"Воспитание студентов в духе патриотизма средствами искусства""
статья
XX Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития профессиональных образовательных организаций» май 2019
"ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА"
Важнейшее значение в формировании гражданско-патриотической позиции учащихся играют произведения искусства, репрезентирующие образы защитников Русской земли на чувственном, эмоциональном уровне. Социальная память народа включает в себя не только знание основных дат, исторических событий, но и эмоциональный, чувственно переживаемый опыт прошедших поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА" | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Бобрышева Н.И.
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
bobryshevanatalya@yandex.ru
В настоящее время происходящие в нашей стране процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Распад Советского Союза и происшедшие в обществе изменения привели к деградации сложившейся в стране системы патриотического воспитания. В условиях социальной нестабильности распространились националистические воззрения, в которых неадекватно рассматриваются понятия «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «национализм». Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. А ведь патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история, история ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством, это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее[1].
Важнейшее значение в формировании гражданско-патриотической позиции учащихся играют произведения искусства, репрезентирующие образы защитников Русской земли на чувственном, эмоциональном уровне. Социальная память народа включает в себя не только знание основных дат, исторических событий, но и эмоциональный, чувственно переживаемый опыт прошедших поколений [Карпилова и др. 2010]. Однако сейчас многое стало забываться (особенно это касается молодежи). Мало того, появляется множество фальсифицированных литературных и киноверсий об истории России, попыток втиснуть героические события в формат боевиков [Ямалов 2012]. Недаром согласно данным социологического исследования Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей, 60,5% студентов считают, что наиболее часто примеры искажений, фальсификации фактов, событий истории встречаются в передачах и сериалах ТВ, 30,5% — в кинематографе.
Именно поэтому искусство не перестает укреплять и преобразовывать мировоззрение молодежи, настраивать эффективные коммуникативные каналы связи между поколениями.
Искусство всегда было одним из наиболее эффективных средств внедрения определенных идей в сознание человека. На рациональном уровне противостоять силе художественных образов не всегда возможно, т.к. художественное произведение искусства «заражает» зрителя, читателя определенным эмоциональным переживанием и через него прививает индивиду измененную модель поведения, новое понимание мира, причем вне его рационально-критического анализа.
Дирижѐр, педагог, композитор В. Соколов писал: «Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, – касается ли это живописи, театра, музыки, – всегда служит благородной цели – воспитанию высокого чувства любви к Родине, к еѐ истории, еѐ делам. Восприятие прекрасного сквозь призму патриотического чувства делает это прекрасное ещѐ более значительным, возвышенным» [2, 127].
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.
События Великой Отечественной войны. Тогда обращение к национальным героям прошлого вдохновляло на борьбу с врагом. Александра Невского вместе с Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым упомянул в своей речи во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года Сталин, а в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, причем для изображения профиля князя был выбран образ, созданный Черкасовым в фильме режиссера Эйзейштейна «Александр Невский». А в 2008 году всероссийский проект «Имя России» по результатам народного голосования выдвинул Александра Невского на первое место.
Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет произведения заимствован из событий 13 века, а произведения связаны с 20 веком.
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне еще раз доказала убедительную правоту слов А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
В1938 году режиссер Эйзейштейн закончил фильм «Александр Невский», а в 1939 году композитор С.Прокофьев написал кантату на стихи поэта В. Луговского «Александр Невский». Они прозвучали, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. Многие кадры фильма по своей монументальности, по суровости и величественно – народному характеру невольно ассоциируются с триптихом Корина, но еще более эти ассоциации усиливаются, когда звучит музыка кантаты С.Прокофьева.
Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке [3].
В центре картины одна из частей кантаты С.Прокофьева, «Вставайте, люди русские», в которой запечатлен героический облик народа, его высокие гражданственные чувства. Именно этот напев, олицетворяющий воинскую доблесть, войдёт в батальные эпизоды «Ледового побоища» в качестве основной психологической характеристики русского воинства. Лиро-эпическая тема в середине части «Вставайте, люди русские» воспевает величие и нерушимость земли Русской.
Это – гневный, призывный хор. Русь угнетенная, величавая и скорбная показана здесь с героической стороны. Этот хор был очень популярен в годы Великой Отечественной войны. Он вел в бой воинов Красной Армии. Этот хор перекликается с другой могучей песней того времени Александрова и Лебедева-Кумача: «Идет война народная, священная война».
Как же сильно была в песне Прокофьева выражена идея наших дней, идея защиты Советского государства, заставляя забывать о том, что сюжетно она связана с событиями далекого прошлого.
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех.
Когда стала появляться «героическая» музыка и что она отображала? Обращаясь к словарю, мы находим определение, что героическими называют такие дни, времена, которые характеризуются массовой готовностью к подвигу, самопожертвованию во имя какой-либо высокой цели (толковый словарь Дмитриева).
Писателями и художниками создано немало замечательных произведений, посвященных истории русского народа. Героическая тематика нашла достойное воплощение и в оперном творчестве русских композиторов: «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина». В области симфонического и вокально-симфонического жанра русская историко-патриотическая тематика почти не отражена: «1812год» Чайковского, «Иван Грозный» Рубинштейна, «1000 лет» Балакирева. Тем большее значение приобретает произведение Г.Свиридова – «Пять песен о России».
Размышляя над проблемами современности, Г.Свиридов чаще обращал свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений, истоки славы России. Его беспокоило распространившееся в последнее время « стремление унизить Россию, во что бы то ни стало унизить ее народ… и опошлить его культуру» [4].
В творчестве композитор часто обращается к стихам Блока, характеризующим его, как национального эпического поэта, для которого тема Родины, России была центральной, самой важной и заветной. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь, - писал сам Блок в 1908 году. - Ведь здесь – жизнь и смерть, счастье и погибелью» (в письме к Станиславскому) [5, 56].
Как и Свиридов, Блок чувствовал тревогу за будущее страны, он предчувствовал неизбежность новых исторических катаклизмов.
Замысел ряда стихов о Родине складывался у Блока под впечатлением 1905-1907 годов. Именно в это время и задумываются лучшие стихи поэта о России – «На поле Куликовом».
Поэт считал, что «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории» [4, 132].
К теме Куликовской битвы Блок обращается и позже. В 1919 году он готовит текст кантаты «На поле Куликовом» для композитора Юрия Шапорина.
Музыка развивается от скорбных раздумий о судьбе родины до героического пафоса, и построена в форме вокально-симфонических вариаций, в которых тема, поначалу сурово-сдержанная, постепенно обогащается, приобретает то лирические, то эпические, то ярко героические черты.
Московский художник Юрий Ракша, работавший над триптихом о Куликовом поле, говорил: «Эта работа для меня самая главная и самая современная. Вот уже несколько лет я живу во власти Куликова поля, и время битвы приблизилось настолько, что я стал ощущать себя среди тех, кто вышел тогда на битву. А рядом с собой будто увидел своих ровесников, своих сегодняшних сограждан» [6].
Другой известный художник России, Илья Глазунов, работал над циклом «Поле Куликово» в течение нескольких лет, воплощая свой замысел на основе исторических материалов, летописей, жития Сергия и московского князя Дмитрия, изучения древнерусской повести «Задонщина», народных преданий и легенд. Разумеется, важным для художника было посещение поля Куликова, как исторического места великого сражения. Ратный подвиг русского воинства в битве в 1380 году на поле Куликовом с монголо-татарской ордой последовательно и эмоционально раскрывается художником в каждом полотне. В 1980 году Глазунов завершает этот цикл из 30 произведений.
По выражению самого художника, в цикле работ «Поле Куликово» он стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох» [6, 84].
Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина.
Этот сюжет неоднократно встречается в литературе и музыке того времени. Особенно привлекла к себе внимание эта тема, воплощенная в книге «Думы» Рылеева.
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя».
В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» 1939 года по повести Виктора Шкловского «Русские в начале XVII века». Музыку к фильму написал композитор Юрий Шапорин. В фильме личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины.
Фильмы Эйзейштейна «Александр Невский» и Всеволода Пудовкиа «Минин и Пожарский», созданные накануне Великой Отечественной войны, несли в себе главную национальную идею, которая звучит в словах главных национальных героев, Минина и Пожарского: «Деды наши из Руси татар прогнали, так не посрамим же и мы их славу. Пусть знают дети наши, и внуки наши, и правнуки наши, и все русские люди, которые будут, что послужили мы Отечеству верно. Крепка наша земля. И будет стоять она нерушимо навечно».
Война 1912 года вдохновляла художников разных эпох. Петр Ильич Чайковский написал Торжественную увертюру «1812 год», соч. 49 в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.
Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого нашел свое воплощение в опере С. Прокофьева. Действие происходит в России с 1809 по 1812 год – годы отечественной войны.
Основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы музыкальными средствами. Опера Прокофьева — грандиозное историческое полотно, состоящее как бы из двух частей: 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Замысел оперы был во многом обусловлен началом Великой Отечественной войны. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы [7].
Сложна экранная судьба романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Одна из первых его экранизаций сделана в США режиссёром Кингом Видором в 1956 г. Вслед за тем последовала киноэпопея С.Бондарчука. Этой последней зарубежные кинематографисты завидовали не только потому, что в 1969 г. она удостоена премии Американской академии «Оскар», но и в силу непостижимости тех ресурсов, которые были брошены на ставшую поистине хрестоматийной работу со всей мощью кинематографического дарования Бондарчука, направленной на верное воплощение первоисточника. В больших постановочных эпизодах, будь то военные действия или первый бал Наташи Ростовой, он превзошёл всех, кто пытался обратиться к этому классическому произведению. Зарубежные постановки обращали внимание зрителя на личные взаимоотношения героев, оттеснив философские рассуждения и исторические параллели на далёкую периферию.
«Главная тема романа — патриотическая, — говорил Бондарчук. — Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в „Войне и мире“ — человеческие типы, носители русского национального характера, „скрытая теплота“ их патриотизма. Режиссёру хотелось показать Россию такой, какой её мог видеть писатель [8].
В сравнении с голливудским фильмом 1956-го года, где внимание зрителя в основном привлечено к романтической сюжетной линии и личной жизни героев, — советская картина более масштабна и многопланова. Подход режиссёра, бережно отнёсшегося к тексту Толстого, имеет и свои положительные стороны. Документальное и, своего рода, реставрационное воспроизведение быта и уклада XIX века подчеркнуло подспудную толстовскую идею о любви к жизни во всех её проявлениях.
Режиссёру удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Главная тема романа — патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» — человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования — Андреем Болконским, Пьером, Наташей, — все они близки к складу русского национального характера. «Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи», - писал Сергей Бондарчук[8].
Фильм стал большим успехом советского кинематографа. Был закуплен для международного проката и получил хорошую прессу в мире. Съёмочная группа в 1965—1969 годах посетила с ним крупнейшие международные кинофестивали.
Несомненной удачей фильма – музыка Вячеслава Овчинникова. Даже те, кто мало знаком с классической музыкальной культурой, не могли не слышать его произведений, украшающих лучшие фильмы классиков мировой кинематографии – Сергея Бондарчука, Андрона Кончаловского, Андрея Тарковского.
Дать человеку почувствовать пережитую эпоху как его собственную личную судьбу может только великое искусство. Зрителя коснулось такое искусство, когда — этап за этапом, год за годом — охватила его музыка Шостаковича, сплетенная с содержанием нашей эпохи [9, c. 36]. Ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.
Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. 7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия [9].
Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.
Музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера, одухотворяла его армию. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе. Монументальные оперы Вагнера, пафос его титанических громад: "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунгов", "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов"– все это великолепие пафосной музыки славило космос германского мифа. Вагнер стал торжественными фанфарами Третьего рейха, покорившего в считанные годы народы Европы и шагнувшего на Восток.
Шостакович воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия проходит через всю ленинградскую симфонию.
В теме нашествия слышны отзвуки вагнеровского натиска, кульминацией которого стал "Полет валькирий", полет дев-воительниц над полем сражения из одноименной оперы. Ее демонические черты у Шостаковича растворились в музыкальном рокоте набегающих музыкальных волн. Ответом нашествию Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну такой силы, которая отменяет, сминает и отбрасывает вагнеровскую волю.
Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
Прошло уже более 74 года после окончания Второй мировой войны, но память об этих годах не должна меркнуть в нашем сознании и сознании наших детей.
Во время Великой Отечественной войны было создано очень много значительных и всенародно любимых произведений искусства в литературе, живописи, кинематографе и, конечно же, в музыке. Песни военных лет до сих пор украшают репертуар ведущих российских исполнителей и встречают всенародную любовь.
И от нас, преподавателей общеобразовательного цикла, во многом зависит, насколько подрастающее поколение будет знать и помнить свою героическую историю. А через восприятие музыки, как никакого другого вида искусства, эту задачу, на наш взгляд, актуальнее всего решить.
На занятиях общеобразовательного цикла, и прежде всего литературы, можно воплотить в жизнь выше озвученную задачу, организуя цикл уроков или факультативных занятий, на которых можно прослушивать произведения военных лет, сопровождая их демонстрацией репродукций картин, фотографий тех лет, отрывками из документальных фильмов. Очень полезно привлечь здесь людей старшего поколения, у которых еще сохранились воспоминания и документальные материалы о тех легендарных.
Исторические фильмы — одно из ведущих средств формирования историко-патриотического сознания. Крепость патриотизма советских людей подтверждена опытом Великой Отечественной войны. Без интереса и уважения к собственной истории немыслима любовь к своей Родине, невозможно полноценное развитие человека и общества.
Многие люди в своих представлениях о прошлом сегодня основываются в большой степени именно на исторических кинокартинах и прочих продуктах экранной культуры. С момента своего появления кинематограф был и остаётся сильнейшим средством воздействия на сознание и всю психическую сферу человека. Проведённый в 2018 г. в 26 субъектах Российской Федерации социологический опрос 2018 совершеннолетнего гражданина показал, что 50,3 % из них назвали кинофильмы основным источником получения сведений об отечественной истории. Опросы показывают, что кинофильмы в ряду источников знаний по истории России уступают по популярности и массовости только учебникам (школьным или вузовским курсам истории), а среди аудиовизуальных источников (кино, радио, телевидение и т.д.) кинофильмы лидируют ( 2007 г.фильм «1612» режиссера В. И. Хотиненко, 2008 г. «Александр. Невская битва» И.Е. Каленова, 2009 г. «Царь» П.С. Лунгина и телесериал режиссёра A.A. Эшпая «Иван Грозный», с 2000 г фильмы цикла «Тайны дворцовых переворотов» С.С. Дружининой). Примечательно, что среди характеристик, вызывающих чувство гордости за свою страну, свой народ, отечественные литература и искусство занимают почетное 2-е место: их отметили 40,7% опрошенных (61,1% выделили «наше прошлое, нашу историю», 34,0% — «великих людей своей национальности»).
В России происходят значительные изменения в отношении к отечественной истории. Чтобы лучше понять эти трансформации, необходимо соотнести их со схожими процессами в прошлом. Активно дискутируются проблемы патриотического сознания россиян. Интерес и уважение к прошлому консолидируют общество. Выстраивание общегосударственной стратегии развития без исторической политики невозможно. Весьма сложен этот процесс в современных условиях острой борьбы вокруг истории нашей страны. Центром большинства нынешних споров и дискуссий, ключевым моментом сегодняшнего исторического самосознания является предвоенный и военный период. Наше понимание предшествующих эпох во многом определено им.
Но в разных исторических условиях стремление к уважительному отношению к прошлому России остаётся всегда актуальным, и в этом нам помогает искусство.
Литература
- Троицкий В.Ю. Статья «О патриотическом воспитании». Газета «Русский вестник». 2004, №16 (644). 5
- Соколов В.Г. Дирижѐр, педагог, композитор/ Сост. М. Садовский. – М.: Музыка, 1988. – 127 с.
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев : жизнь и творчество. – Москва : Музыка, 1974.
- Иван Шмелёв «Куликово поле»: Рассказ следователя, вырастающий в повесть. — Париж. — 1939.
- Блок и музыка: [Сборник] , сост. М. Элик. – М.: Сов.композитор, 1972
- Юрий Лощиц. «Дмитрий Донской»: Исторический роман. — М.: Молодая гвардия, 1980.
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев : жизнь и творчество. – Москва : Музыка, 1974.
- Игорь Анатольевич Мусский «Война и мир». http://fisechko.ru/100vel/kino/61.htm
- Шагинян М. О Шостаковиче. — М.: Музыка, 1979. — 46 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...
Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)
В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.В настоящ...
Региональный социально-значимый проект Ульяновского колледжа культуры и искусства: «Подари улыбку детям», действующий на территории Ульяновской области, при участии студентов Ульяновского колледжа культуры и искусства"
Несмотря на сложную демографическую ситуацию и проблему рождения детей, количество детей в социальных приютах не уменьшилось. В настоящее время детские дома и социальные приюты не обделены...
ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...
Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания
В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...
ВФСК ГТО как основное средство физическое воспитание студентов
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме – повышение уровня физической подготовленности студентов специального физического образования средством Всероссийского физкультурно-спортив...