Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.
статья на тему
В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подробно останавливается на содержании занятий, актуализирует внимание на трудностях, которые возникают при обучении этой дисциплине студентов. Особое внимание уделяется технологии применения активных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_filologicheskom_obrazovanii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход
в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи»
в медицинском колледже.
Абретенёва О.М., преподаватель русского языка
и культуры речи
первой квалификационной категории;
Пильщикова М.Г., преподаватель русского языка
и культуры речи
высшей квалификационной категории
ГОУ СПО «Медицинский колледж № 3, г. Волжский»
В федеральном законе «Об образовании», в Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 г. нашли отражение отличительные для начала ХХI в. изменения в характере образования — в направленности, целях, содержании,— которые более явно ориентируют обучаемых на творческую инициативу, самостоятельность, мобильность, конкурентоспособность будущих специалистов.
Компетентностный подход предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса, начиная от мотивации обучения и до его оценивания и коррекции.
При компетентностном подходе цель обучения ориентирована на освоение способов деятельности, направлена на студента; тщательно отбирается учебный материал для достижения заданных компетенций; по завершении работы над учебным элементом осваивается и демонстрируется способ деятельности; также необходимо формирование психологической позиции студента («Я учусь, как действовать»).
Компетентностный подход — это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, и в первую очередь новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение. В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой арсенал педагогических технологий, которые можно отнести к компетентностно ориентированным: это технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные образовательные технологии, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения), альтернативные и авторские технологии.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» сравнительно недавно вошла в образовательную программу медицинского колледжа. Преподавание осуществляется в течение первого года обучения.
Исходя из требований к минимуму знаний и умений по данной дисциплине целями обучения являются закрепление и углубление знаний, развитие умений студентов по различным разделам языкознания и культуре речи; совершенствование грамотности студентов, расширение знаний о культуре речи, тексте, функциональных стилях речи; а также развитие речи и мышления студентов на междисциплинарной основе, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.
Специалист – медик обязан быть прежде всего грамотным человеком, способным использовать лексическое богатство языка, выразить оттенки мысли, объяснить пациенту одновременно научно и доступно сложившуюся ситуацию.
В содержание занятий включаются профессиональная терминология, стандартные обороты речи, позволяющие студентам грамотно использовать их в своей будущей профессиональной деятельности развивающие общую культуру человека.
Целью занятий по дисциплине является практическое овладение основополагающими элементами научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей речи. Изучение научного стиля, например, знакомит студентов с такими жанрами, как реферат, статья, обзор, что позволяет использовать эти знания на междисциплинарной основе: это умение восприятия и переработки текстов учебных пособий по дисциплинам специальных циклов. А изучение официально-делового стиля речи предполагает использование знаний при составлении документов, в том числе медицинских, и грамотном их заполнении.
Большинство студентов - первокурсников не считают дисциплину «Русский язык и культура речи» ведущей, поэтому существуют определённые трудности в мотивации обучения. Не существует и учебников для медицинских колледжей. Поэтому нами были созданы следующие пособия для студентов и преподавателей: «Русский язык и культура речи» (учебно-методическое пособие); «Русский язык и культура речи» (учебно-практическое пособие); «Русский язык и культура речи» (практическая стилистика); «Как работать над рефератом»; «Тестовые задания» по дисциплине, «Основы библиотечно-библиографических знаний». Данные пособия обеспечивают студентов доступной информацией, дидактическим материалом при выполнении аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, современными требованиями при подготовке реферата по различным учебным дисциплинам; учат студентов пользоваться учебной литературой при подготовке к занятиям, помогают ориентироваться в потоке печатной продукции по медицине, формируют умение правильно составить библиографическое описание произведений печати, грамотно оформить конспекты, рефераты и т.д.; используются преподавателями в качестве заданий при закреплении нового материала, при проведении работы по выявлению остаточных знаний.
Также важную роль играет поиск и применение активных методов обучения на занятиях.
Остановимся подробнее на некоторых видах активного обучения, которые позволяют добиться ощутимых результатов усвоения материала. При подготовке к занятию и отборе материала к нему придерживаемся принципа профильной интеграции.
Например, устные сообщения студенты готовят в следующих формах:
- проговаривание общеупотребительной и медицинской лексики, медицинских аббревиатур с их расшифровкой в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами;
- выступления по темам «Медицинская фразеология», «Пословицы, поговорки, крылатые выражения, посвящённые медицине» с составлением сборников по данным темам;
- толкование медицинской терминологии, подобранной с учётом специальностей студентов (3 варианта: для медсестёр и фельдшеров, для акушерок, для стоматологов);
- пересказ текста статей современной медицинской периодики с выделением какой-либо актуальной проблемы медицины;
- презентация реферата, т.е. умение провести обобщающий обзор, самостоятельно сформулировать проблему реферируемого материала;
♦ учебно-исследовательская работа студентов («Нарушение орфоэпических и акцентологических норм в речи студентов колледжа», « Медицинские термины и медицинские профессионализмы: степень использования и взаимозаменяемости» и т.д.)
- обсуждение, диспут по вопросам медицины с нравственной точки зрения;
- публичное выступление (доклад, беседа) перед любой аудиторией (например, младшие школьники, старшеклассники, студенты, родители, пенсионеры и т.д.) с целью формирования умения отстаивать свою точку зрения, глубоко знать свой вопрос, используя приёмы ораторского искусства;
- самостоятельный анализ выступления (выслушанного доклада, диалога);
- терапевтическая игра («Консультация пациента об особенностях приёма того или иного лекарственного средства», «Инструктаж пациента при проведении той или иной медицинской манипуляции»);
- диалоги с проектированием производственной ситуации («Медработник-пациент»; «Я устраиваюсь на работу»);
- составление сообщений в соответствии с нормами речевого этикета (при самостоятельном выборе этикетной ситуации).
Учитывая индивидуальные особенности студентов, разработаны задания различной степени сложности, например, учебно-исследовательская работа студентов.
Оценивая орфографическую грамотность, сталкиваемся с проблемой: сохранять ли жёсткие требования, которые, с одной стороны, должны побуждать студентов к интенсивным занятиям, но, с другой стороны, могут заставить их избегать занятия из-за постоянной «ситуации неуспеха», или ослабить «орфографический террор». По этой причине нами были разработаны критерии оценивания грамотности студентов на основе личностно-ориентированного подхода. Прежде чем оценивать учебную деятельность студентов, на первых занятиях различными методами (мозговой штурм, актуализация прежних знаний и умений, тестирование и т.д.) выявляем так называемую «обучаемость» студента, т.е. его способность к усвоению учебного материала, способность выполнять задания различного характера.
Причины необучаемости, с которыми мы сталкиваемся, это качество полученного среднего образования (город или удалённое село), возраст студентов и национальность. Нельзя не учитывать и адаптационный период, т.к. данная дисциплина преподаётся с самого начала. Поэтому систему требований и оценивания студентов мы варьируем: с сильного студента и больший спрос.
При проверке письменных работ (как текущих, так и контрольных) ошибки не исправляем, а выносим на поля пометы, указывающие на ошибки, с тем чтобы студенты самостоятельно их нашли, проработали и исправили. Только после этого ставим оценку, которая удовлетворяет и студента и преподавателя.
Письменные работы проверяем систематически, т.к. это единственный путь взять под контроль совершенствование навыков правописания.
При оценивании студентов не подсчитываем ошибки механически, а учитываем характер допускаемых ошибок и продвижение студента, т.е. оцениваем не только результат, но, главным образом, те трансформации, которые осуществляет студент, усваивая учебный материал.
Метод малых групп играет решающую роль в развитии мышления и устной речи студентов, в формировании межличностных отношений, планировании совместной деятельности и ее выполнении. На занятиях мы создаём и моделируем ситуации, приближенные к профессиональной деятельности. Это способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для будущего специалиста.
Таким образом, суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуаций, которые могут привести к формированию профессиональной компетенции. Данный подход ориентирован на конечный результат обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Данная методическя разработка представляет собой опыт работы по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности 030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...