Урок внеклассного чтения в 4 классе "Сказки С.Г. Писахова."
план-конспект урока
На уроке ведётся знакомство детей с творчеством Архангельского сказочника и художника С.Г.Писахова.Дети узнают биографию писателя, учатся понимать тексты его сказок, анализировать их, делать выводы по прочитанному. Актуализируются и углубляются знания об родном крае (Архангельской ообласти), о знаменитых людях нашего края. Формируется чувство гоордости за свою малую Родину, чувства уважения и любви к природе и к людям Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения в 4 классе "Сказки С.Г. Писахова." | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок внеклассного чтения в 4 классе
«Сказки С.Г. Писахова».
Клюкина Светлана Александровна- учитель начальных классов.
Цель: Создать условия для воспитания у детей чувство любви и уважения к природе Севера, чувство причастности к северянам-поморам, чувство любви и гордости к своей малой Родине.
Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством С.Г Писахова
Задачи: - Познакомить с биографией С.Г.Писахова.
-Актуализировать знания о знаменитых людях Русского Севера, о видах сказок, о строении сказок.
- Совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности
- Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное
-Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам.
Оборудование: на доске портреты писателей, мультимедийный проектор, экран, (Презентация), на доске перевернутые таблички ( виды сказок, этапы сказок), у детей на партах: индивидуальные карты урока, карточки с биографией С.Г.Писахова, у учителя: карточки с короткими отрывками из сказок. аудиозапись «Гимн Архангельской области», отрывок мультфильма «Морожены песни».
Подготовка: у детей заранее прочитаны несколько сказок С.Г.Писахова.
Ход урока:
- Организационный момент:
Прежде чем начать урок давайте настроимся на него. Чтобы он прошёл у нас хорошо, пожелаем друг-другу добра.Сложим ладошки лодочкой, как будто там у вас огонёк добра и передадим его соседу по парте и скажем: «Я желаю тебе(имя) добра!»
2.Актуализация знаний:
Ребята прослушайте это музыкальное произведение. (звучит Гимн Архангельской области).
-Кто знает название этого произведения?
-Как вы понимаете строки Гимна «Край наш поморский могуч и прекрасен».
- Да наша область славится своими лесами, морским флотом, алмазами и т.д.
- Но у нас урок чтения. Вспомните знаменитых северных писателей, учёных родившихся в Архангельской области. (дети называют, учитель переворачивает портреты на доске, или показывает в презентации). Это М.В. Ломоносов, Н.М. Рубцов, С.Г. Писахов, Ф.А. Абрамов.
3.Речевая разминка: Презентация.
-Сейчас вам нужно будет прочитать стихи (грустно, весело, сердито, быстро м т.д.) и угадать о каких писателях в них говорится.
4. Самоопределение деятельности:
-Прочитайте загадку:
Он в старом корабле летал
Не по волнам, а в поднебесье,
Слагал «мороженые песни» -
и Север в сказках расцветал!
-Как вы думаете кто это? (С.Г. Писахов)
-Значит сегодня на уроке мы узнаем о чём? (о творчестве С.Г. Писахова.) Ребята, вы что-нибудь знаете о С.Г. Писахове?
-Значит первая цель нашего урока какая? (узнать биографию писателя)
-Вы конечно, знаете такую фразу «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Определите вторую цель урока. (Узнать чему учат сказки С.Г. Писахова).
5. Работа по теме урока. Биография.
-Ребята, биографию С.Г. Писахова я вам рассказывать не буду. Вы её прочитаете сами. 1 вариант читает первую часть, 2 вариант- вторую. После прочтения делимся полученной информацией (я узнал…, мне было интересно…)
Слова детей иллюстрирую слайдами презентации.
-Скажите, мы выполнили первую цель, узнали биографию С.Г. Писахова?
6. Работа по сказкам.
-Перед вами на доске схема-подсказка. Она поможет нам вспомнить какие бывают сказки. (дети называют виды сказок ( народные, авторские, волшебные, о животных и т.д.), учитель переворачивает карточки на доске) и строение сказки ( зачин, концовка, и т.д.)
-Итак, ребята нам надо будет выяснить какие же сказки у С.Г.Писахова.
Сразу устанавливаем, что это сказки авторские. (карточку народные убираем)
7. Физминутка.
8. Чтение сказок.
-Для того, чтобы узнать с какой сказки мы начнём работать, прочитайте карточку-подсказку.
1. «Не любо-не слушай», 2. «Как Уйма выстроилась».
Беседуем по сказке и заполняем карту-схему. Работаем фронтально, с помощью учителя.
Место действия. | |
Главные герои. | |
Характер людей. | |
Кто делает чудеса? | |
Зачин и концовка. | |
Чему учат сказки С.Г.Писахова? |
- «Северное сияние», «Собака Розка» (Выразительное чтение вслух) Анализ сказок на картах выполняют самостоятельно, или в парах. Выполняют взаимопроверку.
9. Просмотр мультфильма по сказке «Морожены песни». Анализируем, заполняем карту-схему.
10 . Обобщение работы по сказкам. Выводы.
-Что же мы узнали о сказках С.Г. Писахлва?
Это авторские сказки. Их можно отнести и к бытовым, и к сказкам о животных, и к волшебным. Зачин и концовка у этих сказок необычные, самобытные. Троекратных повторов нет. Место действия сказок Архангельская область, деревня Уйма. Главные герои- весельчак и выдумщик Сеня Малина, жители деревни Уйма, северная природа. Характер людей- трудолюбивые, смелые, весёлые, предприимчивые, смекалистые, красивые, творческие, добрые. Обратить внимание, что Писахов в к подчеркнул достоинства северян-помор, что мы живём среди таких прекрасных людей, и сами к ним относимся. Чудеса в сказках совершает природа и сами люди. Чему учат сказки С. Г. Писахова. Любить свой край, Север, людей. Беречь их. Верить в то что чудеса могут делать не только волшебники, а природа и сами люди!
11. Рефлексия:
Ребята мы выполнили поставленные цели?
Продолжите фразы:
На уроке мне понравилось…
Мне было трудно…
Мне было легко..
12. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Урок внеклассного чтения "До боли в сердце жалко мне детей, страдающих недугом" по рассказу В.Н.Крупина "Женя Касаткин"
Несколько лет мы переписываемся с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным и его супругой Надеждой Леонидовной. И выбор его рассказов для уроков внеклассного чтения очевиден. Урок постр...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 4 классе "Сказки С.Г. Писахова."
На уроке ведётся знакомство детей с творчеством Архангельского сказочника и художника С.Г.Писахова.Дети узнают биографию писателя, учатся понимать тексты его сказок, анализировать их, делать выв...
Презентация к лекции по теме: "Уроки внеклассного чтения в начальной школе"
В презентации представлены основные положения для лекции для обучающихся 3 курса СПО по специальности "Преподавание в начальных классах" по методике русского языка по теме: "Уроки внекл...
Конспект урока внеклассного чтения с использованием игровых технологий Селевко, Щедровицкого (5 класс)
Конспект урока внеклассного чтения с использованием игровых технологий Селевко, Щедровицкого(5 класс) "Путешествие в Книголюбию"...
Презентация к уроку внеклассного чтения
Презентация к уроку внеклассного чтения по повести В.Крапивина "дети синего фламинго"...
Конспект занятия на урок внеклассного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
Конспект занятия на урок внеклассного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"...