Презентации к занятиям по Основам философии
презентация к уроку
Комлект презентаций разработан к занятиям по Основам философии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Человек как основная проблема философии | 1.95 МБ |
Что из себя представляет человек | 1 МБ |
Что из себя представляет человек | 71.44 КБ |
категории человеческого бытия | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тайна нашего происхождения Прежде чем возник человек, на Земле должна была возникнуть … ЖИЗНЬ! Была ли жизнь занесена на Землю из Космоса? Возникла ли жизнь на Земле в результате химических реакций? Возникновение человека – это …. закономерность или случайность? Человек сегодняшний, совершенно не приспособлен к природе и не должен был выжить. Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом! Почему?
Любое животное запрограммировано природой
А ЧЕЛОВЕК?
А всегда ли человек был таким?
Как человек стал человеком? Орудия труда Культовые обряды
человек - символическое животное
Теории происхождения человека Креационистская Эволюционная Теория внешнего вмешательства (космическая)
Креационистская Креационистская – человек сотворён Богом или мировым разумом.
Эволюционная Эволюционная – Ч.Дарвин «Происхождение человека и половой отбор» - человек произошёл от древнейших видов обезьян ( семиальная – обезьянья ).
Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Фридрих Энгельс ( 1820-1895)
Теория внешнего вмешательства (космическая) Теория внешнего вмешательства (космическая концепция) – человек потомок инопланетных цивилизаций).
Фундаментальные отличия человека от животного Способность к понятийному мышлению, способность к формированию отвлечённых абстрактных представлений о предметах. Речь у человека – общение с помощью слов. Способность к труду, к такой преобразовательной деятельности, с помощью которой создаются орудия труда и то, чего ранее не существовало в природе.
С мысл существования человека Актуальность вопроса (охарактеризовать человеческую природу невозможно без обращения к понятию смысла человеческого существования, поскольку человек – это единственное живое существо, которое задаётся этим вопросом ). Основные положения понимания роли смысла в жизни человека: 1 ) Смысл жизни определяется изменяющимися у человека целями и ценностями, если цели и ценности утрачены – возникает проблема поиска смысла жизни, а значит, поиска новых целей и ценностей. 2 ) Человек никогда не должен смиряться с утратой смысла. 3 ) Никто другой не может найти для человека смысл. Смысл жизни определяется человеком самостоятельно. 4 ) Поиск смысла – это не невроз, не навязчивое состояние. Это то свойство, которое отличает человека от других существ.
Домашнее задание С. 69-80. Работа с философскими текстами. Эссе на тему: «Чего во мне больше супершимпанзе или философа (художника, святого)?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка изученного 1. Возникновение человека – это: А) случайность; Б) закономерность. 2. Перечислите основные теории происхождения человека. 3. Кого противопоставлял Ф. Ницше супершимпанзе ? 4. В чем, по мнению Паскаля, величие человека? 5. Назовите фундаментальные отличия человека от животного.
Мартин бубер Эпоха обустроенности Античность Эпоха бездомности Средневековье
Августин Удивляться нужно не тому, что человек - вещь среди других вещей, а тому, что он ни на одну вещь не похож, что он вообще не находится в ряду вещей.
Христианство построило новый дом Крест – образ мира. Вертикальная перекладина – конечное пространство от небес до преисподней. Поперечная – конечное время от сотворения мира до последнего дня. ЧЕЛОВЕК занимает положенное место, он обустроен…
Открытие Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера… Дом рухнул. Человек беззащитен.
Наука и философия создают новый … образ вселенной Человек становится бездомным…
Для чего живет человек? Добро, любовь, красота, ум, совесть, честь – являются сверхъестественными . Если есть причина … то это уже не добро, любовь…и т.д. – это обыденность. Человек распят между этими двумя мирами.
Почему все люди разные? Темперамент. Опыт детства. Индивидуальная биография. Противоречивость жизненных ролей.
Механизмы защиты я Механизм вытеснения Механизм инверсии Механизм переориентации
Человек живой или мертвый? Сущность – это характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, складывается с самого детств и почти не меняется. Личность – это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни, это то в нас, что не наше.
Поиск смысла жизни человека глазами философов
Торнтон Уайлдер Жизнь не имеет другого смысла, кроме того какой мы ей придаем.
Идеал- это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни. Лев Толстой
«Стремитесь не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл» Альберт Эйнштейн
«Без пользы жить-безвременная смерть» Гете
М. Шелер: пять идей о человеке Заполните Первая идея… Вторая … … … …
Домашнее задание С. 80-94. Работа с философскими текстами. Заполнить таблицу 5 идей о человеке М. Шелера
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Какие человеческие поступки нуждаются в объяснении: А) добрые; Б) злые. 2. Перечислите, что делает людей разными. 3. В каком возрасте складывается у человека образ Я? 4. Что в человеке можно развивать бесконечно долго сущность или личность? 5. Назовите пять идей о человеке М. Шелера. Проверка изученного
Человек верующий. Человека разумный. Человек делающий. Человек – тупик жизни. Идея сверхчеловека. Пять идей о человеке
НЕ СВОДИМОСТЬ ЗАМЕНИМОСТЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОВТОРИМОСТЬ ВЫРАЗИМОСТЬ Характеристики человека
к биологическому виду, климату, географическим условиям; к профессии, работе, делу… Чем больше внешнего, тем меньше внутреннего НЕСВОДИМОСТЬ
Человек не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависим «Собранный человек» не имеет «хвостов» Хвосты: богатство, высокий пост, глупость …. непредопределённость
Человека нельзя изучить, познать объективно, как некий внешний предмет. Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке. невыразимость
Представление о смысле жизни, Честность, Личный успех, Свобода слова, Свобода совести, Предприимчивость, Права человека, Стремление к материальном богатству, Доброжелательность, Счастье. Распределите человеческие ценности по группам Главные жизненные ценности Ценности межличностного общения Демократические ценности Прагматические ценности
С. 94-107. Работа с философскими текстами. Подобрать 2-3 афоризма или стихотворения о любви, смерти, счастье. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока : изучение основных категорий бытия человека, определяющие его жизнь- творчество, вера, любовь, счастье, смерть; рассмотреть разные точки зрения по проблеме основных категорий человеческого бытия; создание условий для формирования у студентов собственной позиции по проблеме бытия.
Что общего можно найти между указанными явлениями? Явление природы Человек Произведение искусства Камень ? ?
Общее воплощено в слове «есть» И камень, и человек, и произведение искусства, и явление природы, и мудрость и безумие – всё это ЕСТЬ Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Это общее, объединяющее свойство и получило название бытия
БЫТЬ Значит находиться в наличии, обладать бытием
Отдельные вещи разрушаются и гибнут Мир в целом существует За всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что они есть В мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное Бытие , лежащее в основе мира
Бытие Важнейшая категория философии Необходима для придания нашей картине мира целостность и стабильность Только после признания существования бытия можно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали
Понятие «бытие» в широком смысле означает «существование» Бытие в философии Реальность, существующая объективно, независимо от человека БЫТИЕ Материальное существование природной и социальной реальности
Возникновение понятия «бытия» V-IV вв. до н.э. Понятие «бытие» возникает в учении древнегреческого философа-элеата Парменида Парменид (540-450 до н.э.) Историческая предпосылка введения понятия «бытие» Необходимость преодоления ситуации общественного кризиса в Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не казалось стабильным
До Парменида философы искали начало мира в существующих вещах Из чего всё произошло? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен)
Парменид впервые в истории философии сделал предметом своих размышлений не ту или иную существующую вещь, а просто «существующее», т.е. то, что в принципе не может чувственно восприниматься. Парменид открыл, что в работу включается не мысль «о чём-то» (о воде, об огне и т.д.), а просто «мысль», которая выводит человека за пределы его субъективных способностей и открывает Истину Именно такая Божественная мысль, мысль-Логос, космический разум и есть бытие
Бытие по Пармениду Бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть всё целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно завершено, закончено, существует в строгих границах
Два понимания бытия в философии Бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное Линия Парменида Бытие – это изменчивое и претерпевающее постоянное становление Линия Гераклита
Понимание бытия в XX веке Мартин Хайдеггер Мартин Хайдеггер предпринял попытку реабилитировать категорию бытия. Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому.
Уровни бытия Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в философской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные её виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических героях или богах, фантастических существах хотя и не существуют в физической действительности, но есть в реальности психической: следовательно, и они обладают особым бытием
Уровни бытия Материальный мир (объективная реальность) Природная, биологическая и социальная реальность, существующая объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека Духовный мир (субъективная реальность) Мир психической жизни, человеческих отношений, языка, культуры и т.п., т.е. того, что связано с сознанием, волей, характером, познанием и переживанием человека
Основные сферы материального бытия Природа Общество «Вторая природа» Живая природа Неживая природа
«Вторая природа» Это искусственный мир, исторически воссоздаваемый обществом для обеспечения своего выживания, функционирования и развития Орудия труда Машинная техника Здания Производственная, военная, бытовая инфраструктура Одежда Мебель
Сферы духовного бытия Объективный дух Духовные образования, возникшие в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием: язык мораль религия искусство наука и др. Субъективный дух Сфера, охватывающая внутренний психический мир отдельного человека: бессознательное сознание самосознание
Виды бытия Бытие Природное бытие Бытие естественных природных вещей и процессов Социальное бытие Бытие общества как объединения разумных существ Духовное бытие Бытие в сфере субъективной психической реальности – внутреннем мире разумного существа Компьютерное бытие Бытие в сфере искусственной компьютерной реальности
Своеобразие бытия человека Своеобразие бытия человека обусловлено тем, что человек является «точкой пересечения», узловым звеном разнокачественных и во многом противоположных друг другу миров
Человек Естественный мир Искусственный мир Материальный мир Духовный мир
Категории бытия человека, определяющие его жизнь Любовь Творчество Счастье Вера Смерть
До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда,а именно,что «тайна сия велика есть» А.П. Чехов Любовь
Любовь С точки зрения философии, любовь объясняется не предметом любви, а способностью любить Любят не за что-то, любят, потому что любят Подлинная любовь – всегда чудо, и как чудо встречается крайне редко
Источник счастья -любовь Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки,обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.
Творчество Каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, усовершенствовать её Творчество имеет место везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером Творчество – это образ жизни
...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свобода, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце.
Счастье Единственно возможный вид счастья – это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод Счастье – это внутренняя умиротворённость, когда жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира
Вера Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому «голосу Божию», как мы иногда сред оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии Эта воля заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле тёмную глубь нашей души, где тлеет «искорка», и в этой искорке увидеть луч, исходящий от самого солнца духовного бытия. С.Л.Франк
«Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный»
«У каждого из нас можно отнять все имущество, семью и хотя это крайне тяжело, но человек выдержит и останется человеком до той поры, пока у него не отнимут веру. Все можно вынести с помощью Божьей», настоятель церкви святой великомученицы Екатерины отец Андрей Верещагин.
Смерть Конечная точка нашего жизненного пути- это смерть, предел наших стремлений. Если бы смерть была подобна врагу от которого можно убежать, я посоветовал бы воспользоваться этим оружием трусов.
Смерть Важнейший фактор человеческого существования Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь Смерть формирует границы человеческой жизни
Синквейны " Сinq " во французском значит пять. Синквейн это пятистрочная строфа Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Синквейны
Мне больше всего удалось……………. Я могу себя похвалить за…………….. Мне очень понравилось как…………. Меня удивило…………………… Я узнал что………….. Теперь я могу……… Для меня было открытием то, что…… На мой взгляд удалось (не удалось), потому что………… На будущее я учту………. Рефлексия урока
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация студента по дисциплине "Основы философии"
Презентация материала, подготовленного для внутриколледжной конференции по философии....
Практические занятия по Основам философии.
Практические занятия по Основам философии. Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....
Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
Методическая разработка...
Методическая разработка теоретического занятия по Основам философии на тему "Гносеология - учение о познании"
Методразработка содержит теоретический материал по теме, хронокарту, ход занятия и список использованных источников...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по "Основам философии"
Методические рекомендации разработаны в соответсвии с рабочей программой учебной дисциплиныОГСЭ.01 Основы философии и могут использоваться студентами специальностей СПО при подготовке к практическим з...
План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение
Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...
Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023
Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...