Материалы выступления на Заседании ЦМК от 14.12.2017 "Интеграция предметов гуманитарного цикла на занятиях по русскому языку и литературе"
статья на тему

Марченко Наталья Михайловна

 Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Системное знание об объекте формируется в процессе синтеза информационных связей, которые как бы «поворачивают» к ученику объект с разных сторон. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса. Кроме того эти уроки способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция предметов гуманитарного цикла на занятиях по русскому языку и литературе

Подготовила: Марченко Н.М., преподаватель Русского языка и Литературы ГБПОУ «МК №1» СП 2

"Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи".
Ян Амос Коменский

        Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения будущих специалистов, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

        С другой стороны современная школа направлена на создание свободного урока, появившегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика, и в связи с этим возникает  проблема  выбора новых педагогических технологий.  Очевидно, что современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Межпредметная интеграция представляется нам одной из таких инновационных педагогических технологий. Ее актуальность, кроме того, обусловлена следующими факторами: во-первых, традиционная “монологическая” система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность; во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят “конкурирующий” характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности.

         Недостатки традиционного урока:

Учащиеся:

  • получают обрывочные сведения о мире и его законах;
  • затрудняются связать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
  • вместе с усвоением готового дифференцированного знания усваивают и репродуктивный характер мышления, что нежелательно в свете современных стандартов;

Преподаватели:

  • также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин:
  • знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу         своей новизны;
  • нет новой информации о достижениях в пограничных науках;
  • нет методических умений
  • работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной  политики, не действуют как единый коллектив, конкурируя и пытаясь переключить внимание и интерес учащихся именно к своему предмету

        Средства интеграции позволяют подготовить учащихся к жизни, где не будет деления на отдельные предметы, а будут стоять конкретные жизненные проблемы, и решать их каждому придется современными методами и приемами.

Однако, несмотря на то, что в современной педагогике в достаточно полном объеме представлены методические подходы к проведению интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла, разработаны основные дидактические и специальные требования к интегрированному уроку, прописаны условия эффективного проведения интегрированных уроков, обозначены преимущества интегрированных уроков перед традиционными, названы разнообразные формы интегрированных уроков, важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо учитывать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Итак, что же такое интегрированный урок?

Интеграция (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Интегрированный урок – это любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.

Цель интегрированных уроков – обобщение знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по разным предметам и собранных воедино для целостности восприятия пройденной темы.

        Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач:

• Формирование у учащихся целостного представления о мире

• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий

• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности

• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами

• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения

• Активизация самостоятельной деятельности учащихся

        В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков. 


        Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом»1. Он выделяет следующую классификацию уроков:

  • Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
  • Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.
  • Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.

        В.А.Доманский, будучи педагогом-филологом, выделяет три вида интеграции:

        Первый представляет собой разработку единых универсальных курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла, как литература, русский язык, этика, мировая художественная культура.

        Второй вид интеграции – установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами (русским языком, иностранным языком, историей, мировой художественной культурой, философией) посредством сквозных идей, узлов знаний, сохраняя при этом автономию каждого учебного предмета.

        Третий вид интеграции представляет сопровождение различных литературных тем  разнообразными явлениями художественной жизни, позволяющими установить взаимосвязь искусств: литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, которые в синтезе дают учащимся представления о разных способах изображения в искусстве человека и мира, расширяют знания о художественных школах и направлениях.

        Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Признаки интегрированных уроков

  • I уровень – это урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса, т.е. урок представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те предметы, на основе которых он спланирован. 
  • II уровень - объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.
  • III уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего изучения материала и выражается в умении сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.
  • IV уровень  - обучающиеся сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.

        Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

        Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

        Связи русского языка и литературы с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций. Однако наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы" эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.

        Как уже было сказано выше, интеграция возможна только между предметами с полностью или частично совпадающими объектами изучения. Наиболее распространённой является интеграция русского языка с литературой, изобразительным искусством, музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Кроме того, представляет большой интерес интеграция русского языка и литературы с  такими дисциплинами, как обществознание, история, философия, иностранный язык, т.к. наиболее значимыми для подростков являются процессы, происходящие с человеком, его чувствами, характером, потребностями, интересами. И именно эти предметы призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом. В условиях модернизации системы образования к этим предметам предъявляются новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в современном обществе.

Формы проведения интегрированных уроков могут быть самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия. урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и т.д..

Несомненно, такие уроки требуют особой предварительной подготовки и от преподавателей и от учащихся, но они очень интересны для детей. Подготовка к таким урокам мобилизует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, вызывает необходимость работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

На мой взгляд, интеграция будет результативной и естественной при сочетании проблемного подхода и поискового характера деятельности учащихся (создание на занятиях проблемных ситуаций, разрешение которых возможно путём синтеза и обобщения знаний разных учебных предметов, когда коллективное решение учебной проблемы идёт в сочетании с индивидуальными заданиями и учётом познавательных интересов и склонностей учащихся). Системное знание об объекте формируется в процессе синтеза информационных связей, которые как бы «поворачивают» к ученику объект с разных сторон. Поэтому важно при подготовке к интегрированному уроку создать систему проблемных вопросов, раскрывающих общее явление, продумать комплексные задания для творческих групп, требующие обращения к учебникам разных дисциплин. В процессе урока я стараюсь, обучая сравнению и сопоставлению, выйти на новый уровень обобщения материала; и развить умение осуществлять межпредметный перенос знаний, т.е. стараюсь реализовать актуальный сегодня компетентностный подход.

В качестве примера можно привести следующие занятия:

Лингвистический и литературоведческий анализы текста -интегрированный урок литературы и английского языка «Шекспир на все времена» (опыт литературного перевода). Эта работа направлена на развитие, совершенствование чувства языка, языковой интуиции, содержит повторение теоретических сведений, связанных с изучением основных разделов науки о языке, помогает совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Терминологические диктанты – лексическая работа, расширение кругозора. Русский язык, литература + История, обществознание

Учебный проект «Тема Наполеона и наполеонизма в русской литературе».  Русской литературе важно было раскрыть все стороны личности Наполеона, отношение к нему было противоречивым, часто менялось. Но бесспорным остается одно: русских писателей волновала нравственная состоятельность его идей, их влияние на умы простых людей. В конце урока учащиеся вместе с учителем отвечают на проблемный вопрос: «Наполеон. Гений или Тиран?»

Данный вид урока требует от учащихся серьезной самостоятельной подготовки, поэтому в практике преподавания подобных уроков немного – 1-2 в полугодие. Эффективность этого урока влияет прежде всего на мотивацию обучения, формирование умений работать со специальной литературой, составлять текст сообщения, коллективно выстраивать текст урока как театральное действие, осваивая при этом разные социально-культурные роли. В свою очередь, интеграция позволяет формировать структурированные гуманитарные знания, представляющие собой единство, систему.

Заключение

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса.

Кроме того эти уроки способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.

        
        Преимущества интегрированных уроков:

  • интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления.
  • интеграция служит методологической основой современного преподавания, формирует у учащихся знания об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении основ наук.


Источники информации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Понятие “поколение” является родовым по отношению к таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когор...

Мастер - класс "Педагогические приемы в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Педагогические приемы - это основа успешного обучения и способность преподавателя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении студентов, повышать познавательны...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

Календарно-тематическое планирование для студентов групп первого курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности 1 курса:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устро...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...