МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
методическая разработка по теме

Борисенко Инна Михайловна
    Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, путешествия и повторительно-обобщающие. Опыт работы показывает, что все интегрированные занятия связаны единством цели – изучение обществоведческих категорий и явлений посредством воссоздания у студентов целостности представлений об общекультурных, геополитических, социальных и других явлениях в контексте исторической эпохи.Так происходит столкновение взглядов, достигается дискуссионность обучения, развивается диалогическая речь, способность к оценочным суждениям, формируется мировоззрение студентов. Примером может служить учебное занятие для студентов-первокурсников по теме "Прекрасная  эпоха": изменение в образе жизни людей европейского общества XIX века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

Методическая разработка интегрированного урока по истории и обществознанию для студентов 1 курса по специальности:

050146  Преподавание в начальных классах.

050141 Физическая культура

050144 Дошкольное образование

по теме:   Изменение в образе жизни европейского общества в 19 веке

«Прекрасная эпоха»

Разработчик:  Борисенко И.М., преподаватель обществознания

Тип урока – комбинированный:

Обществознание – повторение, закрепление и углубление знаний по темам «Типы общества», «Мораль, религия, искусство как регуляторы общественных отношений».

История – изучение новой темы Изменение в образе жизни европейского общества в 19 веке.

Вид урока – интегрированный (история + обществознание)

Оборудование: презентация MS Power Point, дидактический материал для индивидуальных заданий, тексты документов.

Цель урока – формирование представлений о взаимосвязи обществоведческих понятий и категорий (мораль, нравственность, религия, искусство) и исторических событий, посредством воссоздания исторической действительности и воображаемого погружения в эпоху XIX века; систематизация и закрепление знаний.

Задачи:

  1. Воссоздать реалии жизни буржуазного европейского общества и особенности формирования в нем морально-нравственных установок  в XIX  веке.

  1. Выявить влияние технического прогресса на формирование идеалов и ценностей людей  XIX века.

  1. Дать оценку техническому прогрессу с позиции формирования морально-нравственного облика европейского общества XIX века и  сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному явлению.

  1. На конкретных примерах показать взаимосвязь и изменчивость идеалов и ценностных установок  общества в зависимости от научно-технического прогресса (работа с документами и обоснование позиции).

Проблемный вопрос урока:

Всегда ли прогресс науки и техники означает прогресс в сознании и морали?

Связь темы урока с проблемой: 

Технический прогресс европейского общества XIX века невозможно оценить однозначно: с одной стороны – технико-организационные новшества изменили реальную повседневную жизнь общества к лучшему (грамотность, гигиена, просвещение, продолжительность жизни, свободное время и досуг, новые идеалы – семья и достаток), с другой – в обществе произошла подмена морально-нравственных идеалов и ценностей (ростовщичество, идеалы потребительства, массовость культурного продукта, стяжательство).

Ход урока:

1 . Оргмомент, приветствие, целеполагание, постановка проблемы.

2. Актуализация знаний: слайдовая презентация 

Проверка понятий к уроку: искусство, религия, мораль, наука, социальная структура, средний класс, культура.

В XIX веке основные страны Европы вступили в период индустриального развития.

* Что такое индустриальное общество (назовите основные черты)?

* Какова социальная структура европейского общества 19 века?

* Дайте характеристику социально-экономическому развитию  

   европейского общества в 19 веке.

Вывод: общество в 19 веке изменилось по сравнению с обществом 18 века.

Кто вспомнит  - Девиз эпохи 19 века: «Человек обязан всем самому себе».

Проблема: существует мнение, что прогресс науки и техники однозначно означает прогресс в сознании и морали людей.

Вы согласны с этим мнением? Можем ли мы ответить однозначно сейчас?

Значит, мы не можем ответить на это т вопрос. А чего мы не знаем, каких знаний по истории и обществознанию нам не хватает?

Мы не знаем: * Какие ценности, идеалы, принципы были свойственны людям этой  эпохи? Но вот историки называют буржуазное общество Европы 19 века – «Прекрасным» обществом. Что же историки имеют ввиду?

3 - Изучение нового материала:

При изучении данного вопроса  нам понадобится сравнительная таблица

«Технический прогресс и новое буржуазное общество в XIX веке»

«+» технического прогресса

«-» технического прогресса

Задание: заполнить на основе прослушанных сообщений. Будьте внимательны, для решения проблемного вопроса нам понадобится самый мелкий исторический  факт.

А) Прогресс техники – жить стало комфортнее. * Докажите, что жить стало комфортнее (текст)

Индивидуальные задания для студентов: «Мода», «Газеты», «Марки», «Печатная машинка», Проверка таблицы! «Велосипед», «ФОТО», «Новые развлечения».

  • физкультпривет: релаксация под «Музыку дождя» или «Времена года. Весна» - синтетический вид искусства.

Продолжаем работать с историческими фактами: 

* Каковы особенности проявления религии в обществе? Как религия связана с морально-нравственными установками общества? (поведение, этика, поступки, быт, нравы).

Европейское общество неотделимо от религии. Какая религия является доминирующей в Европе? (католицизм). Какое направление католического христианства появилось в 16 веке и определило нравы буржуазного общества Европы.  Давайте узнаем, а изменились ли  «Нравы буржуазного общества» (факты фиксируем в таблицу). Проверка таблицы!

  1. Обобщение и закрепление

Работа с таблицей:  Вывод: Каковы доминирующие ценности европейского общества 19 века? Какова мораль?

 «Технический прогресс и новое буржуазное общество в XIX веке»

«+» технического прогресса

«-» технического прогресса

Накопительство

Погоня за прибылью

Личность человека нивелируется до винтика в механизме

Разрушение ценностей семьи

(эмансипация)

Бездуховность

Потеря традиционных ценностей и связей между родственниками

Религия стала служанка государства в Европе

Вывод: Так можно ли назвать буржуазное общество – «прекрасным»?

Быстрее всего на изменение ценностей в обществе откликаются люди искусства. Внимание на экран: ролик

Т.О., Европейское  искусство 19 века образовало целый стиль – критический реализм: В основе проблематики произведений искусства лежат реальные истории реальных людей.

  1. Итоги урока:

  1. Назовите качественные (достижения и открытия) характеристики изменений в образе жизни европейцев 19 века.

  1. На примере изученного материала докажите, что моральные установки и ценности общества изменяются вместе с переменами в обществе (категории, черты, ценности, идеалы).

Общий вывод: связать выводы и проблему с темой урока:

- существует ли взаимосвязь между техническим прогрессом и формированием морально-нравственных установок в обществе?

       -   можно ли провести параллель между 19 и 20 веком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение в образе жизни европейского общества в XIX веке XIX век - “эпоха стали”, “век железных дорог”

Слайд 2

План: 1. Социальная структура общества периода промышленной революции. 2. Миграции и возрастание социальной мобильности населения. 3. Урбанизация населения. Жизнь в крупных городах.

Слайд 3

Проблемный вопрос урока : Развитие западного общества на рубеже XIX- XX вв. историки называют «прекрасной эпохой»

Слайд 4

Проблемный вопрос урока: Всегда ли прогресс науки и техники означает прогресс в сознании и морали?

Слайд 5

На основе услышанных характеристик заполните таблицу «Технический прогресс и новое буржуазное общество в XIX веке» «+» технического прогресса «-» технического прогресса

Слайд 6

Нравственные категории: Мораль; Нравственность; Религия; Искусство;

Слайд 7

Что такое индустриальное общество (назовите основные черты) ?

Слайд 9

Какова социальная структура европейского общества XIX века? индустриальная революция меняла социальную структуру общества ВЫСШИЙ КЛАСС - происходит слияние аристократии и буржуазии; СРЕДНИЙ КЛАСС - объединивший самые разные слои общества – мелкую буржуазию, служащих государственных компаний и учреждений; НИЗШИЙ КЛАСС – наемные рабочие, маргиналы, нищие;

Слайд 10

Дайте характеристику социально-экономическому развитию европейского общества в XIX веке? Утвердился конституционный строй и парламентская система; На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм; Научно-технический прогресс; Буржуазия играла важную роль в управлении государством; Повышение уровня образования; Принятие социального законодательства; Улучшение качества медицины; Демографические изменения (рост населения); Урбанизация (рост городов); Жизненный уровень в большинстве стран вырос;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какие ценности, идеалы, принципы были свойственны людям этой эпохи?

Слайд 3

Образцом для подражания становится человек, "который всем обязан самому себе". Во главе крупных предприятий и банков стояли люди, начинавшие посыльными в лавке или рабочими на фабрике и накопившие затем миллионные состояния. Девиз эпохи XIX века?

Слайд 7

Проблемный вопрос урока: Всегда ли прогресс науки и техники означает прогресс в сознании и морали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию

В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...

Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"

Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...

Методическая разработка открытого учебного занятия по обществознанию по теме : "Конституция РФ"

Методическая разработка открытого учебного занятия по обществознанию по теме : "Конституция Российской Федерации"...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...

Методическая разработка серии учебных занятий по теме: "Материалы для скрепления деталей одежды". Учебная дисциплина ОП.03. Материаловедение

Методическая разработка раскрывает вопросы, связанные с организацией урока по теме: Материалы для скрепления деталей одежды, подробно описывает теоретический аспект урока, дает рекомендации по проведе...

Методическая разработка интегрированного учебного занятия "Приготовление горячих напитков"

Методическая разработка  интегрированного учебного занятия по теме «Чай, кофе характеристика, правила приготовления и подачи»....