статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"
статья на тему
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний.
На уроках обществознания и истории данный метод можно применять тогда, когда необходимо повысить уровень мотивации к учебной деятельности, когда темы достаточно сложные, связанные с трудными понятиями. Примером является урок по теме : « Духовная сфера. Культура». Проблемный метод можно дополнить элементами синквейна. Урок проходит в следующие этапы:
1 этап – озвучивание проблемы при изучении нового материала : Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?
2 этап – вводная лекция
3 этап – познавательные задания :
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории
Жданова Ю.Н. – преподаватель ГБПОУ «ЗАМТ»
Мышление берет свое начало в проблемной ситуации
А.В.Брушлинский
На любом современном учебном занятии нельзя обойтись без технологии проблемного обучения, или без его элементов. Проблемное обучение – это система развития студентов в процессе учебной деятельности , в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение студентов к активному решению этих проблем. Его актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, обучающиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми способами действий, умениями и навыками.
Эта технология привлекает педагогов новыми возможностями построения любого урока, где студенты не остаются пассивными слушателями и исполнителями , а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний.
На уроках обществознания и истории данный метод можно применять тогда, когда необходимо повысить уровень мотивации к учебной деятельности, когда темы достаточно сложные, связанные с трудными понятиями. Примером является урок по теме : « Духовная сфера. Культура». Проблемный метод можно дополнить элементами синквейна. Урок проходит в следующие этапы:
1 этап – озвучивание проблемы при изучении нового материала : Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?
2 этап – вводная лекция
3 этап – познавательные задания :
Вспомните, что вы знаете о культуре из курса истории, литературы? Разделите тетрадный лист пополам и слева запишите известную вам информацию. Справа, что бы вы хотели узнать по теме.
Посмотрите текст учебника, заполните правую часть таблицы. Сделайте вывод о многообразии понятия « культура», составных ее элементах и влиянии на развитие человечества.
4 этап заключительный - составление синквейна. Синквейн представляет собой форму свободного творчества, составление пяти строк по заданному алгоритму
- Первая строка- тема синквейна, одно слово существительное, которое обозначает объект
- Вторая строка два слова – признаки объекта( прилагательные)
- Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта
- Четвертая строка – фраза из 4 х слов , выражающая личное отношение к описываемому предмету.
- Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть объекта
Обучающимся предлагается две темы синквейна – культура, контркультура
Метод удобно использовать как заключительное задание по пройденному материалу, для проверки понятийного аппарата
Пример синквейна
Культура | Конткультура |
Этническая, материальная | Конфликтующая, противопоставляющая |
Воспитывает, учит, передает | Отказывается, группируется, протестует |
Образ жизни, язык, фольклор | Специфика отдельных слоев общества |
ТРАДИЦИИ | СУБКУЛЬТУРА |
На завершающемся этапе урока делается вывод, что культура на современном этапе позволяет обществу осуществлять дифференциацию ценностей, обогащать традиции, таким образом она является способом существования людей, так как нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Метод проблемного обучения может применяться и на уроке истории. При изучении темы « Холодная война» дается следующее проблемное задание : одни историки ( советские) приписывают вину за развязывание « холодной войны» Западу, другие ( западные) - СССР, а третьи – обеим сторонам. Обучающимся предлагается выяснить : кто виноват?
Обучающиеся делятся на 2 экспертные группы. Одна выступает в роли западных историков, другая – в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и исторические материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Обучающиеся приходят к выводу, что виноваты обе стороны. На дом предлагается так же проблемное задание: « Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
В условиях развивающего обучения при такой модели меняется характер деятельности обучающего, так как он включается в самостоятельную поисковую деятельность, для активизации мыслительных процессов могут помочь конструкции типа:
- Почему…
- Какова причина…
- В чем суть явлений…
- Что изменилось если бы…
- Какова основная мысль…
- Какие условия необходимы, чтобы…
- Что объединяет рассматриваемые явления…
При проведении уроков по технологии проблемного обучения важно помнить, что необходимо разрабатывать универсальные задания, которые будут понятны студентам и интересны. Уровень обучения студентов должен быть высоким, так проблемное обучение всегда вызывает трудности при выполнении определенных заданий . Именно это обстоятельство не позволяет широко применять проблемное обучение.
Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно сформировать творческую личность, т.е. реализовать основную задачу педагогического труда.
Литература
- А.В. Брушлинский Психология мышления и проблемное обучение – М. «Знание», 1983 г.
- В.Т. Кудрявцев Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы – М.: «Знание», 1991 г.
- А.В. Хуторский Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения – М.: Изд-во МГУ, 2003 г.
- Н.П. Зверева, Т.Е. Маскаева Дидактика для учителя – Нижний Новгород, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
Проблемное обучение на уроке русского языка.
Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...
Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).
Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...
Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...
Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...
Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...
Проект "Проблемное обучение на уроках истории"
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....