Урок, способствующий развитию творческих способностей учащихся
статья
Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. А. Голубь (Санкт-Петербург)
УРОК, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Каким должен быть современный урок?
Такой урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Немногие современные ученики назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир.
Сегодня мы столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка? Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников.
Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.
Но учителя литературы, должны осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.
Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.
Независимо от того, какие приемы использует учитель, он обязательно начинает урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.
Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.
1. Заголовок – метафора
2. Заголовок - вопрос «За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)
3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе "Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы «Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?
5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним) «Древнерусская литература – фундамент (основа). русской словесности»
6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.
7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.
Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.
1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
5. Интригующее анонсирование темы.
6. Сравнение и аналогия
7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.
Подробнее остановлюсь на игровом аспекте урока.
На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Примерные вопросы игрового характера:
1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном». Каков рецепт этого «бульона»?
2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку. 3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.
4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.
Игра нужна учителю больше, чем ученику. Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления: Инсерт Кластер Синквейн Фишбоун Ключевые слова Ассоциативные ряды Перекрестная дискуссия Письменная рефлексия Трехчастный дневник
На завершающей стадии урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Пример 1:
1. Евгений Базаров.
2. Самоуверенный, сдержанный, (мыслящий).
3. Отрицал, спорил, умер.
4.Не показывает внутренних чувств.
5.Нигилист.
Пример 2:
1. Анна Одинцова.
2. Сдержанная, холодная, (гордая).
3. Любит, не подпускает, изучает.
4. Боится нарушить привычный порядок.
5. Аристократка.
В процессе анализа текста использую элементы «перекрестной дискуссии».
«Защита героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Так изучая творчество И.С. Тургенева и его роман, предлагаю юношам встать на защиту Одинцовой , а девушкам – Евгения Базарова.
Это может выглядеть так.
Базаров - уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир.
Одинцова - «Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…». Но она выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете». То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.
Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.
Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции,» - говорил В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.
Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма
Цель программы, по которой я работаю, звучит так:• Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...
Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано
Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....
Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании
Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных...
Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"
Экспериментальные наблюднния и практические рекомендации для воспитателй общежития в воспитательной работе по развитию творческих способносте подростков....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...