Конспект урока по теме "Имя существительное" (с использованием технологии сотрудничества)
план-конспект урока
Этот урок был разработан мною для студентов, обучающихся специальности "Технология продукции общественного питания". Технология сотрудничества, которая использована для урока, кажется мне очень продуктивной в группах студентов среднего уровня обученности. Однако на этапе самостоятельной работы студентам предлагаются задания разного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Имя существительное. Правописание существительных».
Цель урока:
обобщить и углубить теоретические знания учащихся об имени существительном, его грамматических категориях и правописании.
Задачи урока
Образовательные:
- активизировать знания учащихся о частях речи;
- рассмотреть отличительные особенности самостоятельных и служебных частей речи;
- активизировать знания студентов об имени существительном как самостоятельной части речи;
- обобщить знания об основных грамматических категориях имени существительного;
- совершенствовать умения определять морфологические признаки существительного;
- совершенствовать правописные навыки имен существительных.
Развивающие:
- продолжить развивать у студентов умение связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, умение анализировать и выделять главное;
- продолжить развивать у учащихся диалогическую и монологическую речь;
- развивать лингвистическую компетенцию учащихся.
Воспитательные:
- продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе, стремления к творческой познавательной деятельности;
- продолжить работу по воспитанию умения работать в коллективе;
- воспитывать у ребят чувство ответственности не только за свой результат, но и за успехи товарищей.
Тип урока: урок обобщения и углубления знаний с элементами исследования
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, справочники, орфографический словарь, раздаточный материал.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
1. | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. |
2. | Работа над текстом | Отработать правописные навыки, навыки работы с текстом – определение темы, основной мысли текста | 5 мин. |
3. | Фронтальная беседа | Актуализировать знания учащихся о морфологии и частях речи, выделить грамматические признаки существительных | 3 мин. |
4. | Работа над учебным материалом в технологии обучения в сотрудничестве | Актуализировать знания студентов о грамматических категориях существительных, морфологических нормах языка, связанных с существительными, о словообразовании существительных | 10 мин. |
5. | Обсуждение результатов работы | Обобщить знания обучающихся об имени существительном, языковых нормах его употребления | 11 мин. |
6. | Самостоятельная работа | Отработать умения определять грамматические категории имени существительного, делать словообразовательный разбор, правильно использовать в речи различные формы существительного | 5 мин. |
7. | Проверочная работа | Оценить умения учащихся определять грамматические признаки существительных, совершенствовать орфографические навыки, отработать умение делать словообразовательный разбор слов | 7 мин. |
8. | Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 мин. |
9. | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания | 1 мин. |
Ход урока
- Организационный момент – нацелить ребят на урок, разделить на 7 групп (состоящих из ребят, разных по уровню обученности) по 4 человека в каждой, 2 студента назначаются ассистентами.
- Работа по орфографии и пунктуации
- Запишите текст, назовите тему и основную мысль, объясните орфограммы.
На доске:
Наст…ящий друг в…зде
Верен, в счас(?)ть… и беде;
Грус(?)ть твоя его тр…вожит,
Ты (не)спишь – он спать (не)мож…т,
И во всём, без дальних слов,
Он п…мочь тебе г…тов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
У.Шекспир.
- Фронтальная беседа
- Определите, какой частью речи являются слова этого стихотворения.
-Какой раздел языкознания изучает части речи?
- На какие две большие группы делятся все части речи? Почему?
- По каким признакам выделяются части речи? (При затруднении обращайтесь к материалам учебника стр. 129.)
4. Работа над учебным материалом в технологии обучения в сотрудничестве
Предлагаются задания каждой группе студентов:
1) Группы существительных по значению.
- Расскажите о конкретных, отвлеченных, вещественных, собирательных существительных, их отличительных особенностях.
2) Собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные.
- Расскажите о собственных и нарицательных существительных, об их написании.
- Расскажите о категории одушевленности/ неодушевленности.
- По какому грамматическому признаку можно отличить одушевленное существительное от неодушевленного?
- Слова мертвец, утопленник, покойник относятся к одушевленным или неодушевленным?
3) Род существительных.
- Расскажите о существительных мужского, женского, среднего, общего рода.
- Как определить род существительных, называющих лицо по профессии или должности?
- Как определить род неизменяемых заимствованных нарицательных имен существительных? Собственных?
- Как определяется род сложносокращенных несклоняемых существительных?
- Склонение имен существительных.
- Что называется склонением?
- Расскажите о 3 типах склонения существительных.
- В чем особенность склонения существительных на –ия, -ие, -ий?
- Что такое разносклоняемые существительные и в чем особенность их склонения?
5) Падеж существительных.
- Что такое падеж существительного? Сколько падежей в русском языке?
- В чем отличие именительного падежа от остальных? Как называются все падежи кроме именительного?
- Расскажите о всех косвенных падежах, их значениях.
- Как определить косвенный падеж существительного?
- В чем сложность использования конкретных существительных в форме родительного падежа множественного числа (Задача-шутка. Как правильно: У рыбей нет зубей? У рыбов нет зубов? У рыб нет зуб?)
6) Словообразование существительных.
- Расскажите о суффиксальном способе образования имен существительных.
- Расскажите о приставочном, бессуффиксном, приставочно-суффиксальном способе образования существительных.
- Как образуются сложные существительные?
- Расскажите о неморфологическом способе образования имен существительных.
7) Правописание существительных.
- Расскажите о правописании ь после шипящих на конце существительных.
- Расскажите о правописании суффиксов –ек, -ик, -чик, -щик.
- Расскажите о слитном и раздельном и слитном написании не с существительными.
- Расскажите о написании слов с пол-.
Для совместной работы я предложила ребятам вариант технологии в сотрудничестве под названием «Учимся вместе». Студенты в группе самостоятельно разделили задания, в ходе выполнения которого помогали друг другу.
5.Обсуждение результатов работы. Во время ответов 2 ассистентов работали у доски, составляя схему «Лексико-грамматические разряды имен существительных», которую все учащиеся должны были записать в тетради. 1 ассистент у доски производил морфологический разбор существительного из текста. В ходе обсуждения демонстрировались слайды видеопрезентации по повторяемой теме.
6.Самостоятельная работа.
Каждой группе студентов предлагается свой вариант работы, которая выполняется совместно всеми членами группы. Выполнение заданий проводится в форме соревнования между группами.
- Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов: баржи, килограммы, монголы, грузины, партизаны, помидоры, томаты, просьбы, мольбы, солдаты, мандарины, простыни, носки, чулки, сапоги, места, шофера, цыгане, англичане, ущелья.
- Определите род следующих существительных: бандероль, картофель, болтун, разиня, аккордеон, портфель, тюль, шампунь, стремя, пианино, пюре, секретарь, врач, речь, помощь, лентяй, жюри, кенгуру, табель, тихоня.
- От данных существительных образуйте форму множественного числа, поставьте ударения в словах: инженер, шофёр, слесарь, токарь, диспетчер, якорь, директор, профессор, доктор, дно, горожанин, крестьянин, семя, договор, ордер, сорт, торт, бант, бухгалтер, китель.
- Распределите слова по лексико-грамматическим разрядам: студенчество, скрипка, солдат, полк, кусты, мужество, воск, крестьяне, рассвет, бельё, ил, профессора, дети, манка, литература, компот, роса, табун, тема, сочувствие.
- К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.
Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь, доктор, депутат, вуаль, кенгуру, бра, пенсне, сопрано.
- Укажите способ образования следующих существительных: стрелок, котенок, прихожая, старость, переход, инопланетяне, зелень, бездарность, ответственность, общество, авторитет, крольчиха, запись, восхождение, подлокотник, предисловие, предыстория, гордец, вход, совладелец.
- Перепишите следующие существительные, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Кот..к, (не)удача, извоз..ик, совоч..к, карандаш..к, камен..ик, налад..ик, (не)погода, (не)известность, паровоз..к, (не)уловимость, платоч..к, огурч..к, паркет..ик, заборч..к, надсмотр..ик, перевоз..ик; (не)знание, информация; (не)ленность, а (не)умение.
После выполнения работы – проверка задания у наиболее «слабых» ребят, «сильные» проверяют сами, послушав объяснения учителя и товарищей по команде.
7.Проверочная работа.
Для проверки усвоения материала проводится проверочная работа, которая выполняется индивидуально. Предлагаемая работа разноуровневая: уровень А – низкого уровня сложности, В и С – среднего уровня, Д – высокого уровня.
Уровень А Используя план морфологического разбора имени существительного, приведенного в учебнике, сделайте разбор существительных из отрывка стихотворения А.А.Ахматовой:
Я спросила у кукушки
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки…
Желтый луч упал в траву…
Уровень В 1. Поставьте существительные в форму Пр. падежа.
Улей, кий, суховей, стая, иллюминация, пропасть, безмолвие, гербарий, дитя, вестибюль.
2. Исправьте ошибки, если это необходимо.
Индийская урду, широкий фойе, безлюдный городишко, вкусное сулугуни, уютный штаб-квартира, забавный кенгуру, белая тюль.
Уровень С 1. Поставьте существительные в форму Им.п. мн. ч.
Редактор, округ, библиотекарь, порт, ректор, торт, доктор, борт, шофер, полотенце.
2. Исправьте ошибки, если это необходимо.
Без абрикос, ананасов, баклажан, простыней, туфлей, яблонь, сапог, гектар, носок, чулок.
Уровень Д Тест.
- Определите существительное, обозначающее действие как предмет
а) теннис б) прыжок
2. Найдите «третье лишнее»
а) город, Кострома, Кутузов б) журнал, письмо, Марс
3. Какую форму имеют собирательные существительные?
а) только единственного числа б) только множественного числа
4. Укажите разносклоняемые существительные
а) под зданием б) со временем в) над пламенем
5. Выберите предложение с существительным общего рода.
а) Сосед открывает калитку в свой сад.
б) Саша ходит в шестой класс.
6. Определите способ образования существительных.
1) бездорожье
а) приставочный б) приставочно-суффиксальный
2) десятиклассник
а) сложение основ б) сложение основ и суффиксация
7. Если ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с
нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в каком ряду эти
существительные?
а) каталог, Замоскворечье, конь
б) рояль, мебель, вуаль
8. Подведение итогов урока
- Перечислите признаки имен существительных.
- Как разграничить конкретное существительное и отвлеченное?
- Как определить род сложных слов и аббревиатуры?
- Что нового узнали об имени существительном, его использовании?
- Что вы не смогли понять и почему?
9. Сообщение домашнего задания
- Выучить параграф;
- подготовить связные ответы на темы «Осторожно: имя существительное во множественном числе!», «Правописание суффиксов имен существительных»;
- составьте предложения со словами так, чтобы эти существительные были собственными или нарицательными: вести, роман, роза, вера, пушок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества...
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества
План-конспект урока с применением технологии сотрудничества...
Конспект урока по английскому языку с использованием информационных тех-нологий на тему: "LEARNING MORE ABOUT EACH OTHER" «Узнаем больше друг о друге»
конспект урока по английскому языку с использованием информационных технологий на тему: "LEARNING MORE ABOUT EACH OTHER"«Узнаем больше друг о друге»...
Конспект урока по английскому языку с использованием информационных технологий на тему "Solar System"
КОНСПЕКТ урока по английскому языку с использованием информационных технологий на тему "Solar System"...
Конспект урока по английскому языку с использованием информационных технологий на тему "THE RISKS OF SMOKING" («Опасность курения»)
Конспект урока по английскому языку с использованием информационных технологий на тему: "THE RISKS OF SMOKING" («Опасность курения»)...
Методическая разработка открытого урока по английскому языку c использованием технологии Кроссенс (“Crossense”)
Методическая разработка открытого урока по английскому языкуc использованием технологии Кроссенс(“Crossense”)...