РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
рабочая программа

Курмакаев Юнир Якубович

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины огсэ.01 «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего профессионального образования по специальности 31.02.02  Акушерское дело  и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы философии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа59.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                 общеобразовательной учебной дисциплины  

ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

по специальности: 31.02.02 «Акушерское   дело»

форма обучения: очно-заочная 

2019 г.

        Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   среднего профессионального образования по специальности 31.02.02  Акушерское дело  и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы философии»

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией    

по специальности ОПД

                    от «29» августа 2019 г.

                           протокол №1

               Председатель П(Ц)К ОПД

____________/Е.Ю. Максименко/ 

                  УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета                   от«30» августа 2019г.

протокол №1

Директор ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»      ____________   /Г.Г.Савзян/

/

Составитель:

Курмакаев Ю.Я.-кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Рецензент:

Бессонова Т.С. – кандидат исторических наук, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является ППССЗ, в соответствии с ФГОС по специальности СПО - 31.02.02 «Акушерское дело», очно-заочная форма

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Использование часов вариативной части

№п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование раздела

Количество

часов

Обоснование включения в рабочую

программу

1

Обучающийся должен уметь:

определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

обучающийся должен знать:

-основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

12

Более детальное и углубленное освоение общих компетенций

 (ОК1- ОК 13)

необходимых для освоения специальности

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки - 78 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 34 часов;

-  самостоятельной работы - 44 часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе практические занятия

0

Самостоятельная работа (всего)

44

- реферирование, подготовка доклада, плана, конспекта и презентации на занятие и/или студенческую научную конференцию

23,5

- написание эссе

10

- составление таблиц

4

- исследовательская работа (изучение трудов классиков философии)

6,5

Промежуточная   аттестация - в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии».

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I.

Предмет философии как науки и её история.

14

Тема 1.1. Философия, её место, функции и роль в жизни человека и общества.

Содержание учебного материала

2

Происхождение философии. Становление философии из мифологии Основные этапы становления и развития философии.  Философия как особая форма общественного сознания. Философия как любовь к мудрости, учение о нравственной жизни. Предмет философии, круг его вопросов. Основные черты философии. Основные категории и понятия философии. Функции и язык философии.

Философия как учение о мире, мышлении, идеях мироустройства. Философия и мировоззрение. Мировоззрение как система, его природа, сущность, структура и исторические формы. Уровни мировоззрения. Мировосприятие. Мироощущение. Миропонимание.

Соотношение философии, науки, религии и искусства.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

     3

Вид: написание эссе: «Язык философии», «Зачем нужна философия медицинскому работнику».

Тема 1.2. Философия Древнего мира. Философия Древнего Востока: Китай и Индия.

Содержание учебного материала

2

Специфика восточного социокультурного типа философствования. Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Востока. Связь философских представлений и принципов врачевания в древневосточной культуре. Древнеиндийская философия. «Веды» - первый источник философских знаний. Философские школы. Древнеиндийская философия и медицина. Китайская специфика в философии. Основные черты древнекитайской философии. Философские школы Древнего Китая: моизм, легизм. Учение Лао-цзы. Философские основы древнеиндийского буддизма. Философия конфуцианства. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.  Древнекитайская философия и медицина. Семинарское занятие «Философия Древнего Востока: Китай и Индия»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: подготовка рефератов «Возникновение философии»; «Философские школы Древнего Китая»

Тема 1.3. Становление и развитие античной философии.

Содержание учебного материала

2

Возникновение, основные этапы и проблемы античной философии. Особенности и основные этапы развития античной философии. Становление философии в Древней Греции. Основные философские системы и школы. Натурфилософский период. Софисты и Сократ как представители гуманистического периода. Классическая древнегреческая философия. Платон. Аристотель. Эллинистические школы. Философия в Древнем Риме. Марк Аврелий. Сенека.

Врачи-философы античного мира. Философские идеи Гиппократа и Галена. Семинарское занятие «Основные направления и школы философии античного мира».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: работа с текстами; подготовка презентации: «Учение античных философов о нравственности и мудрой жизни»; «Философские школы и учение о первоначалах»; написать эссе «Как быть счастливым» (философия эпикуреизма, стоицизма, скептицизма)».

Тема 1.4.

Средневековая философия: патристика и схоластика.

Содержание учебного материала

2

Основные черты средневековой философии: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм. Патристика и схоластика как два основных направления христианской философии. Учение о гармонии веры и разума. Патристика и учение Августина Блаженного. Схоластическая философия, этапы в её развитии. Философская система Фомы Аквинского. Номинализм и реализм в средневековой философии. Философия арабского Средневековья.

Схоластическая медицина и практика врачевания. Виднейшие врачи-философы средневековья.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: подготовка рефератов: «Выдающиеся философы средневековья»; «Ибн-Сина (Авиценна) - выдающийся врач-философ арабского средневековья»; «Ибн-Рушд (Аверроэс) - виднейший врач-философ арабского Средневековья»

  Тема 1.5.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Содержание учебного материала

2

Особенности философии Эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная ориентация эпохи. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Натурфилософия Парацельса, Джордано Бруно. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Учение о природе: от натурфилософии к естествознанию. Эпоха научных революций XVII-XIX вв. Наукоцентризм как ведущий принцип философской мысли эпохи. Проблемы методологии научного познания. Основные идеи Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта. Эпоха Просвещения XVIII в.: наука как идеология. Влияние философии Нового времени и Просвещения на развитие научной медицины. Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса, Везалия и др.Немецкая классическая философия. Основоположник немецкой классической философии И.Кант. Объективно-идеалистическая система Г.Гегеля. Материализм Л.Фейербаха. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли. Значение немецкой классической философии для науки и медицины. Семинарское занятие «Философия эпохи Возрождения и Нового времени».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: подготовка рефератов: «Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения»: «Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса»; подготовка презентации «Особенности философии Нового времени», «Медицина Ренессанса в открытиях Везалия», «Леонардо да Винчи о медицине», «Основные идеи Ламетри и Ламарка, их вклад в развитие философии и медицины»; работа со словарём по теме: «Основные понятия немецкой классической философии». Тестовое задание по теме.

Тема 1.6. Современная философия.

Содержание учебного материала

2

Новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX в. Западная неклассическая философия второй половины XIX - XX вв. Философия марксизма. Основные идеи марксистской теории. Материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Возникновение позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер). Неопозитивизм и постпозитивизм. Иррационализм (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Экзистенциализм. Философия жизни (В. Дильтей). Интуитивизм и проблема бессознательного (А. Бергсон, З.Фрейд). Психоанализ. Современная религиозно-философская мысль. Неотомизм. Основные направления философии XX века: феноменология, структурализм, аналитическая философия, герменевтика, постмодернизм. Семинарское занятие «Основные направления философии XX-начала XXI вв.»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3,5

Вид: работа с текстом: Э.Фромм «Душа человека»; работа со словарём: «Философия экзистенциализма и психоанализа»; творческое задание «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в.», Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII-XIX вв. (3-4 - по выбору студентов); заполнение таблицы: «Основные направления  философии XX в.»

Тема 1.7.

Особенности русской философии.

Содержание учебного материала.

2

Исторические и социальные условия формирования русской философии. Специфические особенности русской философии. Периодизация развития философской мысли в России. Русская философия XI-XVII вв. Нравственно-практическая направленность русской философии. Проблема человека. Тело и душа. Философия русского Просвещения. Феофан Прокопович. М.В.Ломоносов: учёный просветитель, мыслитель. А.Н.Радищев и постановка проблемы свободы. Зарождение оригинальной русской философии в первой половине XIX в. Историософия П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы.Расцвет русской философской мысли (вторая половина XIX-начало XX вв.). Философские представления Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Русская религиозная идеалистическая философия (В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев и др.). Русская идея. Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Русский космизм, его основные течения, особенность идей и общечеловеческое значение. Судьбы русской философии в XX веке. Философия «русского зарубежья». Философия советского периода.  

Философские идеи выдающихся русских врачей-естествоиспытателей. Материалистический монизм И.М.Сеченова, эмпирический рационализм Н.И.Пирогова, эмпиризм И.И.Мечникова.

Семинарское занятие «История отечественной философской мысли в XI-XX вв». Семинарское занятие «Философия русского космизма»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2,5

Вид: работа с текстом: Н.А.Бердяев «Русская идея»; подготовка сообщений по вопросам практических, семинарских занятий, по философским персоналиям. Тестовые задания по темам II раздела «История философии»

Раздел II.

Основы философского понимания мира.

6

Тема 2.1.

Основы научной, религиозной и философской картин мира.

Содержание учебного материала.

2

Понятие картины мира. Философия о разнообразии и единстве. Научная картина мира, её основные категории. Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе. Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания. Место человека в религии, смысл его существования в христианстве. Значение веры, религиозной морали в жизни современного человека и общества. Причины и условия кризиса религиозного мировоззрения. Философская картина мира и её связь с различными концепциями бытия.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: выполнение творческого индивидуального задания-проекта «Современная философская картина мира».

Тема 2.2.

 Философская категория бытия и её роль в философии.

Содержание учебного материала.

2

Онтология как учение о бытии. Категория «Бытие» Понятие бытия, его структура и роль в философии. Происхождение и устройство мира. Проблема единства мира.

Фундаментальный характер философской категории «материя», её атрибуты, уровни организации и виды. Понятие субстанции. Подходы в решении вопроса о субстанции в истории философии: монизм, дуализм, плюрализм. Многообразие форм бытия. Бытие как способ существования человеческой культуры. Бытие и небытие. Современные естественно-научные взгляды на материю и формы её существования. Проблемы саморганизации материи.

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: работа со схемой «Бытие и его формы»; работа над таблицей: «Общие и различные свойства пространства и времени».

Тема 2.3.

Гносеология и её роль в философии.

Содержание учебного материала.

2

Гносеология как учение о познании. Проблема сознания в философии. Сознание, его происхождение и сущность. Структура и функции сознания. Сознание как идеальный образ реального мира, как высшая форма отражения, как результат и основа социокультурной эволюции человека. Три стороны сознания: сознание, самосознание, бессознательное. Мышление и его виды. Язык и мышление, единство языка и сознания. Роль языка в жизни человека. Роль слова в медицине.  Познание как объект философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Сущность процесса познания, его этапы. Субъект и объект познания. Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Роль знаний в жизни человека.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Виды познания. Научное познание и его особенности. Познание и деятельность. Критерии познания. Понятие практики и её роль в познании. Истина как цель познания. Проблема истины. Виды и методы научного познания. Проблема познания в медицине. Роль медицинской науки. Семинарское занятие «Познание и его роль в жизни человека. Проблема познания в медицине»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: работа с философским словарём; подготовка проекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки»; подготовка и составление схемы: «Этапы процесса познания»; составление сравнительной таблицы «Отличия философской, научной и религиозной истин»; выполнение творческого задания: подготовка сообщений об особенностях познания в медицине.

Раздел III.

Человек как объект философского осмысления.

      6

Тема 3.1.

 Проблема человека в философии. 

Содержание учебного материала.

2

Философская антропология как наука. Человек как главная философская проблема. Многообразие определений человека в истории философии.

Человек как объект философского осмысления. Философское осмысление проблем природы человека.  Основные подходы к рассмотрению человека в истории философской мысли. Человек и природа. Возникновение человека. Антропосоциогенез, его основные этапы.  Философские аспекты проблемы антропогенеза. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы. Соотношение биологического и социального в природе человека. Понятие родовой сущности человека. уникальность человека, его фундаментальные характеристики. Отношение человека к природе, к себе (самооценка), другим людям, обществу, к культуре. Человек в информационно-техническом мире.

1

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: подготовка проекта «Человек в мире информации».

Тема 3.2.

Этика как практическая философия.

Содержание учебного материала.

2

Практическая философия и искусство жизни. Жизненный мир человека как основа культуры. Фундаментальные человеческие ценности. Здоровье как высшая ценность. Общезначимость этики. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг и совесть, добродетель и порок, свобода, счастье, любовь, труд, вера Совесть (добродетель) как основа морального сознания и свободы выбора. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Моральный выбор – ситуация становления морального человека. Нравственный рост и опыт человека: удовольствие, польза, справедливость, милосердие, совершенствование. Персонифицированный характер морального выбора и личная ответственность как атрибут свободы воли. Религиозная этика. Свобода как объективная возможность и субъективная способность выбирать. Проблема свободы в истории философии. Свобода, дисциплина и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Нравственность медицинского работника. Выдающиеся медики о моральном долге врача. Проблема смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.

1

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: написание эссе «Философия и смысл жизни».

Тема 3.3. Проблема конечного и бесконечного в философии.

Содержание учебного материала.

2

Философская проблема смысла жизни человека, смерти и бессмертия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Существование, жизнь, гибель, смерть - диалектика понятий. Концепция пространства – времени. Проблема бесконечности и безграничности мира во времени и пространстве. Философская проблематика понятия смерть. Умирание. Философия смерти. Концепция бесконечности и бессмертия.  Понятие инобытия. Смысл жизни. Проблема эвтаназии. Семинарское занятие «Проблема конечного и бесконечного в философии».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: работа с Интернет-ресурсами над темой «Философские подходы к проблемам жизни, эвтаназии, трансплантации органов и другим достижениям медицины», подготовка презентации на тему «Смысл и значение человеческого бытия. Проблемы жизни и смерти в религии, философии и медицине»; подготовка сообщений по вопросам семинарского занятия.

Раздел IV.

Философское учение об обществе. Социальная философия и философия истории.

4

Тема 4.1. Философское учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система.

Содержание учебного материала.

2

Общество как объект философии. Философское учение об обществе. Общество как система и взаимосвязь её основных сфер.  Социальная структура общества. Типы общества. Особенности антропосоциогенеза. Основные подходы к изучению понимания общества. Формы развития общества. Концепции развития: однолинейного прогрессивного развития (Г.Гегель, К.Маркс), концепция многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).  Философия истории. Основные концепции исторического развития. Взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России. Место и роль человека, личности в истории. Семинарское занятие «Философское учение об обществе. Общество как саморазвивающаяся система». Семинарское занятие «Философия истории»

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: составление плана-конспекта проекта «Человек в информационно-техническом мире», «Ценность как жизненная и практическая установка»; подготовка сообщений о нравственности медицинских работников, культуре их личности.

Тема 4.2. Философия о глобальных проблемах современности.

Содержание учебного материала.

2

Философия о глобальных проблемах современности. Современные тенденции социально-экономических отношений в мире. Мир на грани катастрофы: философский аспект проблемы. Кризис современной цивилизации, его причины и проявления.  Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества. Будущее как проблема философии. Наука и её влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества, путях решения глобальных проблем. 

Социальное прогнозирование. Футурология. Проблемы будущего цивилизации. Проблемы будущего семьи. Глобальные научные проблемы. Проблемы молодёжи. Влияние СМИ на сознание молодёжи. Отношение молодёжи к созданию семьи. Проблемы социального неравенства. Межнациональные противоречия и конфликты в современном мире, их причины и формы проявления. Трудности межэтнических отношений. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Философские концепции на пути современного развития мирового сообщества. Семинарское занятие «Философия о глобальных проблемах современности».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

3

Вид: подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» «Роль и место философии в современном мире»; творческие задания-проекты: «Сравнение философии с другими отраслями культуры», «Сопоставление личности философа и его философской системы (любой период истории философии); подготовка сообщений по вопросам практического, семинарского занятия, по философским персоналиям.

Раздел V.

Философия и медицина

2

Тема 5.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности.

Содержание учебного материала

2

Роль философии в медицинском познании, в развитии медицины: их взаимосвязь. Философские и теоретические основания медицины. Научно медицинская философия. Антропоцентризм как мировоззренческий принцип медицины. Врач, медицинский работник как философская категория. Философское постижение человека и медицина. Философия и доказательная медицина. Медицинский работник, врач, акушерка как личность. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Проблемы медицины и философия. Проблема здоровья как глобальная проблема современного мира. Медицинская реальность как философская проблема. Проблема систематизации медицинских знаний. Философско-этические проблемы в медицине. Сущность и принципы медицинской деонтологии. Исторические формы биомедэтики: этика Гиппократа, этика Парацельса, этика утилитаризма и деонтологическая тенденция развития медицинской этики, биомедицинская этика. Биоэтика и её проблемы в медицине.

Врачи-философы. Нравственные традиции отечественной медицины. Семинарское занятие

«Философские проблемы медицины».

2

Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная

2

Вид: подготовка рефератов к семинарскому занятию по вопросам изучения философских проблем медицины, по философским персоналиям: подготовка докладов: «Врачи-философы».

Итоговое занятие.

Проведение контроля уровня усвоения основных философских категорий. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2

Всего

34/78

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ».

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин: методические пособия, рекомендации по внеаудиторной работе, видеоматериалы, мультимедийные презентации.

Оборудование учебного кабинета: 

  • посадочные места по количеству обучающихся: учебные столы -15, стулья – 30;
  •  рабочее место преподавателя стол для преподавателя;
  • доска белая, маркеры, шкафы книжные, экран.

Технические средства обучения:

  • телевизор, проектор, мультимедийная система, экран для демонстраций мультимедийных презентаций, компьютер с лицензионным программным обеспечением. 

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Хрусталев Ю.М. Основы философии М. «ГЕОТАР – Медиа», 2017.
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2016.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература.

  1. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М. Весть. 2014.
  2. Горелов А.А. Основы философии. 15-е изд. - М.: 2014.
  3. Емельянов Б.В. История русской философии. Космизм. М.Изд-во Юрайт, 2017.
  4. Канке В.А. Основы философии. Для студентов средних специальных учебных заведений. М. Логос, 2016
  5. Канке В.А. Современная философия. 5-е изд., стер. - М.: 2014.
  6. Нарочницкая Н.А. Русский код развития. М.: Книжный мир, 2013.
  7. Нарочницкая Н. А. Сосредоточение России. Битва за русский мир. («Коллекция Изборского клуба»). М.2015.
  8. Степин В.С., Сточик А.М., Затравкин С.Н. История философии и медицины. Научные революции XVII-XIX вв./ М. Академический проект.2017.
  9. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 3-е изд., перераб. и доп.М.: Проспект, 2016.
  10. Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. Москва, Логос, 2015.
  11. Философский энциклопедический словарь /Сост. Е. Ф. Губский. М. : ИНФРА-М, 2011.

Дополнительные оригинальные тексты.

  1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. 1986.
  3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
  4. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977.
  5. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
  6. Чаадаев П.Я. Философические письма./ Статьи и письма. М. Современник. 1989

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

№ п\п

Наименование  ресурса

Адрес сайта

1.

философский портал - Философия в России 

www.philosophy.ru

2.

Философия: студенту, аспиранту, философу

http://www.philosoff.ru/

3.

Интерактивный сайт Российского философского общества

www.dialog21.ru 

4.

Тексты произведений классиков мировой литературы и философии

http://az.lib.ru/

5.

Электронная библиотека  Российской государственной библиотеки (РГБ)

http://elibrary.rsl.ru/

6.

Сайт о философии

http://intencia.ru/

7.

Сайт по вопросам истории и философии

http://www.mudriyfilosof.ru

8.

Православный интернет-портал

https://azbyka.ru

9.

Электронная библиотека  - Куб

http://www.koob.ru/philosophy/

10.

 Цифровая библиотека по философии

http://filosof.historic.ru/

4.   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ».

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Формы и методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

- оценка  результатов тестирования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы и методы оценки результатов обучения:

-  оценка точности определений различных философских понятий в форме терминологического диктанта;

-  оценка индивидуальных устных ответов;

-  оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

-  оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

- оценка точности определения различных философских концепций;

- оценка результатов защиты исследовательских проектов в форме презентаций и рефератов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...

Рабочая программа учебной дисциплины: "Основы философии".

Рабочая программа учебной дисциплины  ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальностей:40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 1201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.16 - «Эксплуатация и ремонт сельскох...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии", специальность "Технологии металлообрабатывающего производства"

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:              Учебная дисципли...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности. Дисциплина относится к общему гуманитарному и соц...