Повседневная жизнь в СССР конца 1950-х – начала 60-х годов ХХ века.
методическая разработка
Комбинированный урок-практикум «погружение в историю»
На уроке формируются представления студентов о жизни, быте и культуре советских людей в период с 1953 - 1964 год. Рассматриваются особенности жизни и быта советских людей в 1953 — 1964 годах;
Продолжается формирование умений студентов анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами,оценивать события.
тема и матриал урока знакомят студентов с предметами быта, музыкальными произведениями и кинодокументами. Появляется возможность повысить интерес к предмету, создать ситуацию для проявления индивидуального творчества.
Студенты приобретают опыт действий в нестандартных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sovetskaya_povsednevnost_19454-1964.odt | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема - Советское государство и общество в 1953-1964гг
Урок. Повседневная жизнь в СССР конца 1950-х – начала 60-х годов ХХ века.
Люди и быт.
Тип урока: изучение нового материала с элементами обобщения.
Форма – комбинированный урок-практикум «погружение в историю»
Методы:
беседа, индивидуальная работа, игра, работа в группе с документами,
частично – поисковые, анализ теоретического м-ла.
Цели.
- Сформировать представления студентов о жизни, быте и культуре советских людей в период с 1953 - 1964 год
- Определить особенности жизни и быта советских людей в 1953 — 1964 годах;
- Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, предметами быта, музыкальными произведениями и кинодокументами, оценивать события.
- Повысить интерес к предмету, создать ситуацию для проявления индивидуального творчества, дать студентам возможность приобрести опыт действий в нестандартных условиях.
Оборудование:
- Доска;
- Компьютер, экран;
- комплекты рабочего материала для выполнения заданий (чертежные листы + элементы для создания коллажа);
- Экспозиция предметов из 50-х-1960х:
- предметы быта коммунальной и хрущевской квартир, собранные студентами:
- декорации – иллюстрации из журнала «Юность»
План работы
I. Организационный момент –
1.Отчет старосты об отсутствующих
2. Разделение студентов на 4 группы
. II Ход урока
1. Преподаватель - вводное слово
На сегодняшнем уроке мы погрузимся в историю XX века ( период с 1953 по 1964 год), который в исторической литературе принято называть «Оттепелью» или «великим десятилетием). Остановимся на важных исторических моментах этих периодов.
2. Актуализация знаний по теме – «Блиц»
а) Определение порядка проведения «Блиц» опроса – жеребьевка;
б) игра: в установленном порядке студенческие группы выбирают вопросы (ответы без подготовки).
3.Изучение нового материала:
Фильм «Покровские ворота» - отрывок
.Преподаватель- ребята вы по жребию выбрали направление своей работы на уроке.
I группа - «Дом» (условия жизни)
1. Батов Максим
2. Антонов Артем
3. Миронов Глеб
4. Левкин
5. Шорин
II группа - «Быт» (повседневные занятия)
1. Васильев
2. Гаврилов Иван
3. Катынь Иван
4. Перемолотов
5. Чураев Максим
6. Юдин
III группа - «Мода, как отражение социального состава общества»
1. Горбунов
2. Куць Илья
3.Палкин
4. Поспелов Артем
5. Щукин Алексей
6. Яхин Илья
IV группа - «Досуг»-отдых, развлечения
1. Гриценко Олег
2. Копытин Дмитрий
3. Смирнов Филипп
4. Рыбин Дмитрий
5. Ушаков Анатолий
6. Султанахмедов
- Задача — представить обзор отдельных сторон жизни советских людей в «хрущевское десятилетие».
На ваших столах вопросы - подсказки , которые помогут вам составить и представить различные стороны жизни советских людей в «хрущевское десятилетие»:
-Представление студенческих сообщений (в группах- по опережающему заданию ) – «Повседневная жизнь советского человека»
I группа — Дом (условия жизни)
- Как была обустроена жизнь людей в коммунальной квартире?
- В чем состояла жилищная проблема в конце 50-х годов?
- Кто и когда стал инициатором решения жилищной проблемы?
- Почему был выбран именно такой вариант застройки? В чем были недостатки такого жилья?
- Какие изменения произошли в жизни людей с началом осуществления жилищной программы?
- II группа - «Быт» (повседневные занятия)
- Какое занятие заполняло основное время жизни советских людей?
- Какие новые предметы появились в быту в 60 - е годы, и как их появление отразилось на повседневной жизни?
- Насколько доступными были новые предметы быта различным слоям советского общества? Почему советским гражданам приходилось испытывать дефицит товаров народного потребления?
- Какие выводы о жизни людей можно сделать?
- Какие изменения произошли в психологии людей с постепенным ростом уровня жизни?
III группа «Мода, как отражение социального состава общества»
1. Как одевались советские люди, к моменту прихода Хрущева к власти? Почему они были так одеты (коротко)?
2. Что изменилось во внешнем облике людей к концу 1950-х?
Во что они одевались (в зависимости от возраста и социального положения в обществе - обзорный ответ)
Почему к 60-м годам 20 в. в СССР модная тема стала актуальной, что для предыдущего поколения было нехарактерно?
Какие новые силуэты (для мужчин, а может быть и для женщин) появляются в одежде 60-х годов?
Как и когда в СССР попала мода Запада? Какое влияние на советскую моду оказывала Западная мода?
Какую роль в этих изменениях стала играть косметика? Как изменились образы советских женщин и мужчин?
Что теперь «рассказала» одежда о социальном составе в советском обществе к концу «Хрущевского десятилетия»?
IV группа - «Досуг»-отдых, развлечения
1. Перечислите все возможные формы отдыха и развлечений советских граждан.
2. Какие увлечения были характерны для того времени? Какие темы звучат в популярных песнях тех лет? Какое настроение они вызывают?
3. Какую реакцию в части общества вызывали новые песни и танцы, предположите — почему?
4. Какие внутриполитические процессы происходившие в нашей стране, способствовали появлению новых возможностей?
5. Какие новые возможности отдыха и развлечений появились у советских людей к концу 1950-х — началу 60 -х годов XX века?
*** ролик - Гриценко О.
Вариант ответа
После тяжелого трудового дня, бесконечно текущих серых будней, каждый человек стремится заполнить разнообразными занятиями свое свободное время. Каждый находит их себе по душе.
Спорт, Кино, нач. 60- х г. г. молодежные кафе, авангардные художественные выставки, дома отдыха, санатории, клубы культуры и отдыха.
Преподаватель - И в заключение !
Задание — практикум.
Ребята, вы слушали обзор - выступление друг друга. У вас на столах еще один пакет- задание, оно носит творческий характер .
1. «Создаем интерьер» -1 на группу
Вы ( условно) живете во времена правления Н. С. Хрущева и только, что переселились из коммуналки в отдельную квартиру. Ваша задача-обустроить ее. Прокомментировать свой вариант обстановки квартиры с точки зрения «вашей» повседневности.
2. «Модельеры» - «оденьте - советского человека» . Прокомментируйте свои модели, с точки зрения назначения и функциональности ваших вариантов по социальным группам.
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал:
- было интересно:
- было трудно:
- я выполнял задания:
- я понял, что:
- теперь я могу:
- я почувствовал, что:
- я приобрел:
- я научился:
- у меня получилось
- я смог:
- я попробую:
- меня удивило:
- урок дал мне для жизни:
- мне захотелось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник роз. Болгарский праздник роз, конкурс "королeва роз". И другие мероприятия будут радовать гостей города Казанлык, с конца мая по начало июня.
Одно из самых популярных событий в Болгарии, куда стекаются тысячи людей из разных стран, является ПРАЗДНИК РОЗ . Грандиозное событие длится с конца мая до начала июня. Долина роз находится межд...
«СССР в 20-30 годы 20 века»
Урок-зачёт по истории Отечества в 10 классе....
СССР в 20-30-е годы ХХ века
СССР в 20-30-е годы ХХ века...
«СССР 70-начало 80-х годов»
Политические и экономические изменения в СССР...
Методическая разработка урока по теме "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"
Методическая разработка урока по предмету История, раздел рабочей программы "Между мировыми войнами", тема - "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"...
14 Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Социальные преобразования. Культурное пространство и повседневная жизнь.
План практического занятия...
Практическая работа "Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века
Формировать представление об особенностях внешней политики СССР в 20е годы Задачи:Определить причины международных договоров, Рассмотреть условия Генуэзской конференции и Рапальского ...