Разработка урока по ФГОС "Односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока по теме

Чобану Ольга Владимировна

Любой урок - это творческий процесс, это возможность приоткрыть завесу в новый мир познаний. Роль односоставных предложений в русском языке и литературе велика,  представленный материал убеждает в этом учеников. Сплетение теории, практики и открытий, проверка усваиваемости материала - вот полученный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс учитель Чобану О.В.

Тема урока: Односоставные предложения и их употребления в речи

Тип урока: урок отработки умения и рефлексии

Педагогические цели: закрепление умения определять одно- и двусоставные  предложения; формирование умения осуществлять самопроверку, речевой самоконтроль, способности находить ошибки и исправлять их; повторение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии, отработка умений в предупреждении ошибки

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей  

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, художественный материал.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
  • выразительно читать;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование разнообразного материала – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке.

Введение в урок тестового материала позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.

Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.

На уроке был использован материал (сообщение о творчестве поэтессы Татьяны Манковой).

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.

Этап мотивации

  1. Начало урока. (3 мин)

Моя речь

  1. Чтение отрывка из стихотворения  А.А.Фета и беседа по стихотворению (4 мин)

(рапечатать отрывок один на парту 22 штуки)

 «Это утро, радость эта» - Бовичев Андрей, Емелина Саша

Это утро, радость эта...

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист…

(текст стихотворения вывожу на доску после чтения учащихся)

Беседа по тексту стихотворения:

- прочитайте отрывок   из стихотворения

- в чем особенность этого стихотворения?

- обратите внимание на структуру предложения – простое или сложное предложение?

- докажите!

Я дополняю: (Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического героя. В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности.

- опираясь на поэтический материал, определите тему урока. (Односоставные предложения и их употребление в речи)

  1. Организационный момент (3 мин)

- открываем тетради и записываем число, классную работа и тему урока

- на боковой доске записаны цели урока: 

закрепление умения определять одно- и двусоставные  предложения; формирование умения осуществлять самопроверку, речевой самоконтроль, способности находить ошибки и исправлять их; повторение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации

зачитывает ученик!!!

Я:  для достижения данных целей нам необходимо начать работу!!!!!!

Этап актуализации индивидуальных затруднений

  1. Работа с отрывками из стихотворений (распечатать на парту 22 листа)

(7 минут)

Задание: переписать, вставить пропущенные буквы с обозначением морфемы, подчеркнуть грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

1.

Люблю тебя, П.тра тв.ренье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

2.

И на обломках сам.властья

Напишут наши имена!

3.

И ску?но и грус?но, и (не)кому руку подать

В минуту душевной (не)взгоды…

4.

Моро. и со.нце; день чудес?ный!

Еще ты дремл… , друг пр.лес?ный?

5.

В свои мечты погруже(нн\н)а,

Татьяна долго шла одна.

Шла, шла. И вдру. перед собою

С холма госпо?ский вид.т дом

- выразительное чтение, проверка по заданию.

Я: продолжаем работу, переходим к синтаксису предложения

  1. Полный синтаксический разбор предложения (запись на доске)

 (6 мин)

Привалишься в санях к высокой спинке, лошади лихо пронесут мимо мелькающих берез, деревенских изб, занесенных снегом, и белоснежная равнина откроется перед глазами.

 - Схему записать, а характеристика устно

- назовите словосочетания из отдельных частей предложения, определите вид подчинительной связи (устно) 2 мин

Я: Продолжим работу со словосочетаниями, но с элементом творчества

  1. Работа с элементом творчества (записать в тетрадь самостоятельно) к доске ДВОЕ УЧАЩИХСЯ 3 минуты

Зачитываю задание, вывожу на доску

Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание ЗАЯВИЛ БЕЗ СТРАХА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Замените словосочетание СПРОСИЛ С ГРУСТЬЮ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Я: продолжаем творческий путь и переходим к трансформации предложения  

  1. Проведите трансформацию двусоставного предложения  в односоставное безличное (предложения выведены на электронную доску). (7 мин)

- записать полученные предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу.

  • Приятно пахло свежее сено. – Приятно пахнет свежим сеном
  • Воздушная волна выбила стекла в доме.
  • Буря повалила огромное дерево.
  • Дети так хотели попасть на елку.
  • Чистый снег заметает поля.

- проверка предложений

  1. Проверка знаний учащихся. (3 мин)

Подчеркнуть грамматические основы.

Определите тип односоставного предложения

  1. Стою один среди равнины голой. (__________________________________)
  2. К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)
  3. Темно на улице. (_____________________)
  4. Теплая южная осень. (_____________________)
  5. Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)
  6. Вот и рассвело. (______________________)
  7. В дверь тихо постучали. (______________________)
  8. Люблю грозу в начале мая… (__________________________)

  1. Итог урока.

- какие цели урока мы достигли?

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

Д.З. В стихотворении определить грамматические основы, подчеркнуть их

Оценки за работу на урок получили:



Предварительный просмотр:

История фигурных стихов (представляющих собой изображения материальных предметов) насчитывает более двух тысячелетий. Фигурные стихи всегда появлялись в особой интеллектуальной среде. Все их авторы почти без исключения были не только поэтами, но и эрудитами и учёными.

Графическая поэзия исполняет некую задачу – не только поэтическую, но и  интеллектуальную. Объяснение найти легко: создание и чтение графической поэзии развивает воображение и ассоциативное мышление.

Это задача, которую решает правое полушарие человеческого мозга, отвечающее не за рациональное начало и логику, а за синтез, внезапные открытия, возникающие путем мгновенных сопоставлений и ассоциаций.   Подобный тип мышления необходим не только в искусстве, но и в науке.

Фигурные стихи, то есть стихотворения, графическая (или печатная) форма которых изображает некий узор за счёт неровных строк, известны в истории поэзии очень давно.  В поэзии Древней Греции и Древнего Рима это довольно обычное явление, причем, кроме статических, известны и фигурные стихи, стремящиеся к изображению движения, например, взлетающего и угасающего фонтана.

В России в 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 веках  к фигурным стихам обращаются Г.Державин, П.Сумароков, А.Апухтин  и некоторые другие поэты. Затем фигурные стихи были популярны в поэзии  начала 20 века.

Изобретателем фигурного стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский, сочинявший стихи в форме секиры, крыльев и яйца. В истории фигурной поэзии, которая прошла путь от фигурных стихов до каллиграмм и конкретной поэзии, есть некоторые наиболее популярные объекты изображения. К ним относятся объекты христианской символики, в первую очередь крест, чаша, а также звезда, солнце, и другие. Одним из таких объектов, часто встречающихся в фигурных стихотворениях, является и сердце.

В 1680 году поэт Иоанн Канкель (Johann Kankel) создает стихотворение-лабиринт в честь бракосочетания шведского короля Карла XI и датской принцессы Ульрики Элеоноры/

Первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.).

Первые фигурные стихи в России

Я
еле
качая
верёвки,
в  синели
не различая
синих    тонов
и милой головки,
летаю  в  просторе
крылатый, как птица,
меж   лиловых  кустов !
Но  в  заманчивом  взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я   и   счастлив   ею   без   слов!
В. Брюсов 

   

 О, где же те мечты? Где радости печали,

Светившие нам столько долгих лет?

От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
А. Апухтин 

  • Иосиф  Александрович Бродский , выдающийся русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1986), прозаик, эссеист и переводчик, также использовал  стихографику.
  •   Известны два таких произведения: «Фонтан» и «Барочный фонтан».

В настоящее время фигурные стихи не потеряли своей актуальности. Многие современные авторы прибегают к  использованию данного стиля стихосложения. Поэтесса  Татьяна Манкова, которая пишет именно в этом стиле на совершенно разные темы. В её стихах живут герои сказок (Золушка, Алёнушка, Снежная Королева, Русалочка)



Предварительный просмотр:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист…

(А.А.Фет)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист…

(А.А.Фет)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист…

(А.А.Фет)



Предварительный просмотр:

1.

Люблю тебя, П.тра тв.ренье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

2.

И на обломках сам.властья

Напишут наши имена!

3.

И ску?но и грус?но, и (не)кому руку подать

В минуту душевной (не)взгоды…

4.

Моро. и со.нце; день чудес?ный!

Еще ты дремл… , друг пр.лес?ный?

5.

В свои мечты погруже(нн\н)а,

Татьяна долго шла одна.

Шла, шла. И вдру. перед собою

С холма госпо?ский вид.т дом

1.

Люблю тебя, П.тра тв.ренье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

2.

И на обломках сам.властья

Напишут наши имена!

3.

И ску?но и грус?но, и (не)кому руку подать

В минуту душевной (не)взгоды…

4.

Моро. и со.нце; день чудес?ный!

Еще ты дремл… , друг пр.лес?ный?

5.

В свои мечты погруже(нн\н)а,

Татьяна долго шла одна.

Шла, шла. И вдру. перед собою

С холма госпо?ский вид.т дом



Предварительный просмотр:

Ф.И._________________________________

Подчеркнуть грамматические основы.

Определите тип односоставного предложения

  1. Стою один среди равнины голой. (__________________________________)
  2. К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)
  3. Темно на улице. (_____________________)
  4. Теплая южная осень. (_____________________)
  5. Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)
  6. Вот и рассвело. (______________________)
  7. В дверь тихо постучали. (______________________)
  8. Люблю грозу в начале мая… (__________________________)

        Ф.И._________________________________

Подчеркнуть грамматические основы.

Определите тип односоставного предложения

  1. Стою один среди равнины голой. (__________________________________)
  2. К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)
  3. Темно на улице. (_____________________)
  4. Теплая южная осень. (_____________________)
  5. Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)
  6. Вот и рассвело. (______________________)
  7. В дверь тихо постучали. (______________________)
  8. Люблю грозу в начале мая… (__________________________)



Предварительный просмотр:

imageproxy.gif

Stihog6.gif080a27b238edd446f90e282c745cc14c.gif

Stihog32.gif

Stihog48.gif

Stihog11.gif

image045.gif

Stihog4.gif

Stihog16.gif

3107.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку для 3 класса

Разработка урока по английскому языку для 3 класса по теме "Еда"...

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Разработка урока закрепления в 5 классе по теме: "Повторение формул".

Тема урока: Повторение Формул.Цель урока: повторить формулы пути (времени, скорости), площади прямоугольника и квадрата, периметра прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда...

Разработка урока по экономики 10 класс на тему"Спрос и предложение

Цели и задачиВыявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; уметь объяснять причины дефицит...

методическая разработка урока по гимнастике 5 класс

технологическая карта урока раздел гимнастика "кувырок вперед, назад"...

Методическая разработка уроков здоровья во 2 классе.

Разработка урока здоровья во 2 классе....

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме "Шум и здоровье человека"

Методическая разработка урока экологии в 8 классе по теме «Шум и здоровье человека»...