Тренинг «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков»
методическая разработка на тему

Снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения

Задачи:

1)дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения;

 

  1. научить подростка понимать переживания, состояния и интере­сы других людей;

 

  1. выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмо­ции и сдерживать агрессивные реакции;
  2. сформировать навыки конструктивного разрешения межлич­ностных конфликтов.

 

Группа: дети 10-14 лет, состоящие в КДН и ЗП, 8-10 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_agressiya.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг    «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков»  

Цель: Снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения

Задачи:

1)дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения;

  1. научить подростка понимать переживания, состояния и интересы других людей;

  1. выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции;
  2. сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Группа: дети 10-14 лет, состоящие в КДН и ЗП, 8-10 человек.

Занятия проводятся по четырем направлениям:

  1. изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую группу;

  1. участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;
  2. игра;
  3. релаксационные техники и техники визуализаций.

 

I часть: «Знакомство»

Основная задача: получение дополнительной информации о личностных особенностях детей, особенностях их взаимоотношений.

  1. Игра «Запомни мое имя» В кругу дети  говорят свое имя, следующий говорит имя соседа затем свое и.т.д., последнему надо назвать все имена, остальные помогают.

Раздаются бэйджики.

Мы собрались с вами на тренинг, тема которого «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков», разъяснение задач и обсуждение правил поведения:

  1.  Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность
  2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.
  3. Конфиденциальность. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
  4. Группа оказывает поддержку каждому (возможностью выслушать, добрым словом).
  5. Активная работа. Каждый должен принимать активное участие во всех вариантах работы группы.
  6. Правило «стоп». Любой участник может временно не принимать активного участия в работе группы, если это чрезмерно тяжело для него.
  1. Игра  . «Шаг вперед все, кто...» — на знакомство и движение.

 Ребята встают в круг, и каждый по очереди называет характеристики людей, которые могут вызвать остальных в центр круга, например: «Шаг вперед все, кто любит теплую погоду» или «Шаг вперед все, у кого карие глаза» и т. д. Упражнение помогает ребятам лучше узнать друг друга, снять эмоциональное напряжение, создать рабочую атмосферу и объединить группу общими интересами и сходствами.

  1. Игра «Жучок» — веселая, азартная игра. Она снимает первоначальную настороженность подростка. В то же время данная игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы, эмоциональные всплески, а также уровень агрессивности подростков.

Ребята встают в шеренгу за водящим, который стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Каждый касается руки ведущего, который, в свою очередь, должен угадать того, кто дотронулся до его руки (по выражению лица, движению, поведению). Водящего выбирают с помощью считалки и водит он, пока не угадает каждого участника.

 

 II часть: «Основная»

Обсуждение понятия агрессии от латинского aggressio- нападение. Агрессия- это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

 Физическая                                                                                   Вербальная  

(избиение, ранение)                                                                  (словесная: оскорбление,

                                                                                                     Клевета, отказ от общения)

 

  1. Игра

«Толкалки» -  на движение и выражение эмоций.

«Разбейтесь на пары. Встаньте друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать партнера с места при условии, что никто никому не должен причинять боль. По моему сигналу „СТОП" прекратите толкаться».

Данное упражнение позволяет разыграть конфликтную ситуацию и отработать агрессию через игру и позитивное движение.

После выполнения упражнения можно обсудить с участниками, какие эмоции вызвало это упражнение, понравилось оно или нет, почему. Что испытывал каждый участник, когда его толкали?

  1. Игра «Слепой и поводырь» — на доверие.

Психолог предлагает подросткам разбиться на пары и встать один за другим. Тот, кто стоит впереди, — слепой, сзади — поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь должен быстро, но очень аккуратно водить слепого по комнате. Задача поводыря — вести своего слепого так, чтобы он не наткнулся на другие пары, стены, стулья. Когда музыка замолчит, ребята меняются ролями.

Это упражнение дает наглядную информацию о том, насколько ребята доверяют друг другу, как работается в паре. Затем подростки обмениваются ощущениями. 

Обсуждение. 

  • Что чувствовали подростки?
  •  В какой роли было легче?
  •  Следует поднять вопрос о доверии поводырю, жизни, окружающим.
  •  Может ли быть общение без доверия?
  1. Игра «Сиамские близнецы» — на взаимодействие.

Психолог просит ребят «разбиться» на пары и дает каждой паре определенное задание, которое они должны сделать совместно, общими усилиями, сплетясь при этом руками или плотно прислонившись друг к другу.

Это упражнение поможет подросткам познакомиться поближе, установить доверительные отношения, научиться работать в паре «рука об руку» и подстраиваться под другого человека.

  1. Игра «Рецепт: как сделать ребенка агрессивным» — на осознание своей агрессивности и неконструктивности поведения.

Упражнение состоит из двух частей. Для его выполнения каждому подростку понадобятся бумага, ручка и фломастеры.

Первая часть:

1.Психолог просит ребят представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.

  1. Подросткам предлагается взять бумагу и написать небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка, а также предлагается нарисовать портрет такого ребенка.
  2. Затем подростки зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как смотрит, что делает, какой у него голос).
  3. Психолог обсуждает с ребятами: что им нравится в агрессивном ребенке; что не нравится; что бы они хотели изменить в таком ребенке.

Вторая часть:

  1. Психолог просит подростков подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию. Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
  2. Ребятам предлагается взять еще лист бумаги и разделить его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам подросток проявлял агрессию по отношению к другим ребятам.
  3. После того как все сделают упражнение, можно обсудить с подростками:
  • знают ли они таких подростков, которые бывают агрессивными;
  • как они считают, почему люди бывают агрессивными;
  • всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);
  • как ведет себя жертва агрессии;
  • что можно сделать, чтобы не быть жертвой.

В ходе этой игры подростки могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться также в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

8. Игра « Тух- тиби- дух!» - это рецепт снятия негативного настроения и восстановления сил. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя все должны произносить слово «тух- тиби- дух» сердито через некоторое время не возможно не смеяться.

  1. Игра «Шла Саша по шоссе» - на выявление у подростков мотивов своего агрессивного поведения.

Данная игра является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух». Игровое упражнение проводится в два этапа.

1-й этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...» После этого все продолжают бродить по комнате и ворчать себе под нос. По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

2-й этап. Участники с серьезными лицами ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующей встречи.

Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренера (психолога).

  • Что чувствовали после проведения 1-го и 2-го этапов игры?
  •  В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?
  • Наблюдал ли каждый из участников эффект катарсиса на втором этапе работы?
  • Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них?
  • Могли бы они посоветовать близким выразить гнев в другой форме?

Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживая инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.

  1. Игра «Обзывалки». 

Цель — знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, цветов, грибов, рыб и т. п. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!» В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты моя радость!..» Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем подростка, но и может быть использована на занятиях по классификации предметов. Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога,

негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

  1. Игра Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии, направленная на обучение подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Упражнение проводится в несколько этапов:

  1. Сначала следует расспросить каждого подростка, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-, то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т. п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Пусть ребята составят перечень таких ситуаций (письменно), а затем проиграют их между собой, после чего выскажутся.
  2. Подростки с помощью психолога выбирают из перечня наименее конфликтную и проблемную (для каждого свою) ситуацию, в которой, с их точки зрения, им будет проще справиться с собственными негативными поведенческими реакциями.
  3. Затем вместе обсуждают возможные варианты поведения в конкретной ситуации, записывая их в перечне напротив данной ситуации.

4. Далее следует обсудить и проанализировать последствия каждого выбранного варианта поведения и записать дальнейшее развитие ситуации.

Например:

Ситуация: Коля без спроса берет мои тетради.

Варианты поведения:

а) толкнуть его и отнять свои тетради;

 б) ударить его и отнять свои тетради;

 в) отнять свои и взять его тетради или спрятать его рюкзак в отместку;

 г) сказать учительнице;

д) попросить вернуть тетради, если он не вернет, сказать учительнице.

Последствия: Коля толкнет меня в ответ. Я его ударю. Он ударит меня. Мы подеремся.

5.Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации, причем право выбора остается за подростком, и закрепить его в ролевой игре. Для того чтобы процесс формирования навыка был более успешным, можно попросить ребят перед началом ролевой игры вообразить ситуацию, где им удается применить позитивный вариант поведения, а затем уже переходить непосредственно к ролевой игре.

     6.Когда подростку удастся закрепить позитивную поведенческую реакцию в данной проблемной ситуации через ролевую игру и успешно применить ее в реальной жизни, нужно перейти к следующей, более проблемной и конфликтной для него ситуации.

III Часть. Заключительная  

Мышечная релаксация для подростков с использованием глубокого дыхания и визуальных образов. 

Прежде чем приступить к прогрессивной мышечной релаксации, необходимо обучить ребят глубокому дыханию.

Расслаблению способствует медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы. Подросткам предлагают сделать следующее:

а)        при вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда подросток почувствует, что продолжать вдох далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму (перед упражнением надо показать ему, где находится диафрагма) и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться;

б)        когда подросток освоит дыхание животом с помощью диафрагмы, нужно обучить его задержке дыхания. Для этого, после того как он сделает вдох, пусть постарается не сразу выдохнуть воздух,
а слегка задержать его и уже после плавно выдохнуть.

Глубокий вдох — задержка дыхания — плавный выдох.

Желательно постепенно довести вдох до пяти ударов пульса, задержку дыхания — до трех ударов, а плавный выдох — до пяти ударов пульса (5-3-5);

в)        после того как подросток освоил глубокое дыхание с задержкой и со счетом, можно подключать к дыханию визуальные образы.

Для этого необходимо:

  • сесть поудобнее или лечь;
  • сделать глубокий вдох;
  • при задержке дыхания представить человека, на которого разозлился (или ситуацию);
  • выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;
  • сделать упражнение несколько раз.

Иногда на задержке дыхания у детей возникает зрительный (символический) образ гнева (пусть они его тоже выдохнут в виде облачка);

 «Расслабление в позе морской звезды».

 Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно выполнять его под музыку.

Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют.

Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

 

Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».

 Подростки лежат на спине. Психолог просит их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога ставится в исходное положение; нога теплая, мягкая, отдыхает. Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Релаксационное  упражнение «Апельсин».

 Ребята лежат на спине, голова чуть в бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.

Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулак, откатите апельсин (некоторые представляют, что они выжали сок), рука теплая…мягкая…отдыхает…»

 Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно сделать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

 

Далее — текст визуализации «Горы», (автор — Д. В. Ильина.)

«Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на горной лужайке, покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.

Ты оглядываешься вокруг. Со своего места ты видишь горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока.

Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.

Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты — орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность».

В завершении занятия проводится групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях. Проговариваются  возможные варианты подавления агрессивного поведения:

Дыхательнвя гимнастика.

 Счет до 10.

Давать установку не вступать в конфликтные ситуации.

Занятие спортом.

Самоубеждение – « Для меня это не важно», « Я все могу».

Подурачиться у зеркала.

 

 

 

 

 

                                     

                           

Литература

1. А. И. Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия. 2000

2. Е. В. Федосенко. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. — СПб.: Речь,2008. - 192 с.. 2008

3.Под ред. Н. М. Платоновой. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. 2006

4.Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З.. СОМАТОПСИХОЛОГИЯ. Хрестоматия.. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Экологическая сказка для детей и подростков "Шипучка"

Здравствуйте, окончив вуз по специальности инженер-эколог, я поняла на сколько важно экологическое образование и в частности экологическое воспитание для детей и подростков, да и вообще для всех людей...

Гигиена детей и подростков

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста....

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".

Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формиру...

Статья:"Особенности проявления СДВГ детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье автор описывает понятие и признаки СДВГ дошкольника, подробно останавливаясь на коррекционной деятельности педагогов в ДОО....