Контрольно-оценочные средства
методическая разработка

Шель Елена Михайловна

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ N 508 от 12.05.2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tgp.docx64.17 КБ
Файл grazhdanskoe_p-o.docx78.94 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»

(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)

 

 

                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Директор  «ККТ и С»

                                                                                                                      __________________________

                                                                                                                       В.Ч. Рождественская

                                                                                                   «___»_________________2019 г.

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

«Теория государства и права»

40.02.01Право и организация социального обеспечения

                                                                                       СОГЛАСОВАНО

                                                    Председатель ПЦК

                                                                                                                            ______________________

                                                                                                                             Н.Ф.Ушанова

        «___»____________2019г.

г.Кингисепп

2019

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности 40.02.01Право и организация социального обеспеченияпрограммы учебной дисциплины «Теория государства и права».

        

Разработчик:

Преподаватель ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»

Е.М. Шель

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу дляизучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Преподавание проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс» и др.

В  данной работе представлены практические задания по  решению правовых ситуаций по разделам теории государства и права.

 При решении задач следует обращаться к нормативно-правовым актам (ГК РФ и иным нормативным актам, СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант Плюс», Интернет-ресурса.

Рекомендуется следующий порядок работы по разделам пособия:

1) ознакомление  с условием правовых ситуаций, заданий к ним;

2) рекомендуется ознакомиться с законами, официальными материалами и другими литературными источниками.

 

Перечень практических работ

по дисциплине «Теория государства и права»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Теории происхождения государства

2

2.

Формы государства

2

3.

Правовое государство

2

4.

Правовой статус личности

1

5.

Источники (формы) права

1

6.

Структура нормы права

1

7.

Состав правоотношения

1

ИТОГО:

10

Практическая работа № 1

ТЕМА: Теории происхождения государства

        И в прошлом, и в настоящем различные авторы – ученые и политики – пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института как государство. По вопросам о происхождении государства существует множество теорий. Например, теологическая теория, ее суть сводится к тому, что государство, как и все земное имеет божественное происхождение. Патриархальная же теория говорит о том, что государство является продуктом естественного развития семьи. Согласно договорной теории, государство возникло в результате общественного договора.  

Приобретаемые умения и навыки:

знать: сущность теорий возникновения государства, различные точки зрения на возникновение государства

уметь: соотносить различные теории, опираясь на их сильные и слабые стороны

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Перечислите основные теории происхождения государства?
  2. Какие причины возникновения государства их авторы считали определяющими в данном процессе?
  3. В чем заключается ограниченность данных теорий?
  4. В каких странах и почему теологическая теория до сих пор сохраняет свое влияние в юридической науке?
  5. Приведите примеры влияния различных факторов на процесс складывания государства
  6. С помощью каких теорий можно объяснить процесс возникновения древнерусского государства?
  7. Что объединяет следующие теории происхождения государства:

А) патриархальную и социально-экономическую;

Б) теологическую и теорию насилия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант № 1

Задание № 1

        Соотнести фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

  1. теологическая;
  2. договорная;
  3. спортивная
  4. органическая;
  5. психологическая;

А) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Б) Аврелий, Августин, Фома Аквинский

В) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Г) Л. Петражицкий

Д) Г. Спенсер

Е) Аристотель

Ж) Х.Ортега-и-Гасет

З) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Задание № 2

Заполнить таблицу, указав представителей, сильные и слабые стороны различных теории происхождения государства:

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Отражает одну из сторон общественной жизни – реально существующую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей

Патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя.

Государство и семья выполняет в обществе различные функции.

Договорная

Психологическая

Теория насилия

Инцестная

Диффузная

Классовая

Вариант № 2

Задание № 1

        Соотнести фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

  1. патриархальная;
  2. классовая;
  3. расовая;
  4. насилия;
  5. диффузная.

 

А) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Б) Аристотель

В) Гребнер

Г) Л. Петражицкий

Д) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Е) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Ж) Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

З) Г. Спенсер

Задание № 2

Заполнить таблицу, указав представителей, сильные и слабые стороны различных теории происхождения государства:

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Отражает одну из сторон общественной жизни – реально существующую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей

Патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя.

Государство и семья выполняет в обществе различные функции.

Теологическая

Психологическая

Ирригационная

Расовая

Органическая

Спортивная

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Изучить другие теории происхождения государства (расовая, экономическая, патримониальная) и сведения внести в таблицу

Практическая работа № 2

ТЕМА:  Формы государства

        Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: элементы формы государства

уметь: сопоставить государство с той или иной формой правления, государственного устройства, политического режима

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Ромашов Р.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?
  2. Что такое монархия? Какие виды монархий вы знаете?
  3. Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает?
  4. Какова форма государственного устройства современной России?
  5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?
  6. Что такое политико-правовой режим? Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?
  7. Почему тоталитарные режимы недолговечны?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант №1

Задание № 1

Дать определение понятиям:  право вето, конфедерация, оппозиция, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

        Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств

государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Великобритания

Франция

Израиль

Норвегия

США

Италия

Япония

Катар

Саудовская Аравия

Индия

Португалия

Дания

Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

А – авторитарный.

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Авторитарный политический режим

Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Почти полное отсутствие недемократических политических отношений

Насильственное установление однопартийной системы

Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тоталитарный контроль над обществом

Определенное допущение политического и экономического плюрализма до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму

Сращивание государственного и партийного аппарата

Милитаризация общественной жизни

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы)

Ликвидация принципа разделения властей

Главенство государства над правом

Унификация общественной жизни

Культ национального вождя

Вариант № 2

Задание № 1

Дать определение понятиям:  абсолютное вето, субъект федерации, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

        Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств

государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Германия

Иордания

Швейцария

Бразилия

Китай

Дания

Австрия

Канада

Катар

Греция

Нидерланды

Финляндия

Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

А – авторитарный.

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Авторитарный политический режим

Слабая политическая оппозиция

Авторитарный способ мышления

Демократические методы властвования

Политическое многообразие общественной жизни

Культ национального вождя

Правовой характер деятельности государственных органов

Массовые репрессии

Уничтожение оппозиции внутри самой правящей элиты партии

Сращивание государственного и партийного аппарата

Отсутствие демократических прав и свобод

Насильственное установление однопартийной системы

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим у следующих государств: Кувейт, Колумбия,  Испания, ФРГ, Австрия.

Практическая работа № 3

ТЕМА: Правовое государство

        Правовым является такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: об эволюции идеи правового государства, о системе сдержек и противовесов

уметь: выявлять механизм адаптации, составляющий основу жизнеспособности и стабильности любого общества

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФКлименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Интернет-ресурсы, Кутафин О.Е. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Какие идеи мыслителей прошлого нашли отражение в современной теории правового государства?
  2. Перечислите признаки правового государства и раскройте их содержание
  3. Может ли социалистическое государство быть правовым?
  4. Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития?
  5. Существуют ли в российском обществе предпосылки реализации известной формулы: частная собственность – независимый гражданин – гражданское общество – правовое государство?
  6. Какие исторические и социокультурные особенности России привели к четко сформировавшейся традиции правового нигилизма?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Дать определение понятиям: правовое государство, антагонизм, конституционализм, нигилизм, правопорядок, имплементация

Задание № 2

Заполнить таблицу «Система «Сдержек и противовесов»»

Ветви власти

законодательная

исполнительная

судебная

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Задание № 3

Письменно ответьте на вопрос:

        Всегда ли сильное государство – это благо для граждан?

        Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

Задание № 4

Заполнить сравнительную таблицу

«Сходства и различия гражданского общества и правового государства»

сходства

различия

1.

2.

3.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологической карты).

домашнее задание. Известный римский политический деятель и оратор Цицерон говорил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Поясните его мысль.

Практическая работа № 4

ТЕМА: Правовой статус личности

        Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Существует несколько классификаций прав человека. В соответствии со сферами общественных отношений права человека делятся на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: понятие и роль правового государства в обществе, его признаки. Свободы и права человека.

уметь: определить правовой статус личности, его права и свободы

                

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Кутафин О.Е. «Конституционное право», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правовой статус гражданина? Из каких элементов он состоит?
  2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?
  3. Что такое юридические обязанности и чем отличаются от прав и свобод человека?
  4. Какие права человека называются личными?
  5. Какие права человека называются политическими?
  6. Какие права человека называются экономическими?
  7. Какие права человека называются социальными?
  8. Какие права человека называются культурными?
  9. Как государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. Какими аргументами власть оправдывала это пренебрежение.

Задание № 2

Заполните таблицу:

«Правовой статус гражданина РФ»

Возраст

Права гражданина

Обязанности гражданина

ответственность

С рождения

С 6 лет

С 10 лет

С 11 лет

С 14 лет

С 15 лет

С 16 лет

С 17 лет

Задание № 3

Задание: Выявить к какой группе конституционных прав и обязанностей относятся данные нарушения прав и свобод человека и   определить какое именно право гражданина было нарушено.

  1. Врач городской больницы отказался принимать тяжело больного гр. Васильева, мотивируя свой отказ отсутствием у того страхового полиса
  2. Преподаватель во время занятия при неудовлетворительных ответах студентов высказывал свое мнение об уровне их низкого интеллектуального развития
  3. Перед проведении экзамена преподаватель проверил у студентов одежду и сумки на наличие шпаргалок
  4. Студенты на перемене сломали ветки деревьев возле техникума, потому что они мешали прохождению света
  5. Директор заставил студентов стереть со стены техникума название любимой музыкальной группы и футбольного клуба
  6. Председателю студсовета отказали в выступлении на педсовете
  7. Директор запретил проведение собраний студсовета по темам «О качестве обедов в буфете»
  8. Преподаватель после звонка на перемену задержал студентов до начала следующего урока
  9. В ответ на полученную двойку студент нагрубил преподавателю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологических документов).

домашнее задание.   Используя главу 2 Конституцию РФ проанализировать права человека и гражданина и определить какие из них относятся к личным, политическим, экономическим, социальным.

Практическая работа № 5

ТЕМА: Источники (формы) права

                Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт.

 

Приобретаемые умения и навыки:

знать: источники права, действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

уметь: грамотно определять и использовать источники права

Понятие источников права и их характеристики. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма права? Какие виды источников права вы знаете?
  2. Что такое деловое обыкновение? В какой сфере общественных отношений оно складывается?
  3. Каковы формы российского права?
  4. Что такое правовой прецедент?
  5. В каких странах применяется правовой прецедент?
  6. Применяется ли в РФ судебный прецедент?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Определите пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ;
  2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ;
  3. Распоряжение главы администрации города
  4. Уголовный кодекс
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  6. ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ»
  7. ФЗ  «О статусе военнослужащих»
  8.  Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в РКС и приравненных к ним местностях»

Задание № 2

Определить,  руководствуясь приведенными признаками,  правовую семью (Романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).

Правовые  семьи

признаки

Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям

Выраженный классовый характер

Возникла в результате заимствования римского

права

Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел

Сформирована на основе марксистской теории

Является наиболее распространенной в мире

Основным источником является священная книга

В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт

Является наиболее древней семье

Господство публичного права над частным

Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению

Отличается архаичностью многих правовых институтов

Создана как продукт божественной воли

Строгая отраслевая классификация

Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер

Четкое деление права на частное и публичное

Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм

Устойчивая иерархия источников права

Отсутствие  отраслевого законодательства

Приоритетное значение отдается процессуальным нормам

Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация

Автономия судебной власти

Задание № 3

Заполнить сравнительную таблицу, указать правовую семью в приведенных ниже государствах

государства

Правовые семьи

Франция,

Иран Турция Иран Алжир

Испания,

Германия,

Канада, Австралия,

США

СССР

Социалистический лагерь в Европе, Азии

Кувейт

ОАЭ

Бельгия, Италия,  

Бахрейн

Испания,

Новая Зеландия

Страны британского доминиона

Оман

Северная Ирландия

Швейцария,

Латиноамериканские страны

Марокко

Египет

Португалия,

Австрия

ФРГ

Румыния,

Скандинавские страны

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологических документов).

домашнее задание. Подготовить сообщение по теме «Славянская правовая семья»

Практическая работа № 6

ТЕМА: Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция

        Нормой права называют установленное и санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений. Норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: структуру правовой нормы

что делать: сделать схему классификаций нормы права, сделать схему структуры нормы права, выделить гипотезу, диспозицию и санкцию в статьях Конституции РФ,  УК РФ, ГК РФ, КоАП  РФ, ТК РФ

 

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ,  Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Сформулируйте понятие «норма права».
  2. Как соотносятся понятия «норма права» и «юридическая норма»?
  3. Какие признаки характеризуют норму права?
  4. По каким критериям классифицируются нормы права? Какие виды правовых норм вы знаете?
  5. Какие элементы включает логическая структура нормы права? Существуют ли нормы права с усеченным структурным составом?
  6. Как соотносятся понятия «норма права» и «нормативно-правовой акт»?
  7. Какие способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

        Изучите ст. 18 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» и определите вид правовых норм, содержащихся в п. 1-3 по следующим основаниям:

  1. по юридической силе;
  2. по характеру правил поведения;
  3. по отраслевой принадлежности;
  4. по способу установления правил поведения;
  5. по функциям;
  6. по кругу лиц;
  7. по степени определенности.

Задание № 2

Определить по характеру правил поведения следующие нормы права:

1. ст. 58 Конституции: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

2.   ч.2 ст. 21 ГК РФ: «В случае, когда законом допускается вступление в  брак по достижении 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак»

3. ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом… ».

Задание № 3

        Определите по действию во времени следующие юридические нормы:

  1. ст. 7 раздела второго Конституции РФ: Совет Федерации и Государственная Дума РФ первого созыва избираются на два года»
  2. Установление комендантского часа в той или иной местности на период действия чрезвычайного положения

Задание № 4

Определите нормы права по кругу субъектов:

  1. ч.1 ст.43 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование»
  2. ч.1 ст. 341 УК РФ: «Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, - наказывается ограничением по военной службе…»
  3. ч.1 ст. 87 Конституции РФ: «Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ»

Задание № 5

        Определить нормы права по способу установления правил поведения:

  1. ст. 81 Конституции РФ: «Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»
  2. ст.311 ГК РФ: «Кредитор вправе не принимать исполнения обязательств по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательств и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства»

Задание № 6

        Используя Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, найти нормы права, содержащие гипотезу, диспозицию и санкцию.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: Можно ли в Уголовном кодексе РФ найти норму с абсолютно-определенной санкцией

Практическая работа № 7

ТЕМА: Состав правоотношения

        Правоотношение – это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Основанием возникновения правоотношения являются юридические факты. Всякое правоотношение имеет свою структуру. Оно состоит из трех элементов: субъекта, объекта и содержания правоотношения.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: виды субъектов права, их правовой статус

уметь: определить элементы правоотношений

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ,  Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А.  «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:  

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правоотношение? Перечислите его основные признаки. В каких случаях между людьми возникают правовые отношения?
  2. Перечислите виды юридических фактов.
  3. Что такое правосубъектность?  Какие юридические свойства она в себя включает?
  4. Перечислите факторы, которые могут влиять на дееспособность физического лица.
  5. Из каких элементов состоит структура правоотношения?
  6. Что такое юридические обязанности?  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

  1. Иванова купила зонт, который оказался дырявым. Продавец отказался даже разговаривать с ней
  2. Свиридов получил повестку – его вызывают к следователю
  3. Хомяковой второй месяц задерживают зарплату
  4. Борисов хочет обменять квартиру в городе на дом в деревне
  5. Петрова хочет удочерить воспитанницу детского дома

К какой отрасли права относятся данные правоотношения?

Определите элементы данных правоотношений

Задание № 2

        На основании договора купли-продажи гражданин Козлов И.И. продал автомобиль гражданке Шереметьевой Р.В.

Определите какие юридические факты здесь имели место?

Задание № 3

        Разберите по составу правоотношение, возникающее между избирателем и участковой избирательной комиссией в момент голосования по вопросам референдума на избирательном участке.

        Задание № 4

        Используя российское законодательство (Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), приведите примеры активных, пассивных и негативных юридических обязанностей; пример относительно сложного правоотношения из любой отрасли права.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Сделать схемы «Субъекты правоотношений», «Правосубъектность».


Список литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993
  2. Закон  РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)
  3. Концепция о развитии потребительской кооперации в России до 2010 г,  Москва 2003

Учебная литература:

  1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М.: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Москва. Издательство «Юрист», 1999
  3. Марченко М.И. Теория государства и права. Москва. Издательство «Норма-инфра», 1997
  4. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы., М.: «Издательство новая волна», 2005
  5. Мотузов И.Н., Малько А.В. Теория государства и права. Москва. Издательства «Юрист», 2004
  6. Ромашов Р.А.Теория государства и права. СПб.:Питер, 2006
  7. Правовая система «Консультант +»
  8. Правовая система «Гарант»



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

специальность  40.02.01  

ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ     СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Кингисепп

 2019

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ N 508 от 12.05.2014

Разработчик:

Преподаватель    ГБПОУ  «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»

 Е.М. Шель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        4
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

3.  Оценка освоения учебной дисциплины        9

3.1. Формы и методы оценивания        

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины        

4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине        

5. Приложение. Задания для оценки освоения дисциплины

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств         

        В результате освоения учебной дисциплины Гражданское право обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности Право и организация социального обеспечения  следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

  1. знать предмет, метод, принципы и систему гражданского права, а также место гражданского права среди других отраслей российского права;
  2. знать и уметь применять действующее гражданское законодательство;
  3. уметь анализировать нормативные акты, обосновывать и формулировать принятие необходимых изменений в действующее законодательство;
  4. уметь правильно квалифицировать юридически-спорную ситуацию с применением  к ней соответствующей правовой нормы, делая правильные выводы о правах и обязанностях участников;
  5. иметь практические навыки составления и правильного оформления гражданско-правовых документов.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

( содержание работы)

Форма контроля и оценивания

Раздел I:  Общие сведения о гражданском праве

Способен:

-использовать нормативные

правовые документы в своей деятельности.

-сопоставлять положения

различных отраслей права, выявлять противоречия и осуществлять разработку рекомендаций поведения участников гражданских правоотношений в

конкретных ситуациях.

Должен знать:

-основные нормативные правовые

документы;

-нормы гражданского права;

 Уметь:

-ориентироваться в системе

законодательства и нормативных правовых актов;

-использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

-определять последовательность действий, позволяющих решить проблему или выработать

альтернативные варианты решения;

-пользоваться гражданским

законодательством РФ и легко ориентироваться в его системе;

Понятие и предмет гражданского права.     Появление понятия «гражданское право», его соотношение с цивильным правом Древнего Рима.       Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Принципы гражданского права. Система гражданского права. Источники гражданского права.

           

Текущий контроль:

Устный опрос

Тестовые задания

Раздел II:  Понятие гражданских правоотношений

 Знать:

- систему и классификацию юридических лиц

Уметь:

- определять состав и элементы гражданского правоотношения,

- определять признаки юридического лица, выделить внутренние и внешние признаки несостоятельности юридических лиц,

- различать объекты гражданского оборота по основным признакам и по способу защиты;

-определять условия действительности сделок, знать последствия несоблюдения требований закона при заключении сделок.

Усвоить:

- содержание понятий правоспособности и дееспособности участников гражданского оборота;

-  основные признаки организационно-правовых форм юридических лиц;

- содержание правосубъектности таких субъектов гражданского оборота как государство, субъекты РФ, муниципального образования.

Виды гражданских правоотношений.

           Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.      Предпринимательская деятельность гражданина.      Дееспособность несовершеннолетних.  Эмансипация. Признание гражданина недееспособным.  Опека и попечительство.  Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим.

          Юридические лица как субъекты гражданских право-отношений.          

          Понятие и виды объектов гражданских правоотношений. Вещи как объекты гражданских правоотношений.

Текущий контроль:

-Самостоятельная работа

-Самостоятельная работа

-Сообщение по теме 

Раздел III: Осуществление и защита гражданских прав

Уметь:

- дать понятие субъективного гражданского права и субъективной гражданской обязанности,

- составить и надлежащим образом оформить полномочия представителя.

Приобрести:

 -практические навыки оформления доверенности;

Усвоить:

 -основные положения о порядке защиты прав и интересов субъектов гражданского оборота.

Понятие осуществления субъективного гражданского права. Понятие исполнения субъективной гражданской обязанности. Способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданско-правовых обязанностей.

Осуществление гражданских прав и исполнение гражданско-правовых обязанностей через представителя.

Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права

Признание оспоримой сделки недействительной

Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления

Самозащиты права.

Возмещения убытков и взыскания неустойки

Компенсации морального вреда

Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве.

Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок. Недействительность сделок. Правовые последствия недействительности сделок

  Текущий контроль:

Самостоятельная работа

Решение ситуационных задач

Раздел IV: Право собственности и другие вещные права

Знать:

 -признаки права собственности,

- усвоить содержание правомочий собственника на примере конкретных правовых ситуаций.

Уметь:

 -разграничивать формы собственности государства, органов местного самоуправления, частных субъектов на примере конкретных правовых ситуаций.

Понятие права собственности. Право собственности как институт гражданского права. Право собственности как вещное право. Содержание права  собственности. Правомочия собственника. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности.

Понятие ограниченных вещных прав.           Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Понятие защиты вещных прав.  

Виндикационный иск; негаторный иск; иск о признании права собственности.  Национализация и реквизиция.

Текущий контроль:

Устный опрос

Решение ситуационных задач,

Сообщения, доклады, презентации

Раздел V: Обязательственное право

Усвоить:  

-определение понятия обязательства, основания их возникновения, стороны и содержание;

Знать:

- классификацию обязательств, различать долевые, солидарные и субсидиарные обязательства; понимать значение и знать понятие «встречное обязательство», а также другие виды обязательств

Уметь:

-ориентироваться в системе

законодательства и нормативных правовых актов;

Обязательственное право как подотрасль гражданского права Система обязательственного права. Субъекты обязательств. Должник и кредитор. Множественность лиц в обязательстве. Обязательства долевые, солидарные и субсидиарные. Перемена лиц в обязательстве.

  Понятие и значение исполнения обязательств. Понятие и способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств. Неустойка, задаток, поручительство, залог, банковская гарантия, удержание. Ответственность за нарушение обязательств.

Текущий контроль:

-Устный опрос

-Самостоятельная письменная работа

- Тестовое задание

Раздел VI: Отдельные виды обязательств

Договор купли-продажи. Права и обязанности продавца и покупателя. Последствия неисполнения обязанностей по договору купли-продажи. Розничная купля- продажа. Поставка товаров. Договор контрактации. Договор энергосбережения. Продажа недвижимости.

Договор мены. Встречное исполнение обязательства. Договор дарения. Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны. Пожертвования

Договор ренты. Постоянная рента. Пожизненная рента. Пожизненное содержание с иждивением.

Договор аренды. Объекты аренды. Арендодатель. Срок договора аренды. Предоставлене имущества арендатору. Прав третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество. Арендная плата. Обязанности сторон.

Текущий контроль:

Устный опрос

Решение ситуационных задач,

Сообщения, доклады, презентации

Раздел VII: Наследственное право

Знать:

-систему наследственного законодательства;

- основополагающие принципы, источники, методологию наследственного права, как учебной дисциплины и отрасли права;
- понятие наследственного правоотношения;
- правовую сущность права на завещание и наследование имущества;
- способы защиты наследственных прав.
-
 источники наследственного права;

-  субъектно-объектный состав наследственного правоотношения
Уметь:
- свободно применять основополагающие понятия и категории наследственного права;
- анализировать юридически значимые обстоятельства, порождающие юридические факты в наследственном праве;

анализировать действия субъектов наследственных правоотношений и определять юридические последствия этих действий (ПК-6);

- анализировать юридически значимые обстоятельства, порождающие юридические факты в наследственном праве

Владеть:

- начальными навыками оценки наследственных правоотношений

-  основной терминологией, соответствующей изученной теме.

Понятие и значение наследования. Основания наследования. Открытие наследства. Субъекты наследственного преемства. Объекты наследственного преемства. Наследственная масса.

Свобода завещания. Доли наследников в завещательном имуществе. Тайна завещания. Отмена и изменение завещания. Недействительность завещания. Завещательный отказ. Понятие очереди в наследовании. Право на обязательную долю в наследовании. Права супруга при наследовании. Наследование вымороченного имущества. Принятие наследства: понятие, способы и сроки. Оформление наследственных прав. Отказ от наследства, его оформление и правовые последствия. Общая собственность наследников. Охрана интересов ребенка при разделе наследства. Охрана наследства и управление им.

Текущий контроль:

Устный опрос

Решение ситуационных задач,

Сообщения, доклады, презентации

Раздел VIII: Право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Знать:

- основные понятия и категории в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности;

-основные институты права интеллектуальной собственности: авторское и смежные права; патентное право; право на селекционные достижения; право на топологию интегральных микросхем; право на секрет производства (ноу-хау); право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

- законодательство о защите прав на  результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- виды ответственности за нарушение прав на  результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Уметь:

-  оперировать понятиями и категориями права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- анализировать, толковать и правильно применять  нормы, регулирующие правоотношения в сфере охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

-устанавливать наличие правонарушения в  сфере охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

Владеть:

- терминологией в сфере права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- навыками работы с ГК РФ (ч.4) и другими источниками по определению интеллектуального права (исключительное, имущественное право, личные неимущественные права и иные права) на  результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

Интеллектуальные права. Исключительное право. Переход исключительного права к другим лицам без договора. Соавторство. Объекты авторских прав. Право на фонограмму

Патентные права. Получение патента. Объекты патентных прав. Государственная регистрация изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Право на товарный знак.

Текущий контроль:

Устный опрос

Решение ситуационных задач,

Сообщения, доклады, презентации

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Гражданское право, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины осуществляется по темам (разделам).

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины (в соответствии с таблицей 1.1

Раздел I:  Общие сведения о гражданском праве

  1. Устный опрос.

Вопросы для контроля:

  1. Понятие гражданского права.
  2. Что является предметом гражданского права?
  3. Соотношение «гражданского права», с с цивильным правом Древнего Рима.    
  4. Какой используется метод регулирования гражданских общественных отношений.
  5. Принципы гражданского права.
  6.  Система гражданского права.
  7.  Источники гражданского права.

Раздел II:  Понятие гражданских правоотношений

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Виды гражданских правоотношений
  2.  Понятие правоспособности
  3.  Понятие дееспособнлсти
  4.  Предпринимательская деятельность гражданина
  5.   Дееспособность несовершеннолетних  
  6. Эмансипация
  7. Признание гражданина недееспособным  
  8. Опека и попечительство  
  9. Патронаж
  10. Признание гражданина безвестно отсутствующим
  11.  Объявление гражданина умершим
  12. Понятие юридического лица
  13. Понятие правоспособности юридического лица
  14. Способы создания юридического лица
  15. Что является учредительными документами юридического лица?

  1. Самостоятельная работа.

 Привести примеры гражданских правоотношений из жизни и охарактеризовать их структуру

  1. Самостоятельная работа

Привести примеры сделок

  1. Подготовить сообщение

Темы для сообщений:

  1. Предпринимательская деятельность гражданина.    
  2.  Дееспособность несовершеннолетних.  
  3. Эмансипация.
  4.  Признание гражданина недееспособным.
  5.   Опека и попечительство.
  6.  Признание гражданина безвестно отсутствующим.
  7.  Объявление гражданина умершим.

  1. Практическая работа

Решение ситуационных задач:

Задача №1

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.

Вопросы к задаче:

1. Имеет ли юр. силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?

2. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?

Задача №2

Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с мальчиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.

 Вопросы к задаче:

 Кто прав в возникшем споре? Измениться ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги своему сыну со словами: «Можешь сам распорядиться своим заработком»?

Задача №3

После смерти дедушки к 10 Максиму Садову перешел в собственность автомобиль «Жигули». Автомобиль стоял в гараже, и им никто не пользовался более двух лет со дня смерти дедушки. Через некоторое время Максим был вызван в налоговую инспекцию, где ему было предложено заплатить налог с владельцев транспортных средств. Родители Максима полагали, что недееспособный сын не может признаваться субъектом налоговых правоотношений и платить налоги.  Налоговая передала документу юрисконсульту.

Составьте мотивированное заключение юрисконсульта.

Раздел III: Осуществление и защита гражданских прав

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Способы осуществления гражданских прав и исполнения гражданско-правовых обязанностей.
  2. Самозащита права
  3. Понятие представительства
  4. Понятие доверенности
  5. Виды доверенности
  6. Виды сделок
  7. Возмещения убытков и взыскания неустойки
  8. Компенсации морального вреда
  9. Понятие юридических фактов в гражданском праве.
  10. Виды юридических фактов

  1. Самостоятельная работа.

Подготовка сообщения по теме «Роль правоохранительных органов в осуществлении защиты гражданских прав».

  1. Задание в форме теста

Вопрос 1.

Гражданское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения:

А) финансовые

Б) имущественные и связанные с ними личные неимущественные

В) налоговые

Г) дисциплинарные

Вопрос 2.

Имущественные отношения – это:

А) отношение человека к имуществу

Б) отношение человека к вещи

В) отношения, которые возникают по поводу различных материальных благ, т. е. вещей, работ, услуг и иного имущества

Г) связь между вещами

Вопрос 3.

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении:

А) Российской Федерации

Б) Российской Федерации и ее субъектов

В) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Г) городских и сельских муниципальных образований

Вопрос 4.

Правоспособность гражданина возникает в момент:

А) вступления в брак

Б) его рождения

В) рождения у него первого ребенка

Г) приобретения им имени

Вопрос 5.

Правоспособность гражданина прекращается в момент:

А) признания его судом недееспособным

Б) осуждения его судом за совершение правонарушения

В) его смерти

Г) установления над ним опеки или попечительства

Вопрос 6.

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем:

А) имуществом, принадлежащим его семье

Б) принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание

В) своим имуществом и имуществом своего супруга

Г) имуществом, принадлежащим его семье, и имуществом своего поручителя

Вопрос 7.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно:

А) передавать права авторства другому лицу

Б) распоряжаться своим доходом (заработком)

В) вносить в кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими

Г) совершать мелкие бытовые сделки

Вопрос 8.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности, самостоятельно вправе:

А) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

Б) получать пенсию и распоряжаться ею

В) получать заработную плату и распоряжаться ею

Г) совершать мелкие бытовые сделки

Вопрос 9.

Коммерческие организации создаются в форме:

А) потребительских кооперативов

Б) государственных и муниципальных унитарных предприятий

В) общественных и религиозных организаций

Г) благотворительных и иных фондов

Вопрос 10.

Моментом создания юридического лица является:

А) приобретение обособленного имущества

Б) открытие лицевого счета в банке

В) выступление на суде в качестве ответчика по совершенным сделкам

Г) его государственная регистрация

Вопрос 11.

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественные права, и:

А) который соответствует установленной форме

Б) в котором имеются все необходимые реквизиты

В) осуществление прав, содержащихся в котором, возможно лишь при его предъявлении

Г) имеет все качества, указанные в п. «а» - «в»

Вопрос 12.

Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно:

А) выражение воли одной стороны и предварительного согласия другой стороны

Б) выражение воли одной стороны

В) выражение воли одной стороны при условии, что вторая сторона впоследствии одобрила ее

Г) согласие двух сторон

Вопрос 13.

К двусторонним сделкам относится:

А) выдача доверенности

Б) исполнение обязательств

В) договор купли-продажи

Вопрос 14.

Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение:

А) одного года

Б) трех лет

В) пяти лет

Г) десяти лет

Вопрос 15.

Иск о признании недействительной сделки, совершенной под влиянием насилия или угрозы, может быть предъявлен со дня прекращения насилия или угрозы в течение:

А) одного года

Б) трех лет

В) пяти лет

Г) десяти лет

Раздел IV: Право собственности и другие вещные права

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Понятие права собственности.
  2.   Содержание права  собственности.
  3.  Правомочия собственника.
  4. Основания приобретение права собственности.
  5. Основания прекращение права собственности.
  6. Право хозяйственного ведения.
  7. Право оперативного управления.
  8. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.
  9. Что такое виндикационный иск?
  10. Что такое негаторный иск?
  11. Конфискация
  12. Реквизиция

 

  1. Задание в форме теста (1)

Вопрос 1.

Право собственности в объективном смысле – это правовые нормы, определяющие границы возможных действий лиц по:

А) присвоению и пользованию всей совокупностью вещей;

Б) владению всей совокупностью вещей;

В) распоряжению всей совокупностью вещей;

Г) всем действиям, указанным в п. «а», «б» и «в».

Вопрос 2.

Право собственности в субъективном смысле – это юридически обеспеченная возможность для лица, присвоившего имущество по своему усмотрению:

А) владеть им;

Б) пользоваться им;

В) владеть и распоряжаться им;

Г) владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Вопрос 3.

Собственник вправе передавать другим лицам, оставаясь собственником, право:

А) владения имуществом;

Б) пользования имуществом;

В) распоряжения имуществом;

Г) обладания всеми полномочиями, указанными в п. «а» - «б».

Вопрос 4.

Виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются:

А) указом Президента РФ;

Б) законом;

В) постановлением Правительства РФ;

Г) ведомственной инструкцией.

Вопрос 5.

Владение вещью представляет собой совокупность действий лица, направленных на:

А) извлечение из вещи полезных свойств;

Б) изменение принадлежности вещи;

В) удержание, управление и обеспечение сохранности вещи;

Г) извлечение из вещи доходов.

Вопрос 6.

Под пользованием вещью понимается совокупность действий, направленных на:

А) извлечение из вещи полезных свойств;

В) обеспечение сохранения вещи;

В) управление вещью;

Г) изменение принадлежности вещи.

Вопрос 7.

Распоряжение вещью выражается в действии, направленном на:

А) изменение принадлежности вещи;

Б) извлечение из вещи ее полезных свойств;

В) обеспечение сохранности вещи;

Г) удержание чужой вещи в своем интересе.

Вопрос 8.

Размер вознаграждения за находку от ее стоимости составляет:

А) до 10%

Б) до 15%

В) до 30%

Г) до 20%

Вопрос 9.

Приобретательная давность возникает на чужое недвижимое имущество при открытом и постоянном владении им в течение:

А) 20 лет;

Б) 15 лет;?

В) 10 лет;

Г) 5 лет.

Вопрос 10.

Срок приобретательной давности на движимое имущество составляет:

А) один год;

Б) три года;

В) пять лет;

Г) десять лет.

Вопрос 11.

Права и обязанности собственника при отказе от собственности прекращаются:

А) с момента приобретения права собственности другим лицом;

Б) до приобретения права собственности на него другим лицом;

В) с момента отказа от собственности;

Г) с момента передачи имущества другому лицу.

Вопрос 12.

Субъектами права хозяйственного ведения признаются:

А) казенное предприятие;

Б) производственные кооперативы;

В) потребительские кооперативы;

Г) государственные и муниципальные предприятия.

Вопрос 13.

Объектами права хозяйственного ведения в качестве имущественных комплексов являются:

А) унитарные предприятия; ???

Б) казенные предприятия;

В) учреждения;

Г) кооперативы.

Вопрос 14.

Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, признаются:

А) казенные и унитарные предприятия;

Б) унитарные предприятия и учреждения;

В) казенные предприятия и учреждения;

Г) учреждения, казенные и унитарные предприятия.

Вопрос 15.

Казенные предприятия создаются на базе собственности:

А) федеральной государственной;

Б) муниципальной;

В) частной;

Г) любой.

  1. Задание в форме теста (2)

Вопрос 1.

Доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в:

А) бюджет органа местного самоуправления;

Б) бюджет государства;

В) самостоятельное распоряжение учреждения;

Г) доход собственника.

Вопрос 2.

Собственник земельного участка извещается о его изъятии для государственных нужд не позднее чем за:

А) шесть месяцев;

Б) один год;

В) три месяца;

Г) три года.

Вопрос 3.

Право собственности при изъятии земельного участка для государственных нужд прекращается с момента:

А) начала изъятия земельного участка;

Б) государственной регистрации решения об изъятии земельного участка;

В) достижения соглашения о выкупе или вынесении судом решения о выкупе земельного участка;

Г) принятия решения земельным комитетом.

Вопрос 4.

Цена изымаемого для государственных нужд земельного участка определяется:

А) компетентными органами;

Б) собственником;

В) земельным комитетом;

Г) соглашением с собственником.

Вопрос 5.

Общая собственность на вещь возникает при условии, что она:

А) неделима;

Б) принадлежит одновременно двум и более лицам;

В) не подлежит разделу без изменения ее назначения;

Г) при всех условиях, указанных в п. «а» - «в».

Вопрос 6.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей:

А) продать;

Б) подарить, завещать;

В) отдать в залог;

Г) сделать все, указанное в п. «а» - «в».

Вопрос 7.

Спор собственников об использовании общего имущества решается судом, который устанавливает порядок:

А) владения, пользования и распоряжения общим имуществом;

Б) пользования и распоряжения общим имуществом;

В) владения и распоряжения общим имуществом;

Г) владения и пользования общим имуществом.

Вопрос 8.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется:

А) по согласию всех собственников;

Б) с согласия двух третей общего числа собственников;

В) с согласия более половины собственников;

Г) в соответствии с решением суда.

Вопрос 9.

О намерении продать свою долю продавец обязан сообщить остальным участникам долевой собственности в форме:

А) устной;

Б) письменной;

В) устной и впоследствии подтвержденной в письменной форме;

Г) любой.

Вопрос 10.

Продавец вправе продать свою долю в недвижимом имуществе любому лицу, если сособственники не приобретут ее в течение:

А) одного месяца;

Б) двух месяцев;

В) трех месяцев;

Г) шести месяцев.

Вопрос 11.

О намерении продать свою долю продавец обязан сообщить остальным участникам долевой собственности в форме:

А) 10 дней;

Б) 15 дней;

В) 20 дней;

Г) одного месяца.?  Странный какой-то вопрос.

Вопрос 12.

Право на общее имущество супругов принадлежит также:

А) родителям супругов, если они живут вместе с ними;

Б) совершеннолетним детям;

В) супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства и уход за детьми;

Г) всем членам семьи, живущим вместе с супругами.

Вопрос 13.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется с согласия:

А) родителей супругов;

Б) детей супругов;

В) всех членов семьи;

Г) обоих супругов.

Вопрос 14.

Для совершения одним из супругов сделки, требующей нотариального удостоверения, требуется получить согласие другого супруга в форме:

А) устной;

Б) письменной;

В) нотариальной;

Г) любой.

Вопрос 15.

Могут ли деньги, а также ценные бумаги на предъявителя быть истребованы от их добросовестного приобретателя?

А) не могут в случае их отчуждения добросовестным приобретателем;

Б) могут;

В) не могут;

Г) могут по решению суда.

Вопрос 16.

Распространяются ли сроки исковой давности на требования по негаторному иску?

А) распространяются;

Б) распространяются, если нарушение прав собственника было кратковременным;

В) не распространяются;

Г) распространяются, если нарушение прав собственника было длительным.

Раздел V: Обязательственное право

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Обязательственное право как подотрасль гражданского права
  2. Система обязательственного права.
  3.  Субъекты обязательств.
  4. Должник и кредитор.
  5. Множественность лиц в обязательстве.
  6. Обязательства долевые, солидарные и субсидиарные.
  7. Перемена лиц в обязательстве.
  8. Понятие и значение исполнения обязательств.
  9. Понятие и способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств.

  1. Письменный опрос

Вопросы для контроля:

Вариант I

  1. Неустойка,
  2. задаток,
  3. поручительство,
  4. Ответственность за нарушение обязательств.

Вариант II

  1. залог,
  2. банковская гарантия,
  3. удержание.
  1. Ответственность за нарушение обязательств.

  1. Задание в форме теста

Вопрос 1.

Договорными называют обязательства, возникающие:

А) в результате причинения вреда личности гражданина;

Б) в результате неосновательного обогащения;

В) по воле его сторон;

Г) в результате причинения вреда имуществу любого субъекта гражданского права.

Вопрос 2.

Договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах и могли быть приняты другой стороной, называется:

А) учредительным договором;

Б) публичным договором;

В) договором присоединения;

Г) организационным договором.

Вопрос 3.

Договор, стороны которого обязуются заключить в будущем договор о передаче на определенных условиях имущества, называется:

А) организационным договором;

Б) предварительным договором;

В) учредительным договором;

Г) договором в пользу третьего лица.

Вопрос 4.

Предварительный договор заключается в форме:

А) установленной для основного договора, а если форма для последнего не установлена, то в письменной форме;

Б) письменной, в зависимости от стоимости сделки;

В) нотариальной, по требованию одной из сторон;

Г) устной, по взаимному согласованию.

Раздел VI: Отдельные виды обязательств

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Права и обязанности продавца и покупателя.
  3.  Последствия неисполнения обязанностей по договору купли-продажи.
  4. Розничная купля- продажа.
  5. Поставка товаров.
  6. Договор контрактации.
  7. Договор энергосбережения.
  8. Продажа недвижимости.
  9. Договор мены.
  10. Встречное исполнение обязательства.
  11. Договор дарения.
  12. Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны.
  13.  Пожертвования

  1. Письменное решение практических задач

Задача 1.

Травкин заключил договор подряда с бригадиром строительной бригады Пузиковым на постройку  и покраску сарая на своем земельном участке. Строительный материал для работы он предоставил. Пузиков после выполнения работы остатки строительного материала продал на сторону, а вырученные деньги пропил вместе с бригадой. Все это произошло на виду у соседей. Узнав об этом, Травкин уменьшил цену работы на величину стоимости похищенного материала и пригрозил Пузикову, что может подать на него в суд за воровство.

 Правомерны ли действия Травкина?

 

Задача 2.

   Больница заключила договор подряда со швейной фабрикой на пошив 1000 простыней размером 150см х 220см из материала подрядчика и оплатила стоимость работы. Фабрика пошила простыни размером 140см х 210см, а деньги, полученные от экономии, выдала своим работникам в качестве премии. Больница потребовала от фабрики возмещения разницы в цене работы или пошива для нее полномерных простыней, как это указано в договоре подряда.

 Подлежит ли удовлетворению требование больницы?

На какое требование больницы может согласиться швейная фабрика?

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Договор ренты.
  2. Постоянная рента.
  3. Пожизненная рента.
  4. Пожизненное содержание с иждивением.
  5. Договор аренды.
  6. Объекты аренды.
  7. Арендодатель. Срок договора аренды.
  8. Предоставление имущества арендатору.
  9.  Права третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество.
  10. Арендная плата.
  11. Обязанности сторон.

Раздел VII: Наследственное право

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Понятие и значение наследования.
  2. Основания наследования.
  3. Открытие наследства.
  4.  Субъекты наследственного преемства.
  5. Что является объектом наследственного преемства.
  6. Что такое наследственная масса?
  7. Что значит свобода завещания?
  8.  Доли наследников в завещательном имуществе.
  9. Что значит тайна завещания?
  10.  Отмена и изменение завещания.
  11. Недействительность завещания.
  12. Завещательный отказ.
  13. Понятие очереди в наследовании.
  14. Право на обязательную долю в наследовании.
  15. Права супруга при наследовании.
  16. Наследование вымороченного имущества.
  17. Принятие наследства: понятие, способы и сроки.
  18. Оформление наследственных прав.
  19. Отказ от наследства, его оформление и правовые последствия.
  20. Общая собственность наследников.
  21. Охрана интересов ребенка при разделе наследства.
  22. Охрана наследства и управление им.

  1. Задания в форме теста

1.Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

1.Право на обязательную долю в наследстве имеют:

А) несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя ( в том числе усыновленные)

Б) нетрудоспособный супруг (а)

В) нетрудоспособные родители

Г) все варианты ответа верны

2.Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие виды завещания:

А) закрытое завещание

Б) нотариально удостоверенное завещание

В) завещание в сложной письменной форме без удостоверения у нотариуса

Г) завещание в простой письменной форме без удостоверения у нотариуса

3.Наследниками 1-ой очереди по закону являются:

А) родные братья и сёстры наследодателя

Б) дети наследодателя

В) дедушка и бабушка наследодателя

Г) родители наследодателя

4. Наследниками 3-ей очереди по закону являются:

А) прадедушки и прабабушки наследодателя

Б) родные дяди и тети наследодателя

В)супруг (а) наследодателя

Г) двоюродные внучки и внуки наследодателя

2.Верны ли суждения?

5.А.Закон передает право призываться к наследованию живым людям, а также тем, кто был зачат при жизни наследодателя и родился после его смерти

Б. Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых они были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства

1) только А;   Б) только Б;   3) и А, и Б;   4) ни А, ни Б

6.А.Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя

Б. По наследству переходит право на алименты

1) только А ;   Б) только Б;   3) и А, и Б;   4) ни А, ни Б

7.А.Человек может выбирать тех, кому он желает передать своё наследство, а равно в любое время отменить или изменить завещание.

Б.Закон предоставляет право отдельным лицам получить обязательную долю в наследстве

1) только А;   Б) только Б;    3) и А, и Б;    4) ни А, ни Б

8.А.Нельзя завещать деньги, находящиеся на счету в банке

Б.Письменно заявив о своих наследственных правах, в последующем можно отказаться от принятия наследства

1) только А;    Б) только Б;    3) и А, и Б;   4) ни А, ни Б

9.А.Наследник не может отказаться от наследства

Б. Если наследник умирает после смерти наследодателя, так и не успев принять наследство, то право на его принятие переходит к его собственным наследникам

1) только А;   Б) только Б;   3) и А, и Б;   4) ни А, ни Б

3.Вставьте пропущенные слова

10.Наследование – переход _________________,______________ и ___________________после смерти человека другим лицам.

11.Завещание - ______________документ,который содержит _______________________________.

12.Всё имущество умершего, его права и обязанности (долги), которые переходят по наследству, называют ____________________________________.

13.Право на обязательную долю- право некоторых лиц независимо от _____________________ наследовать не менее _______________________доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по ___________________.

14.Необходимо принять наследство в течение ____________________ со дня ________________________.

15.Временем открытия наследства является __________________________________.

16. Если наследник умирает после смерти наследодателя, так и не успев принять наследство, то право на его принятие переходит к его ________________________.

Раздел VIII: Право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

  1. Устный опрос

Вопросы для контроля:

  1. Интеллектуальные права.
  2. Исключительное право.
  3. Переход исключительного права к другим лицам без договора.
  4. Соавторство.
  5. Объекты авторских прав.
  6. Право на фонограмму
  7. Патентные права.
  8. Получение патента.
  9. Объекты патентных прав.
  10. Государственная регистрация изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
  11. Право на товарный знак.

  1. Подготовить сообщение

Темы для сообщений:

  1. Права изготовителя фонограммы.
  2. Коллективное управление авторским и смежными правами
  3. Оспаривание выданного патента.

        

         4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: устный вопрос, тестовые задания, сообщения, доклады, решение ситуационных задач.

Назначение:

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Гражданское право.

Литература для обучающихся:  Гражданский кодекс РФ

Вариант экзаменационных билетов.

Билет № 1

1. Принципы и функции гражданского права.

2. Основания возникновения и виды представительства.

Билет № 2

1. Предмет и метод гражданского права.

2. Последствия недействительности сделки.

Билет № 3

1. Понятие и виды источников гражданского права.

2. Виды доверенностей и порядок передоверия.

Билет № 4

1. Система Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Понятие сроков в гражданском праве и их виды.

Билет № 5

1. Толкование гражданско-правовых норм.

2. Виды сроков исковой давности.

Билет № 6

1. Структура и виды гражданского правоотношения.

2. Понятие и содержание права собственности.

Билет № 7

1. Субъекты гражданских правоотношений и их особенности.

2. Объекты права собственности и других ве­щных прав.

Билет № 8

1. Объекты гражданских правоотношений.

2. Право собственности граждан.

Билет № 9

1 . Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве.

2. Особенности права государственной собственности.

Билет № 10

1 . Правосубъектность граждан.

2. Основания приобретения и прекращения права собственности.

Билет № 11

1. Признаки, виды юридических лиц и их правосубъектность.

2. Право собственности юридических лиц.

Билет № 12

1. Индивидуализация юридического лица.

2. Понятие и виды права общей собственности.

Билет № 13

1. Особенности государства и государственных образований как субъектов гражданского права.

2. Способы и пределы осуществления субъективных прав.

Билет № 14

1. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

2. Способы защиты гражданских прав.

Билет № 15

1. Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность.

2. Виндикационный и негаторный иски.

Билет № 16

1. Классификация вещей.

2. Понятие, значение и особенности гражданско-правовой ответственности.

Билет № 17

1. Классификация нематериальных благ и их особенности как объекта гражданских правоотношений.

2. Виды гражданско-правовой ответственности.

Билет № 18

1. Понятие, виды и формы сделок.

2. Основание гражданско-правовой ответственности.

Билет № 19

1. Признаки сделки и её основания.

2. Условия освобождения от гражданско-правовой ответственности.

Билет № 20

1. Недействительные сделки и их виды.

2. Элементы гражданско-правовой ответственности.

Время выполнения задания – 20 мин. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства в свете требований новых ФГОС как средство оптимизации результатов образовательного процесса.

В статье рассматриваются виды и функции контрольно-оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, который в настоящее время базируется  на  деятельностно-компетентностном подходе...

Шаблон для оформления контрольно-измерительных материалов (контрольно-оценочных средств) по дисциплине

Данный материал содержит макет с рекомендациями по составлению контрольно-измерительных материалов по дисциплине или,  как их ещё называют КОСов (контрольно-оценочных средств). Этот материал помо...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма проведения оценочной процедуры – экзамен

Статистика контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации на специальности углубленной подготовки 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров форма пров...