Программа дополнительного образования "Весёлая топонимика"
учебно-методическое пособие на тему
Программа дополнительного образования по познавательной деятельности для учащихся начальной школы была представлена на Всероссийской научно-методической конференции "Инновационные процессы в общеобразовательном учреждении на основе идей национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и выставке инновационных образовательных проектов, 2011 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_toponimike.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей № 6 имени А.С. Пушкина
НОВИКОВА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА
«ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»
Программа дополнительного образования
по познавательной деятельности для учащихся начальной школы
Одинцово
2011
ББК 76.0
УДК
Б - 48
Рецензенты:
Кизилова Л.В. - кандидат педагогических наук, доцент
Кафедра название МОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С.Пушкина
Новикова С. П.
Веселая топонимика : Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы / Под научной ред. Ворошиловой Л.Л.- М: 2011 г., 12 с.
Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы «Веселая топонимика» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов системы дополнительного образования и учителей начальной школы, занимающихся проблемами педагогических инноваций.
ISBN S-
(С) Новикова С. П. 2011
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..4
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»……… …………………………………………………...5
1.1. Общая характеристика учебного курса ………………….. …….5
1.2. Место учебного курса в учебном плане……………………….6
1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса…………………………………………………………6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА».....…………………………………………………………..8
2.1. Тематическое планирование ………………………..........................8
2.2. Содержание отдельных тем учебного курса ……………………..9
РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА» ……………………………………………………………..10
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
3.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…11
РАЗДЕЛ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА» …………………………..12
4.1. Формы и виды контроля……………………………………………12
4.2.Формы и методы оценки достижения результатов……………… 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Топонимика – наука, возникшая на стыке географии, истории и языкознания. Топонимы сохраняют культурное наследие народов современным поколениям. Использование топонимических названий положительно влияет на мотивацию учения, развивая устойчивый интерес к таким предметам, как история, география, русский язык.
Изучение топонимики своего региона имеет не только познавательное значение, но и воспитательное:
- воспитание любви к своей местности, своему региону;
- воспитание взаимопонимания с другими народами;
- воспитание патриотического отношения к Родине, любви к истории
своего народа.
Требования к знаниям, которыми должны обладать ученики в результате изучения дисциплины:
• Связь топонимики с другими предметами;
• Особенности методов топонимических исследований;
• Топонимические ландшафты России;
• Топонимика Центральной России.
• Выделять и объяснять существенные признаки географических топонимов.
• Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения данной дисциплины.
При прохождении данной программы учитываются следующие возрастные особенности:
– открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я»;
– стремление к самообразованию и самовоспитанию;
– моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и по-сильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств;
– нахождение способов усвоения и применения знаний, контролирование и оценивание своих действий;
– формирование таких новообразований, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.
Цель курса - познакомить учеников с топонимикой как разделом лингвистики, определить ее место в краеведении; способствовать усвоению общей топонимической терминологии; пробудить интерес к топонимико-краеведческой работе как средству воспитания любви к истокам своего народа, формированию патриотического воспитания к Родине.
Предмет позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие новые знания по истории, лингвистике, географии.
Задачи:
1) установить основные пути образования ойконимов;
2) выявить процессы формирования гидронимии;
3) определить способы номинации в наименованиях улиц г. Одинцово.
Итогом работы курса может быть составление учащимися местного топонимического словаря.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»
1.1. Общая характеристика учебного курса
Являясь предметом гуманитарного цикла, топонимика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса «Веселая топонимика» можно выделить три смысловых блока: основы топонимики, названия водных объектов России, топонимия Подмосковья
1.2. Место учебного курса в учебном плане
Преподавание курса «Веселая топонимика» может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла.
Объём учебного времени, отводимого на изучение курса на 1 учебный год для учащихся начальных классов – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 38 часов. Курс «Веселая топонимика» представляет большую ценность при изучении истории родного края. Данный материал можно использовать на уроках географии, русского языка и истории.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Результаты освоения учебного курса «Веселая топонимика» в соответствии с требованиями ФГОС НОШ[1]:
– на уровне личностных результатов - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- на уровне метапредметных результатов – познавательные
(использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами); регулятивные (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха); коммуникативные (овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, освоение начальных форм личностной рефлексии);
- на уровне предметных результатов - знать основные понятия топонимии; типы гидронимов, уметь классифицировать топонимы с точки зрения их происхождения; составлять указатель географических названий.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»
2.1. Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Самостоятельная работа | |
теория | практика | ||||
1. | Введение.Топонимика. Введение в курс | 1 | 1 | - | - |
Раздел 1. Основы топонимики | |||||
2. | Тема 1. Что такое топоним? Какими они бывают и как образуются? | 8 | 2 | 5 | 1 |
3. | Тема 2. Топонимы антропонимического происхождения | 6 | 2 | 2 | 2 |
4. | Тема 3. Топонимы гидронимического происхождения | 4 | 1 | 3 | - |
5. | Тема 4. Топонимы, образованные от народных географических терминов | 2 | 1 | 1 | |
Раздел П. Названия водных объектов России | |||||
6. | Тема 5. Что такое гидроним? | 8 | 2 | 5 | 1 |
7. | Тема 6. Как образуются названия водных объектов? | 4 | 2 | 1 | 1 |
Раздел Ш. Топонимия Подмосковья | |||||
8 | Тема 7. Топонимы Подмосковья | 2 | 1 | 1 | |
9. | Тема 8.Гидронимы Подмосковья | 2 | 1 | 1 | |
10. | Тема 9. Указатель географических названий. Как его составлять? | 1 | - | - | 1 |
ИТОГО | 38 |
2.2. Содержание отдельных тем учебного курса
Введение. Ознакомление с целями и задачами дисциплины «Веселая топонимика».
РАЗДЕЛ 1. Основы топонимики.
Тема 1. Что такое топоним? Какими они бывают и как образовываются?
Знакомство с основными понятиями топонимии на примере топонимических словарей.
Основные понятия: топоним, город, населенный пункт, улица.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, работа со словарями.
Тема 2. Топонимы антропонимического происхождения
Знакомство с такими понятиями, как «антропоним», классификация. Выделение топонимов по теме.
Основные понятия: антропонимия, ономастика.
Практическая работа
Тема 3.
Топонимы гидронимического происхождения.
Изучение понятия «гидроним». Водные объекты России, их названия
Тема 4. Топонимы, образованные от народных географических терминов
Знакомство со словарем народных географических терминов.
РАЗДЕЛ П. Названия водных объектов России
Тема 5. Что такое гидроним?
Знакомство с понятиями «водный объект», «гидроним», «гидронимия».
Работа с топонимическим словарем.
Тема 6. Как образуются названия водных объектов?
Работа с топонимическим словарем. Гидронимы, содержащие указание на месторасположение, гидронимы, в которых имеется указание на связь с животными, гидронимы, в которых дается характеристика воды и общего внешнего вида
РАЗДЕЛ Ш. Топонимия Подмосковья
Тема 7. Топонимы Подмосковья
Изучение по карте топонимов Подмосковья. Их классификация. Работа с материалами, подготовленными детьми.
Тема 8.
Гидронимы Подмосковья
Изучение по карте гидронимов Подмосковья. Их классификация. Работа с материалами, подготовленными детьми.
Тема 9.
Указатель географических названий
Работа по составлению указателя географических названий Одинцовского района.
РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация учебной дисциплины требует наличия 1 учебного кабинета.
Технические средства обучения: аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные, интерактивная доска; мультимедийный проектор; музыкальный центр; компьютер.
Программное обеспечение – Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint)
3.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для педагога
- Никольский А.А. Из истории изучения рязанских топонимов // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. — Рязань, 2007. — Т. 14.
- Никольский А.А., Кононенко Л.А., Хрусталев И.Н. Топонимы Рязанской области. Учебное пособие. — Рязань, 2009.
- Никольский А.А. Рязанские топонимы в художественной литературе. — Рязань, 2007.
- Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России: географический названия. — М., 2002.
- Смолина Е.А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. — Волгоград : Учитель, 2005.
Литература для обучающихся
- Мурзаев Э., Мурзаева В. Словарь местных географических терминов. — М, 1959.
Интернет – ресурсы:
- http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&clid=9403&lr=213
- http://yandex.ru/schoolsearch?text=%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&clid=9403&lr=213
- http://yandex.ru/schoolsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F&clid=9403&lr=213
РАЗДЕЛ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛАЯ ТОПОНИМИКА»
4.1. Формы и виды контроля
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий. Входной - круглый стол; беседа. Текущий - интерактивное занятие; беседа, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, Итоговый - отчетные работы детей в виде презентаций.
4.2. Формы и методы оценки достижения результатов
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные | Круглый стол |
метапредметные | Контрольная работа |
предметные - основные понятия топонимии; типы гидронимов, умение классифицировать топонимы с точки зрения их происхождения; составлять указатель географических названий. | Индивидуальные задания |
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Бухгалтерия 8.2"" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...
Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04
Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...
Рабочая программа дополнительной профессиональной программы "Пользователь ПК"
Программа «Пользователь ПК» рассчитана на возрастную аудиторию от 25 до 50 лет и направлена на овладение пользовательскими навыками при работе на ПК и офисной техникой. Программа напр...