Методические рекомендации
методическая разработка
Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_tehnologicheskoy_karty_zanyatiya.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области
"Кингисеппский колледж технологии и сервиса"
Разработка технологической карты учебного занятия первичного ознакомления с учебным материалом
Подготовила преподаватель специальных дисциплин:
Шель Елена Михайловна
Кингисепп
2018 г.
«Обучающийся не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который необходимо зажечь»
Плута́рх
( древнегреческий философ, биограф, моралист)
Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
В технологической карте занятия должен быть описан весь процесс деятельности.
Конструирование технологической карты полезно каждому педагогу, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время. Технологическая карта урока позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно
Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект). Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт занятий, разработанных педагогами, я убедилась в том, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока нет, но есть общие моменты, которые я и использую при планировании урока.
Хотелось бы отметить, что умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна, т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты– все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Для того что бы урок был успешным необходимо не только хорошо его спланировать, но учесть факторы, которые способствуют успешному проведению занятия и факторы риска, которые могут сделать урок безрезультатным, а значит бесполезным.
Факторы, способствующие успешному проведению занятия:
- хорошее знание материала
- бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии
- продуманный план занятия
- правильный выбор и разнообразие методов обучения
- ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция
- выраженная заинтересованность педагога в успехе обучающихся
Факторы риска
- неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»
- неправильный подбор и однообразие методов обучения
- скованность движений педагога, его «зажатость»
- монотонность и сухость при изложении материала, бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом
- отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и целями занятия
- отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся
все это приводит к непониманию нового материала.
Макет технологической карты занятия
1.Тема занятия:в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом |
2.Цели занятия: в соответствии с формируемыми знаниями, умениями и компетенциями Дидактическая (обучающая): Определить дидактическую цель урока - значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок. Развивающая: Воспитательная: |
3. Задачи урока: это шаги по достижению поставленной цели. |
4. Тип занятия: Урок изучения нового материала; Урок совершенствования знаний, умений и навыков; Урок контроля и оценки знаний; Комбинированный урок. |
5. Вид занятия: лекция, практическое занятие, семинар, урок и т.д. |
6.Ресурсы: необходимые материалы, приборы, оборудование |
7.Учебные материалы:методические пособия, учебные издания, периодические издания |
8.Метод проведения: в соответствии с поставленными целями и уровнем сформированности знаний, умений и компетенций (1- ознакомительный, 2- репродуктивный, 3- продуктивный) |
Этап занятия | Содержание | Формы организации работы | Формируемые умения, знания, компетенции | Время мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Начало занятия Организационный момент | Проверка присутствующих. Объявление темы и типа урока Объявление цели и задач урока. | 1 мин. 2 мин. 2 мин. | ||
2. Основная часть 2.1Опрос обучающихся по теме прошлого занятия 2.2 Актуализация опорных знаний (подготовка обучающихся к усвоению нового материала) 2.3 Формирование новых знаний (объяснение, эксперимент, лекция, беседа, самостоятельное решение познавательных задач и т.д.) | Указывается содержание или устного фронтального опроса, или уплотненного опроса, или тестового опроса, иди комбинированного опроса, намечается список обучающихся для оценки знаний. Указывается содержание вопросов для индивидуального и фронтального опросов, содержание письменных и устных заданий, устанавливаются связи ранее изученного с новым учебным материалом. Если преподаватель использует информационный метод, то в плане указываются основные этапы изложения материала или самостоятельного изучения материала с подчеркиванием основных, наиболее важных и сложных вопросов. Если преподаватель применяет метод проблемного изложения, то указывается способ постановки проблемы и ход её решения. Если применяется эвристический метод, то формируется последовательная цепь вопросов, которые бы требовали от обучающихся полного творческого ответа, самостоятельного вывода. Если преподаватель использует исследовательский метод, то указывается способ последовательного задания и пути его решения. | 10 мин. 5 мин. 20 мин. | ||
3. Заключительная часть 3.1. Закрепление нового материала (решение типовых задач, анализ текста, решение познавательных задач разного уровня трудности, фронтальный опрос, индивидуальный опрос и т. д.). 3.2. Задание на дом. 3.3 Обобщение результатов работы обучающихся. | Указываются условия задач и упражнений, содержание самостоятельных работ для закрепления изучаемого, содержание контрольных вопросов или заданий дифференцированного характера. В плане указываются рекомендации по выполнению определённого вида домашней работы (Ф.И.О. автора, наименование издания, страницы; задание по внеаудиторной СРО (при необходимости); повторение, подготовка к к/р, зачету и т.д). Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию. | 10 мин. |
Преподаватель _____________________ /__________________________/
1. В колонке «1» записывается название этапов занятия. Структура занятия зависит от типа и метода проведения занятия.
2. В колонке «2» описываются действия преподавателя по ведению занятия.
3. В колонке «3« записываются действия обучающихся на каждом этапе занятия.
4. В колонке «4» записываются знания, умения и компетенции в соответствии с ФГОС, которые формируются на занятии.
5. В колонке «5» время необходимое на каждый этап.
В помощь преподавателю при составлении
технологической карты занятия
- Цели учебного занятия
Целью обучения считают предполагаемый результат обучения. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Знание преподавателем того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его этапов. Цели занятия должны быть четко сформулированы, и соответствовать теме.
1.1 Дидактические цели указывают, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и практического опыта обучающихся.
Часть материала на уроке преподаватель преподносит для ознакомления, чтобы обучающиеся имели представления о каких-то фактах, событиях. Это 1 уровеньусвоения. Формулировки и дидактических целей урока 1 уровня материала:
- Познакомить обучающихся с методами определения
● Изучить (способы получения …, законы…, этапы… и т.д.).
● Дать понятие о… (или изучить на понятийном уровне …).
● Показать взаимосвязь законов, роль, значение, преимущества, недостатки…
● Раскрыть роль, значение…
● Охарактеризовать состояние, структуру, событие…
● Объяснить значение…,
● Ознакомить с основами…, с правилами…
2 уровень - это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:
- Изучить материал….
- Повторить классификацию ….
● Подготовить обучающихся к рациональному выполнению самостоятельной (домашней) работы.
● Закрепить знания ранее изученной темы… по учебным элементам
● Углубить (расширить, усвоить) понятия… (правила, формулы, знания свойств, теории).
● Научить составлению плана, решению задач…
● Пояснить принцип действия…, свойства…
При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.
3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые обучающиеся выполняют в основном на практических занятиях. Например: - Систематизировать знания обучающихся по теме «…..»
● Приобретение знаний, умений и практического опыта в пределах требований квалификационной характеристики рабочей профессии... не ниже … разряда.
● Обобщить и систематизировать знания обучающихся…
● Закрепить навыки, умения ... (например, работы с литературой).
● Экспериментально подтвердить (проверить) формулу, расчёт…
● Приобщить обучающихся к самостоятельной, исследовательской работе, работе с литературой…
● Проверить степень усвоения знаний, умений...
● Подготовить обучающихся к самооценке…
● Исследовать зависимость, график…
● Обеспечить усвоение методики решения задач, экспериментального исследования… Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
2.2.Развивающие цели. Развивающие цели указывают какие логические операции и приёмы умственной деятельности усвоят обучающиеся и какой развивающий эффект это может дать. «Обучающийся не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Эти слова должен помнить каждый преподаватель, ведь задача педагога не просто передать обучающемуся сумму знаний по теме, а научить эти знания применять в жизни. Преподаватель должен научить обучающегося оперировать своими знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное. Развивать у обучающегося память, логическое мышление. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели. Примеры постановки развивающих целей:
● Способствовать развитию логического мышления;
● . Способствовать развиви памяти, внимательности, наблюдательности… ● . Способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
● Способствовать развитию умение сравнивать, обобщать, анализировать.
● Способствовать развитию умение составлять план и пользоваться им;
● Способствовать развитию умение составлять факты и события; Воспитательные цели Без участия в воспитании вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества вобучающимся, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать обучающегося, поэтому в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию». Примеры формулировок воспитательных целей:
● Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;
● Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны; за результаты учебного труда, понимания его значимости, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда
● Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями.
● Стремиться воспитать эстетические чувства при ознакомлении обучающихся с…
● Стремиться воспитать чувства ответственного отношения к избранной специальности/профессии на примере…
● Содействие в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
● Содействие профессиональному самоопределению.
2. Типы занятия в зависимости от дидактической цели
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
3. Комбинированный урок.
4. Урок контроля и оценки знаний.
- Структурные элементы занятия
Тип занятия | Структурные элементы |
Урок изучения нового материала | 1. Оргмомент 2. Проверка домашнего задания 3. Изучение нового материала 4. Актуализация опорных знаний (подготовка обучающихся к усвоению нового материала) 5. Д/з 6. Обобщение результатов работы обучающихся, подведение итогов |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков | 1. Оргмомент 2. Систематизация и обобщение 3. Д/з 4. Обобщение результатов работы обучающихся, подведение итогов |
Комбинированный урок | 1. Оргмомент 2. Проверка знаний и умений 3. Изучение нового учебного материала 4.Закрепление материала (практическое задание, самостоятельная работа) 5. Домашнее задание |
Контрольный урок | 1. Оргмомент 2. Проведение контроля знаний 3. Д/з при необходимости, по усмотрению преподавателя) 4. Обобщение результатов работы обучающихся, подведение итогов |
4. Виды занятий
1. Урок
2. Лекция
3. Семинар
4. Практическое занятие
5. Методы обучения
Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.
Информационно-развивающие методы:
● Лекция.
● Объяснение.
● Рассказ.
● Беседа.
● Демонстрация учебного фильма.
● Самостоятельная работа с книгой.
● Самостоятельная работа с обучающей программой.
Проблемно-поисковые методы:
● Проблемная лекция.
● Эвристическая беседа.
● Учебная дискуссия.
● Поисковая лабораторная работа.
● Исследовательский метод.
● Практическая работа.
Методы практического обучения:
● Анализ производственных ситуаций.
● Решение ситуационных профессиональных задач.
● Деловая игра.
● Выполнение индивидуальных заданий в процессе практики.
● Поисковая практическая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....