Педагогический мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом.
учебно-методический материал по теме

Филатова Марина Андреевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.monitoring.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический мониторинг –

инструмент управления учебно-воспитательным процессом

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

Педагогический мониторинг –это отслеживание (сбор, хранение, обработка показателей) состояния педагогического процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития учащихся.

А.С. Белкин перечисляет следующие виды педагогического мониторинга.

Мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебного процесса;

Мониторинг воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

Мониторинг управленческий - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

Мониторинг социально-психологический - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Основные функции педагогического мониторинга в построении образовательного процесса :

1.Информационная 2.Побудительная. 3.Формирующая. 4.Коррекционная.

Разработчиками педагогического мониторинга даются основные принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диагностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Проведение педагогического мониторинга начинается  с осознания  и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют  все последующие этапы  обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов  включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора  дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов,  сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ  и интерпретацию результатов обработки.

Примеры:

Школьный тест интеллектуального развития

Цель: Определение уровня интеллектуальной готовности к восприятию учебного     материала, уровень интеллектуального развития ребенка. Определение уровня относительно которого мы будем оценивать результаты деятельности данного ребенка.

Инструментарий:

1.      Тесты  Кэттела

2.      Матрицы Равена

3.      Тесты Айзенка (зрительно-пространственный, словесный, числовой)

4.      Тесты IQ.

         Методика проведения: Тестирование учащихся проводится в начале учебного года или в течение месяца после поступления ученика в школу. Тесты проводятся и обрабатываются психологом. Результаты заносятся в тетрадь классного руководителя и индивидуальную карточку учащегося.

Заметки: Это точка отсчета для конкретного ученика, и дальнейшие результаты будут сравниваться не с результатами других учащихся, а с этим начальным. Именно это сравнение даст реальную картину учебных успехов ученика и учителя.

Нулевой контрольный срез

        Имеет констатирующий характер, проводится, как правило, в первые недели учебного года, или после приема ребенка в школу.  Организация  среза осуществляется преподавателем, ведущим данный предмет. Способы могут быть различными: устный контроль, письменный, тестовый и так далее…

        Анализ результатов нулевого среза дает возможность преподавателю

1.      Выбрать адекватную методику обучения.

2.      Сформировать мотивацию учащихся.

3.      Организовать  дополнительные занятия для учащихся показавших неудовлетворительные знания.

4.      Провести коррекцию учебного графика.

5.      Определиться с графиком проведения промежуточных срезов.

Рейтинг учащихся по итогам учебных  периодов

Цель: Промежуточная оценка деятельности ученика и учителя (текущая успеваемость). Оценка степени реализации интеллектуального потенциала  ученика.

Инструментарий

  Программа «Рейтинг». Вносятся итоговые оценки за период обучения, выставленные учителем. На выходе имеем информацию:

1.      Успеваемость ученика в процентном выражении.

2.      Качество обучения ученика в процентном выражении.

3.      Рейтинг учащегося в классе.

4.      Рейтинг учащегося в параллели

5.      Рейтинг класса в параллели  

6.      Список отличников учебы.

7.      Список ударников.

8.      Список потенциальных ударников

9.      Список неуспевающих

Методика проведения: За исходный материал берутся итоговые оценки  ученика за период обучения, выставленные учителем на основе текущих, то есть  идет оценка «мгновенных»  знаний, знаний в данный момент времени. Результат обрабатывается машиной и выдается всем участникам образовательного процесса (ученикам, учителям, родителям, заместителям директора по смене, директору)  для сравнения, изучения, и выработке решений на собственном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе....

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Обобщение педагогического опыта «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического профиля»

Обобщение педагогического опыта преподавателя Атаевой Дианы Руслановны Тема: Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в ходе подготовки специалистов юридического про...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Приказы : 1.Об организации учебно-воспитательного процесса в колледже. 2. Утвердить педагогический Совет. 3. Назначить председателей и состав ПЦК.

Учебно-воспитательный процесс , направлен на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социал...