СССР в 20-30-е годы ХХ века
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Предварительный просмотр:
Лекция № 13
Тема: СССР в 20-30-е годы ХХ века
Цель: сформировать знания студентов о причинах, сущности и последствиях новой экономической политики для развития страны; смысле альтернативных вариантов экономического развития СССР и причинах избрания курса на форсированное развитие народного хозяйства с использованием жестких административных методов; результатах сталинской модернизации.
План лекции
1. Новая экономическая политика (НЭП) 1921-1927 гг.
2. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
3. Переход от Новой экономической политики к политике "большого скачка".
4. Коллективизация, индустриализация и культурная революция: источники, методы проведения и итоги.
5. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е годы. Формирование административно-командной системы.
6. Советская культура в 20-30-е годы.
1. Новая экономическая политика (НЭП) 1921-1927 гг.
Новая экономическая политика - это комплекс социально-экономических мар, направленных на упрочение власти большевиков с помощью восстановления рыночных отношений и обеспечения союза с крестьянством.
Основные предпосылки: разрушение экономики; антиправительственные выступления крестьян, недовольных политикой продразверстки; угасание надежд на мировую революцию, перспективы строительства социализма в отсталой крестьянской стране.
Основными элементами новой экономической политики были следующие:
- замена продразверстки продналогом, размер которого был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой (решение было принято в марте 1921 г. на Х съезде РКП(Б). В результате этого:
- стали восстанавливаться рыночные отношения;
- появилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда;
- в деревне стали развиваться различные формы кооперации;
- появилась возможность приобретения мелких промышленных и торговых предприятий, т. е. проводилась реставрация частной собственности в городе;
- была ослаблена чрезмерная централизация крупной промышленности, проведена реформа системы хозяйственного управления, тресты и синдикаты переведены на хозрасчет;
- принято решение о развитии госкапиталистических предприятий (концессии, смешанные общества);
- была проведена денежная реформа;
- упразднялась уравнительная оплата труда;
- в деревне в ограниченных размерах стала допускаться аренда и использование наемной рабочей силы.
В целом, НЭПовская экономика, по мнению исследователей, носила рыночно-административный характер. Власть и «командные высоты» в экономике (крупная и средняя промышленность, внешняя торговля, финансовая системы, транспорт) оставались в руках большевиков, которые не отказывались от конечной цели - социализма, шли к ней не прямым (политики «военного коммунизма»), а обходным путем, с помощью товарно-денежных отношений.
Каковы же были итоги новой экономической политики? В чем состояли внутренние противоречия НЭПа, которые привели к его ликвидации?
Реальными результатами НЭПа стали следующие:
- восстановление экономики (в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг., а в 1927 г. промышленное производство достигло довоенного уровня);
- произошло улучшение условий жизни;
- была достигнута относительная социальная и политическая стабильность.
Вместе с тем, к концу 1920-х гг. наблюдается стагнация сельскохозяйственного производства, сокращается товарное производство хлеба, что приводит к кризису хлебозаготовок и трудностям в снабжении города. Нависает реальная угроза союзу между рабочим классом и крестьянством, что могло вызвать потрясения государственной системы. Растет безработица и число недовольных политикой НЭПа как в рядах партии, так и среди беднейших слоев крестьянства, малоквалифицированных рабочих и служащих.
В чем же состояла причина такого положения? Во внутренних противоречиях НЭПа:
- восстанавливая рыночные отношения и частную собственность в экономике, партия одновременно укрепляла свою власть и политической и идейной сферах (ужесточилась борьба против фракций, из страны изгонялись инакомыслящие, гонения на церковь), пресекались любые попытки демократизировать общество;
- считая крупную промышленность оплотом социализма. Власть поддерживала ее, несмотря на убыточность за счет материальных средств, перекачиваемых из деревни, «ножниц цен» между промышленными и сельскохозяйственными товарами), а это грозило конфликтом с крестьянством;
- в деревне проводилась классово-ориентированная политика ограничения кулачества (уравнительные переделы земли, увеличение налогов). Наряду с неэффективной поддержкой бедняцких хозяйств, эти меры приводили к сокращению сельскохозяйственного производства и падению товарности крестьянских хозяйств;
- отдельные крупные государственные предприятия входили в систему трестов и не имели самостоятельности, управлялись административными методами;
- государство постепенно усиливало контроль над деятельностью кооперативов.
Таким образом, курс на построение социализма с использованием элементов капиталистических отношений, приоритет идейно-политических установок над экономическими соображениями порождали ограниченность и противоречивость НЭПа и в итоге в изменившихся международных условиях начала 30-х гг. привели руководство партии к политике «большого скачка» на пути к социализму.
2. Образование Союза Советских Социалистических Республик
В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.
Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.
Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92% всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика.
Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Без особого труда советская власть была установлена в закавказских республиках, провозгласивших свою независимость - Грузии, Армении и Азербайджане, объединившихся в единую Закавказскую Советскую Социалистическую республику.
Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», с тем, чтобы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.
Коммунистическая партия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.
Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК, которая рассматривала автономный, федеративный и конфедеративный варианты построения единого государства.
План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенным Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет, вплоть до отделения и создания самостоятельного государства.
В. И. Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект смог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.
30 декабря 1922 г. на I-м Съезде Советов было провоз-
глашено образование Союза Советских социалистических респуб-
лик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.
В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в декабре 1991 г.
В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.
Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. 31 января 1924 г . IIВсесоюзный съезд Советов принял
первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы
Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь советского государства.
3. Переход от Новой экономической политики к политике «большого скачка»
НЭП позволил восстановить народное хозяйство, перейти на расширенное воспроизводство в промышленности. Этому способствовал переход от продразверстки к продналогу, а вся остальная продукция крестьянского хозяйства могла поступать в обмен на промышленные и кустарные изделия, продаваться за деньги. Хозяйственные отношения стали строиться не совершенно новых основаниях - произошел переход от натуральных связей к товарно-денежным.
С 1924 г. продналог, преобразованный в единый сельскохозяйственный налог, взимался в денежной форме. При наличии у крестьян в достаточных размерах главного средства производства - земли - деревня получила простор к возрождению.
- Несколько позже в деревне была разрешена аренда земли, допущен наемный труд.
- Были разрешены торговля, мелкое частное производство с применением наемного труда. Государственная промышленность постепенно переводилась на коммерческие основы, самофинансирование и должна была все больше работать на рынок.
- Последовал пересмотр положения о кооперации, административно подчиненной в годы войны Наркомпроду. Кооперативные предприятия получили широкую свободу хозяйственной деятельности, восстанавливаются и расширяются торговые. Сбытовые, снабженческие, кредитные, жилищные кооперативы.
- Формируются специализированные центры по закупке, сбыту, переработке сельскохозяйственной продукции - "Льно-центр", "Маслоцентр", и др.
- В марте 1922 г. была начата денежная реформа. Воссозданный Госбанк приступил к выпуску новых денежных знаков -червонцев, обеспеченных по закону на четверть золотом и в остальной части - легкореализуемыми товарами, иностранной валютой, ценными бумагами. Фактическое золотое обеспечение червонца не опускалось ниже 50%.
- Была построена налоговая система. Налоги стали устанавливаться прямые как социально более справедливые, чем косвенные.
- Промышленные предприятия объединялись в хозрасчетные территориально-отраслевые тресты. В середине 1923 г. работал 478 хозрасчетных трестов.
- Восстановление промышленности шло все быстрее, с помощью кредита восстанавливались наиболее эффективные предприятия, формировались и перераспределялись капиталы. Менялась структура хозяйства. Строилась Волховская, Каширская электростанции, автозавод "АМО" и др.
Невиданное шестилетнее падение российской экономики за такие же примерно сроки НЭПа было преодолено. Хозяйство восстановлено.
Однако в 1928 г. в стране начинается резкий поворот, приведший к низведению политики НЭПа и переходу к курсу, который в дальнейшем получил название политики «большого скачка» или «великого перелома».
Что же лежало в его основе? - форсированная индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Что побудило переход к «новому курсу». Как свидетельствуют исследователи данной проблемы, фактором, побудившим к такому переходу были следующие моменты:
- экономическая отсталость СССР, зависимость от импорта машин ослабляли обороноспособность страны, которая находилась во враждебном окружении;
- индустриализация и коллективизация воспринимались как процесс построения фундамента социализма. Достижение этой цели должно было упрочить позиции советского руководства, повысить, как надеялись многие, уровень жизни народа.
Что же предопределило такой резкий поворот к иной политике «большого скачка»?
Результаты внутрипартийной борьбы, победа сталинской группы предопределили выбор командно-административного пути строительства социализма, использование «чрезвычайных мер». НЭП вновь подготовленными кадрами воспринимался как зло, которое затормозило переход к социализму, а эпоха «военного коммунизма» всячески восхвалялась.
Переход к политике «большого скачка» ускорялся срывом хлебозаготовок (на рубеже 1927-1928 гг.), невозможностью централизованно управлять стихией мелкотоварного крестьянского производства.
Идейно-психологической предпосылкой «великого перелома» стало разжигание чувства ненависти к классовому врагу, пропаганда борьбы с «вредительством». Выдвижение тезиса об обострении классовой борьбы входе социалистического строительства.
4. Индустриализация и коллективизация: источники, методы проведения и итоги
Индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение темпов социально-экономического развития. Начало того и другого приходится на
1929 г.
Вопрос об индустриализации как генеральной линии партии впервые был поставлен на Х1У съезде партии в 1925 г. Основной целью было: превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование в страну производящую, добиться экономической самостоятельности и повысить обороноспособность. Но, как свидетельствуют источники, не было проанализировано экономическое развитие страны, темпы индустриализации ее методы. Речь шла о внедрении машинной техники во все отрасли производства, как обозначено в плане ГОЭЛРО, а о производстве средств производства, т. е. тяжелой промышленности.
В период с 1926 по 1928 гг. осуществлялось строительство гигантов индустрии: Днепровской ГЭС, Сталинградского тракторного завода, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, и др. Безусловно, это было принципиально важным направлением в развитии тяжелой промышленности. Но передача ресурсов на строительство гигантов индустрии, а не заводов, которые производили бы товары народного потребления, приводила в итоге к разрушению экономических связей с деревней. Крестьяне постепенно утрачивали интерес к поставкам зерна на рынок. И как результат -произошел срыв хлебозаготовок.
В 1927 г. состоялся ХУ съезд ВКП(б), который взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. Был принят первый пятилетний план, разработанный Госпланом, в соответствии с которым в качестве основной задачи ставилась: превратить СССР из аграр-но-индустриальной страны в индустриальную. Относительно темпов и методов развития страны в ЦК партии существовали разные точки зрения, но в тот период еще удавалось принимать взвешенные решения, так как вопросы решались коллегиально.
Но очередным мероприятием, которое сильно подорвало принципы НЭПа, явилось подстегивание темпов промышленного развития страны. Известно, что первый пятилетний план разрабатывался и был принят с учетом принципов НЭПа, и, в частности, был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. Первые два года пятилетний план успешно выполнялся, что свидетельствует о том, что в 1928/29 и 1929/30 хозяйственных годах в промышленности еще продолжали действовать принципы НЭПа. Перелом в промышленности падает на конец 1929 г. и особенно на 1930 г., когда Сталин официально заявил о необходимости пересмотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения. Против выступила «правая оппозиция» во главе с Н.И. Бухариным, но ХУ1 съезд партии в 1930 г. одобрил линию на ускорение темпов социалистического строительства.
Параллельно с этим стали создаваться и новые органы управления. В 1932 г. вместо ВСНХ образуют четыре отраслевых наркомата, а к концу 30-х гг. их число возрастает до 20. Именно наркоматы со строгой вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, становятся приемлемой формой управления. Кроме того, эта система открывала неограниченные возможности для роста бюрократического аппарата, ставшего одной из ключевых опор сталинского режима.
Чем же обосновывал необходимость смены экономических приоритетов и форм управления в конце 20-х годов И. Сталин?
Он указывал, прежде всего, на существовавшие трудности во внутри- и внешнеполитическом положении страны. Внутри страны вновь обострились диспропорции в развитии сельского хозяйства и промышленности. Хлебозаготовительные трудности вызывали обострение продовольственной проблемы и заставили ввести в городах в начале 1929 г. нормированное распределение продуктов по карточкам. Кроме того, начавшаяся было увеличивать темпы своего развития промышленность, испытывала серьезные проблемы в обеспечении своих потребностей в сельскохозяйственном сырье и рабочей силе. Все эти внутренние проблемы страны Сталин, ставший к концу 20-х гг. единоличным правителем, планировал решить за счет сельского хозяйства.
Важно также отметить, что индустриализация страны проводилась в условиях нехватки финансовых средств, утраты опыта квалифицированных кадров управленцев. Источники финансирования строительства предприятий тяжелой промышленности изыскивались исключительно внутри страны:
- из доходов сельского хозяйства и легкой промышленности, которые перераспределялись в пользу индустриальных отраслей;
- из доходов от внешней торговли;
- за счет ограничения потребления трудящихся - увеличение розничных цен, введение карточной системы.
Мощными рычагами проведения индустриализации был трудовой энтузиазм народа - ударничество, стахановское движение, а также политика «закручивания гаек», которая с помощью страха нейтрализовывала враждебную и втягивала пассивную часть населения в процесс производства. За две пятилетки (19291937 гг.) страна совершила беспрецедентный скачок в промышленном производстве, выйдя на второе место в мире после США, а численность рабочего класса увеличилась с 9 до 24 млн. человек.
С осени 1929 г. началась насильственная коллективизация крестьянства. Создание колхозов, основанных на обобществлении основных средств производства и коллективной труде, сопровождалось изгнанием из деревни реально и потенциально опасных для Советской власти слоев. Шел процесс раскулачивания зажиточных крестьян. Но, как это ни печально, но раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков, которые уклонялись от коллективизации. С целью активизации и успешного проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тысяч рабочих из городов в дополнение к уже направленным ранее в деревню для проведения хлебозаготовок. А в некоторые регионы Украины, Северного Кавказа и Дона, где сопротивление было активным, были введены и войска.
Подавляющее же число бедняцких слоев шло добровольно в коллективные хозяйства, надеясь на создание для себя более благополучной жизни.
Повышение темпов коллективизации, порождаемое форсированной индустриализацией, вызвало ряд крестьянских выступлений протеста.
2 марта 1930 г. была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он осудил многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов, «чиновничье декретирование колхозного движения». Он критиковал излишнюю ретивость в деле раскулачивания, жертвами которого стали многие середняки. Обобществлению подвергался зачастую и мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Необходимо было остановить это «головокружение от успехов» и покончить с бумажными колхозами. После этой статьи, пока местное руководство находилось в смятении, половина из насильственно загнанных в колхозы крестьян смогла их покинуть, но в итоге благодаря проделанной большой разъяснительной работе по вовлечению в колхозы на добровольной основе, к 1932 г. в них уже состояло 62% крестьянских хозяйств.
Последствия «великого перелома» в деревне были крайне тяжелыми: валовое производство зерна упало, сократилось поголовье скота, от голода и раскулачивания погибли миллионы людей. Но, тем не менее, позиции власти укрепились при сокращении численности крестьян на одну треть, государственные заготовки выросли в 1934 г. по сравнению с 1928 г. в 2 раза, деревня оказалась под контролем жесткой централизации.
В целом же в результате осуществления курса «большого скачка» в стране был построен государственный социализм, основанный на фактическом огосударствлении средств производства.
На этой социально-экономической базе укрепляется командно-административная системы власти во главе со Сталиным и фактические полностью партийно-государственная бюрократия распоряжается властью и собственностью в стране.
Оценивая итоги экономического развития стран в 30-е годы, нужно иметь в виду следующее. Его результатом был выход Советского Союза на первое место в Европе и на второе в мире по объему промышленного производства. В стране были созданы новые отрасли промышленного производства, которые ранее отсутствовали в царской России, отрасли, способные производить оборудование различного назначения, не уступающие мировым аналогам.
Реальные темпы развития промышленности в 1828-1940 гг. оказались ниже, чем в годы НЭПа, но все достаточно высокими по сравнению с другими странами мира. За эти годы они составили, по официальным данным, 17% в год, а в пересчете современных исследователей -9%.
Более однородной стали социальная структура населения, что отвечало интересам и стремлениям партийно-государственного руководства.
После окончания Великой Отечественной войны не без оснований утверждалось, что победа советского народа была достигнута во многом благодаря экономическим успехам в 30-е гг. Но здесь нужно видеть и другое: какой ценой были достигнуты эти экономические результаты.
Высокие темпы экономического развития поддерживались за счет частичного снижения жизненного уровня. Еще более сильно проявила себя в 30-е годы диспропорция в развитии различных отраслей народного хозяйства: деградация деревни была оборотной стороной прогресса тяжелой индустрии.
Социальная неоднородность населения обернулась появлением маргинальных слоев в структуре советского общества, которые не могли до конца осознавать свои интересы и становились объектом манипулирования со стороны властных структур. Все это очень дорого обошлось всему обществу.
5. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е годы. Формирование административно-командной системы
Исследование указанной проблемы в советской и российской историографии постоянно находится в центре внимания научных дискуссий, которые развернулись особенно в последнее время, и особенностью которых является то, что в них принимают участие не только профессиональные историки. Но и политологи, философы, экономисты, публицисты, представители широкой общественности. Делаются порою диаметрально противоположные выводы, у одних, это попытка представить историю страны в 1930-е годы как поступательное, бескризисное развитие, при полном отсутствии недостатков и трудностей, у других, пересмотреть традиционную концепции этого периода, начиная с критики ошибок Сталина, затем системы, которая им была создана, а в конечном счет была поставлена под сомнение сама идея, положенная в основу данной системы.
Наша задача, на основе имеющихся исторических фактов, проследить основные моменты, связанные с общественно-политическими процессами в практической плоскости.
Давая общую характеристику этого периода, нужно отметить, что в результате осуществления политики «большого скачка» складывается тоталитарный политический режим, контролирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего мира человека.
В экономике устанавливается предельно жесткий централизм и управление при минимальной хозяйственной самостоятельности предприятий; осуществляется централизованное распределение сырья и продукции; контроль партийных комитетом за хозяйственниками и администрацией, т.е. практически как в эпоху «военного коммунизма», когда политика доминирует над экономикой.
В общественных отношениях утверждается уравнительность, ориентированная на минимум потребления; отчуждение народа от власти и собственности; высокая социальная мобильность и возможность подняться наверх, попав в аппарат. Личность полностью подчиняется обществу, которое, в свою очередь, код контролем государственного аппарата. Особая роль в осуществлении жесткого контроля власти над человеком была отведена органам и средствам массовой пропаганды.
В политической сфере на смену диктатуре партийного руководства приходит режим личной власти. В ее основе партийные органы, состав которых многократно обновляется и они, в результате, заполняются сталинскими выдвиженцами. Под прямым контролем Сталина действуют органы безопасности. Все это имеет место на фоне существования Советов всех уровней от Верховного до районного и сельского и Конституции 1936 г., в которой были провозглашены демократические свободы и права человека.
Нужно заметить, что режим личной власти имеет широкую массовую поддержку, что придает ему характер культа личности, истоки которого коренятся как в социально-экономических изменениях, происшедших в стране, так и исторических традициях и психологии масс.
В систему диктатуры пролетариата входят - партия, Советы, профсоюз, комсомол, творческие союзы и организации, которые играли роль приводных ремней партийно-государственного руководства к массам.
Если обратиться к истории перехода к тоталитарной государственности, то можно заметить, что начало 1930-х гг. было ознаменовано грандиозными политическими судебными процессами. Какая цель ими преследовалась? - Переложить ответственность за провалы и трудности в социалистическом строительстве на происки классового врага, который в то время выступал в роли буржуазного специалиста-вредителя (аресты бывших генералов и офицеров царской армии, находившихся на службе РККА, ученых экономистов-аграрников, научно-технической интеллигенции, ставка на искоренение инакомыслия и пассивности в среде интеллигенции.
Как уже отмечалось выше, к началу 1930-х гг. темпы социалистического строительства были достаточно высоки, соответственно возрастали и экономические трудности и нагнеталась социальная напряженность. В этих условиях было, как издавна практиковалось в нашей истории, все затруднения представлять следствием вредительство со стороны «врагов народа». Именно с этим связано расширение и усиление репрессивного аппарата. В 1930 г. было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ ОГПУ).
Складывавшаяся ситуация в 1930-е годы вызвала обеспокоенность у советских и партийных деятелей, ситуация, которая была следствием непродуманности решений, отсутствием коллегиальности в работе ЦК, Политбюро, отсутствием реальных проработок в экономической политике.
Организаторы оппозиции (Сырцов, Ломинадзе) выступили против бюрократизма, практики насильственной коллективизации, неоправданно высоких темпов капитального строительства и индустриализации. Была сделана попытка поставить вопрос о смещении Сталина с поста Генерального Секретаря. Но 1 декабря 1930 г. было принято специальное постановление ЦК и ЦКК ВКП (б), которое квалифицировало их деятельность как «право-левацкий» блок в партии и все участники блока были сняты со своих постов.
Необходимо отметить, что ядром сопротивления сталинщине в это время была большевистская партийная ленинская гвардия, которая в своем анализе причин пришла к выводу, что Сталин порвал с ленинизмом, установил личную диктатуру, и что именно в нарушении принципов экономического и политического руководства кроются причины существующего кризиса.
С другой стороны, в 1933 г., переломном во внутренней и внешней политике, происходит чистка партийного и государственного аппарата. В партии и государстве резко усиливаются позиции Сталина и происходит рост его личного авторитета. В чем состояли причины такой ситуации? Прежде всего, в достижении сравнительно высоких экономических результатов, о которых говорилось выше, которые привели к определенному ослаблению социальной напряженности; разгром оппозиционных группировок в партии, а также приход к власти Гитлера в Германии, противовес которому могла составить диктатура Сталина.
В 1934 г. состоялся ХУ11 съезд ВКП(б), который получил название «съезда победителей», а в позднейшей литературе -«съезда расстрелянных». На съезде присутствовали и поддержали Сталина все лидеры бывших оппозиционных группировок. Именно ХУ11 съезд закрепил победу сталинизма как определенного режима личной власти в партии и государстве. На ХУ11 съезде партии произошло окончательное поражение старой большевистской гвардии. Сталин полностью перестал считаться с мнением членов
ЦК и Политбюро. Но он опасался потенциальной оппозиции, поэтому почти все делегаты съезда были репрессированы.
1 декабря 1934 г. происходит убийство С.М. Кирова, который выдвинулся на второе место в партии, и есть предположения, хотя это не доказано, что эта акция была осуществлена не без санкции Сталина.
В январе 1936 г. были арестованы и необоснованно репрессированы Каменев, Зиновьев и еще семнадцать видных руководителей партии и государства. Летом того же года фабрикуется так называемое «Кремлевское дело», когда значительная часть кремлевского аппарата обвинялась в подготовке террористических актов против Сталина. Старая партийная гвардия обвинялась в подготовке террористических актов против Сталина. Все участники судебных процессов были расстреляны.
Но нужно отметить, что высшей точкой репрессивной политики стали весна и лета 1937 г., когда начинается чистка в РККА, проводятся аресты Тухачевского, Якира, Уборевича, и др. с обвинением в организации «котрреволюционного заговора в РККА». Все были расстреляны.
На Пленуме ЦК партии в 1937 г. против деятельности органов внутренних дел выступили Каминский и Пятницкий (члены Центрального Комитета - Высшего органа государственной власти), расстреляны в 1938 г. В том же году был организован процесс над Бухариным и Рыковым. Оба были расстреляны.
Единство партии превращается в идею, которая воспитывала членов партии в беспрекословной выполнении директив руководства, а это самое руководство осуществлялось узкой группой внутри Политбюро.
В 1939 г. состоялся XVIII съезд партии, на котором было констатировано, что социализм в СССР в основном построен и начинается постепенный переход к строительству собственно коммунистического общества. На деле же сложилась система, подконтрольная режиму личной власти Сталина, тоталитарная власть. В чем состоит ее суть?
Сущность тоталитаризма - в огосударствлении собственности, полном контроле государства над экономикой, обществом и личностью.
Вместе с тем, нужно отметить, что понимание сути режима, существовавшего в 30-е годы, пришло намного позже, а в тот период простые советские труженики, никоим образом не причастные ко всему тому, что творилось в верхних эшелонах власти, с искренней убежденностью, честно и добросовестно создавали мощь Советского государства, несмотря на все катаклизмы, выпавшие на их долю. СССР, накануне второй мировой войны занимал ведущие позиции в мире, с которым не могли не считаться. К тому же, многочисленные репрессии, проходившие на глазах у народа, выглядели как борьба за внутриполитическое и экономическое единение страны, за построение светлого будущего, в которое они искренне верили, тем более в концентрированном виде все основные факты (но далеко еще не все) стали выплывать на свет только после ХХ съезда КПСС, 1956 г. Тем временем продолжался напряженный труд нашего народа, вплотную столкнувшегося с необходимостью активизации деятельности всей страны, в условиях надвигавшейся войны.
6. Советская культура в 20-30-е годы ХХ века
Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:
- разворачивается подготовка кадров через Коммунистический университет им. Свердлова;
- создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;
- ведется активная работа по налаживанию диалога с представителями старой интеллигенции;
- формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;
- проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;
- возрождается система научных учреждений царской России, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;
- в литературе появляется целое направление, в которой революция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяковский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;
- приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.
- Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз советских писателей.
- Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, результатом работы которой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 г.
В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партийные и комсомольские работники.
Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 19331937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.
Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.
В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).
Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).
А. П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.
Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.
В середине 1930-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.
Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.
Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.
Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматривали новые фильмы.
Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в этот период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим талантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.
Итоги культурного развития:
- достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмотности;
- происходит подъем творческой интеллигенции;
- создаются новые и возрождаются старые творческие объединения;
- появляются множество классических произведений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный контроль.
Литература
1. История Отечества в документах. Хрестоматия. Т. 2. 1921-1939. - М., 2010.
2. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. - М., 2011.
3. Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика послереволюционной России (1917-1928). - СПб., 2011.
4. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. - М., 2010.
5. Черных А. И. Становление России советской: 20-е гг. в зеркале социологии. - М., 2010.
6. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы. Документы и материалы. - М., 2010.
7. Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917-1922. - М., 2011.
8. Национальная политика России: история и современность. - М., 2009.
9. Ленин В.И. Последние письма и статьи. - М., 2008.
10. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. - М., 12010.
11. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. -М., 2010.
12. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. - М., 2011.
13. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. -М., 2012.
14. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. - М., 2012.
15. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939 гг. - М., 2010.
16. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1917-1932. - М., 2010.
17. Дмитренко В.П. Формирование административно-командной системы в 20-30-е годы . - М., 2010.
18. Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). - М., 2012.
19. Роговин В.З. Сталинский неонэп. - М., 2012.
20. Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. - М., 2012.
21. Медведев Р. О Сталине и сталинизме. - М., 2014.
22. Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941 гг. – Ростов н/Д. 2011.
Контрольные вопросы к лекции 13
1. Назовите причины перехода к новой экономической политике. Приведите конкретные примеры и покажите степень эффективности осуществления НЭП в деревне.
2. К каким социальным изменениям в жизни людей привела новая экономическая политика?
3. Почему в годы НЭПа большевики не допустили возрождения многопартийности?
4. Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков?
5. Назовите первые шаги советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций.
6. Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства?
7. В чем вы видите причины трансформации федеративного государства в унитарное?
8. Каким образом Сталин и его окружение осуществляли борьбу с политическими оппонентами в партии?
9. Какие основные вопросы, связанные с проблемами социалистического строительства, разработал В.И. Ленин в своих «Последних письмах и статьях»?
10. Раскройте понятие «культурная революция». Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?
11. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?
12. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?
13. Назовите основные источники накопления в ходе советской индустриализации.
14. В чем заключались причины хлебозаготовительного кризиса 1928-1929 гг. и каковы были его последствия?
15. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?
16. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.
17. В чем, на ваш взгляд, проявилось огосударствление культуры в годы советского строительства?
18. Чем были вызваны репрессии против деятелей советской культуры? Как они повлияли на духовное состояние советского общества в 30-х гг.?
19. Как решалась проблема воспитания нового человека социалистического общества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СССР в 20-30 годы 20 века»
Урок-зачёт по истории Отечества в 10 классе....
Великая Отечественная война в литературе 40 - 80 - х годов XX века.
Данный урок по литературе помогает познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны. А также развивать навыки...
«СССР 70-начало 80-х годов»
Политические и экономические изменения в СССР...
Методическая разработка урока по теме "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"
Методическая разработка урока по предмету История, раздел рабочей программы "Между мировыми войнами", тема - "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"...
Повседневная жизнь в СССР конца 1950-х – начала 60-х годов ХХ века.
Комбинированный урок-практикум «погружение в историю»На уроке формируются представления студентов о жизни, быте и культуре советских людей в период с 1953 - 1964 год. Рассматриваются особе...
Ликвидация неграмотности в СССР в 1920-1930-е годы причины, методы и результаты.
Проблемы ликвидации неграмотности в СССР в 1920–30-е гг. интересовали многих историков, поэтому историография данного вопроса является довольно обширной.По результатам первой российской переписи...
Практическая работа "Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века
Формировать представление об особенностях внешней политики СССР в 20е годы Задачи:Определить причины международных договоров, Рассмотреть условия Генуэзской конференции и Рапальского ...