Лекция "Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов."
план-конспект занятия
Конспект
лекции для студентов 2-го курса по дисциплине ОГСЭ.02 История
для специальностей среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_vnutrennyaya_politika_vlasti_sssr_k_nachalu_1980-h.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамович Екатерина Ивановна
преподаватель истории
ОГБПОУ Ивановский промышленно-экономический
колледж Шуйский филиал
Прыткова Елена Ивановна
методист
ОГБПОУ Ивановский промышленно-экономический
колледж Шуйский филиал
Конспект
лекции для студентов 2-го курса по дисциплине ОГСЭ.02 История
для специальностей среднего профессионального образования
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов.
План занятия:
1. Особенности политической жизни страны конца 1960-х – начала 1980-х гг. Конституция 1977 г.
2. Изменения в политической системе.
3. Социальная политика.
4. Официальная идеология и реальное мировоззрение партийной номенклатуры.
5. Внутренняя политика СССР.
Ход занятия:
1. Особенности политической жизни страны конца 1960-х – начала 1980-х гг. Конституция 1977 г.
Характерной чертой политической жизни общества конца 1960-х – начала 1980-х гг. стала интенсивная законотворческая работа. За эти годы были приняты десятки законодательных актов, охватывающих самые различные сферы жизни. Увенчать законотворческую деятельность была призвана принятая в 1977 г. новая Конституция СССР.
В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным признаком государственной власти провозглашалось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.
Во главе советской политической системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между сессиями Верховного Совета его функции выполнял Президиум.
Ядром политической системы социалистического общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Эта статья отразила процесс перехода от личной власти вождя к принципам коллективного руководства политбюро, с волей которого не мог уже не считаться генеральный секретарь ЦК КПСС.
В новой Конституции были зафиксированы принципы отношений СССР с другими государствами:
- суверенное равенство;
- взаимный отказ от применении силы;
- соблюдение территориальной целостности государств;
- мирное урегулирование спорных вопросов.
В Конституции сохранялись основные положения о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан.
Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся. В стране продолжало сохраняться немало проблем не только в политико-экономической области, но и в социальной сфере, в области взаимоотношений национально-государственных образований Союза ССР.
2. Изменения в политической системе.
Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе на рубеже 60-х гг., требовало обновления политической системы, признания теории разделения властей, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека.
Социальный заказ правящего класса в 1965 – 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение, статус-кво. Поэтому внешне советская политическая система изменилась мало. Но именно курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали».
В 60-70-е гг. на партийных съездах, на партийных съездах, Пленумах ЦК КПСС принимались многочисленные резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни, об ограничении влияния бюрократического аппарата.
Укрепление Советского государства и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы официальной внутренней политики. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрытием для принятия партийных решений. В сентябре 1972 г. был принят закон о полномочиях всех уровней. Однако на практике повысить роль местных Советов не удалось. Они по-прежнему не имели собственных источников финансирования и целиком зависели от средств центра. Кроме того Верховный Совет СССР не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Важнейшие решения, такие, как ввод войск в Афганистан в 1979 г., принимались без ведома Верховного Совета. С середины 70-х годов сессии представительных органов всех уровней становились все короче, а заседания депутатских комиссий собирались все реже.
Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек. Однако именно быстрый рост рядов партии и сосредоточение реальной власти в исполнительных органах – бюро, секретариатах, парткомах, а фактически в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек, снижали былое значение членства в партии. Вместе с тем вступление в ряды КВСС по-прежнему являлось единственным реальным путем возможность сделать карьеру, способом попасть в «новый класс».
Партийные съезды все больше носили парадный характер. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с «верным ленинцем» Л.И.Брежневым. Отчетный доклад Л.И.Брежнева на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 г. прерывался аплодисментами 78 раз, продолжительными аплодисментами – 40 раз, бурными продолжительными аплодисментами – 8 раз.
Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющий на деле контролировать общество и саму номенклатуру. По этой причине в 1965 – 1984 гг. кадровые перестановки в высших эшелонах власти были сведены к минимуму. Принцип «стабильности кадров» характерен был, прежде всего, для самого политбюро, из которого члены выводились крайне редко. В составе Политбюро ЦК КПСС – большинство членов находилась более 15 лет, в ЦК КПСС – более 12 лет. При этом некоторые члены находились в ЦК от 34 лет (Б.Н. Пономарев, М.В. Зимянин) до 25 лет (М.С. Соломенцев, А.А. Громыко, Н.А. Тихонов). К началу 80-х годов средний возраст членов Политбюро достиг 70 лет. Заседания его носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они нередко лишь 15-20 минут.
Номенклатура непрерывно наращивала бюрократический аппарат. За брежневское двадцатилетие число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к середине 80-х гг. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чиновников. Общая численность управленцев составила 18 млн.человек (на 6-7 работающих – один управленец), из них около 1.6 млн.человек работали в высших и средних звеньях министерств, 11.5 млн.человек составляли управленческий аппарат предприятий и организаций, а еще 3.5 млн. – технический и обслуживающий персонал (машинистки, водители, охрана). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 80-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. рублей, или 10% государственного бюджета.
3. Социальная политика.
В 1970 – 1980-е годы нараставшее отставание СССР от стран с рыночной экономикой переросло в системный кризис, обостривший социальные проблемы. В начале брежневского правления жизненный уровень хотя и медленно, но повышался.
«Нефтяные» деньги, заменив ресурсы, поступавшие из традиционного сектора, позволили несколько приблизить уровень жизни в СССР к уровню жизни в развитых капиталистических странах. С конца 1970-х годов рост благосостояния практически остановился. При общем росте расходов на развитие социально-культурной сферы их удельный вес в национальном доходе и государственном бюджете непрерывно сокращался. Доля расходов на жилищное строительство в общем объеме капитальных вложений на 1970-1984 годы снизилась с 17,1 до 15,4%, а в строительство учреждений науки, культуры, искусства и народного образования – с 5,5 до 4,6%. Доля ассигнований на социально-культурные мероприятия и науку в общих расходах госбюджета сократилась за 1970-1985 годы с 36,1 до 31,5%. Провозглашенная с высоких трибун установка партии «к 2000 году каждой семье отдельную квартиру» так и не была выполнена, хотя в десятой (1976 – 1980 годы) и одиннадцатой (1981 – 1985 годы) пятилетках ежегодно вводилось не менее 100 млн. кв.м. жилья. К началу 1980-х годов разрыв между потребностью в жилье и ее удовлетворением по-прежнему был значительным.
Продолжалось бегство из села в город. Несмотря на то, что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Происходил рост числа инженерно-технических работников, получивших высшее образование в самых разнообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города были переполнены выпускниками институтов и испытывали острую нехватку рабочих кадров.
В промышленности много людей было занято трудом, не требующим высокой квалификации, была распространена уравниловка в зарплате. Падал престиж сложного квалифицированного труда.
Социальное неравенство углублялось с 1960-х годов. В условиях всеобщего дефицита товаров дифференциация уровней жизни населения проходила не только по линии официальных ведомостей выдачи зарплаты или пенсий, сколько по возможности доступа к материальным благам. Этот доступ определялся положением в партийно-государственной структуре и принадлежностью к привилегированным слоям и группам населения: партийная и советская номенклатура, сюда же надо отнести генералитет армии и КГБ, руководителей колхозов и совхозов, население закрытых городов ВПК.
Высокой была дифференциация обеспеченности жильем. В конце 1970-х годов, как и в 1968 году, менее 5 кв.м на человека имели 10% семей, более 15 кв.м – 17%. Доля стоявших в очереди на жилье за 10 лет не уменьшилась и составляла 20%.
Государство было основным заказчиком строительства жилья, оно и распределяло жилье. Проблема состояла в том, что проконтролировать движение в жилищных очередях было практически невозможно, так как существовало множество исключений для внеочередного предоставления жилья (партийным и госчиновникам, руководящим работникам ВПК, военнослужащим, героям труда, многодетным семьям и т.д.), а также множество злоупотреблений при распределении жилья. В результате бесплатные квартиры в престижных районах доставались в первую очередь привилегированным социальным слоям.
В здравоохранении была создана широкая общегосударственная сеть районных и городских больниц для стационарного лечения, поликлиник, амбулаторных и фельдшерских пунктов на селе. Кроме того имелись и ведомственные медицинские учреждения на заводах, фабриках, институтах, организациях. С 1960-х годов были введены обязательные профмедосмотры различных категорий работников, которые позволяли выявлять заболевания на ранних стадиях. В 1986 – 1988 годах по числу врачей на 1000 человек населения (43,8) СССР, опережал Францию (24,8), Японию (20,7), ФРГ (32,6) и США (27,2).
Однако к началу 1980-х годов в России наметился спад рождаемости и увеличение смертности. Численность населения СССР в течение двух десятилетий (с 1955 по 1979 годы) росла главным образом за счет населения Средней Азии. К началу 1980 г. СССР оказалось на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность , чем наша страна.
Но все же в целом по сравнению с нищетой конца 1930-х гг., послевоенным периодом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства.
Видимость благополучия в народном хозяйстве, некоторый рост благосостояния в 1970-е годы обеспечивались благодаря «нефтяному допингу». Экспорт нефти, цены на которую возросли на мировом рынке почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, «решать» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы.
Наряду с «плановой» централизованной экономикой укрепляются «цеховики», разрастается «теневая экономика», дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей; рядом с официальной атеистической коммунистической идеологией возникает диссидентство, наряду с рабочим классом, колхозным крестьянством – предпринимательские слои, номенклатура.
Вялая борьба брежневского режима с этими «чуждыми социалистической системе элементами» придает им уродливый, криминальный характер, но не останавливает разложение системы.
4. Официальная идеология и реальное мировоззрение партийной номенклатуры.
Важнейшей особенностью номенклатуры являлся ее закрытый характер, не позволявший обществу контролировать объем полномочий чиновников, их привилегии. Лица, вошедшие однажды в номенклатуру, переводились с должности на должность почти автоматически, что явно расходилось с провозглашенными нормами внутрипартийной демократии, выборности и сменяемости высших руководителей и поэтому скрывалось от глаз рядовых коммунистов и остального общества.
Номенклатурный принцип подбора кадров основывался не на профессионализме, а в первую очередь на политической лояльности. На должности назначались «свои люди», включая родственников и знакомых. Даже сам факт существования номенклатурных списков был обществу неизвестен. С 1932 года номенклатурные перечни должностей и списки людей, входивших в номенклатуру, были государственной тайной.
Номенклатура формировалась по большей части из рабочих и крестьян, которые получали поверхностное, жестко идеологизированное образование. Интеллигенция с ее широкими гуманитарными знаниями, нравственными принципами и традициями во власть практически не допускалась. Созданный таким образом слой советских управленцев, названных А.И. Солженицыным «образованцами», на многие десятилетия определил консервативный, реакционный характер. От этого наследия наша страна не вполне избавилась и по сей день.
Другой принципиальной особенностью номенклатуры, непосредственно вытекавшей из социально-экономической природы советской системы, была натуральная оплата ее службы. В первые годы советской власти реальное материальное положение всех категорий работников определялось прежде всего натуральным снабжением. Руководители имели возможность получать дополнительные, не фиксируемые общими нормами, специальные продовольственные пайки («броньпаек», «усиленный паек», «красноармейский» и др.). Сначала разовые и другие выдачи считались отступлениями от принципа, затем стали нормой.
Справедливо считая коррупцию величайшим злом, Ленин предлагал поддавшихся коррупции коммунистов наказывать вдвое строже, чем беспартийных. Большие, но неоправданные надежды возлагались на «партмаксимум», когда членам партии запрещалось получать зарплату выше установленного максимума. После революции число членов партии выросло более чем в 30 раз: с 24 тыс. в марте 1917 года до 732,5 тыс. в марте 1921 года.
Одновременно происходило расслоение ее рядов, связанное с концентрацией власти в руках партийной верхушки. Для борьбы с нравственными деформациями в партии был создан «суд коммунистической чести» - Контрольная комиссия (впоследствии стала называться центральной - ЦКК) – и организованы соответствующие комиссии на местах, чтобы «чистить, выгонять, надзирать». Наряду с этим применялись и более сильные средства – одноразовые всеобщие чистки партийных рядов. В ходя проведенной во второй половине 1921 года чистки партии были исключены 24,1% ее членов.
В предвоенные и особенно послевоенные годы открытые и завуалированные привилегии продолжали нарастать. Городское население увеличивалось, жилья строилось недостаточно, квартиры получала прежде всего номенклатура. Возникли «отраслевые привилегии», при которых партийно-государственный аппарат, руководящие чиновники отраслевых наркоматов пользовались услугами спецполиклиник, «собственных» санаториев, домов отдыха. Количество и качество привилегий зависело от занимаемого поста, а сам пост зависел от вышестоящего начальства. Так год за годом менялась ментальность руководящих кадров. «Революционный дух из идеологии беспощадно вытравляла … сама система, панически боявшаяся любых революционных выступлений, которые теперь могли быть направлены только против нее, против коммунистического государства».
В 1930 – 1949-е годы лишь страх мешал окончательному перерождению номенклатуры, ведь любой самый высокопоставленный чиновник испытывал постоянный страх за свою судьбу. Сталин репрессиями и подачками держал номенклатуру в «узде».
XX съезд КПСС стал важнейшей вехой в либерализации советской системы и одновременно открыл шлюзы для «перерождения» номенклатуры. Разоблачение сталинских преступлений нанесло серьезный удар по коммунистической идеологии. С приходом к власти Л.И. Брежнева время репрессий в партийной номенклатуре окончательно ушло в прошлое, она освободилась от многих моральных запретов.
В 1970-е годы основным критерием продвижения по службе стала уже «личная преданность Хозяину». Продвигаясь от одной номенклатурной должности к другой, первые лица вели за собой проверенных людей с предыдущих мест своей руководящей работы. Наиболее сильной «группой влияния» в высших эшелонах власти стала «днепропетровская группировка», названная по месту начала трудовой деятельности будущего генсека. Меньшим, но все же ощутимым влиянием пользовались и соратники Брежнева по его работе в Молдавии и Казахстане.
Новые элементы, привнесенные в социалистическую систему в годы хрущевской «оттепели» и хозяйственной реформы 1965 года (социалистическая законность, материальное стимулирование, хозрасчет, прибыль), расширили диапазон возможных путей развития советского общества в рамках официальной доктрины. Если в середине 1960-х годов номенклатура предпочитала стабильное, даже стагнирующее развитие, то в 1970-е годы ее целью стала постепенная трансформация общества, не требующая слома режима и других серьезных потрясений. Централизованная экономика и политический тоталитаризм больше не отвечали ее интересам.
В отличие от старой номенклатуры, новая была более независима, обладала профессиональными знаниями, почти все имели высшее образование, а многие и ученые степени, причем неоднократно бывали на Западе.
Главным источникам обогащения, «первоначального» накопления капитала номенклатуры в 1960-е – начале 1980-х годов стали различные должностные злоупотребления, систематические взятки, приписки, протекционизм, «зоны вне критики». К началу 1980-х годов от социалистического «базиса» осталась лишь внешняя оболочка. Высшие государственные чиновники, министры, их заместители, директора концернов искали возможность навечно закрепить свое право владеть и управлять, мечтали о праве собственности на предприятия. Желание советской номенклатуры изменить общественное устройство в своих интересах, оформить юридически те права. Которыми пользовались де-факто, стало осознанной потребностью.
В условиях отсутствия гласности, контроля за деятельностью аппарата усилились бесконтрольность и безнаказанность чиновников, широко распространились хищения, взяточничество и приписки, создались благоприятные условия для роста черного рынка. Капиталы теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. рублей.
На основе подкупа должностных лиц происходило сращивание уголовного мира с представителями аппарата власти, управления, правоохранительных органов, которые за огромные взятки покрывали преступников, устраняли неугодных и неподкупных лиц. Страну взбудоражили громкое судебное дело фирмы «Океан», по которому был осужден к расстрелу один из заместителей министра рыбного хозяйства СССР; дело бывшего заместителя министра внешней торговли Сушкова и его сообщников; дела бывших руководителей Узбекской ССР Усманходжаева и Худайбердыева; дела бывшего заместителя председателя Совета Министров Молдавской ССР Вышку, некоторых министров и др. Все это вело к падению престижа управленческого аппарата, нарастанию правового нигилизма, преступности, социальной апатии масс.
5. Внутренняя политика СССР середины 1960-х – начала 1980-х годов.
Тезис о преимуществах социализма активно эксплуатировался пропагандой с первых лет советской власти. В работах Ленина социализм представал как строй, в отличии от капитализма, способный на стадии зрелости «обеспечить полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества». Официальной целью социалистического производства провозглашалось благо каждого человека. Однако на практике ленинская трактовка целей экономического развития страны оставалась теоретическим идеалом, а не практической задачей.
Страх перед «реставрацией капитализма» заставил большевистское руководство уже в 1919 году формировать военную промышленность как обособленную отрасль народного хозяйства, которая должна была «производить внутри Республики все без исключения предметы вооружения и снабжения армии. При этом все военное производство должно было базироваться исключительно на отечественном сырье». Уже в годы ускоренной индустриализации промышленное производство было сориентировано в основном на самовоспроизводство и обслуживание ВПК. Перекос в сторону военного производства негативно сказался на уровне жизни населения, повлек за собой хроническую несбалансированность спроса и предложения товаров и услуг, дефицит потребительских благ.
Развитие тяжелой индустрии и милитаризация экономики привели к тому, что социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Все довоенные годы строилось крайне мало жилья. Города не справлялись с притоком новых жителей, продолжала обостряться жилищная проблема. Хотя с 1928 по 1965-е годы номинальная зарплата выросла более чем в 15 раз, она не превышала уровня минимальной обеспеченности – соответственно и уровень потребления продуктов питания оставался крайне низким.
В 1952 году молока и молочных продуктов в СССР потреблялось почти в 2 раза меньше чем в США; мяса, рыбы и сахара – почти в 3 раза; фруктов – в 5 раз; зато потребление хлеба и картофеля было выше почти в 4 раза.
На рубеже 1950-х – 1960-х годов были допущены серьезные просчеты в аграрной политике и экономике. С 1963 года правительство было вынуждено на регулярные закупки зерна за границей.
После смерти Сталина, чтобы поддержать статус коммунистической партии в условиях десталиназации, укрепить собственную власть, доказать преимущества социализма в мирном соревновании с капитализмом наиболее наглядным путем – через уровень жизни, Н.С. Хрущев был поставлен перед необходимостью социальной ориентации экономики.
Справедливо считая, что «гонка вооружений… тяжелым бременем ложится на плечи народов», Хрущев выступал за сокращение финансирования ВПК, за постоянный контроль над военными. «Разумный подход к обороне» выразился в признании на XX Съезде КПСС (1956 год) принципиальной возможности предотвращения войн, а также сохранения высокой боеготовности вооруженных сил не за счет численности, а через повышение их качества.
Чтобы направить дополнительные средства на повышение жизненного уровня населения и заодно пополнить промышленные предприятия, стройки и колхозы работниками, численность вооруженных сил была сокращена с 5,4 млн. человек в 1953 году до 3 млн. в 1961 году.
В рамках этого сокращения в 1955 – 1958 годах были ликвидированы военные базы в Финляндии и Китае, уменьшены группы войск в Венгрии, ГДР и Польше. В связи с берлинским кризисом 1961 года с августа того же года вновь начался рост численности армии.
То же произошло и с переброской средств из военной промышленности в гражданскую сферу. Сокращение численности вооруженных сил в 1955 – 1958 годах позволило уменьшить удельный вес расходов Министерства обороны в государственном бюджете с 31,2% в 1953 году до 11% в 1960 году. Однако в августе 1961 года расходы на оборону вновь были повышены. Тем не менее за этот период правительству удалось снизить налоги с низкодоходных групп населения, более чем на треть повысить минимальную зарплату в государственном секторе.
В результате частичной демилитаризации экономики удалось совершить рывок в жилищном строительстве: темпы строительства жилья в 1961 - 1962 годах оказались наивысшими в Европе. Решение жилищной проблемы стало главным в социально-экономической политике Хрущева.
После вынужденной отставки Н.С. Хрущева (октябрь 1964 года) оборона вновь стала официальным приоритетом страны. Поскольку СССР значительно отставал от США в области стратегических вооружений брежневское руководство форсировало ядерную и ракетную программы. В рамках достижения военно-стратегического паритета также была принята 20-летняя программа развернутого строительства океанского флота, создавались группировка морских сил для противодействия США и НАТО. Все больше финансовых и материально-технических ресурсов направлялось в ВПК.
Экономика 1960 – 1970-х годов по-прежнему была замкнутой и не включенной в мировую экономическую систему. Попытки реформировать ее, внести нечто новое носили поверхностный характер. И все же предпринимались попытки структурных перестроек экономики, ее усовершенствования. Оно началось в марте 1965 года с реформ в аграрном секторе. Перераспределение национального дохода в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский пленум ЦК 1965 года. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным.
Теперь предприятия сами могли планировать свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а так же направлять полученные средства на повышение заработной платы. Выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
Были созданы единые Госплан, Госснаб и Госкомцен СССР.
Реформирование промышленности заключалось в основном в перестройке структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовался уголь, то теперь все шире стали применять нефть и газ. В 1960-е годы добыча нефти и газа значительно выросла, но особенно много стали добывать нефти.
По многим показателям восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.) стала лучшей из всех за послевоенные годы, объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
Экономика страны по-прежнему держалась на добыче, а затем продаже западным державам сырья, хотя СССР и был на первом месте в мире по производству стали, чугуна и железной руды. В 1970-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного планирования. В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 1980-х годов экономика страны находилась в критической состоянии.
Во всех странах мира на рубеже 1970-1980-х годов проходил новый этап научно-технической революции НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники, Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Корее.
Вместо технического перевооружения предприятий новейшей технологией министерства предпочитали вводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако этого добиться не удалось.
В то время как предприятия ряда стран использовали новейшие технологии, на многих производствах Советского Союза преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были специалистами из Западной Европы и оснащены импортным оборудованием.
В 1970-е годы наиболее современные высокотехнологичные производства работали главным образом по военным заказам, лучшие предприятия входили в состав ВПК, который оказывал серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.
По оценкам экспертов, на долю оборонного комплекса СССР к началу 1980-х годов приходилось 20 – 25% валового национального продукта (в США – 6,5%), а производство военной техники превышало 60% общего объема продукции машиностроения. Военная экономика разоряла страну.
В советской оборонной промышленности были задействованы в 2-3 раза больше работников, чем в США (соответственно 5-8 млн. и 2,2 млн. человек). Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство сдерживала развитие гражданского сектора экономики.
К этому времени в индустриальных странах основным производителем и потребителем наукоемких отраслей стали не военные, а гражданские отрасли. В Японии до половины промышленного производства приходилось на электронику, что обеспечивало самые высокие в мире качество техники и производительность труда. А информационные технологии гражданских отраслей успешно применялись и в решении оборонных задач.
Неспособность СССР конкурировать на мировых рынках по большинству параметров новейших технологий и капитальных вложений негативно отражались и на ВПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия по теме "Понятие о политике. Политическая власть"
План-конспект учебного занятия по учебному курсу "Основы социологии и политологии" с использованием ИКТ (презентации MS Power Point)...
"Политика и власть" урок обществознания в 9 классе
новый материал...
Экономическая политика совесткой власти и реакция крестьянства (1918 год)
Статья, в которой говорится о экономической политике советской власти и о реакции крестьянства на нее....
Политика и власть.
Данная презентация может применяться на уроках обществознания....
Преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, правосудия и порядка управления
план конспект занятия...
Контрольная работа по истории 2 курс СПО Тема: Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг.
Контрольная работа для студентов 2 курса СПО по дисциплине история....
Тест 9 класс Политика и власть
Тест состоит из 5 вопросов, за каждое верно выполненное задание выставляеться 1 бал. На выполнение работы отводиться 6 мин....