Педагогические чтения ПСК "СПБ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ" "Современные направления учебно-воспитательного процесса в колледже: традиции,инновации, результативность"
методическая разработка на тему

Иванова Марина Михайловна

Тема " Интерактивное обучение,как форма организации познанвательной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sderzhanie_vystupleniya-ivanova_m.m.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные направления учебно-воспитательного процесса в колледже: традиции, инновации, результативность»

Тема «Интерактивное обучение, как форма организации познавательной деятельности обучающихся»

Иванова Марина Михайловна-преподаватель ОБД – «история» и «обществознание» СПб ГБОУ «Пожарно-Спасательного колледжа «СПБ центра подготовки спасателей»

«Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму»

Китайская притча

Вторая половина XX и в нач. XXI века, потребовала создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала обучающихся. В настоящее время смена предпочтений и социальных ценностей в обществе требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Учебный процесс должен удовлетворять постоянно повышающиеся потребности человека, развивать духовное богатство личности.

Поэтому, предполагается не просто формирование у студентов навыков владения определенным видам деятельности, но потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями, навыками, которые помогут студентам успешно адаптироваться в современном обществе.

Применение разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной формы деятельности преподавателя и студента, для достижения поставленных целей.

То есть выбора направления дидактики, технологически разработанной системы обучения, модели обучения, типов деятельности. Среди моделей обучения выделяют следующие формы:

пассивная модель - информирование, фактологическое просвещение студентов, построенное на организации репродуктивных действий, с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях заключается в опросах, выполнении самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивная модель мало эффективна, но, несмотря на это, она имеет некоторые плюсы.

Она дает возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активная модель – предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности студентов: наличие творческих (домашних) заданий,

-общение в системе преподаватель-студент; как обязательных -студенты и преподаватель находятся в равных правах;

-в ходе занятия и студенты не пассивные слушатели, а активные участники;

Активная модель – это демократический стиль взаимодействия

Недостатком данной модели является то, что студенты выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме преподавателя

 Не совсем верно ставить знак равенства между активными и интерактивными моделями обучения, несмотря на общность, они имеют различия.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Использование этой модели обучения свидетельствует о применении инновационной деятельности.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.

Современное преподавание, независимо от преподаваемой учебной дисциплины, требует владение набором интерактивных методов (технологий) обучения и умением использовать их в учебном процессе.

Под этим понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях.

Любой преподаватель использует на уроках элементы интерактивных технологий, иногда даже не зная об этом.

Когда мы обращаемся к студентам с вопросом, собираем и проверяем домашнее задание, поддерживаем обсуждение темы в группах, мы уже применяем интерактивные технологии, так как вовлекаем обучающихся в учебный процесс.

Таким образом, сущность интерактивного обучения в том, чтобы дать студентам возможность самостоятельной деятельности, овладение приемами анализа своей работы, с последующими выводами. При этом конечная цель и основное содержание образования сохраняется. Тем не менее, интерактивные технологии называют инновационными. Почему? Для этого рассмотрим сам процесс обучения. Итак, что же такое интерактивные технологии?

Интеракция (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий и целевые ориентации.

Основная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности студента

Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Задача преподавателя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему и способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае студент сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Практическим примером внедрения некоторых элементов интеркативных

технологий при изучении ОДБ «Обществознание», в рамках изучения Темы 2.1 «Духовная культура личности и общества» (Раздел II «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»)- стал интегрированный урок – семинар 

Это вторая часть из серии уроков по обществознанию по данной теме.

Это тот случай, когда успешно сочетаются результаты традиционной модели обучения (тема «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Типы культур»), с инновационной – интерактивной.

Тема «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Типы культур» - изучалась в форме традиционной модели усвоения знаний, студенты освоили сущность основных понятий темы: о функции культуры, массовая культура, народная культура, элитарная духовная жизнь, культура, культурология, новаторство.

Вопрос «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Искусство и его роль в жизни людей» изучался в интерактивной, практической и в форме культурной реконструкции.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие студента в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Общей задачей учителя в интерактивной технологии является направление и помощь в процессе обмена информацией: структура такого урока включает только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. При интерактивном обучении важно погрузить обучаемых в общение, но не заменять им учебный процесс.

В рамках изучаемой темы студентам было предложено задание «Многообразие и диалог культур «Малой Родины»

Урок- семинар проводился как комплекс учебных мероприятий, в который вошли:

-устное костюмированное представление студентами творческого доклада;

-презентация по теме доклада;

-оформление наглядного стенда по культуре одного из регионов России;

-мини-конкурс вопросов-ответов по тематике докладов.

- интерактивный показ демо-версий народных игр регионов (моделирование и представление «живой» народной игры «Жмурки», «Под буркой» и др).

- творческое представление выступления студентов форме театрализованного прочтения одной из алтайских легенд «О корове и коне».

В подготовке работы по каждому из модулей был осуществлен основной принцип

интерактивного обучения:

1 самостоятельность в выборе формы работы на уроке

2 активная и глубокая поисково-исследовательская деятельность в подборе информации и представлении результатов.

3 взаимодействия участников между собой, в парах и группах

Результатом урока-семинара стало получение студентами (с использованием различных средств ИКТ и Интернет-ресурсов) доказательств важности

роли культурного наследия в сохранении и развитии культуры, культурного наследия в России, и решение проблем его сохранения.

Такое занятие позволило: развить у студентов творческие способности;

создать у обучающихся положительную мотивацию к уроку обществознания, путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность оценивать свою деятельность, преодолеть механическое усвоения знаний; активизировать мыслительную деятельность;

ознакомить их с методами научного исследования; развить познавательные и творческие способности.

Формируется эмоциональное отношение к исторической действительности.

Студенты через понимание мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. Приобретенные знания становятся личностно-значимыми.

Происходит освоение и углубление новых знаний, и овладевают таким комплексом умений, как: коммуникативность, способность к взаимодействию, нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Формируется восприимчивость по отношению к представителям других национальностей, их менталитету, уважение к культуре других народов.

У студентов повышается интерес к истории и научно- исследовательской деятельности.

Литература

Порывкина А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО [Текст] / А.А. Порывкина // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 841-844.

Интерактивное взаимодействие учащихся в учебно-познавательной деятельности

Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

Гин А. А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. // Пособие для учителя – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии // Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. // Сборник материалов для изучения. ВОИУУ – Владимир, 2004.

 Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения . – М., 2006.

С. Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М.: «Академия» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориен...

Основы информационной гигиены и информационной безопасности студентов «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей» на дистанционном обучении в в 2022 году

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасн...

Основы Кибер безопасности студентов «ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ» в 2022/2023 учебном году

В связи с бурным развитием информационных технологий, характерным для последних десятилетий, и обострения информационной войны против России, во время проведения Специальной Военной Операции на Украин...

Наставление основам безопасного сёрфинга во всемирной сети интернет, студентами «ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ» во время проведения СВО на Украине

В связи с бурным развитием информационных технологий, характерным для последних десятилетий, и обострения информационной войны против России, во время проведения Специальной Военной Операции на Украин...