Влияние фондов оценочных средств на результаты образования в сфере среднего профессионального образования
статья по теме

Алексеева Елена Павловна

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение результата образования. Результат образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта - это сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportalfond_ots.sredstv.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фондов оценочных средств на  результаты образования в сфере среднего профессионального образования

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение результата образования. Результат образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта - это сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника.

Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях и практическом опыте. Аттестация предусматривает оценку степени соответствия результата профессионального образования квалификационным требованиям, а также экспертизу результата и условий деятельности субъектов образования путём соотнесения их с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с целью оценки степени достижения поставленных задач. Такой механизм обеспечивает оценивание образовательных достижений обучающихся.

Уровень сформированности общих и профессиональных компетенций осуществляется через текущий и рубежный контроль, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.

Государственная итоговая аттестация является актом государственного контроля качества результата образования.

Промежуточная аттестация включает этап педагогического мониторинга и контроля уровня достижений обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, а также рубежную и завершающую аттестацию. Задачей промежуточной аттестации по профессиональному модулю является оценка уровня овладения видом профессиональной деятельности, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, уровня квалификации.

Важным условием выявления индивидуальных достижений обучающихся является независимая оценка со стороны работодателей. Механизм оценивания – это, прежде всего, сертификация. Сертификация выступает как процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что выпускник имеет профессиональные компетенции, требуемые для выполнения вида профессиональной деятельности. Данный механизм обеспечивает объективное оценивание профессиональных достижений обучающихся.

Система промежуточной аттестации должна позволить собрать всю необходимую информацию об уровне освоения компетенций, зафиксированных в качестве целевого ориентира в образовательной программе. Промежуточная аттестация проводится на соответствие индивидуальных образовательных достижений поэтапным и конечным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Фонд оценочных средств   включает задания и оценочные материалы ко всем контрольным точкам промежуточной аттестации, позволяющий оценить универсальные учебные умения и уровень общих и профессиональных компетенций.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций на разных стадиях обучения обучающихся, а также для аттестационных испытаний на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.  

 Контрольно-измерительные материалы  направлены на оценивание образовательного уровня обучающегося. Образовательный уровень оценивается количественно. Здесь использоваться либо балльно-рейтинговая система, либо традиционная пятибалльная.  Оценивание происходит по традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».  Компетентностно-оценочные материалы оценивают уровень квалификации. Это оценка соответствия предъявляемых компетенций квалификационным требованиям,  выносится квалифицированными экспертами (работодателями).

Наиболее востребованным способом оценки является методика проектной деятельности, целью которой является формирование технологической грамотности, сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности, умение мыслить системно и комплексно,   формирование   технологической   образованности,   обеспечивающей возможность вхождения человека в будущую профессиональную деятельность.

         Таким образом, можно ещё раз отметить, что выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях и практическом опыте.

        Особенно важно отметить влияние фонда оценочных средств на результаты образования при изучении иностранных языков, где особый  упор делается на ассоциативные модели при изучении, а также на развитие универсальных учебных умений и компетенций при обучении.

        Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, называемые способами умственных действий), играют важную роль в процессе обучения иностранным языкам. Уровень опыта личности включает универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения  данной дисциплины. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру. Ассоциативная модель помогает развить память и мышление при обучении языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

Профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция значима для будущего профессионала. Именно она дифференцирует его от других специалистов, является критерием интеллектуальной личности и расширя...

Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.03.ППКРС Приготовление супов и соусов программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 19.01.17 Повар, кондитер

Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.03 Приготовление супов и соусов базовой части ППКРС в соответствии с ФГОС по  профессии 19.01.17 По...

Фонд оценочных средств по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

Фонд оценочных средств по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Фонд оценочных средств по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по профессиональным модулям, дисциплинам, по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

ФОС для проведения промежуточной аттестации по профессиональному модулю ПМ.01 "Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий ...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Пояснительная записка Фонд оценочных средств по общеобразовательной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработан на основе требований ФГОС СОО и Приказа от 12 августа 2022...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование...