Обзор произведения Э.Фромма "Бегство от свободы". Для факультатива для 10-11 классов по тематическому блоку "история философии"
статья

Мишукова Анна Павловна

Обзор произведения Э.Фромма "Бегство от свободы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsenziya_na_pr.e.fromma_begstvo_ot_svobody_1.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

На книгу Эриха Фромма

“Бегство от свободы”

Обучающегося 4-го курса

заочного отделения

факультета истории и социальных наук

Мишуковой А.П.

г.Санкт - Петербург

2019 г

Эрих Фромм(1900-1980) - являлся немецким психологом, философом, социальным психологом, психоаналитиком, автор “гуманистического психоанализа”, один из создателей неофрейдизма, а также фрейдомарксизма. Он пытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. [1]

Основной идеей работ Фромма являются противоречия  человеческого существования в мире.  Указывал на то,  что личность не обладает ничем прирожденным и все ее психические проявления. всего лишь следствие включенности, погруженности личности  в различные социальные среды.

Первоначально Фромм стоял на позициях ортодоксального фрейдизма, его ранние работы публиковались в солидных психоаналитических журналах, в том числе в авторитетном «Имаго». С Зигмундом Фрейдом он никогда не был лично знаком, но глубоко проникся духом его учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать, и в итоге Фромм выступил одним из самых решительных ревизионистов психоанализа[2]

Помимо того Фромм не соглашался с теорией Фрейда о биологической сущности человеческой личности, утверждая, что человек есть продукт культуры. Как раз в своей книге “Бегство от свободы” он исследует ситуацию, в которой оказался человек культуры Запада. В ней  стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению отсутствия ценности личности(ее принижения) человека и сомнению в осмысленности собственной жизни. Этот тезис Фромм развил и в ряде других своих работ.

Знаменитая работа Эриха Фромма “Бегство от свободы”  ставит перед читателями вопрос: почему  люди стремятся отказаться от своей свободы в пользу политической диктатуры , не принимая во внимание то изобилие материальных благ и демократических свобод, которыми они наделены. Характер работы больше близок к рассмотрению проблемы свободы отдельной личности, опираясь на  психологии человека и общества. Автор словно анализирует психику человека, озвучивая проблемы взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общего развития. Следует уделить внимание, Эрих Фромм в основу своего анализа, заложил  фундаментальные открытия Фрейда - роль подсознательных  сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий.  Помимо того, данная книга  подчеркивает роль  психологических факторов в социальном процессе в целом и поскольку анализ основывается на Фрейде - особенно на тех открытиях, которые касаются воздействия бессознательного  на характер  человека и его зависимости  от внешних воздействий.[3]Автор подчеркивает, что его анализ был основан также и на предположении о наличии особой связи индивида  с внешним миром и связи между человеком и обществом динамического характера.

 “Бегство от свободы” представляет собой анализ феномена человеческой тревоги, порожденной распадом средневекового мира, в котором человек чувствовал себя  защищенным несмотря на многие опасности.Целью своего произведения Фромм ставит рассмотреть характер процесса развития свободы, показать, что современное общество имеет двойственное влияние на человека Произведение  пытается показать современного человека, обеспокоенного и испытывающего соблазн отдать свою свободу  диктаторам или же лишиться ее. Оказавшись в изоляции, одинокий человек обеспокоен своим одиночеством, оно  его волнует и пугает, в то же время он старается показаться независимым и критичным. На протяжении всей книги просматривается идея того, что свобода выбора, в последствии  становящейся для общества неким “грузом”, делает его изолированным. Человек, он же индивид, становится также и одиноким, он растерян, не уверен в себе, хоть и получил понятие “индивидуальности”, он находится в руках тех сил, которые находятся вне его. Когда   человек сумеет подчинить себе общество, внешние процессы его окружающие, если будет активно участвовать в общественном процессе, тогда он преодолеет те аспекты, что погружают его в отчаяние. И это не нищета или голод, это отсутствие “индивидуальности”, бессмыслие существования и обращение из “индивида” в “винтик механизма”, в автомат. Человек получит свободу только тогда, когда общество будет действовать рационально и согласовано, будучи уверенным  в силу человеческого разума, в существование веры в жизнь, правду, в свободу, как спонтанную реализацию личности.

Э.Фромм, в предисловии 25 издания книги,  задается следующим вопросом: не следует ли ему, по истечении этого периода времени, пересмотреть свои теоретические  заключения? И сам же дает ответ на него, что  главные элементы анализа  по-прежнему имеют силу и нуждаются в расширении, а также интерпретации  во многих направлениях[4]. Следовательно, все те общественные и психологические  тенденции и направления, на которых основывается книга, по-прежнему актуальна.

Структура книги:

Предисловие

Предисловие II

Глава I. Свобода - психологическая проблема?

Глава II. Возникновение индивидуальности и двойственной свободы

Глава III. Свобода в век Реформации

  1. Средневековые предпосылки Ренессанса
  2. Период  Реформации

Глава IV.Два аспекта свободы для современного человека

Глава V. Механизмы бегства

  1. Авторитаризм
  2. Разрушительность
  3. Конформизм автомата

Глава VI. Психология нацизма

Глава VII. Свобода и демократия

  1. Иллюзия индивидуальности
  2. Свобода и спонтанность

Приложение: характер и общественный процесс

В первой главе Эрихом Фроммом поставлен вопрос о свободе, что она из себя представляет, является ли она  проблемой психологического характера, а также,  что испытывают люди при подчинении. Для этого, в первую очередь  приводит в пример фашистские режимы и одновременно с этим прописывает цель  книги:анализ динамических факторов в структуре характера современного человека, побудивших его отказаться  от свободы в фашистских государствах[5]

Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой и ставит вопрос ,что же такое свобода и какое удовлетворение получают люди от подчинения. Автор рассматривает фашистские режимы и отмечает тот факт, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее», Фромм ставит целью провести анализ тех динамических факторов в психике современного человека, которые побуждают его добровольно отказываться от свободы в фашистских государствах и которые так широко распространены в миллионных массах народа.

Автор указывает, что в книге подчеркивается  роль психологических факторов  в социальном процессе и приведенный в ней анализ будет основывается на некоторых фундаментальных идеях Фрейда.Фромм дает понять читателю, что его книга будет основываться на идее: ключевая проблема психологии заключается в специфической связи индивида с миром, а не в удовлетворении или фрустрации, кроме того  указывалось, что связь между человеком и миром не статична.Вводя понятие адаптации, он Фромм разделяет ее на “статичную” и “динамическую”. Статичная адаптация понимается  под приспособлением к паттернам, оставляющее всю структуру характера неизменной, данный тип адаптации предполагает  приобретение только новой привычки. Динамическая адаптация же,может быть рассмотрена на примере подчинения ребенком  командам строгого отца, слишком его боясь, ребенок становится “хорошим”. Помимо вопроса рода адаптации, автор задается вопросом: каковы пределы приспосабляемости, что вынуждает человека приспосабливаться практически ко всем жизненным условиям? Ответом на него служат рассмотренные физиологические и приобретенные потребности. Автор акцентирует внимание на практически невыносимом моральном одиночестве человека т.к. человеку необходима связь с внешним миром, он стремиться избежать одиночества. Как физический голод ведет к смерти, так и полная изоляция ведет к психологическому разладу.  Фромм ссылается на О.Бальзака и его произведение “Утраченные иллюзии”, в котором описана потребность избегания морального одиночества - “ ....человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отвергнутый или недужный - обрести товарища по судьбе”[6].

Автор отмечает и факт, что человек не может существовать без какой-либо кооперации, он должен сотрудничать с другими людьми. Наличие субъективного самосознания, способности мыслить, благодаря чему человек осознает себя как индивида - являются обстоятельствами, делающими потребность в принадлежности непреодолимой. Если человек не будет принадлежать общности, если его жизнь не будет иметь какого-то смысла и направления, человек будет чувствовать себя пылинкой, будет подавлен собственной незначительностью[7]

Во второй главе, перед разбором вопроса свободы для современного человека  и как он старается от нее бежать, автор нацелен обсудить концепцию, являющейся предпосылкой для понимания  анализа свободы в современном мире.Данная концепция рассматривает  осмысление человека себя, как индивида. Фроммом ставится в рассмотрение связь ребенка с матерью, становление независимости младенца от тела матери(взрослого, являющегося авторитетом). Для описания  осознания собственной индивидуальности десятилетним ребенком, Фромм обращается  к выдержке из произведения  Р.Хьза “Сильный ветер на Ямайке”[8]

К аспектам индивидуальность Фромм относит развитие личности, но при этом и усиливающееся состояние одиночества. Когда человек становится  личностью, он сталкивается с миром со всеми его проявлениями и опасностями. Эти проявления вынуждают отказаться от индивидуальности, тем самым полностью погрузившись во внешний мир.  В главе обращается внимание, что  существующая связь между человеком и свободой  отражается  в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка является, по сути, актом свободы—первым человеческим актом вообще. Таким образом, акт свободы (неподчинения) прямо связывается с началом человеческого мышления. Процесс развития свободы носит, по Фромму, диалектический характер: с одной стороны — это развитие человека, с другой—усиление изоляции, приводящее к росту чувства бессилия.

Также рассматривается понятие “Свободы для” как в положительном русле и “свободы от” - носящей больше отрицательный характер, указывая тем самым на то, что свобода имеет двойственный характер. Следует обратить внимание на новую концепцию свободы, которая выражается в религиозном плане и капиталистическом. Религиозная свобода  содержит в себе теории Лютера и Кальвина. Как Лютер, так и Кальвин,психологически готовили человека к роли, которую он обязан проиграть в современном обществе: он должен чувствовать себя ничтожным и быть готовым подчиниться исключительно тем целям, что идут в противовес его собственным[9]. Человек будет достаточно готов к роли слуги экономической машины, в последствии и Гитлера, как только осознает себя никем, только лишь орудием Бога. Фромм указывает, что в ходе разрушения средневековой социальной структуры, образуется сильный денежный класс, следовательно стало формироваться понятие индивида в современном смысле этого слова. Но при этом простой народ потерял  уверенность своего положения в обществе, не обладая ни ни богатством, ни властью, на статным положением в обществе, отсюда он уже стал сомневаться в своем прежнем положении в обществе. Следовательно, возникла тревога и исцеление от нее можно было  получить в религии.

Фромм указывает, что в ходе разрушения средневековой социальной структуры, образуется сильный денежный класс, следовательно стало формироваться понятие индивида в современном смысле этого слова. Но при этом простой народ потерял  уверенность своего положения в обществе, не обладая ни ни богатством, ни властью, на статным положением в обществе, отсюда он уже стал сомневаться в своем прежнем положении в обществе. Следовательно, возникла тревога и исцеление от нее можно было  получить в религии.

Капитализм также принес индивиду  свободу,но при этом, сам индивид сделался более одиноким, изолированным и стал инструментом в руках мощных сил,  окружающих его. Данный процесс принес с с собой самоотрицание и аскетизм: целью жизни  человека стала экономическая деятельность, финансовый успех и материальная выгода. Господство  того же рынка во всех общественных и личностных отношениях привело к тому, что личности, пропитанные безразличием, становятся объектами манипуляций, инструментами.

Главу следует подытожить тем, что в любом формирующемся социальном процессе, человек по-прежнему является частичкой определенного механизма. и все, что он может делать - “это шагать в ногу, как марширующий солдат или механически повторять действия, как рабочий у бесконечного конвейера”[10]. Индивид будет способен на действия, но так или иначе, его независимость и значимость будут утрачены.

В пятой главе автор  нацелен рассматривать психологию индивида, сославшись на наблюдения, перенося их в дальнейшем на социальные массы. Фромм уделил внимание трем  культурно-значимым механизмам: авторитаризму, разрушительности и конформизму автомата.

  • Авторитаризм

Под первым механизмом  “бегства” от свободы автор рассматривает  тенденцию отказа от независимости собственной личности, слияния ее с кем-то(чем-то) ве своего “я” для получения силы, которой человек сам по себе лишен,т.е. поиск вторичных уз. Здесь приводятся в пример мазохисткие и садиссткие  тенденции, принимающие разные формы. Фромм указывает читателю на то, что побуждения садизма и мазохизма  помогают индивиду  избежать чувства бессилия и одиночества,а так же страха перед ним, избавиться от чувство собственной незначительностит.  Они для него уже невыносимы. Бременем для испуганного индивида является он сам, ему невыносимо быть самим собой и он отчаянно пытается “от себя” избавиться, привязавшись  кому-то или чему-то. Как раз мазохизм и является одним из способов достижения этой цели и все его формы сводятся к одному: “ избавиться от собственной личности[11], потерять себя, избавиться от бремени свободы”. При сравнении садизма с мазохизмом,  автор выделяет  их различие между собой, обращая внимание на враждебность, более выраженную у первого. На вопрос: не являются ли проявления садизма, стремлением к власти, автор дает отрицательный ответ  т.к. стремление причинения боли другому человеку никак не идентичны желанию власти, выражающемся  в превосходстве  в чисто материальном смысле. При рассмотрении авторитарного мышления, ссылаясь на определение авторитаризма, Фромм выделяет особенности, типичные для него:  жизнь определяется силами, внешними по отношению к личности, ее интересам и желаниям. Счастье видится в подчинении этим самым силам.

  • Разрушительность

Определенной чертой разрушительности является разрушение самого объекта. Разрушительность бывает двух видов: реактивная—в ответ на агрессию извне, что естественно, и активная, постоянно живущая в индивиде и только ждущая повода для своего проявления. Если разрушительность не имеет под собой причин, человек считается психически нездоровым, однако, как и в случае с садомазохизмом, разрушительность часто рационализируется. Автор полагает, что разрушительность является бегством от чувства бессилия, отсюда ее целью  становится устранение всех объектов, с которыми проходит линия сравнения индивида. Ссылаясь на Фрейда, следует отметить, что в человеке присутствует два базовых устремления: 1- направление к жизни, более или менее идентичное либидо; 2- инстинкт смерти, целью которого и является разрушение, в частности, жизни, он направлен или против собственной личности, или против внешних объектов.Принимая во внимание нацизм,  в период его расцвета, важнейшим фактором  являлась разрушительность среднего класс, нарцизм аппелировал  к этим разрушительным стремлениям  и использовал в борьбе против врагов. Корни разрушительности, как пишет Фромм содержаться в изоляции человека, подавлении индивидуальной экспансивности

  • Конформизм автомата

В данном случае автором рассматривается следующий механизм бегства  - это полный уход от мира такой степени,  что человек перестает ощущать  угрозу, что свойственно некоторым видам психоза. В этом типе бегства, человек перестает быть собой, принимая тот тип личности, которые предложены обществом т.е. он делается таким же, как все, делает то, что от него ожидают. Следовательно, исчезает страх бессилия и одиночества, потому что  исчезает грань между понятиями “я” и “миром”. Фромм сравнивает данный способ бегства с защитной окраской, свойственной определенному ряду живых существ. В представленном разделе анализируется  ряд выражений и понятий : “я думаю”, “я сравниваю”, “я размышляю”, “псевдомышление” , “псевдожелание” на примере ситуации с сеансом гипноза и рассмотренного сна.  В конечном итоге автор приходит к выводу,  что личность впадает в состояние глубокой  неуверенности,  когда теряет свою подлинную личность и заменяет ее псевдоличностью. Человек одержим сомнениями, так как теряет свою собственную идентичность, он вынужден  искать ее в постоянном одобрении окружающих.

Выводом к главе становится утверждение, что человек готов подчиниться авторитету, т.е. уйти от свободы,  если тот предоставит ему  безопасность и избавление от одолевающих сомнений.

Л. Мамфорд считал, что истинные источники нацизма  следует искать “ в человеческой душе, а не в экономике. Всепоглащающая гордыня, наслаждение жестокостью, невротический распад - именно в этом, а не в Версальском договоре или некомпетентности Веймарской республики лежит объяснение фашизма”[12]. В шестой главе Фроммом будут рассматриваться  особые условия , необходимые для того, чтобы предложения нацистского движения были приняты  населением. Так же будут освещены  психологические аспекты нацизма  и его человеческое основание. В разделе указано, что нацизм представляет из себя психологическую проблему, власть, которую он обрел над народом,  можно понять на основе психологии. Автор ссылается на то, что у народа Германии была психологическая готовность к тому, чтобы подчиниться нацистскому режиму . Это подчинение выражается в  в состоянии внутренней усталости и безнадежности.  Как бы гражданин не отвергал предложенные принципы , он был вынужден отнести себя к  принадлежности Германии, так как он был глубоко одинок.

Опираясь на прошлые главы Фромм выделяет авторитарный характер власти Гитлера, кроме того садистские и мазохистские черты. Они вызывают неспособность  выстоять отдельно индивида  и потребность в объединении для преодоления допустимого одиночества. Садистские черты Гитлера к немецкому народу, который он презирает и в тоже время “любит” присутствуют   в многочисленных выражениях в “Майн - камф”. Фромм выделяет,  Гитлер признавал  психическую усталость своих слушателей  как наиболее благоприятное условие их внушаемости. Так же Фромм ссылается на желание  нацистских вождей властвовать над массами. Одним из примером данного он ставит вождя немецкого Трудового фронта - Роберта Лея, которому принадлежат слова: “Мы хотим знать, имеют ли эти люди волю руководить, быть повелителями, одним словом, править. Мы хотим господствовать и наслаждаться этим….”[13]. Гитлер пытался рационализировать , а также оправдать свою жажду власти. Кроме того он старался оправдать характерные черты садизма  ссылаясь на невиновность народа и извергов врагов.

В анализе идеологии Гитлера, Фромм хотел показать читателю, двоякость идеологии нацизма, жажду власти  над людьми и одновременно с этим  стремление к подчинению всеохватно мощной силе.Помимо того, он задается вопросом:с учетом всех психологических особенностей , удовлетворял ли нацизм  эмоциональные потребности населения?

В качестве к вывода к главе, Фромм  указывает, что функции авторитарной  идеологии и практика сопоставимы с  с функцией  невротических симптомов, порожденных  невыносимыми психологическими условиями. Решение создавшейся проблемы  существует, и оно вполне возможно,  однако оно не ведет к счастью или личностному росту. бегство от проблемы и симбиоз могут облегчить страдания, но всего лишь на время.

В качестве подведение итогов, следует указать, что стремление к свободе - не метафизическая сила, оно не может быть объяснено законами природы, оно - неизбежный результат  процесса индивидуализации и роста культуры.

Начиная читать “Бегство от свободы”, я,  задавшись  рядом вопросов, нашла для себя ряд ответов, которые Э.Фромм толковал больше  со стороны психологии. Меня долго волновал вопрос: почему человек так стремиться объединяться и подчиняться власти, устанавливаемой в государстве; на чем человек больше сделает акцент, когда ему придет пора выбирать: на своей свободе или же на объединении с другими , такими же сомневающимся, неуверенными, отчаявшимися. Все психологические явления, раскрываемые автором, были подкреплены примерами, раставлявшими все на свои места.

Список использованной литературы

Эрих Фргомм. Бегство от свободы. - М.:Издательство  АСТ, 2018. - 288 с.

Электронные ресурсы

https://www.psychologos.ru/articles/view/erih-fromm

http://fromm.hpsy.ru/biography/


[1] https://www.psychologos.ru/articles/view/erih-fromm

[2] http://fromm.hpsy.ru/biography/

[3]  Фромм Э. Бегство от свободы стр.21

[4] Фромм Э. Бегство от свободы Стр.16

[5] Фромм Э. Бегство от свободы стр.17

[6] Бальзак О. “Утраченные иллюзии. М.:Правда, 1989. Перевод Н.Г.Яковлевой

[7] Фромм Э. Бегство от свободы стр.32

[8] Фромм Э. Бегство от свободы стр 37

[9] Фромм Э. Бегство от свободы стр 113

[10] Фромм Э. Бегство от свободы стр. 133

[11] Фромм Э. Бегство от свободы стр.151

[12]Фромм Э. Бегство от свободы  стр.202

[13] Фромм Э. Бегство от свободы стр.218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта....

Мастер-класс по Автотренажеру "Форсаж-7" (панорамный экран с углом обзора 210 градусов).

В работе представлен мастер-класс по использованию Автотренажера "Форсаж-7" с панорамным экран с углом обзора 210 градусов в интерактивном учебном центре "Автоград".Автотренажер предназначен для автош...

Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

Работа над полифоническим произведением в классе баяна на примере фуги И.С. Баха из цикла органная прелюдия и фуга g moll

В наши дни исполнительство на баяне и аккордеоне стало важной частью музыкальной культуры. Подтверждению этому – успехи лучших баянистов на самых престижных музыкальных сценах мира и появление значите...

План урока «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе». 19.05.2017г

План открытого урока концертмейстера со студенткой 3 курса. Данный этап работы является завершающим, самостоятельным (без преподавателя), решающий творческие задачи....