Дополнительное образование обучающихся
учебно-методический материал
Курс дисциплины «Практическая стилистика» предназначен для студентов, обучающихся на 1 курсах технического, социально-экономического профиля и рассчитан на 12 часов учебной нагрузки (6 месяцев обучения).
Программа курса разработана с учетом знаний и умений обучающихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа базируется на текстоцентрическом принципе обучения русскому языку, который предполагает, что основной единицей обучения становится текст как результат речевой деятельности, как средство формирования языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Цель: повышение речевой культуры обучающихся средствами языка при работе с литературными текстами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_praktikum_prakticheskaya_stilistika.doc | 268 КБ |
rp_praktikum_prakticheskaya_stilistika.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально- гуманитарный колледж» протокол № 1 от 02 сентября 2019 года |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная образовательная программа
Наименование программы | Практическая стилистика |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | культурологическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | студенты 1 курсов |
Требования к уровню образования обучающихся | базовый уровень учебного предмета «Русский язык» |
Срок освоения программы | 6 месяцев |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 6 месяцев |
Количество часов всего | 12ч. |
Количество часов в неделю | 1ч.по расписанию |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
Курс дисциплины «Практическая стилистика» предназначен для студентов, обучающихся на 1 курсах технического, социально-экономического профиля и рассчитан на 12 часов учебной нагрузки (один год обучения).
Программа курса разработана с учетом знаний и умений обучающихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа базируется на текстоцентрическом принципе обучения русскому языку, который предполагает, что основной единицей обучения становится
текст как результат речевой деятельности, как средство формирования языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Культура речи — это не только владение нормами русского литературного языка в области произношения, ударения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса и т. д., но и умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка в различных условиях коммуникации.
Повышение речевой культуры имеет нравственный и воспитательный характер.
Культурологическое направление программы ориентировано на обучение, воспитание и развитие творческих способностей студентов - первокурсников, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков. Программа нацелена на повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных разделов в области филологии – «Текстоведение и речеведение».
1.2. Автор программы: Борисенко Л.В., преподаватель русского языка и литературы
1.3.Актуальность программы обусловлена тем, что одной из приоритетных задач работы ОУ является формирование коммуникативных качеств обучающегося, способного самостоятельно мыслить, владеть нормами литературного языка, грамотно излагать мысли, анализировать и делать выводы. В связи с этим владение речью - одна из составных частей коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. Данная программа дополняет уроки русского языка.
Успешная реализация программы поможет обучающимся обобщить и систематизировать знания по данному разделу курса русского языка, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
1.4. Цель и задачи программы
Цель и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями ФГОС.
Цель: повышение речевой культуры обучающихся средствами языка при работе с литературными текстами
Задачи:
- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализы текста;
- обобщить знания о выразительных средствах языка;
- совершенствовать речевую деятельность обучающихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;
- формировать устойчивые навыки нормативной речи.
Главное внимание в программе уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.
Итоговый контроль (зачет) предусматривает проверку сформированности практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к итоговым испытаниям по русскому языку.
1.5. Возраст и количество слушателей.
Возраст слушателей курса дисциплины «Практическая стилистика» должен составлять от 15 лет и более, предельный возраст не ограничен. Количество человек в группе от 15 до 25.
1.6.Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии.
Формы занятий:
- лекционное занятие;
- занятие-практикум по работе с текстами;
- самостоятельная работа обучающихся.
Используемые образовательные технологии:
- Информационно – коммуникационная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Технологии уровневой дифференциации .
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
- Календарный учебный график
ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | |||||||
11.11-16.11 1 | 18.11.-23.11 2 | 26.11.-30.11 3 | 9.12.-14.12 4 | 16.12.-21.12 5 | 13.01.-19.01 6 | 20.01-26.01. 7 | 03.02-08.02. 8 | 10.02-16.02 9 | 17.02.-22.02 10 | 02.03.-7.03. 11 | 16.03-21.03 12 |
- Планируемые результаты освоения программы.
Знать:
- жанровые особенности литературных текстов;
- грамматические нормы русского языка;
- языковые способы и средства организации текста;
- правила построения абзаца в творческой работе;
- изобразительно-выразительные средства языка в художественной литературе
Уметь:
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;
- правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.
4.Учебный план программы
№ | Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | Форма промежуточной аттестации | ||
Раздел 1. Введение.(1ч) | |||||
1.1 | Виды творческих работ. Стилистические особенности и структура текстов. | 1 | |||
Раздел 2. Литературный язык. Культура речи (2ч) | |||||
2.1 | Языковая норма и ее особенности. Работа с текстами. | 1 | |||
2.2 | Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Анализ текстов. | 1 | |||
Раздел 3. Текст. Строение текста. (2ч) | |||||
3.1 | . Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста | 1 | |||
3.2 | Грамматическая связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца в творческой работе | 1 | |||
Раздел 4. Типы речи. (2ч) | |||||
4.1 | Особенности разных типов речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Умение делить текст на части. | 1 | |||
4.2 | Структурирование текста-рассуждения. | 1 | |||
Раздел 5. Функциональные стили речи. (2) | |||||
Композиция публичного выступления, выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. (рассказ, беседа, спор). | 1 | ||||
Тексты разных функциональных стилей и жанров. Определение различных стилей текста. Написание текста в заданном стиле. | 1 | ||||
Раздел 6. Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие (2ч) | |||||
Основные признаки художественной речи. Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе | 1 | ||||
Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств языка. | 1 | ||||
Раздел 7. Написание и анализ сочинений разных жанров (1ч) | |||||
Приемы редактирования. Анализ и редактирование собственного сочинения. | 1 | ||||
Итого | 4ч. | 8ч. | 0ч. | зачет | |
Форма итоговой аттестации | зачет |
5 Содержание программы.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
1. Введение.(1 час.)
Требования к творческой работе. Нормы оценки сочинений. Разные жанры сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
2. Литературный язык. Культура речи. (2 час.)
Формы существования русского национального языка. Национальный язык – единство его различных форм. Литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма и ее основные особенности. Понятие нормы и ее изменчивости. Понятие культуры речи. Качества речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура устной и письменной речи. Основные качества речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
3. Текст. Строение текста. (2 час.)
Текст и его место в системе языка и речи. Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной речевой деятельности. Текст (высказывание) как единица общения. Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея), проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста. Грамматическая связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце. Правила построения абзаца.
4. Типы речи. (2 час.)
Понятие о типах речи. Особенности разных типов речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Умение делить текст на части в зависимости от типа речи и устанавливать между ними связь. Структурирование текста-рассуждения.
5. Функциональные стили речи. (2 час.)
Стиль речи и речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные признаки. Признаки публицистического стиля, основные жанры. Композиция публичного выступления, выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Общие признаки разговорной речи, типичные ситуации и задачи разговорной речи, языковые средства, основные жанры (рассказ, беседа, спор). Основные признаки художественной речи. Тексты разных функциональных стилей и жанров. Определение различных стилей текста. Написание текста в заданном стиле.
6. Выразительность речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие. ( 2 час.)
Основные признаки художественной речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические, синтаксические: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и др.) Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественной литературе. Тенденции употребления изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств языка.
рецензии на сочинение.
7. Написание и анализ сочинений разных жанров.
( 1 час.)
Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. Приемы редактирования. Анализ и редактирование собственного сочинения. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибок и их исправление. Предупреждение типичных ошибок, встречающихся в сочинении.
- Комплект оценочных средств
Оценочные материалы (Написание текстов с использованием различных изобразительно-выразительных средств языка).
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1. Материально-техническое обеспечение курса:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя;
- места для работы 2-4 групп слушателей.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Технические средства обучения:
- мультимедийные средства обучения: компьютер, интерактивная доска, учебно - методические материалы на DVD ;
- дидактические материалы по стилистике русского языка
- учебники, таблицы
Перечень рекомендованных учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
7.2.Информационно-коммуникативные средства:
Электронные библиотеки по курсу. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам.
ЭБС ( электронно-библиотечная система) Znanium.com
Перечень рекомендуемых учебных изданий
№ п.п. | Автор, наименование учебного пособия, реквизиты | Количество имеющихся экземпляров |
1. | А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11кл. общеобразоват. учреждений М.; Просвещение, 2015 | 25 |
2 | А Е. С Антонова, Т. М. Воителева . Русский язык: чучебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. | 25 |
3. | --- Т. М. Воителева . Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. —М., 2014. | 15 |
- перечень интернет-ресурсов:
Перечень дополнительной литературы
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы – М., ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2012
- Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. Тестирование и единый экзамен. – М., Р.-н.-Д., ИКЦ «МарТ», 2012
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи – С.-П., Союз, 2013
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение,2014
- Министерство образования Российской Федерации. Единый Государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Русский язык – М., Просвещение, 2018
Интернет – ресурсы
1. Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
2. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1september.ru
3. ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com
4. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
5. Материалы по теории языка и литературе http://philologos.narod.ru
6. МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии http://www.medialingua.ru
7. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://mapryal.russkoeslovo.org
8. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» http://www.riash.ru
9. Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru
10. Портал «Русское слово» http://www.russkoeslovo.org
11. Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru
12. Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
13. Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru
14. Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru
- Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение.
- Громов И. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения (6-7 кл., 17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. – 2009. - №9.
- Искусство устной и письменной речи : программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.-сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина.-2015
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально- гуманитарный колледж» протокол № 1 от 02 сентября 2019 года |
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная образовательная программа
Наименование программы | Практическая стилистика |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | культурологическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся | студенты 1 курсов |
Требования к уровню образования обучающихся | базовый уровень учебного предмета «Русский язык» |
Срок освоения программы | 6 месяцев |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 6 месяцев |
Количество часов всего | 12ч. |
Количество часов в неделю | 1ч.(по расписанию) |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается | справка-сертификат, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
Курс дисциплины «Практическая стилистика» предназначен для студентов, обучающихся на 1 курсах технического, социально-экономического профиля и рассчитан на 12 часов учебной нагрузки (один год обучения).
Программа курса разработана с учетом знаний и умений обучающихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа базируется на текстоцентрическом принципе обучения русскому языку, который предполагает, что основной единицей обучения становится
текст как результат речевой деятельности, как средство формирования языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Культура речи — это не только владение нормами русского литературного языка в области произношения, ударения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса и т. д., но и умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка в различных условиях коммуникации.
Повышение речевой культуры имеет нравственный и воспитательный характер.
Культурологическое направление программы ориентировано на обучение, воспитание и развитие творческих способностей студентов - первокурсников, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков. Программа нацелена на повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных разделов в области филологии – «Текстоведение и речеведение».
1.2. Автор программы: Борисенко Л.В., преподаватель русского языка и литературы
1.3.Актуальность программы обусловлена тем, что одной из приоритетных задач работы ОУ является формирование коммуникативных качеств обучающегося, способного самостоятельно мыслить, владеть нормами литературного языка, грамотно излагать мысли, анализировать и делать выводы. В связи с этим владение речью - одна из составных частей коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. Данная программа дополняет уроки русского языка.
Успешная реализация программы поможет обучающимся обобщить и систематизировать знания по данному разделу курса русского языка, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
1.4. Педагогическая целесообразность программы:
Реализация программы предполагает совершенствование практических умений: анализа текста; информационной переработки текстов; создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи. Большое внимание в программе уделяется вопросам культуры речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, формированию общеучебных умений и навыков, повышению общей культуры человека.
Успешная реализация программы поможет обучающимся обобщить и систематизировать знания по данному разделу курса русского языка, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык и литература».
1.5. Цель и задачи программы
Цель и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями ФГОС.
Цель: повышение речевой культуры обучающихся средствами языка при работе с литературными текстами
Задачи:
- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализы текста;
- обобщить знания о выразительных средствах языка;
- совершенствовать речевую деятельность обучающихся, умения и навыки изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;
- формировать устойчивые навыки нормативной речи.
Главное внимание в программе уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка обучающихся к написанию сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.
Итоговый контроль (зачет) предусматривает проверку сформированности практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных компетенций. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к итоговым испытаниям по русскому языку.
1.6. Возраст и количество слушателей.
Возраст слушателей курса дисциплины «Практическая стилистика» должен составлять от 15 лет и более, предельный возраст не ограничен. Количество человек в группе от 15 до 25.
1.7. Сроки реализации программы: 6 месяцев
1.8. Распределение часов:
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа |
12 | 4 | 8 | 0 |
1.9.Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии.
Формы занятий:
- лекционное занятие;
- занятие-практикум по работе с текстами;
- самостоятельная работа обучающихся.
Используемые образовательные технологии:
- Информационно – коммуникационная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Технологии уровневой дифференциации .
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
1.10.Ожидаемые результаты освоения программы:
Знать:
- жанровые особенности литературных текстов;
- грамматические нормы русского языка;
- языковые способы и средства организации текста;
- правила построения абзаца в творческой работе;
- изобразительно-выразительные средства языка в художественной литературе
Уметь:
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;
- правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания.
1.11. Аттестация по итогам освоения программы.
Зачет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование обучающихся
Содержит описание структуры и содержания программы ДОУ...
Организация дополнительного образования обучающихся
Программа дополнительного образования разработана для студентов специальности Дошкольное образование в целях формирования общих и профессиональных компетенций...
Дополнительное образование обучающихся
Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых "Баскетбол" (программа спортивной секции)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Слесарные работы в автомобилестроение»
Программа кружка включаеи в себя овладения трудовыми приёмами АО следующим видам работ:«Правка и гибка металла», «Выполнение изделий по технологической карте», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручн...
Дополнительное образование обучающихся
Рабочая программа дополнительного образования обучающихся в рамках спортивной секции "Волейбол"...
Дополнительное образование обучающихся
Программы (фрагменты) дополнительного образования обучающихся...
Дополнительное образование обучающихся ГАПОУ РС (Я) "Алданский политехнический техникум"
Цели и задачи деятельности системы дополнительного образования - обеспечить занятость студентов во второй половине дня после основных занятий - предоставить возможность для творч...