Беседа "Родники - голубые очи земли"
статья

Савельева Татьяна Васильевна

О родниках Инсарской земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа о родниках23.69 КБ

Предварительный просмотр:


Беседа: «Родники-голубые очи земли»

Цели:

- дополнить представления учащихся о роли воды в жизни человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей;

- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Задачи:

- расширить представления учащихся о значении воды для человека, о водных источниках;

- развивать познавательную активность, интерес к изучению проблем экологии;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам родного края;

Методы: наглядный, словесно-иллюстративный, практический

Оборудование: рисунки учащихся, иллюстрации с изображением воды, песня «Живи, родник» в исполнении С.Беликова

Аудитория: учащиеся 2-9 классов (7-14 лет)

Условия для проведения: группа

Предварительная подготовка: подготовить вместе с учащимися рисунки на тему «Вода в жизни человека», стихи о родниках, реке, найти загадки, пословицы, поговорки, песни о родниках и воде.


Ход беседы

«Родник- не просто источник питьевой воды,

это – живая нить, которая связывает нас не

только с прошлым, но и с будущим»

Народная мудрость

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, без чего не может быть жизни на земле. Для этого надо разгадать загадку:

Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой.

Ученики: Ручей.

Воспитатель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Ученики: Вода.

Воспитатель: Да, сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Земля – казна, вода – золото», так говорят люди о воде. А еще: «Была бы водица, а зелень уродится», «Где вода есть, там саду цвесть». Биологи называют ее «колыбель жизни. Ни одно живое существо не может обойтись без воды.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! (Е.П. Богомолова)
Зовут воду в народе не иначе, как “матушка”, “царица”. Водица-царица, красна девица. Матушка-водица. К ней раньше всегда обращались уважительно.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Где кончается вода, кончается и земля.
Лес да вода поле красит.
Вода – всему господин.
Воды и огонь боится.
Вода сама себе царь.
И царь воды не удержит.
Вода – кровь матери земли.
Вода божья, за неё деньги брать грешно.
За водопой деньги брать – вода пропадёт.
Без воды и борщ не сваришь.
Не плюй в колодец: воды придется напиться.
Доброе дело в воде не тонет.
Не пей из чужого колодца, своя не потечёт.
Всяк кулик своё болото хвалит.
В своей водице и лягушка певица.
В решете воду не носят.
Дружбу водой не разольёшь.

Воспитатель: Вода - самое обыденное и в то же время самое удивительное вещество на нашей планете. Во-первых, она согревает нас. Вода поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдаёт его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает таких резких перепадов температур.
Во-вторых, это водяные пары, которые содержит наша атмосфера, они не дают космическим холодам добраться до земли и заморозить всё на свете.
А ведомо ли вам, ребята, что мы живём на планете воды. Во всей Вселенной нашей Солнечной системы такой водяной планеты больше нет. Вода занимает более 70% нашей суши.


Если на карту земли посмотреть,-
Земли на земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
(«Земля» А.Усачев)


Вода кормит нас, поит, но всегда ли люди бережно, с уважением относятся к ней? Ученые бьют тревогу, призывая сохранить чистоту водных источников.
Ведь чистой пресной воды, которую мы с вами пьём, с каждым годом становится все меньше.

Воспитатель:

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

Воспитатель: Где мы встречаемся с водой?

Дети приводят примеры.

Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово “вода” равноценно слову “жизнь”, и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле


Воспитатель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?

(Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.)

Воспитатель: А откуда начинает свой путь вода? Давайте послушаем стихотворение И.А. Бунина «Родник»:

Ученик: В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. (И.А. Бунин )

Ученик:

Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.

Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники - источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Ученик: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнёт и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернёт сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Воспитатель: Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением.
Родник всегда поражал воображение людей; зимой не замерзал, а летом, в зной, вода в нем холодная и студёная. Отсюда и название студенец.
Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студёная водичка разбудит семя, наполнит его силой.
За века Родник вспоил сладкой водицей тысячи людей и продолжает это делать и по сей день.
Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги Роднику – грехи снимешь и «с души как бремя скатится».
Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупиться от болезней.
Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.


Ученик: Пронеслась молва по свету:
«Где-то, за рекой,
В зарослях, зимой и летом,
Бьёт родник живой!

Кто воды его напьётся,
Многое поймёт,
И, чьё сердце еле бьётся,
Сразу оживёт!

Если только потрудиться –
Тот родник сыскать,
Можно многого добиться,
И счастливым стать.
Если ты не можешь счастье
До сих пор найти,
Хоть в жару, хоть в день ненастный
К Роднику иди! (Э. Рейнке )

Воспитатель: Вокруг родников существовало много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. Совершаются крестные ходы, служат молебны.
Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы.

В нашем инсарском районе есть родники, которые наиболее известны. Одним из таких является «Тихвинский родник»

Ученик: Тихвинский родник находится на восточной окраине села Усыскино. По преданию, источник существует несколько сотен лет. Был очень многоводный, большой по размеру. До революции 1917года здесь проходили богослужения, была сооружена часовня. Своё название получил во имя Тихвинской иконы Божьей матери несколько веков назад. По преданию, в источнике была найдена икона Тихвинской Божьей матери, блеск которой превращал воду в роднике в сверкающую ярким золотым светом. На богослужение, происходящее 9 июля, в Усыскино ежегодно собирались сотни верующих со всей округи. Так было до революции 1917года.Позднее, в советское время, родник был засыпан, богослужения запрещены. После Великой Отечественной войны житель села Усыскино И.С.Сапунов снова расчистил родник. Однако прежней силы источник уже не имел. Тем не менее многие десятилетия празднование «Тихвинской» продолжалось. Несколько лет назад ныне покойная настоятельница Инсарского Свято-Ольгинского женского монастыря матушка Анастасия вместе с жителями села Усыскина облагородила родник, установила крест, икону на источнике. А рядом была сооружена купальня. Желающих исцелиться в Усыскино очень много. Вот уже несколько лет праздник во имя Тихвинской иконы Божьей матери в селе Усыскино отмечается при большом стечении народа, совершается крестный ход от местного храма(недействующего) до святого источника. Вода родника имеет особый вкус, она полюбилась многим жителям окрестных сёл, которые часто приезжают на источник, чтобы получить силу, здоровье от святой воды, искупаться в источнике, который дарует уже не одно столетие людям благодать божью.

Ученик:

В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.

Ученик:

Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...

«Явленный родник»

Ученик: Долгие годы тихо и незаметно жил родничок в селе Мордовская Паевка. Орошал своими водами луг, поил каждого путника. О том, что вода в родничке чистая, мягкая и приятная на вкус, знали мордпаевцы давно. Не случайно назвали его «явленным», «святым» Родник расположен на восточной окраине населенного пункта. Его вода вкусна, «легка на вкус», очень чистая. Уже не одно поколение сельчан пользуется родниковой водой. В 2006 году родник мордпаевцы облагородили. Построили над источником часовню, а чуть поодаль-купальню. Желающие могут здесь искупаться, и судя по всему, купание помогает жителям обрести здоровье, особенно помогает тем, у кого болит спина. У часовни в дни престольных праздников-летней и осенней Казанской-местный священник проводит богослужения, от храма до источника совершается крестный ход.

Ученик:
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою,
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты. ( М.Г. Прохорова)[3]

Воспитатель: «Мы не ценим воду, пока не высохнет источник», - гласит восточная мудрость. Ценим ли мы этот дар, доставшийся нам в наследство?
Сценка «Отдых на реке».

Действие первое.
К реке подходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся. Звучит весёлая музыка.
1-ый отдыхающий: Мы приехала на речку
Воскресенье провести .

2-ой отдыхающий: Но свободного местечка
Возле речки не найти!

3-ий отдыхающий: Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!

4-ый отдыхающий: Мы купались,
Загорали.

5-ый отдыхающий: Веселились, как могли!
Пили сок, консервы ели.

Все вместе: Отдохнули и ушли! (уходят).


Воспитатель: Надо беречь каждый родник, каждый ручей!
Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет напитка лучше, чем стакан родниковой воды.


Ученик: Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает. (М.Г. Прохорова)[3]

Воспитатель: В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Испокон веков считалось святым делом «открыть глаза роднику» - очистить его и обустроить, поставить скамейку для отдыха, повесить ковшик.

Сохранять это уникальное богатство живой природы – важное дело. Ещё очень много родников нужно восстанавливать. И мы немало сможем сделать для этого.

Ребята, все вы, наверное, знаете, что необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Какие это правила? (Ответы детей)

Давайте познакомимся с правилами поведения у родника - «Памятка поведения у родника»:

- свалка мусора запрещена;

- разведение костра запрещено;

- мойка транспорта запрещена;

- выпас скота запрещён;

- следи за чистотой родника.

Воспитатель: В жизни каждого человека обязательно встречается, а иногда долго-долго живёт рядом родник. Люди называют его по-разному, почтительно ключ, кто-то ласково родничок, а где-то за свою пользу здоровью и чистоте души – его называют источник. А все это одним словом – Родник. Однокоренные слова к слову родник. (Родной, Родина). Произошли эти слова от одного слова род, то есть самый близкий, самый родной. И возрождая родники, мы, в конечном счёте, заботимся о будущем родного края, будущем наших детей и внуков. В моем детстве тоже был свой родник. Каждый раз, возвращаясь из леса или идя в лес мы с папой останавливались у родника. Пили чистейшую, живительную воду, говорили о жизни, о приятной прогулке. Прошли годы, давно нет на свете папы, да и родника наверное тоже нет. Но в моей памяти и сердце до сих пор живёт тот родник из детства и дает мне силы дальше жить. О нем и моё стихотворение «Родник»

Лесной родник- источник жизни

Отец мне в детстве показал

Пред ним он приклонил колено

Такие мне слова сказал

«Живи ты, дочь, открыто, честно

Друзей имей, и недругов прощай

Будь искренна, добра, сердечна

И никогда людей не обижай»

Родник добра, любви и веры

В своем я сердце сохраню

За тот совет, что дал когда-то

Отца за все благодарю. (Т. Савельева)

Воспитатель:
Пусть чистые воды родной Земли и дальше исцеляют больных, придают силы труженикам, укрепляют дух народа. Ибо родник – это не только вода, это душа. Народная мудрость гласит: «Родник- не просто источник питьевой воды это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». А мы с вами будем делать всё от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить этот бесценный дар, доставшийся нам в наследство.

Ученик:

Пусть на земле не умирают родники,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода

Методические советы организаторам: Чтобы учащиеся более эффективно воспринимали информацию, важно использовать наглядно-иллюстративный материал: фотографии, таблицы, рисунки детей. Для повышения эмоционального восприятия можно использовать мелодичную музыку.


Методические советы на период ближайшего последствия: оформить стенгазету «Живи, родник!» с кратким описанием мероприятия и фотографиями, организовать конкурс стихов о родниках,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя Земля". Урок кубановедения в 4 классе.

Хорошая подборка текстов, стихов. Музыкальное оформление. Рисунки казачьего подворья....

Пусть небо будет голубым

06.-05.2016 в группе ДИ-1 прошел классный час : « Ветераны, Ваша победа в наших сердцах»Пусть небо будет голубым,Пусть в небе не клубится дым,Пусть пушки грозные молчатИ пулеметы не строчат,Чтоб жили ...

Православный календарь "Святые земли Смоленской" (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Православный календарь «Святые земли Смоленской» содержит Жития Смоленских святых, почитаемых Русской Православной Церковью, иллюстративный ряд икон, тропари, агиологические статьи, духовные поучения ...

Сцерарий внеклассного мероприятия "О, русская земля - земля героев!"

Данная разработка предназначена для подготовки и проведенния внекласснных мероприятий с обучающимися по патритическому воспитанию. Эта разработка может быть использована для проведения классных часов,...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА НА ТЕМУ: «ГОЛУБАЯ СМЕРТЬ», ИЛИ КАК ОСТАНОВИТЬ ВЗРЫВЫ БЫТОВОГО ГАЗА

Презентация к Исследовательской работе на тему:"«ГОЛУБАЯ СМЕРТЬ», ИЛИ КАК ОСТАНОВИТЬ ВЗРЫВЫ БЫТОВОГО ГАЗА".Цель исследования: разработка методов повышения надежности при экс...

Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...

Познавательное занятие путешествие "Голубая моя планета"

Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Свершилось великое событие, впервые в истор...