Сборник практических занятий по истории
методическая разработка на тему

Сборник практических заданий по Новейшей истории для учащихся второго курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotkaprakticheskie_po_istorii.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт -Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

        (Академия «ЛОКОН»)

«Рассмотрено »

На заседании цикловой комиссии

Председатель ЦК

________Акиншина Е.В.

«_____»____2014 г.

«Согласовано»

Зам.директора  по УМР

______Королева Ю.В.

«___»______2014 г.         

Методическая разработка

(для преподавателя)

практического занятия по дисциплине

«История»

Для специальностей:

100116 «Парикмахерское искусство»,

100124 «Стилистика и искусство визажа»

100122 «Прикладная эстетика»

                      «Сборник практических занятий по истории»

Составил преподаватель: Аверина Н.В.

Санкт-Петербург

2014

Сборник практических занятий

по истории

Учебное пособие

для специальностей

100116 «Парикмахерское искусство»,
100124 «Стилистика и искусство визажа»
100122 «Прикладная эстетика»

 в СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «История» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Учебно-методический комплект включает в себя учебник, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.

 Цель настоящего пособия – овладение студентами основными навыками самостоятельной работы с учебником, с документами, с контурными картами.  

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. По каждой теме разработаны контрольные вопросы, которые помогут студентам хорошо подготовиться к практической работе.

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории.

Работа с источниками, учебной литературой

ПАМЯТКА: КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

  1. Понять, как построена книга, ее структуру.
  2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа: первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;

второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала; третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Составление плана:

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.

Составление тезисов

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов: извлечение авторских тезисов из текста;

формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспектирование:

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.

Для составления тематического конспекта следует:

осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и  иных учебных материалов;

составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ

Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом.

Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку.

Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод».

Тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96).

Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

  1. Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил. планы сторон.

  1. Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения, окончание войны, условия мира, итоги.
  2. Значение войны

(экономические, политические, социальные и др. последствия войны).

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

Интересы какого класса выражает исторический деятель?

Значение его личных качеств.

Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

Причины революции.

Задачи революции («зеркально» причинам).

Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их). Класс-гегемон (класс - руководитель данной революции).

Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

Итоги революции.

Значение: а) международное; б) внутреннее.

Практическая работа №1.

Тема: Начало «холодной войны»  и создание  военно-политических блоков.

Цель практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки   «холодной войны», причины создания военно-политических блоков. Учащиеся должны уметь характеризовать  состояние системы международных отношений в изучаемый период,  анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.  

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», §22-24

Задание №1.

Прочитать § №22 и ответить на вопросы:

1. Что означает понятие  «Холодная  война»

2. Почему обострились разногласия между СССР и странами Запада в следующих регионах?

Восточная Европа        

Ближний и Средний Восток ________________________________

Балканы ____________________________________________________

Задание №2

   Опираясь на текст учебника, завершите предложения:

«Доктрина Трумэна» — это___________________________________

«План Маршалла» — это______________________________________

Задание №3

Опираясь на текст учебника (стр. 203-204) перечислите страны, давшие согласие на участие в «плане Маршалла», а также те, которые от него отказались, укажите причины согласия или отказа.

Задание №4

Дополните хронологическую таблицу «Раскол Европы и создание системы союзов».

Даты

События

Принятие странами Западной Европы «плана Маршалла».

1948 г.

Раскол Германии, создание ФРГ и ГДР.

Январь 1949 г.

Создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1952 г.

Присоединение к НАТО ФРГ.

1955 г.

Задание №5

Укажите, в какие военно-политические блоки входили перечисленные страны (проведите стрелки).

Великобритания

Венгрия

Дания

ГДР

НАТО        ФРГ        ОВД

СССР

Польша

США

Канада

Чехословакия

Задание №6  

Прочитать текст учебника страница 207-209 и ответить на вопросы:

А) Что означала проблема «двух Китаев»?
Б) Какими причинами она была вызвана?

Задание №7

Опираясь на текст учебника стр. 197-212, Укажите даты событий.

Речь У. Черчилля в Фултоне        

Создание Коминформа        

Испытание в СССР ядерной бомбы        

Практическая работа №2

Тема: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия необходимо отработать понятия: холодная война, гонка вооружений, сверхдержавы, двухполюсная модель мира, разрядка международной напряженности.  Совершенствуются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», §24

Задание №1

Прочитать  текст  §24 и ответить на вопросы:

Объясните понятия:

Сверхдержавы________________________________________

Двухполюсная модель мира___________________________

Гонка вооружений____________________________________

Разрядка международной напряженности____________

Задание №2

А) Какие новые виды вооружений появились в годы «Холодной войны»?

Б) К каким последствиям могло привести применение ядерного оружия?

Задание №3

А) Что такое Движение неприсоединения?

Б) Какие страны придерживались этой политики?

Задание №4

Дополните хронологическую таблицу «Разрядка международной напряженности».

Дата

Договор ~"^i

1963 г.

Договор между СССР, США ц Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

Советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1979 г.

Задание №5

Какими причинами был вызван кризис политики разрядки?

Задание №6

Что означала концепция «нового политического мышления»?

Задание №7

Какие реальные перемены произошли в советской внешней политике?

Задание №8

С какими событиями связаны имена этих политических деятелей?

Р. Рейган____________________________________________________

М.С. Горбачев________________________________________________

Практическая работа №3

Тема: КРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛИЗМА

Цель практического занятия:
Ознакомиться с понятием колониальная система; на примере разных стран научиться оценивать различные явления и закономерности в сфере политики. Овладеть формами и методами самостоятельной работы с учебником, с политической картой.

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», §31

Задание №1

Прочитать текст §31, ответить на вопросы:

А) Почему после Второй мировой войны ускорился процесс распада колониальных империй европейских держав?

Б) Перечислите бывшие колонии, которые обрели независимость относительно мирным путем.

В) Чем закончилась борьба за независимость народов Индокитая?

Г) С какой целью и когда было создано Британское Содружество? Какие страны в него вошли?

Задание №2

Основываясь на материале учебника,  перечислите регионы, в которых после Второй мировой войны произошли локальные вооруженные конфликты.

Задание №3

Из перечисленных стран подчеркните те, которые оказались расколотыми на два государства.

  Германия, Чехословакия, Китай, Корея, Бирма, Вьетнам, Япония.

Задание №4

С какими событиями связаны имена известных политических деятелей?

Ф. Кастро        

Хо Ши Мин_________________________________________________________

Практическая работа №4

Тема: Ведущие капиталистические страны мира во второй половине XX - начале XXI в.

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия учащиеся должны научиться давать характеристику социально-экономическим и политическим тенденциям развития ведущих капиталистических стран, овладеть основными терминами и понятиями, знать политических лидеров стран.  

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», стр. 225-255

Задание №1

Из перечисленных ниже положений выберите те, которые характерны для социально ориентированной рыночной экономики:

А) невмешательство государства в экономические процессы;

Б) использование методов государственного регулирования экономики;

В) создание механизмов перераспределения произведенного дохода через систему социальных пособий;

Г) сокращение налогов на прибыль;

Д) высокая степень социальной защищенности трудящихся;

Е) широкая национализация промышленности;
Ж) увеличение бюджетных расходов на развитие образования и здравоохранения.

Задание №2

Опираясь на материал учебника (стр. 226) ответить на вопрос:

В чем состояли истоки «экономического чуда» в Германии?

Задание №3

Опираясь на материалы §§26-27, укажите особенности экономического развития перечисленных ниже европейских стран:

Англия

Франция______________________________________________________

Италия_______________________________________________________

Швеция_______________________________________________________

Задание №4
Опираясь на материалы учебника стр. 235-239, охарактеризуйте  политику президентов США:

Г. Трумэна_____________________________________________________

Д. Эйзенхауэра________________________________________________

Дж. Кеннеди__________________________________________________

Л. Джонсона__________________________________________________

Р. Никсона____________________________________________________

Задание №5

Какая политика в США получила название «охоты на ведьм»?

Задание №6

Опираясь на материалы учебника стр. 240-247, укажите причины политических кризисов:

В Англии______________________________________________________

Во Франции___________________________________________________

Задание №7

Завершите предложения:

«Черные пантеры» - это__________________________________________

«Красные бригады» - это_________________________________________

Практическая работа №5

Тема: Страны Восточной Европы на пути к демократии.

Цель практического занятия:

 В ходе практического занятия учащиеся должны научиться давать характеристику странам Восточной Европы, вставшим на путь демократии, уметь находить эти страны на карте мира. Совершенствовать умения и навыки работы с политической картой и учебником, делать сравнения, выводы.

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», стр. 225-255

Задание №1

Опираясь на материал учебника  §29-30, ответьте на вопросы:

А) Какие процессы происходили в странах Восточной Европы после завершения Второй мировой войны?

Б) Что послужило причиной раскола коалиционных правительств в странах Восточной Европы?

В) Когда и почему СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией?

Задание №2

Укажите события, которые произошли в Восточной Европе:

в 1956 г._________________________________________________________

в 1968 г._________________________________________________________

в 1990 г._________________________________________________________

в 1991 г._________________________________________________________

в 1999 г._________________________________________________________

Задание №3

Объясните, в чем состояла суть «доктрины Брежнева».

Задание №4

Перечислите страны Восточной Европы, в которых в 1989 г. произошли демократические революции.

Задание №5

Укажите важнейшие события, с которыми связаны перечисленные ниже имена политических деятелей:

И.Тито.______________________________________________________

____

Г.Димитров.__________________________________________________

А. Дубчек. ___________________________________________________

Л. Валенса. __________________________________________________

______________________________________________

Задание №6

На какие государства распалась Югославия? Почему раз дел страны сопровождался вооруженными конфликтами?

Практическая работа №6

Тема: Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI в.

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия учащиеся должны научиться понимать, какие страны относятся к данной группе, уметь их сравнивать, давать характеристику социально-экономическому и политическому развитию этих стран, уметь выделять развитые и отсталые страны и обосновывать причины разного уровня развития стран. Совершенствовать навыки работы с картой, с учебником.

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», §31, §32, §33

Задание №1

Опираясь на материалы учебника, ответить на вопросы:

А) Когда была провозглашена Китайская Народная Республика?

Б) Какие реформы были проведены в КНР после Второй мировой войны?

В) Как складывались отношения Китая с Советским Союзом?

Задание №2

Дайте оценку следующим социально-политическим экспериментам в КНР:

«Большой скачок»___________________________________________________

«Культурная революция» ____________________________________________

________________________________________________

Задание №3

Дайте оценку деятельности китайских лидеров:

Мао Цзэдун_________________________________________________________

Дэн Сяопин_________________________________________________________

Задание №4

Заполните таблицу «Прагматические реформы в Китае».

Цели

Содержание

Задание №5

Какие государства были созданы на территории бывшей Британской Индии?
Когда Индия стала независимой?

Задание №6

Дайте оценку деятельности политических деятелей Индии:

Дж. Неру_______________________________________________

И. Ганди_______________________________________________

Р. Ганди_______________________________________________

Задание №7

Составьте развернутый план ответа по теме «Политика модернизации в Индии»

Задание №8

Почему произошло обострение внутриполитической борьбы в Индии в 1970-1980-е гг.? Какие новые политические партии оформились в эти годы?

Задание №9

Используя материалы СМИ и Интернета, дайте оценку российско-индийских отношений на современном этапе.

Практическая работа №7

Тема:  Страны Исламского мира.

Цель практического занятия:

В ходе практического занятия учащиеся должны усвоить основные понятия темы: фундаментализм, радикализм, исламская революция, терроризм, знать лидеров различных исламских движений. Совершенствовать умения и навыки работы с учебником, картой, составление конспекта.

Оборудование: А. А. Улунян «Новейшая история зарубежных стран», §33

Задание №1

Какие регионы планеты можно охарактеризовать как исламский мир?

Задание №2

Сравните две основные модели послевоенного развития стран исламского мира.

Критерии

сравнения

Национально

патриотическая

модель

Традиционалистская модель

Страны, относящиеся к данной модели развития

Тенденции внутриполитического развития

Экономическая

политика

Приоритеты внешней политики

Задание №3

Объясните понятия:

Фундаментализм________________________________________________

Исламская революция _________________________________________

Терроризм_______________________________________________________

Радикализм_______________________________________________________

_________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №4

С какими событиями связаны имена перечисленных политических деятелей?

Г.А. Насер____________________________________________

М. Каддафи __________________________________________

С. Хусейн_____________________________________________

Р.М. Хомейни__________________________________________

Я. Арафат_____________________________________________

Задание №5

Ответить на вопросы:

Кто такие талибы?

Почему США предприняли в 2001 г. военную операцию против Афганистана?

Задание №6

Укажите причины ближневосточного конфликта.

Задание №7

Охарактеризуйте позицию, которую занимают по отношению к арабо-израильскому конфликту:

арабские страны__

____________________________________________________

США___________________________________________________________________

Россия_________________________________________________________________

Задание №8

Ответить на вопросы:

В чем причины конфликта вокруг Ирака?

Чем закончилась военная операция США в Ираке?

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                            Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………                  2

Методические рекомендации по выполнению

Практических  работ по истории……………………………..….      3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Начало «холодной войны»  и создание  военно-политических блоков………..…6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ………………………………………..…9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

КРУШЕНИЕ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛИЗМА…………………………………..……..11

        

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Ведущие капиталистические страны мира во второй половине XX - начале XXI …………………………………………………………..…….………12

     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Страны Восточной Европы на пути к емократии…………………………14

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине

 XX - начале XXI в…………………………………………………………….......16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

Страны Исламского мира…………………………..………………............18

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических упражнений по грамматике английского языка.

Сборник практических упражнений по грамматике английского языка....

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

Сборник практических работ по высшей математике

Сборник практических работ служит для организации практических занятий по математике в объеме 48 часов. Данное пособие предназначено  для студентов 2 курса специальности «Технология продукции общ...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ»

Сборник практических занятий окажет помощь преподавателям в организации практических занятий, а также может пригодиться студентам при повторении изученного материала и подготовке к экзамену....

Сборник практических задач и упражнений для студентов, обучающихся по специальности 51.02.02. Социально-культурная деятельность

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплинам «Социально-культурная деятельность»  и «Основы экономики социально-культурной сферы», входящим в Профессиональный модуль «Организационно-управ...

Учебное пособие "Сборник практических занятий по дисциплине ОУД.04 История "

   Учебное  пособие  разработано на основании примерной программы учебной дисциплины История (автор Артемов В.В..) ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015    пре...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...