Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературный клуб"
рабочая программа
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literaturnyy_klub.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Литературный клуб
Возраст учащихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Сорокина Валентина Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2018г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Пояснительная записка
1.1. Основные характеристики программы
1.2. Направленность образовательной программы
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
1.4. Отличительные особенности данной программы
1.5. Адресат программы
1.6. Объем и срок реализации программы
1.7. Цель образовательной программы
1.8. Задачи образовательной программы
1.9. Условия реализации программы
1.10. Планируемые результаты
II. Учебный план
III. Календарно – учебный график
IV. Рабочая программа
4.1. Особенности организации образовательного процесса
4.2. Задачи
4.3. Содержание программы
4.4. Планируемые результаты
4.5. Календарно-тематический план
V. Методическое обеспечение программы
5.1. Методические материалы
5.2. Диагностические материалы
VI. Список литературы
6.1. Литература для педагогов
VII. Приложения
I.Пояснительная записка
Основные характеристики программы.
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса.
Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.
Направленность данной программы:
Данная программа дополнительного образования детей имеет творческую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Актуальность образовательной программы заключается в том, что она направлена на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Отличительные особенности данной программы.
Главная отличительная особенность программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. На занятиях кружка «Литературный клуб» учащиеся имеют возможность в полном объёме получать теоретические знания по литературе, заниматься продуктивной творческой деятельностью (сочинение произведений разных жанров, составление кроссвордов, выпуск стнегазет).
1.5 Адресат программы.
Программа адресована учащимся среднего звена (5-6 классы).
1.6 Объем и срок реализации программы.
Срок реализации программы - 1 год.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.
1.7 Цель программы
Саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе изучения литературных произведений:
Выявление, изучение и развитие творческих способностей школьника.
Привлечение внимания к созидательной деятельности человека.
Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.
Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.
Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.
Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.
Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.
1.8. Задачи образовательной программы
Образовательные:
формирование интереса к предмету, расширение и углубление знаний по предмету:
· лучше усваивается программный материал
· совершенствуются навыки анализа текста
· расширяется лингвистический кругозор
· воспитывается языковое чутьё
· развиваются творческие способности
· повышается языковая культура и т. д.
Развивающие:
Развитие образного мышления.
Развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии
литературного произведения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение и любовь к мировой литературе;
Формировать трудолюбие и требовательность к себе;
Формировать адекватную самооценку учащихся, развивать коммуникативные навыки, культуру общения со сверстниками.
1.9. Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: обучение по программе осуществляется для всех желающих детей и подростков в возрасте от 10 до 13 лет.
Условия формирования групп: группа может быть как одновозрастной, так и разновозрастной. Допускается дополнительный набор учащихся.
Количество учащихся в группе: не менее 15 человек.
При реализации программы используются следующие формы проведения занятий:
беседа, лекция, выставка, конкурс, мастер-класс, защита творческих работ.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя
часы теории и практики. Возможны другие формы проведения занятий, например: посещение
экскурсий, оформление выставок, участие в конкурсах и др.
При реализации программы используются следующие формы деятельности учащихся
на занятии:
• фронтальная (беседа, показ, объяснение и т.п.);
• коллективная (подготовка и оформление выставок);
• групповая (проектная деятельность);
• индивидуальная (работа с одаренными детьми).
Данная программа реализуется при взаимодействии следующих составляющих её
обеспечение:
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
чистота, освещённость, проветриваемость кабинета.
2. Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в
количестве - 15 штук;
стол педагога - 1 штука;
компьютер;
сборники произведений по плану;
цветные карандаши, ватман;
тетрадь в клетку 18 листов – 1шт.
Проверка планируемых результатов отслеживается через:
- беседу;
- устный опрос;
- индивидуальную работу;
- презентацию творческих работ;
- конкурсную и выставочную деятельность.
Оценка знаний проводится дифференцировано, с учетом возраста, с тем, чтобы
соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды
контроля:
1. Входная диагностика: анкетирование и собеседование с каждым ребенком для
выявления исходного уровня;
2. Текущий контроль: тестирование, выставки
3. Промежуточный контроль: выставки, защита творческих работ
4. Итоговый контроль: итоговая выставка.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Для проверки умений и навыков
оценивается выполнение практических заданий и результаты участия в выставках и конкурсах
различного уровня.
Итоги реализации программы подводятся в конце обучения на отчетной выставке работ, а
также по результатам участия воспитанников конкурсах.
1.10. Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
Рост познавательной и творческой активности учащихся;
Увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
Формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления учащихся;
Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологии, эстетики.
II. Учебный план
№ п.п. |
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | Теория. Анкетирование. |
2 | Развитие навыков выразительного чтения. Час поэзии. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практика. |
Стихи о родине. Стихи о родной природе. Выразительное чтение любимых стихотворений. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практическая работа. | |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством | 2 | 0 | 2 | Теория. |
5 | Сочинение частушек, стихотворений о школе ко Дню Учителя. Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
6 | Сказки (волшебные, о животных, бытовые). Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок. | 2 | 0 | 2 | Теория. |
7 | Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки. Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов океании. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
8 | Теоретические основы инсценировки. Инсценировки русских народных сказок. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
9 | Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
12 | Художественное чтение и инсценировка басен И.А.Крылова. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
11 | По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений. | 2 | 0 | 2 | Теория. |
12 | Знакомство с произведением А.Куприна «Чудесный доктор». Викторина по рассказу А.Куприна «Чудесный доктор» | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
13 | Знакомство с юмористическими произведениями А.П. Чехова. «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
14 | «Юные поэты» - сочинение стихотворений. Конкурс поэтов «Стихи я маме посвящаю…» | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
15 | Стихи о временах года. Выразительное чтение стихотворений о зиме. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
16 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение. | 2 | 0 | 2 | Теория. |
17 | Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Знакомимся с экранизацией произведения. Ищем отличия книги от фильма. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
18 | Выпуск стенгазеты «Времена года» | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
19 | «Красна речь пословицей» - конкурсная игра. УНТ. Конкурс загадок, частушек. | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
20 | Литературная игра «Что? Где? Когда? | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
21 | Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
22 | Выпуск стенгазеты «УНТ» | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
23 | Рассказывание как вид декламации. Рассказывание народных сказок. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
24 | А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
25 | «Времена года» - поэтическое лото по произведениям русских поэтов 19 века. | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. |
26 | «Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Лермонтов» | 2 | 0 | 2 | Теория.. |
27 | «Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.СПушкина). Просмотр фильма «Последняя дуэль» | 2 | 0 | 2 | Теория. |
28 | Детские газеты и журналы. Печать пробного детского журнала. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. Творческая работа. |
29 | Музыкальная игра «Угадай мелодию» из детских песен. | 0 | 2 | 2 | Творческая работа. |
30 | Игра «Поле чудес» по произведениям детских авторов. | 0 | 2 | 2 | Творческая работа. |
31 | Выпуск стенгазеты «ВОВ в моей семье» | 0 | 2 | 2 | Творческая работа. |
32 | Великая Отечественная война в литературе. Знакомство с детскими произведениями о ВОВ. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. |
33 | Конкурс чтецов. Стихотворения о ВОВ | 0 | 2 | 2 | Практическая работа. Творческая работа. |
34 | Иллюстрации к любимым произведениям. Составление кроссворда по любимым произведениям. | 0 | 2 | 2 | Творческая работа. |
35 | Подготовка сценария итоговой концертной программы. | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. Творческая работа. |
36 | Итоговая конференция. Всего часов | 1 | 1 | 2 | Теория. Практиче-ская работа. 72. |
III. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10.09 | 25.05 | 36 | 36 | 72 | 1 раз по 2 часа |
IV. Рабочая программа.
4.1. Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год
4.2. Задачи образовательной программы:
Образовательные:
- формирование интереса к предмету, расширение и углубление знаний по пред-мету:
· лучше усваивается программный материал
· совершенствуются навыки анализа текста
· расширяется лингвистический кругозор
· воспитывается языковое чутьё
· развиваются творческие способности
· повышается языковая культура и т. д.
Развивающие:
- Развитие образного мышления.
- Развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
- Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии
литературного произведения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение и любовь к мировой литературе;
- Формировать трудолюбие и требовательность к себе;
- Формировать адекватную самооценку учащихся, развивать коммуникативные навы-ки, культуру общения со сверстниками.
4.3. Содержание изучаемого материала
1.Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами кружка. Книги, прочитанные летом.
2.Развитие навыков выразительного чтения. Час поэзии. Знакомство с различными поэтическими произведениями. Учимся понимать автора, чувствовать настроение лирического героя.
3.Стихи о родине. Стихи о родной природе. Выразительное чтение любимых стихотворений. Знакомство с лирическими произведениями, посвященными природе Ленинградской области
4.Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством. Знакомство с понятием УНТ. Чтение произведений УНТ.
5.Сочинение частушек, стихотворений о школе ко Дню Учителя. Развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с ритмом, рифмой.
Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения.
6.Сказки (волшебные, о животных, бытовые).
Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок. Знакомство с литературным термином «сказка». Жанры народных сказок.
7.Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.
Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов Океании. Знакомство со сказками разных народов мира. Обсуждение понравившихся произведений.
8.Теоретические основы инсценировки.
Инсценировки русских народных сказок. Творческая работа над понравившимися произведениями.
9.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. Творческая работа. Рисуем иллюстрацию к любимой сказке.
12.Художественное чтение и инсценировка басен И.А.Крылова. Чтение по ролям ранее не изученных произведений И.А.Крылова.
11.По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений. Знакомство с творчеством знаменитого русского писателя А.П. Гайдая. «Тимур и его команда» - отрывки. «Чук и Гек» - отрывки.
12.Знакомство с произведением А.Куприна «Чудесный доктор».
Викторина по рассказу А.Куприна «Чудесный доктор» Чтение и комплексный анализ произведения.
13.Знакомство с юмористическими произведениями А.П. Чехова. «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова. «Злоумышленники», «Дама с собачкой»,»Кащтанка», «В Париж!» и т.д.
14.«Юные поэты» - сочинение стихотворений.
Конкурс поэтов «Стихи я маме посвящаю…» Творческая работа. Проба пера.
15.Стихи о временах года. Выразительное чтение стихотворений о зиме. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Какая ночь..», «Волшебница-зима»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает», «Метель», «Эх вы, сани…»; Ф.Тютчев «Декабрьское утро», «Листья», «Чародейкою Зимою…» ; А.Фет «Мам, глянь-ка из окошка…», «Снег да снежные узоры», «На двойном стекле узоры»; Н.Некрасов «Снежок», «Мороз - воевода», «Мужичок с ноготок».
16.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение.
17.Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Знакомимся с экранизацией произведения. Ищем отличия книги от фильма.
18.Выпуск стенгазеты «Времена года» . Творческая работа.
19«Красна речь пословицей» - конкурсная игра.УНТ. Конкурс загадок, частушек.
20.Литературная игра «Что? Где? Когда?
21.Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке.
22.Выпуск стенгазеты «УНТ»
23.Рассказывание как вид декламации. Рассказывание народных сказок. Пересказ любимых сказок. Инсценировка любимых сказок.
24А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно любимые произведения о природе.
25.«Времена года» - поэтическое лото по произведениям русских поэтов 19 века. Викторина на знание произведений и их авторов.
26.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Лермонтов»
27.«Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.СПушкина). Просмотр фильма «Последняя дуэль»
28.Детские газеты и журналы. Печать пробного детского журнала.
29.Музыкальная игра «Угадай мелодию» из детских песен.
30.Игра «Поле чудес» по произведениям детских авторов. Вспоминаем произведения , написанные для детей. Урок-игра.
31.Выпуск стенгазеты «ВОВ в моей семье»
32.Великая Отечественная война в литературе. Знакомство с детскими произведениями о ВОВ. Станислав Олефир, “Когда я был маленьким, у нас была война”; Элла Фонякова, “Хлеб той зимы”; Геннадий Черкашин, “Кукла”; Петер ван Гестел, “Зима, когда я вырос”; Юрий Герман, “Вот как это было” Чтение отрывков из произведений.
33.Конкурс чтецов. Стихотворения о ВОВ
34.Иллюстрации к любимым произведениям. Составление кроссворда по любимым произведениям.
35.Подготовка сценария итоговой концертной программы.
36.Итоговая конференция. Презентация понравившегося произведения , изученного на курсе «Литературный клуб»
4.4.Планируемые результаты:
Планируемы результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
способность к организации самостоятельной деятельности.
Кружок «Литературный клуб» будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в преодолении в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, научится творчески выражать свои мысли чувства.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
адекватного понимания причин успешности или не- успешности учебной деятельности.
4.5
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ | Дата проведения | Название темы | Колич. часов | |
1. | 3.09 | Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами кружка. Книги, прочитанные летом. | 2 | |
2. | 10.09 | Развитие навыков выразительного чтения. Час поэзии. | 2 | |
3. | 17.09 | Стихи о родине. Стихи о родной природе. Выразительное чтение любимых стихотворений. | 2 | |
4. | 24.09 | Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством | 2 | |
5. | 1.10 | Сочинение частушек, стихотворений о школе ко Дню Учителя. Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения. | 2 | |
6. | 8.10 | Сказки (волшебные, о животных, бытовые). Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок. | 2 | |
7. | 15.10 | Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки. Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов океании. | 2 | |
8. | 22.10 | Теоретические основы инсценировки. Инсценировки русских народных сказок. | 2 | |
9 | Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. | 2 | ||
10. | Художественное чтение и инсценировка басен И.А.Крылова. | 2 | ||
11. | По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений. | 2 | ||
12. | Знакомство с произведением А.Куприна «Чудесный доктор». Викторина по рассказу А.Куприна «Чудесный доктор» | 2 | ||
13. | Знакомство с юмористическими произведениями А.П. Чехова. «Своя игра» по юмористическим рассказам А.П.Чехова | 2 | ||
14. | «Юные поэты» - сочинение стихотворений. Конкурс поэтов «Стихи я маме посвящаю…» | 2 | ||
15. | Стихи о временах года. Выразительное чтение стихотворений о зиме. | 2 | ||
16. | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение. | 2 | ||
17. | Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Знакомимся с экранизацией произведения. Ищем отличия книги от фильма. | 2 | ||
18. | Выпуск стенгазеты «Времена года» | 2 | ||
19. | «Красна речь пословицей» - конкурсная игра. УНТ. Конкурс загадок, частушек. | 2 | ||
20. | Литературная игра «Что? Где? Когда? | 2 | ||
21. | Конкурс на лучшую иллюстрацию к русской народной сказке. | 2 | ||
22. | Выпуск стенгазеты «УНТ» | 2 | ||
23 | Рассказывание как вид декламации. Рассказывание народных сказок. | 2 | ||
24 | А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно | 2 | ||
25 | «Времена года» - поэтическое лото по произведениям русских поэтов 19 века. | 2 | ||
26 | «Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина). Просмотр фильма «Лермонтов» | 2 | ||
27 | «Два светила русской поэзии» (о творчестве М.Ю. Лермонтова и А.СПушкина). Просмотр фильма «Последняя дуэль» | 2 | ||
28 | Детские газеты и журналы. Печать пробного детского журнала. | 2 | ||
29 | Музыкальная игра «Угадай мелодию» из детских песен. | 2 | ||
30 | Игра «Поле чудес» по произведениям детских авторов. | 2 | ||
31 | Выпуск стенгазеты «ВОВ в моей семье» | 2 | ||
32 | Великая Отечественная война в литературе. Знакомство с детскими произведениями о ВОВ. | 2 | ||
33 | Конкурс чтецов. Стихотворения о ВОВ | 2 | ||
34 | Иллюстрации к любимым произведениям. Составление кроссворда по любимым произведениям. | 2 | ||
35 | Подготовка сценария итоговой концертной программы. | 2 | ||
36 | Итоговая концертная программа. Всего часов | 2 72 |
V. Методическое обеспечение
5.1. Методические материалы
Большое внимание со стороны педагога уделяется подбору тем для практических работ и формированию навыков работы в творческой группе.
При организации оценки индивидуальных работ учащихся, чаще всего используется форма коллективного разбора – после самооценки работы автором, производится коллективное обсуждение (педагог занимает позицию равного в группе).
Сборники произведений по списку в программе.
5.2. Диагностические материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей.
Формы:
беседа
Во время проведения входной диагностики педагог заполняет протокол результатов освоения программы (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Формы:
педагогическое наблюдение;
опрос по теме занятия;
выполнение заданий;
анализ педагогом и учащимися приобретенных навыков общения.
Промежуточный контроль предусмотрен в конце первого года обучения (май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
выполнение заданий;
карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося (Приложение 6);
оценка работ учащихся
Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в «Карту учета творческих достижений» (Приложение 5). Участие, призовые места, победа отмечаются в таблице баллами (от 1 до 5) в зависимости от уровня творческого конкурса:
в коллективе - от 1 до 3 баллов;
на уровне района и города - от 2 до 4 баллов;
на всероссийском или международном уровнях - от 3 до 5 баллов.
Педагог подсчитывает баллы каждого учащегося и коллектива в целом, затем по общей сумме баллов выводит рейтинг творческой активности каждого ребенка.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы:
выставка творческих работ;
карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося (Приложение 6);
анализ участия в выставках и конкурсах различного уровня.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся проводится по следующим параметрам: отношение к обществу, отношение к учебному труду и делу, отношение к людям, отношение к себе.
Итоги диагностики педагог заносит в диагностическую карту «Уровень воспитанности обучающихся» (Приложение2).
VI. Список литературы
1.Н.Е.Смирнова, Н.Н.Ципенко .Литература. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. «Издательство НЦ ЭНАС» 2001г.
2. «Юности честное зерцало». Т.М.Кумицкая. Программы по нравственному воспитанию школьников.
3. В.А.Малюгина «Игровые уроки литературе» Москва «Вако» 2009
4. о,г.Черных «Внеклассные мероприятия» «Вако»2008г.
5. М.Б.Багге «Литература. Учебно-справочные материалы» «Просвещение» 2012г.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагог: ___________________
Образовательная программа: __________________________
Срок реализации программы: __________________________
Учебный год 2018/ 2019
№ | ФИО учащихся | ВИД КОНТРОЛЯ | |||||||||
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ | ТЕКУЩИЙ | ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ | |||||||||
Параметры оценки | Уровень | Параметры оценки | Уровень | ||||||||
оценка теста | оценка выполнения творческих работ | посещение занятий | оценка теста | оценка выполнения творческих работ | посещение занятий | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
… | |||||||||||
Высокий уровень (чел.) | |||||||||||
Средний уровень (чел.) | |||||||||||
Низкий уровень (чел.) | |||||||||||
ПОДПИСЬ ПЕДАГОГА: |
Учебный год 2018 / 2019
№ | ФИО учащихся | ВИД КОНТРОЛЯ | |||||||
ТЕКУЩИЙ | ИТОГОВЫЙ | ||||||||
Параметры оценки | Уровень | Параметры оценки | Уровень | ||||||
оценка теста | оценка выполнение творческих работ | посещение занятий | оценка теста | оценка выполнения творческих | посещение занятий | ||||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
… | |||||||||
Высокий уровень (чел.) | |||||||||
Средний уровень (чел.) | |||||||||
Низкий уровень (чел.) | |||||||||
ПОДПИСЬ ПЕДАГОГА: |
Приложение 2.
Диагностическая карта
«Уровень воспитанности обучающихся»
Критерий | Показатели воспитанности | Оценка |
Отношение к обществу | 1. Отношение к родной природе | |
2. Гордость за свою страну | ||
3. Забота о коллективе | ||
4. Политическая культура | ||
5. Правовая культура | ||
Отношение к учебному труду и делу | 1. Настойчивость в достижении успеха в учении | |
2. Творческое отношение и успешность во внеурочных делах | ||
3. Успешность в учении и самообразовании | ||
4. Деловитость | ||
5. Осознание значимости труда | ||
Отношение к людям | 1. Товарищество, верность дружбе | |
2. Доброжелательность | ||
3. Вежливость и культура поведения | ||
4. Готовность прийти на помощь | ||
5. Тактичность и культура поведения | ||
Отношение к себе | 1. Забота о своем здоровье | |
2. Самообладание и сила воли | ||
3. Стремление к самосовершенствованию | ||
4. Здоровый образ жизни | ||
5. Целеустремленность в самоопределении | ||
6. Чувство собственного достоинства |
Все показатели оцениваются по 4 уровням формирующихся качеств (соответственно 3, 2, 1, 0)
Приложение 3.
Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом»
Руководитель _________________________________________________
Объединение __________________________________________________
Возраст обучающихся __________________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании _______________
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Интересно ли тебе на занятиях? | ||
2. | Активен ли ты на занятиях? | ||
3. | Всё ли тебе доступно и понятно в процессе обучения? | ||
4. | Удовлетворён ли ты разнообразием форм работы на занятиях? | ||
5. | Чувствуешь ли ты себя желанным обучающимся на занятиях? |
Приложение 4.
Анкета «Удовлетворённость родителей образовательным процессом»
Руководитель _________________________________________________
Объединение __________________________________________________
Возраст обучающихся __________________________________________
Количество родителей, принявших участие в анкетировании ___________
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Нравится ли Вам наше отделение дополнительного образования? | ||
2. | Доверяете ли Вы педагогу детского объединения, которое посещает Ваш ребёнок? | ||
3. | Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребёнку? | ||
4. | Посещаете ли Вы родительские собрания? | ||
5. | Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Вашего ребёнка? |
Приложение 5.
Матрицы промежуточного контроля
Творческий показатель
(учет результативности участия в конкурсах различного уровня официального статуса)
№ | ФИ учащегося | Районный уровень | Городской уровень | Всероссийский уровень | Международный уровень | ||||||||||||||||||||
I | II | III | Л | уч | I | II | III | Л | уч | I | II | III | Л | уч | I | II | III | Л | уч | ||||||
1. | |||||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||||
3. |
Условные обозначения результата участия в конкурсах:
I – первое место II – второе место III – третье место Л – лауреат
Уч. – сертификат участника
Приложение 6.
Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося
(промежуточный контроль в мае текущего учебного года)
Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, занимаясь в программе «________________________________» в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Умею выполнять практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Процедура проведения: учащимся предлагается обвести цифры, соответствующие его представлениям по каждому утверждению. После сбора анкет в свободных ячейках педагог выставляет свои баллы по каждому утверждению. Далее рассчитываются средние значения, и делается вывод о приобретении учащимися различного опыта. Педагог составляет сводную таблицу результатов по группе, пишет аналитическую справку.
Обработка результатов:
пункты 1,2,9 – опыт освоения теоретической информации;
пункты 3,4 – опыт практической деятельности;
пункты 5,6 – опыт творчества;
пункты 7,8 – опыт коммуникации (сотрудничества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"
Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»
Рабочая программа по компетенции «Технологии моды» является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...
Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»
Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...