Статья:"Особенности проявления СДВГ детей старшего дошкольного возраста"
статья

Трефилова Наталья Дмитриевна

В данной статье автор описывает понятие и признаки СДВГ дошкольника, подробно останавливаясь на коррекционной деятельности педагогов в ДОО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Особенности проявления СДВГ у детей старшего дошкольного возраста

Распространенность синдрома гиперактивности в настоящее время достаточно высока. Несмотря на это, данную проблему нельзя считать новой, поскольку упоминания о данном феномене в психолого-педагогической литературе встречаются с середины XIX века [41].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством, встречающимся у 5–8% детей школьного возраста и сохраняющимся во взрослом возрасте в 60% случаев [14].

Феномен гиперактивности зародился в контексте рассмотрения проблемы минимальной мозговой дисфункции. В 1980 году Американской ассоциацией психиатров была разработана классификация - DSM-IV, согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, необходимо рассматривать в качестве синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности. Основной причиной создания классификации, явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность [5].

Первое упоминание о гиперактивном синдроме встречается у Г. Гоффмана, который в юмористической форме охарактеризовал трудности в поведении разных детей [10].

Далее английский педиатр Г. Стилл, изучая особенности развития детей, обратил внимание медицины на детскую гиперактивность [35]. Именно он впервые описал данное состояние и в качестве основных нарушений указывал на выраженную двигательную расторможенность и беспорядочный характер движений, неспособность сохранять внимание, которые вызывали трудности обучения в школе и не соотносились с признаками отставания в психическом развитии. Однако эта теория социального дарвинизма подверглась критике [41]. Кроме того, данный синдром он описал в цикле своих лекций. Он впервые предположил, что данный феномен может иметь наследственную природу или являться результатом пери- или постнатального повреждения центральной нервной системы [14].

Далее феномен гиперактивности был изучен А. Тредголдом (1908) [13]. Его описания синдрома гиперактивности базировались на наблюдениях за пациентами, которые обозначались «умственно недоразвитыми с самыми большими способностями». Несмотря на то, что они были малоспособны к получению школьного образования и применению знаний в жизни, эти дети достигали успехов благодаря наставничеству и индивидуальным занятиям.

В 1934 г. И. Кахн и Л. Кохен опубликовали описание гиперактивного расстройства у детей, которое проявлялось в избыточной подвижности, неуклюжести, неспособности вести себя спокойно, непредсказуемости и взрывчатости характера, в отсутствии контроля за действиями и поступками. По мнению авторов, эти симптомы носили вторичный характер по отношению к основному – гиперактивности. Они предполагали, что гиперактивное поведение формируется в результате изменений в головном мозге [13].

В нашей стране с конца 20-х – начала 30-х гг. ХХ в. активно проводились исследования в области детской психиатрии. Гиперактивность была описана Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой и другими известными детскими психиатрами [13].

В 40-е годы ХХ в. немецкий невролог А.А. Штраусс впервые ввел понятие «минимальное мозговое повреждение» для обозначения непрогрессирующих резидуальных состояний, возникающих в результате ранних локальных повреждений центральной нервной системы. В 60-е годы широко распространился термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), который использовали применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития, подчеркивая тем самым отсутствие органических поражений головного мозга. Данный термин был официально рекомендован к применению в 1962 г. на конференции по детской неврологии в Оксфорде [8].

Гиперактивность как нарушение процессов самоконтроля и поведенческого торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности стала рассматривать В.Дуглас [47].

Дальнейшее изучение ММД в работах Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой (1978) и Т.Б. Глезермана (1983) позволили более отчетливо выделить все состояния, характеризующие нарушения психологического развития и гиперактивность, в частности [13;18].

Хочется указать на тот факт, что применительно к синдрому гиперактивности, исследователи употребляли синонимичные понятия: «синдром гиперкинетического поведения», «гиперкинетически-импульсивное расстройство поведения», «синдром гиперактивного ребенка» [41].

Несмотря на то, что этой проблеме уделяли внимание многие исследователи и учёные, очень долгое время не было научного определения данного заболевания [46].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой неврологическое поведенческое расстройство развития, которое начинается в детском возрасте [29].

Некоторыми исследователями гиперактивность понимается в качестве психолого-педагогического феномена, который отражает генетическое изменений свойств личности детей гиперактивных поколений родителей [4].  Кроме того, гиперактивность трактуется как нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью [5;34;38].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет большое количество проявлений [5;17].

Что касается гиперактивности, то она является частью целого комплекса нарушений, которые составляют синдром дефицита внимания с гиперактивностью, включающий нарушения системы эмоциональной регуляции [8].

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе существует большое количество подходов к пониманию данного синдрома.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) называют еще гиперкинетическим синдромом. Он характеризуется трудностями в поведении и учебной деятельности, нарушениями в межличностных отношениях, имеющими значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих, в первую очередь для учителей и одноклассников [33].

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) понятие «гиперкинетические нарушения» понимаются как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими признаками:

  • ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);
  • сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;
  • недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;
  • тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;
  • хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений – трудности при овладении письмом, рисованием, с ведением тетрадей) [1].

В зарубежной литературе данный синдром обозначают как минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции центральной нервной системы из-за микроповреждений различных  структур головного мозга [8].

Основными признаками синдрома гиперактивности являются:

  • нарушение внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.

При гиперактивностиможно заметить чрезмерную двигательную активность, беспокойство и суетливость, различные посторонние движения, которые сам ребенок часто не замечает. Дети с данным синдромом отличаются неспособностью усидеть на одном месте. Продолжительность сна у таких детей всегда меньше нормы.

Что касается двигательной сферы, то можно заметить нарушения координации, несформированность мелкой моторики и неспособность совершать целенаправленные двигательные акты. Это проявляется в неумении завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. У таких детей наблюдается несформированный почерк. Согласно исследованиям, двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне [36;5].

Что касается внимания, то здесь наблюдаются следующие нарушения:

  • невозможность удержания внимания и его концентрации;
  • повышенная отвлекаемость;
  • частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Из-за невнимательности дети часто допускают ошибки. У детей отмечается непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать собеседника, частая потеря вещей. Дети с синдромом гиперактивности стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивностьвыражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (отмечаются частые перепады настроения) [36].

В 6-7 лет дети с синдромом гиперактивности еще не готовы к обучению в школе на фоне замедления темпов созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями [16].

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Это означает то, что дети могут продуктивно работать в течение 5-15  минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот промежуток времени ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Далее умственная деятельность восстанавливается, и ребенок опять выполняет деятельность в течение 5-15 минут.

Вышеописанные проявления у детей приводят к трудностям в освоении чтения, счетных операций и письма.

По мнению Н.Н. Заваденко, для большинства детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия (нарушение процесса овладения чтением), дисграфия (нарушение письма) и дискалькулия (нарушение формирования навыков счета). Исследователи подчеркивают, что в психическом развитии у детей наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года.

При гиперактивности можно заметить беспорядочность и неловкие движения. Для гирперактивных детей также характерна чрезмерная разговорчивость, которая указывают на недостаток развития внутренней речи, контролирующая социальное поведение.

Несмотря на это, дети с синдромом гиперактивности часто обладают неординарными способностями в разных областях. Они отличаются сообразительностью,  проявляют живой интерес к окружающему миру.

Что касается возрастной динамики СДВГ, то здесь можно выделить два пика проявления синдрома. Первый отмечается в 5 - 10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Данные возрастные периоды являются критическими для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительные процессы, внимание и память [36].

Сегодня ученые выделяют три варианта течения СДВГв зависимости от проявлений:

  • комбинированная форма, сочетающая в себе дефицит внимания и гиперактивность;
  • СДВГ с преобладанием нарушения внимания;
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности [14].

Следует заметить, что если оставить без внимания гиперактивное расстройство, то в будущем для ребенка это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что, в свою очередь, может привести к возникновению асоциального поведения.

 Для гиперактивных детей характерны и другие, дополнительные симптомы. К ним можно отнести асоциальное поведение, заниженная самооценка, а также тики, энурез (недержание мочи), умственная отсталость и расстройства пищеварения. Эти дети не могут найти общий язык со сверстниками, часто наблюдается подавленное настроение [23].

В рамках данной проблемы А.К.Мазиной было проведено исследование, результаты которых показали следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

У каждого гиперактивного ребенка старшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения в виде несформированности регулятивного компонента, проявляющегося в импульсивном и гиперактивном поведении. Полученные в ходе исследования данные подтверждают, что у детей экспериментальной и контрольной групп имеются серьезные проблемы в по- ведении, в умении общаться со сверстниками и взрослыми. Проведенные наблюдения за гиперактивными детьми и диагностики выявили ряд особенностей, характеризующих состояние поведения каждого ребенка в отдельности, которое необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Кроме того, у детей наблюдается преобладание игровых интересов, однако в игровой деятельности и общении дети конфликтны, недостаточно критичны, поскольку в эмоционально-волевой сфере личности ребенка нарушены регулятивные процессы, вызывающие аффективное поведение [25].

В рамках темы исследования необходимо рассмотреть особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредствованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании[27, с. 323].

Мышление- социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы [19, с. 224].

В результате исследований было выявлено, что мышление ребёнка начинается уже в восприятии им действительности, а затем только выделяется в особый психический процесс [9]. Развитие и усложнение ранней формы мыслительной деятельности ведёт к появлению у него образного мышления, насыщенно развивающегося в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако задачи, которые решает малыш, в большей степени примитивны, в плане представлений и образов. В период же дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, которые требуют установления отношений и зависимостей между несколькими явлениями и свойствами. Решение для таких задач дети начинают искать предпочтительно в плане представлений. Всё же в дошкольном возрасте образное мышление определяется конкретностью образов. Это особенно чётко проявляется в понимании дошкольниками иносказательной речи.

Как было отмечено Я.Л. Коломенским, спецификой мышления ребёнка является обобщение, но по мере проживания возрастных стадий меняется структура обобщения. Этим и объясняется переход от одного вида мышления к другому. Однако классическая процедура обобщения является логической категорией [9].

Н.Н. Поддъяковым [30], было отмечено, что в возрасте 4-6 лет происходит насыщенное развитие и формирование навыков и умений, содействующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития – наглядно-действенное мышление – является подготовительным, он способствует накоплению сведений и фактов окружающего мира, созданию основы для формирования понятий и представлений, т.е. опережает абстрактное мышление.

В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для установления более сложной формы мышления – наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может реализовываться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий [9].

В период дошкольного возраста развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление, которое предполагает сформированность таких мыслительных операций как обобщение, сравнение, абстрагирование и классификация, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность рассуждать[44].

Итак, первое упоминание о феномене гиперактивности в литературе было уже в XIX веке. Преимущественно данный синдром описывался на основе клинических случаев. Хочется подчеркнуть, что кроме термина «синдром гиперактивности» в литературе можно встретить такие синонимы как «минимальная мозговая дисфункция», «синдром гиперкинетического поведения», «гиперкинетически-импульсивное расстройство поведения» или «синдром гиперактивного ребенка». Существует большое количество подходов к пониманию этого синдрома.

СДВГ имеет основные проявления в виде импульсивности, нарушения внимания и гиперактивности. У таких детей можно заметить непродолжительный сон, излишняя двигательная активность, несформированность мелкой моторики, невнимательность, низкий уровень концентрации внимания и задержка психического развития. Дети с гиперактивностью не могут контролировать свое поведение. Кроме этого, у детей, страдающих синдром гиперактивности, иногда наблюдается умственная отсталость, тики, сбои в работе пищеварительного тракта и другие нарушения.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Абшилаева Э.Ф. Комплексная многоуровненая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическое образование в Росиии. – 2017. - № 7. - С. 96 – 102.
  4. Айрумян Г. С., Нагорнова Л. В. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики. - 2013. - С. 60-62. 
  5. Аксёнова Л.С., Кобзарева И.И. Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий форум. - 2017. - № 6(6).
  6. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. — 96 с.               
  7. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - С.39-42
  8. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  10. Брязгунов И.П, Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика, 2002. - 128 с.
  11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 277 с.
  12. Гамезо M.B. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
  13. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире. - 2014. - С. 33-35.
  14. Граборов А.Н. Игра и ее значение в развитии ребенка.- Петроград, 1917. – 30 с .
  15. Грибанов А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический проект, 2004. – 176 с.
  16. Зиновьева О.Е, Роговина Е.Г, Тыринова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. - № 1. – С. 4–8.
  17. Золотницкая С.П. Упражнения игрового характера на уроках французского языка в сельской школе // Иностранные языки в школе - 1991- №3. - С. 70-74.
  18. Ильина Д.Н., Мошкина О.В. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом дефицита внимания // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. – 2014. – С. 210 – 214.
  19. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. - 2004. С. 47—64.
  20. Коган Б. Гиперактивность как фактор риска// Обруч, 2009. – № 1. – С.18-21.
  21. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - Минск: Амал-фея, 2008. - 368 с.
  22. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспекттема дис. и автореф. д.п.н. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с.
  23. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
  24. Кудряшова В.Р. Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018. – С. 1 – 5.
  25. Лавина Н.А. Особенности осуществления эффективной психологической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Лучшая научная статья 2017. – С. 253 – 257.
  26. Леонтьев А. Н. Избранные психологич. произведения. В 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика, 1983. – С.303 – 323.
  27. Мазина А.К. Исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста //
    Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – С. 55 – 58.
  28. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  29. Нуркова В. В. Психология: учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 575 с.
  30. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Просвещение, 2012. - 511 с.
  31. Пилина Г.С., Шнайдер Н.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Сибирское медицинское обозрение. – 2017. - № 1. – С. 107-114.
  32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 277 с.
  33. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. - № 11. – С. 3-7
  34. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  35. Рассел А., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. – СПб. : Питер, 2010. – 380 с.
  36. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010. – 112 с.
  37. Сиротюк А.Л Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание, 2007. – № 8. – С. 44-50.
  38. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.
  39. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.                  
  40. Труфанова Г.К. Проблемы межличностных отношений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Специальное образование. – 2014. – №2. – С. 50–56.
  41. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 1976. – 128 с.
  42. Чиботарь А.Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения: 05.04.2020)
  43. Чикова И.В. Детская гиперактивность: истоки понятия // Потенциал современной науки. – 2016. – С. 478 – 481.
  44. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – СПб. : Речь, 2007. – 158 с.
  45. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании детей. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 200 с.
  46. Шинкарева Н.А., Дробязгина Т.В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. - № 3 (24). – С. 91 – 95.
  47. Эльконин Д. Б. Детская психология. -  М.: Учпедгиз, 1960. – 328 с.
  48. Эхаева Р.М., Шатаева Д.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Известия Чеченского государственного университета. – 2018. - № 1. – С. 132 – 135.
  49. Яскова О. Гиперактивность как психологический диагноз: особенности гиперактивного ребенка // Дошкольное воспитание, 2009. – № 8. – С. 108-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Статья "Совершенствование походки у детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматриваются вопросы формирования походки и осанки дошкольников, факторы развития неправильной осанки, формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений....

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Проект для детей 6-7 лет на тему: «Безопасность детей старшего дошкольного возраста в сети Интернет».

Актуальность проекта.Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: они обеспечиваю...