Открытый урок "Лексические нормы русского языка"
план-конспект урока

Литягина Ирина Викторовна

Открытый урок проводился на 1 курсе в рамках темы "Лексика". 

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.47 КБ
Файл formirovanie_emotsionalnogo_intellekta.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект открытого урока

Тема:    Лексические нормы русского литературного языка

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование: ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.  Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.  Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

- Что такое языковая норма?  (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь)  Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

- Что вы понимаете под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей  есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III.  Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

 IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

                                                 2) уместность его использования в общепринятых в языке

                                                     сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант  (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох)  -  Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

  1. Работа в группах

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

2.Тестирование

1.Лексическое значение  какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

а) Образцовый;                                                 б) абсолютный;

в) идеальный;                                                     г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ  нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки  и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы:  1 – г;  2  - б;  3  - а;  4  -г.

VI. Практическая  работа

Литературное  редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык  «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками... »

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание.

  1. Для сильных обучающихся - напишите сочинение миниатюру  «Лексические нормы: оковы или помощники?»
  2. Для более слабых учеников - пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений



Предварительный просмотр:

Формирование эмоционального интеллекта

 на уроках литературы.

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную)

— это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

К выразительным формам эмоций относятся:

  • жесты (движения рук),
  • мимика (движения мышц лица),
  • пантомимика (движения всего тела),
  • эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
  • вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг  важен не только ваш ум и обширные познания, им так же  важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют  на здоровье и личную жизнь, на успех в работе,  помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.  Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.  Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Основатели  модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре  её составляющие:

  1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
  2. Использование эмоций в мыслительной деятельности.  Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
  3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
  4. Управление эмоциями.  Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях  для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.   Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя  недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.  Как  писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.  

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов  показывают:

  • У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
  • У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
  • У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.  

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед нами стоит цель

- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Глобальный гуманистический кризис, охвативший человечество, оказался особенно губителен для его самой незащищенной и неприспособленной части - детей. Проблемы экологии культуры, нравственности, души, детства актуализируются в современном сложном, динамичном и противоречивом мире. Напряженность социальной жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены, происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности - все это вызвало смену приоритетов в сфере социальных ценностей, что привело, в свою очередь, к возникновению потребности в личностно-ориентированном образовании. В условиях такого глубокого социокультурного кризиса именно педагогическое образование как одна из важнейших сфер духовной жизни общества призвано смягчить ситуацию, помочь возрождению культуры, гуманизации общественной жизни, воспитания и обучения, где личность педагогаиграет ведущую роль. Абсолютной ценностью современного образования является человек, как "мера всех вещей". Такой подход предполагает координацию, единение и интеграцию образовательных сил в микросистеме каждого образовательного учреждения, каждой учебной дисциплины, каждой встречи педагога и студента.

В связи с этим в условиях гуманизации возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, где особое место принадлежит литературе. Она обеспечивает  восприятие высших нравственных категорий, дает возможность формировать эмоционально-творческое отношение к миру и мировоззренческие основы личности будущего специалиста. Литература как одно из важнейших средств культуры сосредотачивает внимание прежде всего на человеке, его общественной и духовной жизни, ставит и решает кардинальные вопросы бытия: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, что делает человека счастливым. Постижение студентами глубины изображаемых писателем событий, характеров героев, их судеб, мыслей, чувств, стремление разобраться в них и дать им свою оценку; выявление идеалов писателя и определение своего отношения к этим идеалам способствует тому, что запечатленный в литературе нравственно-эстетический опыт человечества соотносится со своим личным. Связь литературы с жизнью заключается не в морализированности и сведении многомерного искусства к плоским назиданиям, а в способности видеть через литературное произведение серьезные проблемы жизни человека, общества, мира, думать о них, откликаться на них. Иначе нет ни смысла, ни радости знать, как жили и что написали М. Булгаков, А. Ахматова, М. Цветаева, Г. Троепольский, если это знание не помогает жить самим, если их творчество не дает той смысложизненной информации, которую никаким иным путем, кроме чтения художественной литературы получить нельзя. Поэтому полноценное восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить студента  к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, способности ориентироваться и строить отношения с людьми, овладевать способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.

Педагоги и психологи указывают на то, что литературное искусство является фактором духовно-нравственного становления личности.

Педагоги-словесники считают литературу незаменимым и главным источником нравственного  воспитания.

         Восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить будущего специалиста к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, развить способности ориентироваться в жизни и строить отношения с людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.

К сожалению, в современной образовательной ситуации сложилась тенденция преподавать литературу в отрыве от эмоционально-личностных проблем самих студентов. Рационализация духовной жизни современного человека приводит к односторонности его развития, в котором преобладает крен в сторону интеллектуализма, а эмоциональная бедность не может не обернуться нравственной глухотой. В 20-30 гг. XX в. понятие добра, красоты, истины казались чересчур абстрактными, оторванными от практической, повседневной работы. Сегодня же духовный кризис, агрессивность, окаменелость совести, дефицит любви и милосердия - следствие социальной беды.

В наше время, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, живущего, по сути, в плену ложных ценностей ("Не плоть, а дух растлился в наши дни" Ф. Тютчев), - сегодня, как никогда, важно обратиться к эмоционально-ценностному потенциалу литературы и с помощью великих художников слова, гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы: силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его эмоционально-личностное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Русскому языку

Предметная область: Письмо и  развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Урок-исследование по теме "Синтаксические нормы русского языка"

В ходе урока студенты изучают основные синтаксические нормы; учатся использовать их при  построении предложений в устной речи и корректировать письменный текст с учетом синтаксических норм...

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Тест по теме "Типы норм русского языка"

Тест для проверки знаний по пройденному материалу....

Урок - обобщение по теме "Нормы русского языка"

Урок - обобщение предложен  для закрепления материала   по темам": "Орфоэпические нормы", Лексические нормы", "Морфологические нормы". в качестве подготовк...