Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя Земля". Урок кубановедения в 4 классе.
план-конспект урока по теме

Дрига Антонина Юрьевна

Хорошая подборка текстов, стихов. Музыкальное оформление. Рисунки казачьего подворья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_ottsov_moya_zemlya_edinyy_vsekubanskiy_urok_4_kl.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа. 4 класс. «Школа России»

Учитель: Дрига А.Ю.

МБОУ СОШ №5 ст. Шкуринской Кущёвского района Краснодарского края.

Урок кубановедения.

Слайд 1                                Единый Всекубанский урок

«Земля отцов – моя земля!». 

Форма проведения: Игра – путешествие

Цель: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

         развивать кругозор, любознательность;

         воспитывать бережное отношение к природе;

         воспитывать патриотическое отношение к символам Кубани;

         прививать любовь к родному краю, уважение к народным традициям, культуру  

         общения в детском коллективе;

         развивать знания в области животного и растительного мира.

Оборудование:  цветы подсолнуха, конверты с заданиями для команд (карточки, разрезные картинки, полоски цветной бумаги), портрет губернатора, презентация, видео фильмы

 « Дарованная земля», «Краснодар», Гимн Кубани, песни «Земля Кубанская», « Жемчужина России – Кубань» .

1. Оргмомент.

Слайд.2   - Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по нашей малой родине.

Слайд 3.

     Студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой – то смутный сон,

   Лепечет мне таинственную сагу

         Про мирный край, откуда мчится он.

М.Ю.Лермонтов.

2. Вступительная часть.

   Рассказывают ученики:

Слайд 4.      1) С чего начинается Родина?

Слайд 5.          С картинки в твоём букваре.

                         С хороших и верных товарищей,

                         Живущих в соседнем дворе…

Сайд 6.         2). Вдаль бегут дороги, словно песня,

                           Дремлют горы, плещутся моря…

Слайд 7.            Нету слов дороже и чудесней,

                           Чем два слова: Родина моя!

 

Слайд 8.      Символом урока является подсолнух. Он символизирует величие, прочность и тёплое южное солнце нашего края.

                 - Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, о родной стороне, в которой мы живём. Мы поговорим о любимых уголках, о красоте природы.

Слайд 9.     Тема урока будет посвящена дню рождения края – 74 – летия образования Краснодарского края.

Слайд 10.      Мы проводим Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля!»

Этот праздник объединяет всю Кубань.

Слайд 11.    - Скажите, как называется наша с вами Родина?    (Краснодарский край, Кубань)

 

Видео фильм « Дарованная земля»

В России много знаменательных дат. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края: 13 сентября 1937 год.

Сегодня в школах даётся старт к юбилейной дате: 13 сентября 2012г  - 75 лет образования Краснодарского края.

Слайд 12.     - Кто является губернатором Краснодарского края?      

Музыкальное сопровождение «Земля Кубанская»

Слайды 13 - 20.       Кубань – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело – розовые сады – разве это не сказка…

       

Слайды 21 – 25.        Кубань – хранительница природных ценностей. Воображение человека поражают грязевые вулканы и дикие ущелья, причудливые скалы, ледники, водопады, пещеры и реликтовые растения. Они, словно драгоценные жемчужины,  рассыпаны по горам и равнинам, по речным и морским берегам.

Рассказывают ученики:

Слайд 26.    1)    Могучие горы,

                           Степные просторы,

                            приморского берега грань,

                            леса и поляны,

                            сады и лиманы –

                            всё это родная Кубань.

 

Слайд 27.   2)    Родные станицы,

                           Разливы пшеницы,

                           плывёт за комбайном комбайн,

                           огни городские,

                           гудки заводские,

                           всё это родная Кубань.

Слайд 28.    3)   Весёлые песни

                           Летят в поднебесье,

                           Открытая высь голуба

                           И нету красивее

                           Края России,

                           Чем наша родная Кубань.

- Ребята! Нет прекраснее на Земле нашей родной Кубани и любой из нас должен знать историю своей малой Родины.

Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, её защитников и устроителей.

- Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему родному краю.

В ходе путешествия мы проведём соревнование между двумя командами, выявим лучших знатоков своей Родины, постараемся лучше узнать историю своего края.

Путешествие наше будет проходить по нескольким станциям, на которых вас ждут интересные вопросы, игры и викторины.

Итак, друзья, в путь!

Слайд 29.    1) Станция «Историческая».

(команда даёт ответ на вопрос, при необходимости ответ поясняется.

За правильный ответ получают жетоны)

1) – Где  строили свои жилища первые поселенцы – черноморские казаки?

В лесу

В горах

Вблизи степных речек

2) – Где решались все важные дела казаков?

В сельсовете

В доме культуры

На  казачьем кругу

(казачий круг иначе назывался станичный сбор)

3) – Кто возглавлял станичную власть?

Председатель

Атаман

Вождь                                                                        

4) Как называется казачье жилище?

Изба

Хата

Сакля

5)  - Чем были крыты хаты?

Черепицей

Шифером

Камышом  

( Крыша из камыша стоит долго, но горит быстро. В середине 19 века на Кубани стали возводить дома с железными крышами).

Слайд 30.      6) Казачья усадьба имела своё неповторимое устройство и называлась – … (подворье.)

Перед вами рисунок казачьего подворья.

Определите, что могло здесь находиться, а что – нет. Назовите лишние предметы на дворе  казака.

(юрта, баня, велосипед, машина)

(казаки мылись в «шаплыках» - деревянных кадушках)

7) – Назовите самое традиционное кубанское блюдо?

Борщ

Плов

Суп

Слайд 31.      2. Станция « Промыслы и ремёсла»

1) – Назовите самую древнюю казачью профессию.

Библиотекарь

Пастух

Виноградарь

( Пастушество требовало огромных знаний и было сугубо мужским занятием)

- Какие ещё промыслы и ремёсла вам известны?

Игра «Расшифруйте названия ремёсел людей»

зем

охо

ры

ле

та

бал

де

ка

лие

- Какие слова получились в каждой команде?

Земледелие

Охота

Рыбалка

- Именно этими ремёслами славилась наша Кубанская земля – земля наших отцов и дедов.

Слайд 32.      3. Станция «Символы Кубани»

- Побывав на природе нашей родной Кубани, отдохнув где - то с родителями или с друзьями,

с каким настроением  вы приезжаете домой?

- С каким цветом это настроение у вас ассоциируется?

- Девочки и мальчики! А знаете ли вы , какие цвета являются преобладающими в Символике  Краснодарского края? Как вы думаете, почему?

- А теперь, ребята, давайте поговорим о символах Краснодарского края.

Что сюда относится? ( герб, флаг, гимн)

1). – Перед каждой командой на столе лежат полоски цветной бумаги. Выберите те, которые соответствуют  цветам кубанского флага и расположите их в нужном порядке.

(синий, малиновый, зелёный)

Слайд 33.    -Скажите, что обозначает цвет полос флага?

                  (Когда утверждали флаг, то цвета его истолковывали следующим образом:

Малиновый символизировал запорожцев,

Синий – донцов, переселившихся на Кавказ,

Зелёный – горцев.

                     Нынешние кубанцы дополняют толкование этих цветов новым содержанием:

Малиновый – благополучие и радость,

Синий – цвет мира,

Зелёный – цвет дружбы)

Слайд 34.       - Где можно увидеть флаг Кубани?

Слайд 35.    2) . Следующий символ – герб.  Где можно увидеть герб?

-Что он символизирует?

(герб символизирует исторические события, отражает особенности природы, занятия людей,

его помещают на фасадах официальных резиденций органов государственной власти края,

на фасадах зданий органов местного самоуправления, на государственных печатях)

Слайд 36.   3). А теперь давайте вспомним Гимн Кубани. Какие правила нужно соблюдать при исполнении гимна?

- Сейчас давайте вместе исполним  Гимн Кубани.

(звучит гимн, дети, стоя, поют его)

Слайд 37.     4. Станция «Юный натуралист»

Командам предлагается сложить разрезанную картинку растения и животного.

 

- Что вы знаете об этом растении и животном?

Слайды 38 - 40.         Обильна и плодородна  земля кубанская, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.

Слайд 41.       5. Станция «Литературная»

- Сейчас мы немного поиграем.

Игра называется «Продолжи пословицу».

( Команда даёт правильный ответ.)

1) Землю красит солнце, а человека …(труд)

2) Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда)

3) Маленькое дело лучше …( большого безделья)

4) Нет друга – ищи, а …( нашёл – береги)

Слайды 42 – 45.           Кубань – наша малая Родина, которой нельзя не гордиться. Кубань известна не только щедрой природой, она славится и людьми, которые делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.

Вам, наследникам земли отцов, нужно бережно хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

За два с лишним века истории нашего края их было очень много – замечательных людей, отдавших свои силы, знания, здоровье на благо родной земли.

Слайд 46.          - Ребята, Любовь Кимовна  Мирошникова, кубанская поэтесса, предлагает нам вот такие стихи – загадки.

- Послушайте и доскажите словечко!

1) Тёплый жёлтенький комочек,

Белой курочки сыночек,

«Пи-пи-пи» - пищит спросонок

Перепуганный ..(цыплёнок)

2) Помогая мотылькам

Ночью путь искать к цветкам,

Вдруг зажглись, как маячки,

В летних травах…( светлячки)

3) Притаилась кошка в ванной,

Моет нос от каши манной:

Нелегко тайком, а Машу,

Доедать под стулом…(кашу)

4) На берёзе у крыльца

Занял он дворец скворца,

Как задиристый мальчишка

Лезет в драку … (воробьишко)

3.Подведение итога.

Давайте немного отдохнём и послушаем песню « Жемчужина России – Кубань»

( ученики под музыку выполняют танцевальные движения)

Слайд 47.    Вот и подошло к концу наше с вами небольшое путешествие по Кубани. Поработали мы хорошо. Теперь давайте подведём итог нашего соревнования. (награждение команды победителей грамотами и сладкими призами).

Быть настоящим патриотом своей Родины -  это значит знать её историю, чтить намять о своих предках.

- Подумайте и ответьте мне на такой вопрос: « Почему Земля отцов со всем её величием, историческим наследием и современными достижениями, является и вашей землёй – землёй современного  школьника?»

Слайды 48 – 52.   Очень хотелось бы, чтобы вы любили свою малую родину и сохраняли её красоту и богатства. Чтобы навсегда в ваших маленьких сердцах осталось восхищение величественной красотой горных вершин, тихой, неброской прелестью степных речек, голубых озёр, густых лесов, водопадов и бескрайних морских просторов.

Видео фильм «Краснодар»

Только не думайте, что вы хозяева своего края и можете делать что захотите. Нет, вы дети своей земли, и от неё во многом зависит ваше счастье, здоровье, благополучие!

Слайды 53 – 57.    Всё, что вы сегодня узнали, очень важно. Но всё – таки помните, что главное – это люди, ваши земляки, трудолюбивые и терпеливые, умелые и находчивые. Это ваши родители и соседи. Учителя, которые учат вас в школе, пекари и хлеборобы, машинисты и врачи…- все те, чьим трудом создаётся богатство нашего края и страны.

Слайд 58.      Давайте, подрастайте скорее, учитесь, и, может быть, именно вы, ваши руки, ваши светлые головы сделают жизнь людей лучше и радостнее.

А работы предстоит ох как много! И когда – нибудь все увидят ваши имена среди тех, кем гордится Кубанская земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 9 класс

Календарно-тематическое планирование по кубановедению  9 класс...

Единый Всекубанский классный час «Один миллион тонн кубанского риса»

Конспект Единого Всекубанского классного часа «Один миллион тонн кубанского риса» включает в себя историю возделывания риса, данные о биологической ценности риса, виды риса, знакомит детей с людь...

Методическая разработка к уроку географии 5 класса по теме «Природа Земли»

Данная методическая разработка может использоваться на уроках географии в 5 классе по теме "Природа Земли". Разработка содержит тесты ....

Единый Всекубанский классный час на тему "Имя Кубани"

Классный час на тему "Имя Кубани" Цель данного мероприятия через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формировать у подростков устойчивый интерес к изуче...

Конспект урока кубановедения в 8-м классе по теме "Повседневная жизнь и традиции казачьего населения "

Токарева Виктория Александровна ,  учитель истории и обществознанияБОУ СОШ №2, ст. ДинскаяКонспект урока кубановедения в 8-м классе по теме "Повседневная жизнь и традиции казачьего населения...

ПОДБОРКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ

В данной работе размещены материалы методических приемов, которые можно активно внедрять на уроках кубановедения. Они способствуют созданию ситуации успеха на уроке, так как вызывают интерес и мотивац...