Занятие по истории ИЗО
методическая разработка на тему
Интегрированный урок по истории ИЗО и философии позволяет рассмотреть период Эпохи возрождения как общественно культуртный пласт, влияние деятелей изобразительного искусства на становление и развитие философской мысли, позиции человека в мире, его предназначения. Используются литературные образы, изучается взаимосвязь между творчеством Леонардо да Винчи, его работами, творчество Дэна Брауна "Инферно" ромина и одноименного фильма 2016 года. Отклик переходит к литературному творчеству Данте "Божественная комедия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_izo.docx | 21.57 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_istorii_izo.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема интегрированного урока: «Искусство эпохи Возрождения»
Цели урока: познакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения в Италии, развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать с интернет-ресурсами; воспитывать культуру восприятия произведений искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: компьютеры, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, тетради, таблица, информационные карты, интернет-ресурсы: 322http://artclassic.edu.ru-коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала, www.smallbay.ru/renessitaly/html -Планета Small Bay.
План урока:
- Орг.момент.
- Новая тема:
- Вступительное слово учителя:
- введение в тему урока:
Мы закончили изучение культуры эпохи Средневековья. А что же пришло на смену эпохи Средневековья? Что происходит с культурой? (музыкальное сопровождение «зеленые рукава» лютня)
Культурный слой средневековья,
проросший и расцветший на века,
сломавший строй феодализма -
бесценная, бессмертная река.
Великие фламандцы, итальянцы,
наследие – что до сих пор живёт.
История Европы возрожденья,
которую любой поймёт
Великое, бессмертное искусство -
архитектуры, музыки, стихов,
картин, романов и науки,
эпохи возрождения столпов…
Учитель: Кто был внимателен и скажет, какая эпоха сменяет Средневековье?
Ученик: Эпоха Возрождения.
Учитель: Итак, на смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса. Почему такое название? Что возрождалось в Европе, и в первую очередь, еще с 14 века, в Италии?
Цель нашего занятия - познакомиться с искусством Возрождения в Италии, периодами эпохи, выдающимися мастерами итальянского Возрождения. Откройте тетради, запишите тему: «Искусство эпохи Возрождения в Италии».
Учитель: Новый мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции - колыбели эпохи Возрождения, Рима, Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Он отражается в страстях шекспировских героев.
Прислушаемся к тому, о чем они ведут свой заинтересованный разговор.
Главное в искусстве — простота, величие и чувство, а главное в его форме — сдержанность.
Б. Брехт
1. Попробуем стать ненадолго философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы “Речь о достоинстве человека”.
Студент: В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь”.
- Какое слово является ключевым в данном тексте?
Необходимый ответ - человек.
- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека?
Необходимый ответ – в центр мира.
- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа?
Необходимый ответ - свободным и славным мастером, который создаст себе тот образ, который сам предпочитает.
Вывод: В центре мироздания – свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.
Учитель: в разговор вступает философ Марсилио Фичино (1433-1499)
Студент: «Человек измеряет землю и небо… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может все».
Учитель: Не слишком ли смелы и дерзки высказывания философов? Вот ещё одна точка зрения художника, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404-1472).
Студент: «Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное…Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя…Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».
Учитель: Так о чем или о ком все эти высказывания?
: О человеке.
Учитель: Конечно о человеке. Главное завоевание эпохи Возрождения – это огромный интерес к человеку, человеческой личности, ее неограниченным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма (лат. человечный), которые провозгласили высшей ценностью человека и его общественное благо. Главной темой искусства стал возвышенный и прекрасный, гармонично развитый человек. Художники Возрождения раскрыли его мощь и величие, прославили духовную и физическую красоту, утвердили за ним право свободной личности. В возрожденной античной формуле «Красота – это гармония» выражалась сущность и своеобразное представление об окружающем мире.
Учитель: Действительно, как было сказано в стихотворении человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир…Возрождался интерес к человеку – умному, ловкому, сильному, красивому. А в какой предшествующей культуре мы уже говорили об этом: о стремлении художников к изображению физической и духовной красоты человека?
Ученик: В античной культуре. В культуре Древней Греции и Древнего Рима.
Учитель: Правильно, деятели эпохи Возрождения сначала искали лучшие образы в античной культуре, её возрождении, отсюда произошло и название эпохи. Запишите в тетрадь: Возрождение или Ренессанс (фр. «открытие, возрождение»)-эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
В художественной культуре Возрождения различают следующие периоды:
- Раннее Возрождение -14 – начало 15 века
- Высокое Возрождение - конец 15 начало 16 века.
- Позднее Возрождение – 2 половина 16 века.
Запишите в тетрадь.
Учитель: Сегодня мы проведем виртуальные экскурсии под названием «Возрождение в Италии».
К самому раннему периоду относится творчество известного итальянского поэта Данте.
Слово предоставляется Рите Шараховой.
Самое важно фиксируем в тетради.
Сегодня на уроке я предлагаю вам проявить свои творческие способности, поработать «над великим и грандиозным делом»
Для этого прошу разделиться на шесть групп. Первый ряд будет работать над рекламной статьёй «Раннее Возрождение», второй – «Высокое Возрождение», третий ряд создаст страницы по периоду «Позднее Возрождение». Определите, кто в вашей группе выполнит роль редактора, который будет отвечать за работу и в конце представит её, все остальные – художники, подбирающие материал, готовят презентацию своих страниц
http://artclassic.edu.ru- коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала.
Перед вами лежит информационная карта, найдите её на столе. В ней дана инструкция по выполнению работы, внимательно прочитайте её. Так как наша задача – создать рекламную статью, в ваших слайдах-страницах должен содержаться не только текст, но и изображения. Продумайте дизайн, шрифт и переходы слайдов, выдержите все в одном стиле. Задание понятно? Желаю удачи.
Учитель: Итак, работа подошла к концу, благодарю редакторов за представленный материал.
Информационная карта
- выберите период, «Искусство Возрождения в Италии », период «Раннее Возрождение», «Позднее Возрождение».
- Отберите нужную информацию о художнике и его картинах.
- Напишите синквейн в качестве рекламного буклета.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Рассматриваемые вопросы:
- название и краткая характеристика периода
- архитектура - имя мастера, одно или несколько его произведений.
- живопись – имя мастера, одно или несколько его произведений.
- скульптура - имя мастера, одно или несколько его произведений.
Информационная карта «Высокое Возрождение»
- http://artclassic.edu.ru- коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
- выберите 14 век, «Искусство Возрождения в Италии XIII-XVI век», период «Высокое Возрождение».
- Отберите нужную информацию, и напишите синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Рассматриваемые вопросы:
- название и краткая характеристика периода
- архитектура - имя мастера, одно или несколько его произведений.
- живопись – имя мастера, одно или несколько его произведений.
- скульптура - имя мастера, одно или несколько его произведений.
Информационная карта «Позднее Возрождение»
- http://artclassic.edu.ru- коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
- выберите 14 век, «Искусство Возрождения в Италии XIII-XVI век», период «Позднее Возрождение».
- Отберите нужную информацию, и напишите синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
2. Игра - Ассоциация
1.«Бездна ада» Боттичелли
Известная картина, опирается на сюжет Данте "Божественная комедия". Заимствована в сюжете Дена Брауна "Инферно".Описывает круги
2. Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна".
Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века.Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас.
3. Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
4. Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
5.Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», и реакция каждого из них.
-
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по истории ИЗО и основам философии
«Искусство эпохи Возрождения»
Тема урока: Искусство эпохи Возрождения.
Цель: Формирование представлений обучающихся о художественной культуре эпохи Возрождения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с истоками и характером художественного образа Ренессанса;
Обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания об эпохе Возрождения;
Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, в том числе электронном, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;
Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.
Развивающие:
Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе представленной в электронном виде.
План урока:
1. Мотивация
2. Мировоззренческие основы ренессансной культуры
3. Гуманизм как составляющая часть искусства Ренессанса
4. Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения
5. Рефлексия.
6. Написать синквейн на тему «Ренессанс»
7. Домашнее задание.
Оборудование урока:
Учебник
Рабочая тетрадь
Компьютерная презентация
Компьютер с выходом в Интернет
Дидактические единицы:
Ренессанс
Коринфский ордер
Фреска
Станковая живопись
Роспись
Используемые технологии:
Проблемно — поисковая
Проблемно — диалогическая
Информационно – компьютерные технологии (презентация)
ЭОР – источник «Мировая художественная культура»
Тематический ресурс www.museum-online.ru
Домашнее задание:
1.Расположить великие картины по музеям мира.
2. Найти список храмов и соборов с росписью и фресками великих художников эпохи Возрождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"
в рамках занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны" с целью изучения истории совего края был подготовлен фрагмент "Омское православие в годы войны"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...
для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"
Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении) материала о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...
Сборник практических занятий по истории
Сборник практических заданий по Новейшей истории для учащихся второго курса....
Практическое занятие по истории «Россия в эпоху петровских преобразований».
Задания к практическому занятию по истории по теме "Россия в эпоху петровских преобразований "....
Технологическая карта теоретического занятия по истории (лекции)
Технологическая карта теоретического занятия по истории (лекции)...
Технологическая карта теоретического занятия по истории 1 курс
Технологическая карта теоретического занятия по истории 1 курс...