Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".
Начало 20 века вобрало в себя столько событий, сколько могла вобрать вся история одного государства. Два десятителетия вместили в себя три революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба.
Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Поэты Серебряного века - это целое созвездие в русской национальной галактике: А.А. Блок, И.Северянин, А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, В.В. Маяковский, В. Хлебников, М.И. Цветаева, С.А. Есенин и многие другеи. Студенты должны быть знакомы с творчеством каждого из них, представлять их стилистические особенности.
Современное поколение, к сожалению, не очень заинтересовано данной темой, поэтому тот вид контроля, который мы предлагаем, кажется нам наиболее уместным и эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_serebryanyy_vek.docx | 926.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное методическое пособие ориентировано на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме «Серебряный век в русской литературе».
Начало 20 века вобрало в себя столько событий, сколько могла вобрать вся история одного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба.
Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на чёрном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Поэты представляют множество литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, новокрестьянскую поэзию, а также нельзя забывать о поэтических индивидуальностях, не принадлежащих ни к одному из течений. Неизменным оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.
Поэты Серебряного века – это целое созвездие в русской национальной галактике: А.Блок, И.Северянин, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, М.Волошин и М. Цветаева, Н. Клюев и С. Есенин и многие другие. И студенты должны быть знакомы с творчеством каждого из них, представлять их стилистические особенности.
Современное поколение, к сожалению, не очень заинтересовано данной темой, поэтому тот вид контроля, который мы предлагаем, кажется нам наиболее уместным и эффективным.
ЦЕЛЬ
Цель: проверка знаний учащихся о поэтах и поэзии Серебряного века (литературные направления, персоналии, творчество).
ЗАДАЧИ:
Дидактические:
- создание образа Серебряного века путём постижения духовной жизни этой эпохи;
- углубление представлений учащихся о модернизме в литературе, его литературных направлениях и их представителях;
- активизация творческого воображения студентов;
- формирование любви и трепетного отношения к слову и поэзии.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков самоорганизации;
- развитие навыка поиска информации;
- развитие навыка рефлексивных действий;
- формирование навыка работы в группе.
Воспитательные:
- формирование читательской культуры;
- проявление личностного отношения к творчеству поэтов Серебряного века;
- осознание ценности совместной деятельности;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- формирование эстетического вкуса учащихся.
ВИД ЗАНЯТИЯ
Занятие проводится в форме интерактивной викторины, состоящей из восьми этапов:
- пропедевтическая работа;
- организационная часть;
- вступительная речь организаторов;
- художественная часть – 1-ый этап викторины;
- анализ работы в малых группах – 2-ой этап викторины
- создание кавер-версии детского стихотворения – 3-ий этап викторины;
- подведение итогов конференции;
- награждение победителей.
Время, отведённое для викторины – 90 минут. Место проведения – актовый зал.
СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Истоки
История Начало XX века (изменения в России)
Литература Серебряный век русской литературы
Поэзия эпохи модернизма (литературные направления, представители, их творчество)
Русский язык Формирование русского литературного
и культура речи языка
Культурология Культура поведения начала XX века
Культура общения в начале XX века
Этика Нормы поведения в начале XX века
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
За 2 недели до конференции студентам каждой из групп предлагается задание – создание презентации, в которой они отразят образ Петербурга в творчестве одного из поэтов Серебряного века.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ (ОСНОВНОЙ) ЧАСТИ
Для постановки художественной части необходимо участие активных и артистичных студентов.
В ходе осуществления сценария звучат следующие музыкальные композиции: «Танго «Магнолия» («В бананово-лимонном Сингапуре…»), «Только раз бывает в жизни встреча…» А. Вертинского.
Репетиции по сценарию проводятся в течение недели.
Презентация с декорациями арт-кафе «Подвала Бродячей Собаки» готовится преподавателями.
РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭТАПА
Старостам каждой из групп выдаётся одно из стихотворений о Петербурге ярчайших поэтов Серебряного века и объясняется первое задание – создать презентацию, в которой был бы представлен образ Петербурга, созданный данным поэтом. Вторым заданием является поиск среди членов группы человека, который смог бы ярко и выразительно прочесть данное стихотворение, пока будет демонстрироваться презентация. На осуществление данной работы отводится одна неделя.
Параллельно с этим в каждой группе выбираются студенты, которые будут участвовать в инсценировке. Каждому студенту-участнику выдаётся сценарий и озвучивается время на его изучение – одна неделя.
По истечении заявленного срока преподаватели осуществляют контроль выполнения задания. Начинаются репетиции с чтецами. Преподаватели отрабатывают правильность восприятия студентами произведения, контролируют интонационную чёткость, эмоциональность воспроизведения. Также преподаватели просматривают презентации, созданные группами, корректируют содержание. В случае необходимости презентации возвращаются на доработку.
Репетиции со студентами-участниками постановки начинаются на второй неделе подготовки. К этому времени учащиеся, представляющие поэтов Серебряного века, уже ознакомлены со сценарием, стихотворения их персонажей выучены. Репетиции проводятся в актовом зале, происходит постановка мизансцен, отработка образов. Количество репетиций, необходимых для успешной постановки, определяется преподавателями.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА
1-ая часть викторины.
Студенты, изображающие поэтов, играют на сцене, на экране которой появляются вопросы, связанные с действиями персонажей. Группы в зале поднимают таблички по мере готовности ответа. Ответ принимается от команды, первой поднявшей табличку. Если команда, первой заявившая о готовности, отвечает неверно, принимается ответ следующей группы. За правильные ответы участникам вручаются эмблемы арт-кафе. Впоследствии количество эмблем, полученных группой, подсчитывается и оценивается в балльной системе.
СЦЕНАРИЙ
Здравствуйте, уважаемые первокурсники!
Приглашаем вас на литературную викторину, посвящённую поэтам и поэзии Серебряного века.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
1. Преподаватель на сцене проверяет альбомы по теме «Серебряный век» (звучит спокойная мелодия, на экране демонстрируется фильм с фотографиями из поэтических альбомов, созданных студентами, который плавно замещается слайдами с портретами поэтов и студентов, их изображающих)
2. На экране появляется эмблема кафе, звучит песня в исполнении А. Вертинского «Танго «Магнолия»(«В бананово-лимонном Сингапуре…») (пара на сцене исполняет танго)
Ведущий: Здравствуйте, меня зовут Борис Пронин. Благодаря преподавателю мы с вами оказались в моём арт-кафе «Подвал Бродячей Собаки». А знаете ли вы, как я нашёл это место? Когда мы с Алексеем Толстым искали место для будущего кабачка, заглядывали во все подворотни Невского проспекта. Тогда Толстой вдруг сказал: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» Я ответил: «Вы нашли название нашей затее. Пусть этот подвал называется «Бродячая собака!»
За столиками сидят: М. Волошин, В. Брюсов (один читает и рисует, другой дописывает стихотворение)
Ведущий: В этот весенний день, когда сердце трепещет от любви. Любовь!!! Что может быть прекрасней, мучительней, бесценней, томительней, чем она?! Это чувство приковывало внимание поэтов. Они говорили о нём каждый по своему, и поэтому каждый из нас может найти то, что созвучно вашим переживаниям. Кто бы ты ни был, мечтатель, мистик, романтик, бунтарь, она тебя настигнет!
Кафе открывает свои двери… Внимание!!!!!
1. степенно из-за кулис выходят символисты: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, раскланиваются с аудиторией, направляются к столику.
Ведущий, приветствуя В.Брюсова и чету Мережковских: Ба! Кого я вижу?! Проходите, присаживайтесь!
Символисты присаживаются за столик.
З. Гиппиус: Господа, к слову о поэзии, помните ли вы, что поэзия – путь к высшему познанию Мира. И познание это может быть только через символ.
Д. Мережковский: Вы читали мою последнюю работу «О причинах упадка и новых течениях в литературе»?
В. Брюсов: Нет, к сожалению, ещё не читал, но непременно прочту. И даже напишу критическую статью.
Ведущий: Зинаида, может Вы что-нибудь прочтёте?
З. Гиппиус читает: «Любовь одна»
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.
Мы негодуем иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.
Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
Ведущий: Дмитрий, ответите супруге?
Д. Мережковский, отвечая, читает «Проклятие любви».
С усильем тяжким и бесплодным,
Я цепь любви хочу разбить.
О, если б вновь мне быть свободным.
О, если б мог я не любить!
Душа полна стыда и страха,
Влачится в прахе и крови.
Очисти душу мне от праха,
Избавь, о, Боже, от любви!
Ужель непобедима жалость?
Напрасно Бога я молю:
Все безнадежнее усталость,
Все бесконечнее люблю.
И нет свободы, нет прощенья,
Мы все рабами рождены,
Мы все на смерть, и на мученья,
И на любовь обречены.
Ведущий: Друзья, не правда ли это прекрасно?! Аплодисменты!
ГОНГ!
1. Представители какого литературного направления появились в кафе?
2. Назовите фамилии поэтов.
2. Из-за кулис выходят акмеисты: Николай Гумилёв с Анной Ахматовой, Осип Мандельштам.
Ведущий: А вот и новые гости! Осип, дорогой, проходите за ваш столик! (приветствует акмеистов, провожает Мандельштама за столик акмеистов)
Н.Гумилёв и А.Ахматова остаются на сцене и читают друг другу.
Н. Гумилёв: «Из логова змиева...»
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, — и хочет топиться.
А. Ахматова: «Он любил три вещи на свете»
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
...А я была его женой.
ГОНГ!
3. Назовите поэтов, появившихся в кафе.
4. Объясните, почему героиня в своей речи упоминает
«…белых павлинов
И стёртые карты Америки…»?
5. Назовите хотя бы одно стихотворение Н.Гумилёва, посвящённое путешествиям.
Н. Гумилёв: Приветствую обитателей башни! «Декадентская мадонна», позвольте вашу руку. (приветствует поэтов, целует руку З.Гиппиус).
В. Брюсов: И наш привет «Цеху поэтов». Не правда ли, прекрасный вечер? «Русская Сапфо», вы великолепны! (читает стихотворение «Женщине»)
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
ГОНГ!
6. Чьё стихотворение сейчас прозвучало?
Акмеисты присаживаются за столик к Мандельштаму.
Н. Гумилёв: Символы?! Зачем вам эта мистика, потусторонний мир, когда вокруг нас столько замечательного, земного.
О. Мандельштам: Запредельное нельзя постичь, сколь оригинальны ни были бы ваши попытки.
А.Ахматова читает стихотворение «Сероглазый король»:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
О. Мандельштам: Мы в обществе прекрасных дам, вечер будет удивительным.
ГОНГ!
7. Представители какого литературного направления сейчас обсуждали свои принципы?
Звучит песня А. Вертинского «Только раз бывает в жизни встреча» (слушатели замирают)
3.Песня прерывается шумом. В зал врываются футуристы (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский)
В. Хлебников: Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
Вымойте Ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!..
В. Маяковский: Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово – новшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
В. Хлебников: Как сказал бы наш друг Кручёных:
«Дыр булл щыл
Убешщур
Скум
Вы со бу
Р л зэ»
ГОНГ!
8. Представители какого поэтического направления появились в кафе?
9. Как называется язык, которым написано стихотворение?
Дыр булл щыл
Убешщур
Скум
Вы со бу
Р л зэ.
Ведущий: Господа, господа, мы на нейтральной территории!!! Предлагаю небольшое перемирие…
Футуристы поочередно приветствуют дам, присаживаются за столик.
В. Маяковский: Велеречивейшие господа, волшебницы слова, приятного вечера.
В двери входит Игорь Северянин, читая «Ананасы в шампанском»:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
ГОНГ! 10. Чьё стихотворение сейчас прозвучало?
4. В двери актового зала заходят имажинисты. (Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич). А. Мариенгоф: Вы – поэты, живописцы, режиссёры, музыканты, прозаики.
Вы – ювелиры жеста, разносчики краски и линии, гранильщики слова.
Вы – наёмники красоты, торгаши подлинными строфами, актами, картинами.
Нам стыдно, стыдно и радостно от сознания, что мы должны сегодня прокричать вам старую истину
. Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 – умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью – смерть. Академизм футуристических догматов, как вата, затыкает уши всему молодому. От футуризма тускнеет жизнь.
В. Шершеневич: О, не радуйтесь, лысые символисты, и вы, трогательно наивные пассеисты. Не назад от футуризма, а через его труп вперёд и вперёд, левей и левей кличем мы….
…Мы, настоящие мастеровые искусства, мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем уличный чистильщик сапоги, утверждаем, что единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов.
Образ, и только образ… Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия.
В. Шершеневич: «Эскизетта»
Белые гетры… Шляпа из фетра…
Губ золотой сургуч…
Синие руки нахального ветра
Трогают локоны туч.
Трель мотоцикла… Дама поникла…
Губы сжаты в тоске…
Чтенье галантное быстрого цикла
В лунном шалэ на песке.
В городе где то возле эгрета
Модный круглит котелок…
В траурном платье едет планета
На голубой five o’clock *.
ГОНГ! 11. Представители какого направления зашли в кафе?
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые! Ваш столик готов! Ваши оппоненты удивлены столь ярким появлением, мы продолжаем наш вечер! А вот и новые гости…
5. Заходит Александр Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок).
А. Блок: Друзья, сегодня я гений! Послушайте:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
Любовь Дмитриевна (одёргивает супруга за рукав, Блок смотрит на жену): Александр, дорогой, в этот чудесный вечер давай говорить о любви!
А.Блок: Да, милая, я увлёкся, прости великодушно (усаживает супругу за столик к символистам и читает ей «Вхожу я в тёмные храмы».
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
ГОНГ! 12. Что за супружеская чета посетила кафе?
13. После написания какой поэмы Александр Блок объявил себя гением?
14. Кто еще из поэтов Серебряного века провозглашал себя гением?
6. Во время чтения последних строк входит Марина Цветаева, направляется к А.Блоку, читая «Имя твое..»:
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! –
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.
ГОНГ! 15. Кому из поэтов, присутствующих в кафе, посвящено это стихотворение?
А. Блок целует ей руку, мужчины за столиком приподнимаются, приветствуя даму. А. Блок провожает Цветаеву за столик к Волошину.
Ведущий: Ну, вот практически все в сборе! Мы продолжаем наш лирический вечер!
Цветаева рассматривает рисунки Волошина и обращается к нему с речью:
- О, Коктебель!... А, помнишь, как я пообещала Тебе, что выйду замуж за того, кто угадает мой любимый камень? И вот Он!!!
М. Волошин: Да, да, я помню, что Серёжа в первый же вечер подарил тебе сердоликовую булавку!
М.Цветаева читает стихотворение «Из сказки в сказку»
Все твое: тоска по чуду,
Вся тоска апрельских дней,
Все, что так тянулось к небу,-
Но разумности не требуй.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей.
Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной.
Удивляться не мешай мне,
Будь, как мальчик, в страшной тайне
И остаться помоги мне
Девочкой, хотя женой.
ГОНГ! 16. Кто эта поэтесса?
И. Северянин, встав с места: Знаете, навеяло...
- Дорогой друг, прошу вас аккомпанировать мне! (приглашает к роялю Блока и читает «Это было у моря»)
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было всё очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Ведущий: Уважаемый Максимилиан, а что Вы можете сказать о любви?
М. Волошин: Спасибо, Борис. «Обманите меня, но совсем навсегда»
Обманите меня… но совсем, навсегда…
Чтоб не думать — зачем, чтоб не помнить — когда…
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум…
И не знать, кто пришёл, кто глаза завязал,
Кто ведёт лабиринтом неведомых зал,
Чьё дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке…
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман…
Обманите и сами поверьте в обман.
ГОНГ! 17. У кого из поэтов Марина Цветаева гостила в Коктебеле, где и встретила будущего супруга?
О. Мандельштам: Позвольте мне поведать о любви.
Ведущий: Мы будем счастливы услышать о Вашем видении!!!
О. Мандельштам читает:
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое –
От неизбежного.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
ГОНГ!18. Стихотворение какого поэта сейчас прозвучало?
Ведущий: Что это за стук в дверь? Кто бы это мог быть?!
Из-за кулис эффектно появляется Сергей Есенин.
С. Есенин: А вот и я – «последний поэт деревни»!
А. Блок: Да, приветствуем Тебя, «рязанский самородок»!
С. Есенин, оставаясь на сцене, читает:
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
Я отвечу: "Добры вечер, miss".
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,
-Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.
После прочтения зал: Браво! Ново! Свежо!
ГОНГ! 19. Какой поэт появился в кафе последним?
20. Какие литературные направления представлены в творчестве этого поэта?
Есенин направляется к имажинистам, присаживается за их столик.
В.Маяковский встаёт с места, обращаясь к С.Есенину: Да, что вы всё о своём? Жалуетесь, ноете «Кто любил, уж тот любить не может…», «Обманите меня…», «Избавь, о, Боже, от любви…». Всё не так!!!! А на самом деле (читает стихотворение «Вывод»)
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!
ГОНГ!21. Какие ещё произведения о любви этого поэта вам известны?
Ведущий: Наш вечер закончен, кафе закрывает двери! Надеюсь, до новых встреч!
АНАЛИЗ РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ
2-ая часть викторины
Предъявление презентаций, созданных на пропедевтическом этапе. Параллельно с презентацией один из студентов группы читает стихотворение, которое было иллюстрировано. Остальные группы должны на бланке ответа записать ответ на вопрос «Чей образ Петербурга представлен?» Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за этот этап – 5 (свою работу учащиеся не называют).
Для создания презентаций предлагаются следующие стихотворения:
1. Александр Блок «Петербургские сумерки снежные…»;
2. Николай Гумилёв «Этот город воды, колоннад и мостов…»;
3. Владимир Маяковский «Кое-что про Петербург», «Ещё Петербург»;
4. Зинаида Гиппиус «Петроград»;
5. Осип Мандельштам «Ленинград»;
6. Анна Ахматова «Поэма без героя» (отрывок).
СОЗДАНИЕ КАВЕР-ВЕРСИИ СТИХОТВОРЕНИЯ
3-ий этап викторины
Перед осуществлением 3-его этапа викторины студентам даётся объяснение о том виде работы, который их ждёт. Преподаватели приводят пример создания кавер-версии стихотворения, реализованного в стиле какого-либо поэта. После чего студентам каждой из групп вручаются буклеты с исходным стихотворением и со стихотворениями того поэта, в стиле которого они должны создать кавер-версию. На выполнение задания учащимся даётся 10 минут. По истечении срока каждая группа представляет свое творение аудитории, остальные группы должны на бланке ответа указать фамилию поэта, в стиле которого написано произведение.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (свою работу учащиеся не называют).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Пока происходит подсчёт баллов за 3 этапа, у студентов, участвовавших в викторине, преподаватель берёт интервью.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Победителем становится группа, получившая максимальное количество баллов по результатам трёх этапов.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ДЛЯ 1-ОГО ЭТАПА ВИКТОРИНЫ
1. Представители какого литературного направления появились в кафе?
ОТВЕТ: В кафе появились представители символизма.
2. Назовите фамилии поэтов.
ОТВЕТ: Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.
3. Назовите поэтов, появившихся в кафе.
ОТВЕТ: Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам.
4. Объясните, почему героиня в своей речи упоминает
«…белых павлинов
И стёртые карты Америки…»?
ОТВЕТ: Николай Гумилёв был известным путешественником.
5. Назовите хотя бы одно стихотворение Н.Гумилёва, посвящённое путешествиям.
ОТВЕТ: «Жираф», «Эзбекие», поэма «Открытие Америки».
6. Чьё стихотворение сейчас прозвучало?
ОТВЕТ: Прозвучало стихотворение Валерия Брюсова
7. Представители какого литературного направления сейчас обсуждали свои принципы?
ОТВЕТ: Свои принципы обсуждали представители акмеизма.
8. Представители какого поэтического направления появились в кафе?
ОТВЕТ: В кафе появились представители футуризма.
9. Как называется язык, которым написано стихотворение?
Дыр булл щыл
Убешщур
Скум
Вы со бу
Р л зэ.
ОТВЕТ: Язык, которым написано данное стихотворение, называется «ЗАУМЬ».
10. Чьё стихотворение сейчас прозвучало?
ОТВЕТ: Прозвучало стихотворение Игоря Северянина.
11. Представители какого направления зашли в кафе?
ОТВЕТ: В кафе зашли представители имажинизма.
12. Что за супружеская чета посетила кафе?
ОТВЕТ: В кафе зашли супруги Блок (Александр Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева).
13. После написания какой поэмы Александр Блок объявил себя гением?
ОТВЕТ: Александр Блок объявил себя гением после написания поэмы «Двенадцать».
14. Кто еще из поэтов Серебряного века провозглашал себя гением?
ОТВЕТ: Гением себя также провозглашал Игорь Северянин, стихотворение «Я гений Игорь Северянин…»
15. Кому из поэтов, присутствующих в кафе, посвящено это стихотворение?
ОТВЕТ: Это стихотворение поэтесса посвятила Александру Блоку.
16. Кто эта поэтесса?
ОТВЕТ: Марина Цветаева.
17. У кого из поэтов Марина Цветаева гостила в Коктебеле, где и встретила будущего супруга?
ОТВЕТ: Марина Цветаева гостила в Коктебеле у Максимилиана Волошина.
18. Стихотворение какого поэта сейчас прозвучало?
ОТВЕТ: Прозвучало стихотворение Осипа Мандельштама.
19. Какой поэт появился в кафе последним?
ОТВЕТ: Последним в кафе появился Сергей Есенин.
20. Какие литературные направления представлены в творчестве этого поэта?
ОТВЕТ: В творчестве Сергея Есенина представлены следующие направления: имажинизм, новокрестьянская поэзия.
21. Какие ещё произведения о любви этого поэта вам известны?
ОТВЕТ: «Лиличка», «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Любовь», «Военно-морская любовь».
ЭМБЛЕМЫ ДЛЯ 1-ОГО ЭТАПА ВИКТОРИНЫ
10… группа
Бланк ответов
2-ой этап (презентации, созданные студентами I курса)
1. ____________________________________
2. ____________________________________
3. ____________________________________
4. ____________________________________
5. ____________________________________
6. ____________________________________
3-ий этап (написание кавер-версии стихотворения)
10... группа _____________________________________
10… группа _____________________________________
10… группа _____________________________________
10… группа _____________________________________
10… группа _____________________________________
ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ КАВЕР-ВЕРСИИ
Стихотворение, которое необходимо стилизовать:
А.Л. Барто
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Как это стихотворение прозвучало бы в исполнении:
Владимира Маяковского | Александра Блока | Сергея Есенина |
В этом мире Ничто Не вечно, Вот и теперь Матерись или плачь: Прямо с берега Сверзился в речку Девочки Тани Мяч. Слёзы хлещут Из глаз у Тани. Не реви! Не будь Плаксивою девой! Пойдём за водой – И мячик достанем. Левой! Левой! Левой! | Безутешно рыдает Татьяна, И слеза, словно кровь, горяча; Ей припала сердечная рана От упавшего в речку мяча. То прерывно вздыхает, то стонет, Вспоминая былую игру. Не печалься. Твой мяч не потонет – Мы достанем его ввечеру. | Хороша была Танюша, краше не было в селе, Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру, И ногой пинает мячик — любит странную игру. Вышел парень, поклонился кучерявой головой: «Разреши, душа-Татьяна, тоже пнуть его ногой?» Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеёю развилась ее коса. «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, Я его ногою пнула, а теперь не нахожу». «Не грусти, моя Танюша, видно, мяч пошёл ко дну, если ты меня полюбишь, я тотчас за ним нырну». |
ПРИМЕРЫ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ КАВЕР-ВЕРСИИ
Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру" 1911 *** Я спросила у кукушки, Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву, Но ни звука в чаще свежей... Я иду домой, И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. *** Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912 Александр Блок *** О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. 30 декабря 1908 *** Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912 | Николай Гумилёв Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. <Сентябрь 1907>, Париж *** Еще не раз вы вспомните меня И весь мой мир волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный. Он мог стать вашим тоже и не стал, Его вам было мало или много, Должно быть, плохо я стихи писал И вас неправедно просил у Бога. Но каждый раз вы склонитесь без сил И скажете: «Я вспоминать не смею. Ведь мир иной меня обворожил Простой и грубой прелестью своею». 1917 Владимир Маяковский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 Послушайте! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914 |
Марина Цветаева *** Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, — За то, что Вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не Вами. Из сказки – в сказку Все твое: тоска по чуду, Вся тоска апрельских дней, Все, что так тянулось к небу,- Но разумности не требуй. Я до смерти буду Девочкой, хотя твоей. Милый, в этот вечер зимний Будь, как маленький, со мной. Удивляться не мешай мне, Будь, как мальчик, в страшной тайне И остаться помоги мне Девочкой, хотя женой. 1909-1910 | Сергей Есенин Сестре Шуре Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда. Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня. Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок. Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед. Сентябрь 1925 Собаке Качалова Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват. 1925 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ЗАЛА
(подведение итогов)
Вопросы задаются представителям каждой из групп, пока происходит подсчёт баллов.
Примерные вопросы:
1. Появился ли у вас ещё больший интерес к изучению поэзии Серебряного века?
2. Какая из личностей, присутствовавших в кафе, вызвала у вас особый интерес? Раскрылась по-новому?
3. Какое из произведений, прозвучавших сегодня, впечатлило вас больше всего?
4. Узнали ли вы сегодня что-то новое о поэзии и поэтах Серебряного века?
5. Появилось ли у вас желание принять участие в подобных мероприятиях?
ФОТОГРАФИИ ИЗ АРТ-КАФЕ «ПОДВАЛ БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анна Ахматова. Сероглазый король. – СПб.: Лениздат, 2014. – 288 с.
2. Валерий Брюсов. Великие поэты. – М.: Комсомольская правда, 2012. – 238 с.
3. Николай Гумилёв. Избранное. – М.: Аделант, 2011. – 288 с.
4. Сергей Есенин. Сочинения. – М.: Вече, 2001. – 384 с.
5. Лирика Серебряного века.: - М.: Олма Медиа Групп, 2012. – 224 с.
6. Владимир Маяковский. Избранное. – М., Паритет, 2010. – 352 с.
7. Поэзия Серебряного века. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника первоклассников "Посвящение в юные музыканты"
Сценарий праздничного концертно-развлекательного мероприятия "Посвящение в юные музыканты" для учащихся школы искусств....
Методическая разработка интерактивной игры "Первыми в космос"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «ПЕРВЫМИ В КОСМОС» В РАМКАХ ПРОЕКТА КАФЕДРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН«ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ КОСМОСА(ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ГУМАНИ...
Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения
Представлен конспект урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения....
Методическая разработка урока - викторины по праву
Данный материал может быть использован преподавателями права при проведении повторительно - обобщительного урока по теме: "Закон РФ " О защите прав потребителей"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Русская поэзия в английских переводах»
Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Более углубленное изучение произведений русской и английской литературы;3. На примере произведений русских к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ По теме: «Поэзия Уильяма Шекспира»
Данная методическая разработка представляет собой сценарий поэтического конкурса “Поэзия Уильяма Шекспира” на английском языке с сопутствующим переводом сонет на русский язык....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...