Памятка о саморегуляции педагогам и студентам
консультация на тему
Памятка содержит материал для работы с повышенной ответственностью и конктерные приемы по работе с уменьшением влияния стрессовых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamytka_samoregulyatciya_pedagogam.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
памятка для педагогов и преподавателей
«Возвращение ответственности» (работаем с гиперответственностью)
Работа педагога полна стрессовых ситуаций, однако от стрессоустойчивости конкретного человека зависит реакция на тот или иной стрессогенный фактор. Кроме того, известный факт – среди педагогических работников много людей, обладающих гиперответственностью и личностной тревожностью. Обозначенные качества, зачастую, тесно взаимосвязаны друг с другом.
Груз педагогической ответственности может привести к душевному срыву, поэтому для эффективной внутренней работы над собой с данной проблемой, рекомендуется проделать такое внутреннее действие, как «возвращение ответственности». Для этого следует помнить, что жизненный путь каждого человека уникален и индивидуален. Педагог не может и не должен нести ответственность за весь воспитательно-образовательный процесс. Безусловно, существуют определенные «уставные» вещи (законодательство, различные положения и правила), которыми должен руководствоваться педагог, но невозможно вынести весь этот груз ответственности за обучение и развитие ребенка (обучающегося) и переложить его только на одного педагога.
Через выстраивание грамотной обратной связи необходимо доносить понимание степени ответственности до каждого из участников образовательных отношений и разделять эту ответственность на всех. Тем более, учебное заведение – это такой сегмент, который наиболее остро в этом нуждается. Всегда следует помнить о том, что должен быть тандем: есть усилия, желание и старание самого обучающегося, всегда есть поддержка его социального окружения (родители, родственники, близкие люди), и, наконец, сам педагог.
Если педагог ощущает, что ответственность лежит только на нем, то он будет неосознанно являться соответствующим транслятором информации для всех участников образовательно-воспитательного процесса. То есть, когда педагог перегружает себя (излишней ответственностью), он является прототипом, дает внешний соответственный посыл, который улавливает студент или школьник, размышляя: «Ну уж нет, преподавателем или учителем я никогда не буду: это такая ответственность, такая нагрузка и стресс…».
Однако когда обучающиеся слышат и видят в действиях педагога: «Я могу только быть проводником, я могу лишь поделиться тем уровнем знаний, моим мировоззрением и тем жизненным опытом, который я наработал в жизни, но я не могу ни через какие средства связи перенести мой опыт, понимание и знания в ваши головы… Поэтому если вы хотите достичь определенных целей (а эти цели следует четко осознавать), тогда и определенная степень ответственности за ваше обучение и развитие лежит на вас самих».
Таким образом, в борьбе с перезагруженностью излишней ответственностью важно перераспределение ответственности и ее делегирование на всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся).
«Эффективные шаги в борьбе со стрессом»
Психологи рекомендуют организовывать отдых прямо противоположным своей трудовой деятельности образом. Например, если это учебная деятельность, то основной акцент приходится на познавательную сферу, происходит развитие когнитивных функций. Головной мозг оказывается перегруженным. В данном случае в качестве отдыха можно рекомендовать физические упражнения, занятия плаванием, йогой; дыхательные техники, арт-терапию.
В настоящее время известно множество методов и направлений, которые можно использовать для саморегуляции, практически все они находятся в доступе в сети Интернет.
Считается, что люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами.
Предлагаемые ниже вашему вниманию техники и упражнения просты, но являются прекрасным доступным ресурсом для восполнения баланса и весьма эффективны при выполнении определенных условий.
Перед публичными выступлениями обучающимся, а также педагогам (в ситуации, когда заканчивается резерв терпения), можно рекомендовать технику «Четырехкратное (квадратичное) дыхание», которую можно практиковать в любом месте и в любое время. Необходимо применить любой комфортный для себя счет (до 4-х или до 6-ти) и дышать по следующей квадратичной схеме: вдох (на 4 счета) – пауза (на 4 счета) – выдох (на 4 счета) – пауза (на 4 счета). Повторить цикл минимум 10 раз. За счет дыхательной нормализации происходит эмоциональное успокоение; спазмированные мышцы на уровне шеи, шейного отдела, а также лицевые и челюстные мышцы начинают расслабляться.
В случае хронического стресса и образовании грудного зажима, можно рекомендовать технику «Ха!». Необходимо набрать воздух полной грудью (пытаться вдохнуть быстро, много и объемно) и сделать резкий выдох со звуком «Ха!». Так продолжать делать, пока не почувствуете, что «размяли» грудной зажим.
Техника «Сундучок внутреннего резерва» (по В.И. Есаулову) рекомендуется для формирования и поддержания успешной жизненной стратегии. Содержание техники: на листе нужно прописать как можно больше:
- проверенных Вами жизненных стратегий поведения;
- цитат, которые Вас вдохновляют;
- образов, которые дарят Вам радость;
- названий любимых фильмов и книг;
- любимых звуков, мелодий;
- комплиментов себе;
- блюд, вкусов, от которых Вы получаете наслаждение;
- телефонные номера (адреса) людей, которые могут Вас поддержать;
- и т.д.
«Сундучок» можно пополнять и заглядывать в него по мере необходимости.
Эффективными в борьбе со стрессом и для профилактики являются различные медитации и визуализации. Это может быть текст, который можно себе начитать на диктофон и затем актуализировать его в стрессовой ситуации. Популярностью в настоящее время пользуется, например, «Медитация покоя» М.Р.Гинзбурга.
При использовании любых техник, направленных на расслабление и отдых, следует помнить о важности расслаблении челюстных мышц, без которого не наступает полноценного расслабления всего тела.
Рекомендуется использовать также технику аутогенной тренировки, либо технику самовнушения. В любом случае, выбор конкретных техник, способов, методик и упражнений для саморегуляции зависит от конкретного человека, а точнее – от его готовности использовать этот всем доступный арсенал. При выборе следует прислушаться к своему телу, возможно, не лишним будет и определить ведущий канал восприятия информации, или, использовав метод проб и ошибок, найти свой путь для уменьшения влияния стрессогенных факторов.
Степень эффективности подобных техник заключается в том, что их следует проработать. Необходимым условием является регулярность и осознанность действий. Регулярные и осознанные, лучше ежедневные повторы, гарантируют выработку связей на психофизиологическом уровне, что помогает снизить стресс, повысить стрессоустойчивость, и как следствие получить другое качество жизни, сделав большой шаг в саморазвитии.
Успехов во всем!
Педагог-психолог СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»,
Сагайдачная Мария Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у студентов медицинского колледжа культуры психической саморегуляции
Обследование студентов на психическое состояние (агрессия, фрустрация, самооценка) на 1-2 курсах....
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...
Подготовка к экзаменам. Памятка родителям учащихся 9 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)
Подготовка к экзаменам. Памятка родителям учащихся 9 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...
Памятка для молодых педагогов
Правила поведения и общения педагогов в ДОУ....
Доклад на тему: "Общение педагога и студента"
В данном докладе рассмотрены варианты общения педагога и студентов. Проведена небольшая исследовательская работа, результаты которой так же приведены в докладе. Данный доклад может помочь начинающему ...
Программа Мастерской наставничества по представлению лучших практик наставничества педагогических колледжей УрФО (в рамках моделей «студент-работодатель», «студент-студент», «педагог-педагог»)
Представлена в программе в качестве спикера...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...