Применение технологии диалога культур на уроках русского языка
статья

Кужугет Жанна Октябрьевна

Применение технологии диалога культур на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Применение технологии диалога культур на уроках русского языка.

Наиболее эффективной технологий в современном образовании становится технология диалога культур. В ее основу положены идеи М. Бахтина о культуре как диалоге, внутренней речи Л.С. Выготского, положения философской логики культуры В. С. Библера.

Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка учащимися знаний на культурологической основе (диалог культур) и конструирование собственного знания.

Технология диалога культур позволяет:

- научить умению слушать, понимать, уважать другие точки зрения, имея при этом свою;

- побудить сомневаться и быть открытым множеству взглядов других людей;

- обрести способность включаться в различные формы мышления.

        Реализовывать эти принципиально важные положения технологии диалога культур возможно при проектировании и создании особой среды урока.

        Практика показывает, что продуктивное освоение технологии диалога культур возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Позиция учителя на уроке – позиция собеседника.
  2. Обогащение содержания учебного материала культурными смыслами.
  3. Позиция ученика на уроке – позиция исследователя.

        Реализация данных условий при проведении урока диалога культур осуществляется следующим образом:

  1. Учитель на уроке выступает не как представитель существующего независимо от него и от учеников знания, которое ученик должен непременно усвоить. Он вступает в спор с ребенком, выстраивающим свою неповторимую позицию. М. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения». Учитель не передает готовые знания, а выступает в роли собеседника. Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, принимается учителем во внимание. Уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. Вот почему все голоса, даже невыразительные, не заглушаются. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в произведении, развивается мысль учеников, они поднимаются на более высокий уровень культуры.
  2.  Дидактика урока предполагает наличие текста как источника и символа культуры, определение позиции собеседника – представителя определенной эпохи, диалог ученика с героем через текст.

        Вместе с тем, основным учебным материалом является все же не учебник и даже не тексты определенной культуры, а создание собственных текстов в контексте данной культуры и диалога с ней.

        Автор программ для каждого класса – педагог. Он вместе с ребятами находит сквозную проблему, на основе которой разворачивается диалог. Создание ситуации диалога предполагает:

- продумывание вариантов сюжетных линий диалога;

- переработку учебного материала в систему проблемно – конфликтных вопросов и задач;

- нахождение «точек удивления», загадок бытия, где происходит взаимопревращение сознания в мышление, мышления -  в сознание. Такое средоточие удивлений – уникальное, неповторимое, непредсказуемое – втягивает в себя проблемы, предметы культуры. Это состояние целостной точки должно сохраниться и углубиться в течение всей человеческой жизни. Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого ученика к приобретению ценностного свойства – ярко выраженной индивидуальности.

  1. Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие «внутреннего» диалога.

        Итоги, результаты работы ученика, его общение с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских текстов, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Уроки диалога культур снимают проблему «выравнивания» учеников. Наоборот, каждый ученик со своими, присущими именно ему особенностями мышления, может занять свою культурную позицию.

        Структурное построение урока по технологии диалога культур выглядит следующим образом:

Культура – система ценностей.

Тест – символ.

Собеседник – представитель определенной эпохи.

Диалог ученика со своим героем через текст.

Предмет диалога – ценности, значимые в данную эпоху и имеющие личностный смысл для героя.

Рождение суждений (любая реплика ученика)

Вопрос?

Проблема – сложный вопрос, не имеющий прямого ответа.

Поиск (самостоятельность ученика)

Через циклы

(«малые» уроки диалога культур)

«Большой урок» -

событие для ученика

Удивление

Диалог с героем: вопрос – ответ через текст

Состояние ученика – возвышение над собственным ограниченным бытием, пребывание в потоке культуры.

Таблица 1

Идея диалога культур, разработанная относительно педагогического процесса в целом, в меньшей степени нашла свое воплощение в практике преподавания русского я зыка.

По – прежнему наблюдается увлечение теоретизированием в ущерб обучению способам познания мира с помощью слова. Нередко освоение программного материала оценивается по способности дословно воспроизводить правила. Однако одно из важнейших требований к организации учебной деятельности учащихся состоит в единстве процессов приобретения знаний в обучении способам познания мира при решении языковых задач, т.к. на уроках русского языка идет погружение в слово, его смысловое значение, отрабатываются навыки конструирования письма, речи и формируется языковая культура.

Представленная нами структура урока состоит из пяти компонентов: цель – отбор содержания  - способы достижения цели – средства достижения цели – управление.

Охарактеризуем эти структурные компоненты.

  1. Цель. Цель урока диалога культур формулируется не в привычной триаде  «обучение – развитие - воспитание», а с помощью дихотомической пары понятий «иметь - уметь». Ученик на уроке может не только получить знания об изучаемом объекте, предмете, событии, но обрести опыт со – бытия: сотрудничества, состязания, созидания, сохранения и др.
  2. Содержания урока. Полемические исследования на уроке диалога культур основаны на тексте. Отбор текстов передающих ценностные смыслы различных эпох считаем важным условием достижения образовательных целей. К текстам обязательно формулируются проблемные вопросы, творческие задания.
  3. Способы достижения цели. Под способами достижения образовательных целей мы понимаем, прежде всего, способы познания. Цели можно достичь, созерцая явления, события и сосредотачиваясь на их сути. Но мы делаем акцент на более продуктивных способах познания: соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение и др.
  4. Средства достижения целей. Здесь мы имеем в виду образовательную      

среду, которая способна обеспечить качественный образовательный результат. Урок диалога культур требует особой атмосферы, атмосферы с высокой степенью комфортности для ученика и учителя. Уроки диалога культур позволяют пробудить эмоционально – чувственную сферу ребенка.

  1. Управленческие действия учителя. Грамотная и четкая постановка    целей урока, выбор продуктивных способов обучения, обеспечения комфортной образовательной среды – все эти аспекты педагогического управления.

Практика показала, что определенный набор педагогических действий обеспечивает результативность урока диалога культур. Это такие управленческие действия как:

  • озадачивание ребят. Объявив заранее тему урока диалога культур, учитель обращается с просьбой к ребятам сформулировать свой вопрос по теме, выдвинуть проблему;
  • ознакомление учащихся со списком литературы, освещающей «античные», «средневековые», «нововременное» и современное видение данной проблемы;
  • оснащение урока: «голоса эпох» могут звучать не только из уст учащихся, но могут быть воспроизведены с помощью видео и аудиотехники. Художественное оформление может состоять из символов, знаков, рисунков, символизирующих ту или иную эпоху;
  • отбор должных форм общения: монолог – диалог – полилог;
  • организация обсуждения проблемы: особенно значимым здесь становится умением учителя сформулировать вопросы;
  • осмысление содержания урока диалога культур (внутренний и внешний диалог).

Данная структура по технологии урока диалога культур может быть реализована через систему методических и дидактических приемов. Опыт проведения уроков русского языка по технологии диалога культур позволяет сделать выводы об их результативности.

     Когда в 7 классе изучаем «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского, после анализа стихотворения я спрашиваю ребят: «Знаете  ли вы произведения тувинской литературы, в котором говорилось бы о негуманном отношении  к лошади? В 6 классе вы учили басню Салима Сурун-оола «Аът биле оор». («Лошадь и вор»).  Чтение  на тувинском языке. В двух произведениях разных поэтов, разных эпох упавшая лошадь, во что бы то ни стало, встала. Это говорит  о том, что всякий человек может  упасть, но, превозмогая боль, равнодушие толпы, человек должен встать и пойти дальше,  как лошадь). Цель: чтобы заинтересовать детей, чтобы знали, что есть в родной литературе аналогичные произведения, чтобы и свой родной язык не забывали .

        Новым шагом в учебном процессе является создание собственных текстов в контексте данной культуры и диалога с ней, а не на материале учебника и даже не на основе текста определенной культуры. Ученик испытывает потребность сказать свое слово. И оно звучит не только на уроках, но и вне уроков. Таким образов, мы видим, что ученик формируется как саморазвивающая личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Применение ИКТ на уроках русского языка

Содержится теоретический материал по использованию ИКТ на уроках русского языка, а также небольшой каталог сайтов с возможностью прохождения он-лайн тестов....

Статья на тему "ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от группы, мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденном...

Особенности применения технологии дистанционного обучения на уроках английского языка в период пандемии.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование профессиональноц компетенции, для развития которой необход\имо организовать коммуникативно-ориентированное обучение и предложи...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...