Сцерарий внеклассного мероприятия "О, русская земля - земля героев!"
материал на тему

Дериглазова Татьяна Алексеевна

Данная разработка предназначена для подготовки и проведенния внекласснных мероприятий с обучающимися по патритическому воспитанию. Эта разработка может быть использована для проведения классных часов, викторин, конкурсов, бесед. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

 «Обоянский аграрный техникум»

Сценарий внеклассного мероприятия

«О, Русская земля – земля героев!»

Разработчик: 

Дериглазова

Татьяна Алексеевна

г. Обоянь, 2017 г

Содержание

Введение

1. Методические рекомендации

2. Ход проведения мероприятия

3. Список используемой литературы

Введение

        В формировании патриотических чувств обучающихся одно из ведущих мест принадлежит проведению классных часов по патриотической тематике. Обращение к ним в воспитательной работе – это одно из непреложных условий формирования у молодежи национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.

        В памяти обучающихся аккумулируются представления о героических событиях отечественной истории, о выдающихся деятелях и ярких достижениях страны. Эти представления играют роль ориентиров, способствуют укреплению гражданского самосознания и патриотизма.

        

Методические рекомендации

        Данная разработка предназначена для подготовки и проведения внеклассных мероприятий с обучающимися по патриотическому воспитанию.

        Цели разработки:

  • познакомить обучающихся с ратной летописью, героическими страницами истории русского народа;
  • воспитать любовь к Родине, гордость за наше ценное духовное богатство;
  • учить беречь нашу память о прошлом;
  • развивать чувство понимания прекрасного, умение читать стихи и воспринимать классическую музыку;

        Эта разработка может быть использована для проведения классных часов, викторин, конкурсов, бесед.

Сценарий внеклассного мероприятия «О, Русская земля – земля героев»

Цели:

  • познакомить обучающихся с ратной летописью, героическими страницами истории русского народа;
  • развивать информационную культуру обучающихся;
  • воспитывать уважение к истории России, чувство патриотизма.

Форма организации: эрудит-шоу

Время: 45 минут.

Оборудование:

картина В.М.Васнецова «Богатыри», портреты А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Петра I, героев ВОВ, изображение Георгия Победоносца, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация

Эпиграфы:

«Святая Русь под мантией старинной»

А.Полежаев

«…о Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя…»

В.Жуковский

1-ый  обуч- ся:

Россия, Русь – куда я не взгляну

За все твои страданья и битвы

Люблю твою, Россия старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни.

Преподаватель:

Россия, Русь! Край родной долготерпенья. Поэт Тютчев отмечает основную черту русского народа – терпенье. «Господь терпел и нам велел» - гласит русская пословица. Значит, это наше терпение «Царь небесный»  благословил?  Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия, войны, погромы, пожары, болезни,  страдания и выходила из этих  испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала (многострадальная Русь), ее и называют «святой» и «священной».

2-ой обуч- ся:

Ты не вставала на колени

Ни перед кем

И никогда..

И каждый кустик твой

Священен,

Священны небо и вода,

Священен тын, где сохнут  крынки,

Ракет космических огонь,

И даже малая дождинка,

Что падает в мою ладонь,

Священен

Мир широких пашен,

Священны льды родимых рек,

И снег,

Что полит кровью нашей

И кровь,

Что пролита на снег.

          Преподаватель:

У каждого народа своя история. Наша история древняя, богатая событиями. Страна наша особенная, и история у нее особенная. Мы поговорим сегодня о ратной летописи, вспомним ратные поля нашей Родины - Чудское озеро, Куликово поле, Полтавскую битву, Бородинское поле, овеянные славой российского оружия. Они звучат для нас свято и призывно. В ряду с ними мы называем Каховку и Перекоп, Смоленские высоты и леса Подмосковья, Сталинград и Прохоровку – места главных сражений гражданской войны и ВОВ.

- В 1242 году состоялась битва, ставшая известной в мировой военной истории под названием – Ледовое побоище. Битва на Чудском озере является одной из знаменитых побед русского оружия над чужеземными врагами (над рыцарями Тевтонского ордена).

- Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I  и шведской армией Карла ХII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра).

- Куликовская битва – знаменитое сражение в 1380 году, войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро – монгольского хана Мамая и его союзников – с другой стороны.  Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо- татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Победа над Мамаем значительно усилило Московское княжество.

- Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М.И. Кутузова и французской армией Наполеона I. Бородинское сражение – стало началом череды побед русского оружия.

- Впервые русская армия под предводительством Василия Голицына подошла к стенам Перекопа во время Крымского похода 1689 года, но штурм не состоялся. Первый штурм и взятие Перекопа были осуществлены в ходе компании 1736 года под командованием Кристофа Бурхарда Минина. После вхождения Крыма в состав Российской империи Перекоп стал центром одноименного уезда Таврической губернии. В 1920 году  во время Гражданской войны Красная армия штурмовала перекопские  укрепления. Город Перекоп подвергся очень сильным разрушениям и был стерт с лица земли. Впоследствии рядом возникло село Перекоп, названное в память о разрушенном городе.

- В 1920 году в районе Каховки происходили упорные бои между Белой армией и Красной армией за переправу через реку Днепр. В годы Великой Отечественной войны город был оставлен Красной армией 30 августа 1941года. С 30 марта 1944 года Каховка находится в составе Херсонской области.

- Сталинградская битва, одна из величайших битв Великой Отечественной войны, явилась поворотным событием в ходе Второй Мировой войны. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, величайшего мужества. Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Ему было присвоено звание города – героя. Возрождение города – героя стало заметной вехой в истории народа, страны. Сталинградская битва уничтожила все надежды Гитлера на успех, и показала советскому народу, что даже такого сильного и жестокого противника можно победить.

- 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. Бои велись в районе станции Прохоровка в 30 км от Белгорода. В результате Курской битвы были освобождены города : Орел, Белгород, Харьков. Вечером 5 августа 1943 года в Москве впервые  прогремел артиллерийский салют в честь освобождения Орла и Белгорода.      

Звучит музыка 2-я симфония

А.П. Бородина «Богатырская»

     3-ий обуч –ся:

Россия!

Не искать иного слова,

Иной службы на целом свете нет.

Ты вся –

Сплошное поле Куликово

На протяжении многих сотен лет

Россия!

Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

В холстах голубоглазого Рублева

И в тишине предгрозовых ночей

На поле боя

Вызревали росы,

На пепелищах

Пели топоры-

Мы все прощали,

Мы – великороссы-

Всегда великодушны и добры.

Россия!

Прозвучало это слово

Вписав в бессмертие

Наши имена

От льдов Невы – до поля Куликова,

От Куликова – до Бородина!

Тебя хотели сделать бездыханной

Отнять твою печаль и озорство

Ты столько лет

Терпела Чингисхана

И верных продолжателей его!

Вопрос:

Перед нами портреты. Кто изображен на этих портретах?

(Выслушиваются ответы: былинные богатыри, Георгий Победоносец, Петр I, М.И. Кутузов, А.В. Суворов, маршал Г.В. Жуков, А. Невский). Что их объединяет?  О чем вам говорит имя А. Невский?

Ответ:

Александр Невский, старший сын Ярослава, князь новгородский, позже князь владимирский. В невской битве 1240 года одержал победу над шведами, в 1242 году над немецкими рыцарями на Чудском озере, знаменитом Ледовом побоище, обезопасил западные границы Руси.

Видеосюжет «А. Невский»

Вопрос:

Сколько дней длилась битва на Курской дуге?

Ответ: 50 дней.

Вопрос: Назовите самый страшный для Сталинграда день?

Ответ: 23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов.

Вопрос: Сколько дней длилась Сталинградская битва?

Ответ: 200 дней и ночей.

Вопрос: За какой срок Гитлер хотел овладеть Сталинградом?

Ответ: За 2 недели.

Вопрос: Какое сражение вошло в историю под названием «Битва народов»

Ответ: Бородинское сражение.

Вопрос: Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России?

Ответ: Мамаев курган.

Вопрос: Русский генерал, герой Бородинской битвы?

Ответ: Багратион.

Вопрос: Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска А. Невского во время Ледового побоища?

Ответ: Крестоносцами.

Вопрос: Чем награжден Сталинград  за Сталинградскую битву?

Ответ: Орденом Ленина и Золотой звездой Героя.

Вопрос: Назовите причины победы на Курской дуге?

Ответ: Мужество и героизм воинов; прекрасная работа разведки и т.д.

Вопрос:

Что связывает битву А.Невского с битвой Д.Донского в 1380 году?

Ответ:

Любовь к Отечеству, готовность встать на его защиту. Сто шестьдесят        лет, уже под иноземным игом, не знавшим предела в жестокости, накапливала Русь силы, чтобы ранним сентябрьским утром 1380 года на Куликовом поле уже сплоченной, способной противостоять Орде. Куликово поле преградило дорогу Тамерлану, который не решился войти в пределы Руси.

Звучит кантата  С. Прокофьева «А. Невский»

Преподаватель:

Слово «Вставайте, люди русские» звучит как набат, призыв всегда на протяжении всей истории России. И когда приходилось трудно новым поколениям, когда случалось сойтись с лютым врагом не на жизнь, а на смерть, вспоминали они Дм. Донского и других соратников- героев. Так было и в поле под Полтавой. Защитниками своего отечества вышли на поле битвы под Полтавой солдаты Петра Великого, встретившие и наголову разбившие армию шведского короля Карла ХII,  считавшуюся непобедимой.

     4-ый  обуч – ся:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне под градом раскаленным,

Над павшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча

Сшибаясь, рубятся сплеча,

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят

Прах роют и в крови шипят,

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики,  скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Учитель:

Приказ Петра I перед Полтавской битвой  гласил: «Воины! Вот и пришел час, который решит судьбу  Отечества. И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную церковь…

За род свой, за православную веру, за Отечество или в штыковые атаки и на Бородинском поле смоленские, тульские, калужские, рязанские, орловские крестьяне против 165- тысячной армии Наполеона»

5 – ый  обуч – ся:

- Скажи – ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французам отдана?

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталось доля,

Не  многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча, отступали,

Досадно было, боя ждали

Ворчали старики:

« Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорваны мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И  леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой – ка брат месью!

Что тут хитрить, пожалуй, к бою

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Преподаватель:

В эти исторические минуты гениальный  полководец думал не о том, как бы добить Наполеона (он был уверен, что после Бородина французы обречены), а о том, как бы сберечь свою армию; думал о жизни тех, кому, по всем правилам  войны, предстояло полечь на поле сражения. Русский полководец нарушил эти «правила»:  он разгромил армию Наполеона и сохранил свою…

Но одного не мог знать гениальный полководец – что ровно через сто тридцать лет Бородинское поле прорежут окопы еще одной в нашей истории Отечественной войны, что здесь же, на батарее Раевского, на Багратионовых флешах, на Старой Смоленской дороге, будут идти кровопролитнейшие бои, будет снова решаться судьба Отечества и судьба Москвы. Не мог он знать также, что будут Сталинградская и Курская битвы, и грандиозное Прохоровское сражение, где дым и пыль заволокли небо, где отдельных выстрелов не было слышно: все слилось в единый грозный гул: ведь в сражении участвовало с обеих сторон около 1500 танков. Это сражение было проиграно фашистскими войсками.

В этом году мы отмечаем 68 – летие Победы в ВОВе. В такие мгновения вспоминаются  эти поля Славы, а так же легендарная Шипка, походы Суворова, подвиг крестьянина Ивана Сусанина, как и многие другие ратные дела нашего воинства. В своей истории наш народ всегда черпал силы, припадая к ней сердцем и разумом, как к матери родной земле  припадали былинные богатыри. Боевые ордена Суворова, Кутузова, А. Невского, Б. Хмельницкого, Ушакова и Нахимова учреждены в 1942-1944 годах, тоже свидетельствуют о незыблемости исторических связей, преемственности подвигов простого русского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего в 1612 году будущего наследника престола царя Михаила.

Звучит хор «Славься…» из оперы М.И. Глинки « Иван Сусанин»

Вопрос:

С чем перекликается хор?

Ответ:

Со звоном колоколов.

Вопрос:

Что символизировал всегда колокол на Руси?

(выслушиваются ответы)

Преподаватель:

Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей слушать, за сколько верст его слышно.

Поэт Брюсов писал:

«Бом, бом, бом!

Звон плывет как сталь

Русь святая живет,

Пока звонит звонарь!»

Русь святая! Отчизна! Любовью к ней наделен всякий человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалиться из –за горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. А славное прошлое нашей Родины священно для нас.

6 – ой обуч – ся:

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель – то я снежинка,

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок

Большие реки потекли,

И, если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Мы возвратили герб старинный,

Россия, в нем твои черты:

И красный сколько красоты!

В нем белизна твоих буранов

И синева твоих озер,

Твои надежды, муки, раны

И вечный огненный задор.

Россия – тройка, песня, птица,

Страна с особенной судьбой

Должна Россия возродиться

И возродимся мы с тобой.

Звучит песня «Живи, страна!»

 

Список используемой литературы

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.   Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3.  Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

4.  Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Юность, опалённая войной", посвящённое Дню юного героя-антифашиста

Дданная разработка посвящена юным героям Великой Отечественной войны. Её можно использовать для проведения классного часа, учебного занятия. В данной разработке использован материал  и о юных гер...

Внеклассное мероприятие "Герои Второй мировой войны"

·     Внеклассное мероприятие было создано с целью    приобщения студентов  к легендарному прошлому нашей страны,  воспитанию патриотизма и формирование гражданских качес...

Внеклассное мероприятие "Час Земли"

Обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса являются внеурочные мероприятия, которые  позволяют преподавателю в увлекательной форме показать обучающимся связь между наукой и жизнью,...

Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»

Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...

Внеклассное мероприятие "Ими гордится земля Тамбовская".

Мероприятие вмещает в себя исследовательскую работу по изучению великих учёных, композиторов,музыкантов Тамбовщины. Раскрывает суть их работ, таланта. Рассказывает о жизни и труде замечательных людей,...

Исследовательская работа на тему: "Герои земли Первомайской"

Актуальность: всё дальше в прошлое уходят годы страшной Великой Отечественной  войны.  Наш долг знать героев-земляков, гордиться ими и чтить память тех, кого  уже нет с нами.Цель работы...