Рабочая программа по русскому языку по ФГОС
рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 8 класс | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования', Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями . Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого "внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.
Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
Кулыпуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные содержательные линии программы
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Материал школьного курса русского языка по классам представлен следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематически курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся пропедевтически уже в 5 классе. Это позволяет организовать систематическую работу над синтаксическими и пунктуационными навыками учащихся и изучать морфологию на синтаксической основе.
Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах. Работа по речевым темам и культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного материала.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи . Темы по развитию речи пропорционально распределяются в течение учебного года, что создает условия для более эффективного речевого развития школьников.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, 7 классе — 136 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Данная рабочая программа рассчитана и предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году в 8 а, 8 б классах МБОУ «Средняя школа № 2».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., ииспользование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции.
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Содержание учебного курса «Русский язык 8 класс».
ВВЕДЕНИЕ.
Общие сведения о языке.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ.
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
I. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
II. Текст как единица синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Способы выражения обстоятельств.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Характеристика человека по его деятельности как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности..
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Текст – сравнительная характеристика.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Обособление дополнений.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Рассуждение на дискуссионную тему; строение данного текста, его языковые особенности.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала об обращении. Обращение, его функции и способы выражения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему. Деловое письмо.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
8 класс (102 часа)
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.
№ урока | Дата проведения | Тема | Виды деятельности учащихся | |||||
План | Факт | |||||||
1 | Русский язык в современном мире | Чтение и комплексный анализ текстов. Пересказ по ключевым словам, выделение абзацев в текстах, составление опорного конспекта, | ||||||
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2) | ||||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторение и систематизация изученного по теме «Пунктуация». Анализ таблицы. Выполнение практических упражнений. Пунктуационный анализ художественного текста. Конструирование предложений. Составление вопросного плана текста. | ||||||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | Повторение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение». Работа с учебным текстом. Заполнение таблицы и составление высказывания по ней. Пунктуационный и синтаксический анализ текстов . Составление схем предложений. Диктант. | ||||||
4 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий». Работа с таблицей. Выполнение практических упражнений по применению орфографического правила. | ||||||
5 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Выполнение практических упражнений по применению орфографического правила. Чтение и анализ текста. | ||||||
6 - 7 | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26) | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста сжато и подробно с изменением лица. | ||||||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Работа с учебным текстом. Заполнение таблицы. Выполнение практических упражнений по применению орфографических и пунктуационных правил. Работа с художественным текстом. | ||||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы. | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5 часов) | ||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса | Работа с таблицей, текстом. Конструирование предложений. Комплексный анализ художественного текста. | ||||||
11 | Р.Р. Текст как единица синтаксиса | Систематизация знаний о тексте, основных признаках текста. Смысловой и речеведческий анализ текстов. | ||||||
12 | Предложение как единица синтаксиса | Работа с учебным текстом. Смысловой и грамматический анализ художественных текстов. Выделение предложений в тексте. Конструирование словосочетаний и предложений с указанными словами. | ||||||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Чтение художественных текстов, лексический анализ языкового материала. Классификация словосочетаний по грамматическому значению, анализ словосочетаний с точки зрения способа выражения главного слова, средств связи слов в словосочетании. Заполнение таблицы. Лексический анализ языкового материала | ||||||
14-15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Изучающее чтение учебного текста. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетаниях. Конструирование словосочетаний. Анализ словосочетаний с точки зрения соблюдения грамматических норм. Преобразование словосочетаний. Отработка умений выполнять синтаксический разбор словосочетаний | ||||||
Простое предложение (2 + 1) | ||||||||
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Пунктуационный, синтаксический и лексический анализ языкового материала. Написание изложения | ||||||
17 | Порядок слов в предложении. Интонация | Изучающее чтение учебных текстов. Синтаксический разбор предложений. Наблюдение за смыслоразличительной функцией порядка слов и интонации в предложении. Конструирование предложений по образцу. Смысловой и лексический анализ текстов. Интонационный диктант. Заполнение таблицы | ||||||
18 | Р.Р. Описание памятника культуры | Чтение и редактирование текста – описания памятника культуры. Создания собственного текста – описания памятника на основе картин С. Баулина и С. Герасимова | ||||||
Двусоставные предложения (13 + 2) | ||||||||
19 | Подлежащее. Сказуемое | Повторение изученного о подлежащем и сказуемом. Изучающее чтение учебных текстов. Определение главных членов предложения и способов их выражения. Описание картины на основе вопросов, конструирование предложений на заданную тему. | ||||||
20 | Простое глагольное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Анализ таблицы. Орфографический и грамматический анализ языкового материала. Работа со словарем иностранных слов. Конструирование предложений. Смысловой и грамматический анализ текста. | ||||||
21 | Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102) | Написание сочинения | ||||||
22 | Составное глагольное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Опознавание составных глагольных сказуемых и определение значения вспомогательных слов в них. Конструирование предложений и создание текста на заданную тему с использованием указанных синтаксических конструкций. | ||||||
23-24 | Составное именное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Определение вида сказуемого, способа выражения именной части составного сказуемого. Конструирование предложений по заданной модели Лексический, орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Чтение, озаглавливание и разделение текста на абзацы, составление плана. | ||||||
25-26 | Тире между подлежащим и сказуемым | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Выделение главных членов предложения. Конструирование предложений по образцу. Диктант | ||||||
27 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Изучающее чтение учебного текста. Смысловой, орфографический, пунктуационный и грамматический анализ текстов. Различение прямых и косвенных дополнений. Построение высказывания на основе прочитанного текста. Конструирование предложений и словосочетаний. Нахождение и исправление грамматических ошибок в предложениях | ||||||
28 29 | Определение Р.Р. Сжатое изложение | Изучающее чтение учебного текста. Смысловой, орфографический. Пунктуационный и грамматический анализ языкового материала. Различение согласованных и несогласованных определений. Определение способа их выражения. Конструирование предложений. Пересказ текста и написание сжатого изложения | ||||||
30-31 | Приложение. Знаки препинания при нем | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических предложений по применению правила. Конструирование предложений | ||||||
32 | Обстоятельство | Изучающее чтение учебного текста. Пунктуационный и орфографический анализ языкового материала. Опознавание обстоятельств, определение их значения и способа выражения. Конструирование предложений с использованием обстоятельств. | ||||||
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выполнение синтаксического разбора предложений. Составление текста на заданную тему | ||||||
34 | Р.Р. Характеристика человека | Чтение и анализ текста – характеристики человека. Создание собственного текста по заданию упр. 165 или 166. | ||||||
35 | Повторение. | Повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». Определение темы текста, орфографический и грамматический анализ языкового материала. Построение аргументированного ответа на вопрос. Нахождение и исправление грамматических ошибок в предложениях, конструирование предложений с учетом ситуации общения. | ||||||
36 | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Односоставные предложения (9 + 2) | ||||||||
37 | Главный член односоставного предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ и второстепенных членов в предложениях. Различение распространенных и нераспространенных предложений. Конструирование предложений | ||||||
38 | Назывные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание односоставных предложений, определение их значения и способа выражения подлежащего. Конструирование предложений, составление текста. | ||||||
39 | Определенно-личные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Пунктуационный, орфографический и грамматический анализ языкового материала. Опознавание определенно-личных предложений. Восстановление авторского текста, составление текста. Диктант | ||||||
40 | Неопределенно-личные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание неопределенно-личных предложений в тексте, определение их значения. | ||||||
41 | Р.Р. Инструкция | Смысловой, орфографический и грамматический анализ текстов. Создание текста | ||||||
42 | Безличные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Орфографический анализ языкового материала. Опознавание в тексте безличных предложений и определение их значения. Конструирование предложений. | ||||||
43 | Р.Р. Рассуждение | Смысловой, речеведческий и стилистический анализ текстов, составление конспекта, написание изложения и сочинения. Подготовка публичного выступления | ||||||
44 | Неполные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание в тексте неполных предложений, отработка умения постановки тире в неполных предложениях. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Конструирование предложений | ||||||
45 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Изучение образцов устного и письменного синтаксического разбора предложений. Выполнение разборов | ||||||
46 | Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Устранение речевых недочетов. Опознавание в текстах односоставных предложений. Определение их вида | ||||||
47 | Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Простое осложненное предложение | ||||||||
48 | Понятие об осложненном предложении | Изучающее чтение учебного текста. Орфографический и пунктуационный анализ. Составление текста с использованием осложненных предложений | ||||||
Однородные члены предложения (11 + 2) | ||||||||
49 | Понятие об однородных членах предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание в тексте однородных членов предложения. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Конструирование предложений. Диктант | ||||||
50 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Чтение и смысловой анализ текста. Составление текста. Конструирование предложений. | ||||||
51 | Р.Р. Изложение по тексту упр. 242 | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста. | ||||||
52 | Однородные и неоднородные определения | Изучающее чтение учебного текста, анализ пунктуационного правила. Составление алгоритма применения данного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Мини-изложение. Диктант | ||||||
53-54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ. Чтение и анализ текста. Создание текста- сравнительной характеристики | ||||||
55-56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ. Диктант | ||||||
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Создание текста | ||||||
58 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | Обобщение и повторение изученного по теме. Языковой, пунктуационный и синтаксический анализ языкового материала. Нахождение и исправление ошибок в предложениях с однородными членами. Смысловой и речеведческий анализ текстов | ||||||
59 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Обособленные члены предложения (17 + 2) | ||||||||
60 | Понятие об обособлении | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание обособленных членов предложения в тексте. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
61-63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила | ||||||
64-65 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему | Анализ текстов. Исправление синтаксических ошибок. Создание текста-рассуждения | ||||||
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение текста, конструирование предложений. Диктант | ||||||
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение текста, лексический анализ. Нахождение и исправление ошибок в предложениях с деепричастными оборотами | ||||||
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение и озаглавливание текста | ||||||
72 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
73-74 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ. Составление обобщающей таблицы | ||||||
75 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 + 2) | ||||||||
76 | Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Опознавание обращений в тексте, выполнение практических упражнений по применению пунктуационного правила. Конструирование предложений с обращениями | ||||||
77 | Употребление обращений | Употребление обращений в речи в зависимости от ситуации общения и коммуникативной направленности. Опознавание обращений в тексте. Применение пунктуационного правила. Конструирование предложений. Создание текста с использованием обращений | ||||||
78 | Р.Р. Составление делового письма | Анализ текста и составление текста делового письма | ||||||
79 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Изучающее чтение учебного текста. Наблюдение за интонационными особенностями предложений с вводными конструкциями. Конструирование предложений с вводными словами. Опознавание вводных слов и сочетаний слов в тексте. | ||||||
80 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение и пересказ текста с использованием вводных слов. Конструирование предложений, составление высказывания. | ||||||
81 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Изучающее чтение учебного текста. Наблюдение за ролью вставных конструкций в тексте. Опознавание вставных конструкций в тексте. Применение пунктуационного правила. Конструирование предложений. Выборочный диктант | ||||||
82 | Р.Р. Публичное выступление (упр. 386) | Составление публичного выступления | ||||||
83 | Междометия в предложении | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. | ||||||
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
85 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. | ||||||
86 | Проверочная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
Чужая речь (6 + 1) | ||||||||
87 88 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | Изучающее чтение учебных текстов. Анализ предложений и текстов с прямой и косвенной речью. Конструирование предложений с прямой речью. Изучающее чтение учебных текстов. Анализ предложений и текстов с прямой и косвенной речью. Конструирование предложений | ||||||
89-90 | Прямая речь | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практически упражнений по применению правила. | ||||||
91 | Диалог | Составление диалога. Преобразование предложений с косвенной речью. Исправление ошибок в предложениях с прямой речью | ||||||
92 | Р.Р. Рассказ | Переработка данного текста в рассказ диалогом | ||||||
93 | Цитата | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание цитат и определение их роли в тексте. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Создание текста с использованием цитат. Подготовка устного сообщения | ||||||
94 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Смысловой анализ текста | ||||||
95 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 418 | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 + 2) | ||||||||
96 | Синтаксис и морфология | Смысловой анализ текста. Выполнение синтаксического и морфологического разборов. Конструирование предложений. | ||||||
97 | Синтаксис и пунктуация | Анализ текстов. Пунктуационный и орфографический анализ языкового материала | ||||||
98 | Итоговая контрольная работа | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
99 | Анализ итоговой контрольной работы | Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок | ||||||
100 | Синтаксис и культура речи | Анализ текста. Исправление ошибок в словосочетаниях с нарушением норм управления. Редактирование текста | ||||||
101 | Синтаксис и орфография | Орфографический анализ языкового материала. Наблюдение за связью орфографии и синтаксиса | ||||||
102 | Итоговый урок | Анализ учебной деятельности |
Программно-нормативное, учебно-методическое
и техническое обеспечение образовательного процесса
Программно-нормативные документы:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2018.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2018.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский., Просвещение 2019.
Дидактические материалы, входящие в учебно-методический комплект:
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс., 2018.
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
Л. А., Ладыженская Т. А., Александрова О. М. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Д- А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 8 класс.
Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8— 9 классы (из опыта работы).
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-инфор-мационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (родно...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ФГОС
Рабочая программа русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс, составленная по требованиям ФГОС
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС 170 часов.
Рабочая программам (календарно-тематическое планирование) по русскому языку в 5 классе по ФГОС (170 ч.)...