладать бытием

Слайд 6

Отдельные вещи разрушаются и гибнут Мир в целом существует За всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что они есть В мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное Бытие , лежащее в основе мира

Слайд 7

Бытие Важнейшая категория философии Необходима для придания нашей картине мира целостность и стабильность Только после признания существования бытия можно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали

Слайд 8

Понятие «бытие» в широком смысле означает «существование» Бытие в философии Реальность, существующая объективно, независимо от человека БЫТИЕ Материальное существование природной и социальной реальности

Слайд 9

Возникновение понятия «бытия» V-IV вв. до н.э. Понятие «бытие» возникает в учении древнегреческого философа-элеата Парменида Парменид (540-450 до н.э.) Историческая предпосылка введения понятия «бытие» Необходимость преодоления ситуации общественного кризиса в Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не казалось стабильным

Слайд 10

До Парменида философы искали начало мира в существующих вещах Из чего всё произошло? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен)

Слайд 11

Парменид впервые в истории философии сделал предметом своих размышлений не ту или иную существующую вещь, а просто «существующее», т.е. то, что в принципе не может чувственно восприниматься. Парменид открыл, что в работу включается не мысль «о чём-то» (о воде, об огне и т.д.), а просто «мысль», которая выводит человека за пределы его субъективных способностей и открывает Истину Именно такая Божественная мысль, мысль-Логос, космический разум и есть бытие

Слайд 12

Бытие по Пармениду Бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть всё целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно завершено, закончено, существует в строгих границах

Слайд 13

Два понимания бытия в философии Бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное Линия Парменида Бытие – это изменчивое и претерпевающее постоянное становление Линия Гераклита

Слайд 14

Понимание бытия в XX веке Мартин Хайдеггер Мартин Хайдеггер предпринял попытку реабилитировать категорию бытия. Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому.

Слайд 15

Уровни бытия Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в философской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные её виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических героях или богах, фантастических существах хотя и не существуют в физической действительности, но есть в реальности психической: следовательно, и они обладают особым бытием

Слайд 16

Уровни бытия Материальный мир (объективная реальность) Природная, биологическая и социальная реальность, существующая объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека Духовный мир (субъективная реальность) Мир психической жизни, человеческих отношений, языка, культуры и т.п., т.е. того, что связано с сознанием, волей, характером, познанием и переживанием человека

Слайд 17

Основные сферы материального бытия Природа Общество «Вторая природа» Живая природа Неживая природа

Слайд 18

«Вторая природа» Это искусственный мир, исторически воссоздаваемый обществом для обеспечения своего выживания, функционирования и развития Орудия труда Машинная техника Здания Производственная, военная, бытовая инфраструктура Одежда Мебель

Слайд 19

Сферы духовного бытия Объективный дух Духовные образования, возникшие в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием: язык мораль религия искусство наука и др. Субъективный дух Сфера, охватывающая внутренний психический мир отдельного человека: бессознательное сознание самосознание

Слайд 20

Виды бытия Бытие Природное бытие Бытие естественных природных вещей и процессов Социальное бытие Бытие общества как объединения разумных существ Духовное бытие Бытие в сфере субъективной психической реальности – внутреннем мире разумного существа Компьютерное бытие Бытие в сфере искусственной компьютерной реальности

Слайд 21

Своеобразие бытия человека Своеобразие бытия человека обусловлено тем, что человек является «точкой пересечения», узловым звеном разнокачественных и во многом противоположных друг другу миров

Слайд 22

Человек Естественный мир Искусственный мир Материальный мир Духовный мир

Слайд 23

Категории бытия человека, определяющие его жизнь Любовь Творчество Счастье Вера Смерть

Слайд 24

До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда,а именно,что «тайна сия велика есть» А.П. Чехов Любовь

Слайд 25

Любовь С точки зрения философии, любовь объясняется не предметом любви, а способностью любить Любят не за что-то, любят, потому что любят Подлинная любовь – всегда чудо, и как чудо встречается крайне редко

Слайд 26

Источник счастья -любовь Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки,обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Слайд 27

Творчество Каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, усовершенствовать её Творчество имеет место везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером Творчество – это образ жизни

Слайд 28

...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свобода, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце.

Слайд 29

Счастье Единственно возможный вид счастья – это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод Счастье – это внутренняя умиротворённость, когда жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира

Слайд 30

Вера Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию», как мы иногда сред оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии Эта воля заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле тёмную глубь нашей души, где тлеет «искорка», и в этой искорке увидеть луч, исходящий от самого солнца духовного бытия. С.Л.Франк

Слайд 31

«Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный»

Слайд 32

«У каждого из нас можно отнять все имущество, семью и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру. Все можно вынести с помощью Божьей», настоятель церкви святой великомученицы Екатерины отец Андрей Верещагин.

Слайд 33

Смерть Конечная точка нашего жизненного пути- это смерть, предел наших стремлений. Если бы смерть была подобна врагу от которого можно убежать, я посоветовал бы воспользоваться этим оружием трусов.

Слайд 34

Смерть Важнейший фактор человеческого существования Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь Смерть формирует границы человеческой жизни

Слайд 35

Синквейны " Сinq " во французском значит пять. Синквейн это пятистрочная строфа Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Слайд 36

Синквейны

Слайд 37

Мне больше всего удалось……………. Я могу себя похвалить за…………….. Мне очень понравилось как…………. Меня удивило…………………… Я узнал что………….. Теперь я могу……… Для меня было открытием то, что…… На мой взгляд удалось (не удалось), потому что………… На будущее я учту………. Рефлексия урока

Слайд 38

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация студента по дисциплине "Основы философии"

Презентация материала, подготовленного для внутриколледжной конференции по философии....

Практические занятия по Основам философии.

Практические занятия по Основам философии.  Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....

Методическая разработка теоретического занятия по Основам философии на тему "Гносеология - учение о познании"

Методразработка содержит теоретический материал по теме, хронокарту, ход занятия и список использованных источников...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по "Основам философии"

Методические рекомендации разработаны в соответсвии с рабочей программой учебной дисциплиныОГСЭ.01 Основы философии и могут использоваться студентами специальностей СПО при подготовке к практическим з...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...

Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023

Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...