Урок «От варварских королевств к империи Карла Великого»
план-конспект урока на тему
Урок по теме "От варварских королевств к империи Карла Великого" построен в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «От варварских королевств к империи Карла Великого»
Цели урока :
- Располагать во времени (определять по датам век, последовательность, длительность, соотносить даты друг с другом) этапы развития средневековых цивилизаций, события истории Византии и соседних народов. На основе фактов истории проследить изменения, происходящие с варварским племенем франков. Определить признаки перехода к цивилизации. Закрепление умения использовать исторические понятия: цивилизация, первобытность, вождь, король, империя, папа римский, династия, условное землевладение, герцоги, графы, рыцари, епископы.
- Объяснять преимущества и недостатки политики Карла Великого. Использовать данные исторических карт и схем для доказательства своей точки зрения.
- Создать условия для осознания роли личности Карла Великого в раннее Средневековье. Давать и объяснять самостоятельную характеристику исторических событий и процессов памятников культуры, исторических явлений Средневековья.
Задачи урока:
- Определять понятия.
- Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
- Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
Обязательный минимум содержания:
Империя Карла Великого.
Технологическая карта урока
Автор | Степанова Татьяна Викторовна - учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №30 |
Предмет | История |
Класс | 6 класс |
Автор УМК (Программы учебного курса) | Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. |
Тема урока | От варварских королевств к империи Карла Великого |
Тип урока | Изучение нового материала |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД | |||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | ||||
1. Организаионный. Входная диагностика. | Проверка готовности учащихся к уроку, их настрой на работу | – Проверь, готов ли ты к работе? – Откройте учебник на с. 29. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить? | Читают название параграфа. Коллективное представление результатов задания. | Самостоятельно давать и объяснять оценки событий | 1.Выдвигать версии. 2.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 3.Планировать деятельность в учебной ситуации. | 1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). |
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемы Почему Франкское королевство стало империей? | – Вспомните, что такое Великое переселение народов, с чем оно было связано? – Когда началось Великое переселение? – Какие народы участвовали в Великом переселении? – Какие важные события произошли в Европе в 476 году? – Обратите внимание на то, что тема на доске не записана, в конце изучения новой темы вам предстоит дать название уроку. – Варварские племена и их конунги стали хозяевами Европы. Казалось, они должны вести себя, как завоеватели: устанавливать свои порядки, грабить, заставлять всех жить по своим правилам. Но как вы думаете, так ли это было на самом деле? Давайте ознакомимся с историческим документом ( раздаточный материал). – Что сделал король Карл по просьбе христиан? – Как изменилось отношение короля варваров-франков к императорской короне? – Какое противоречие между историческим фактом (Одоакр отсылает императорскую корону в Константинополь) и документом мы наблюдаем? Фиксируем на доске:
– Если Карл становится императором, то его королевство превращается в империю. Интересно, для чего это Карлу стало нужным, ведь варвары всегда презирали римлян и римские порядки? – Какую проблему мы сегодня должны решить? Фиксируем проблему урока на доске: Почему Франкское королевство стало империей? | Великое переселение народов — массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Скорее всего, оно произошло из-за изменений климата. – Великое переселение народов началось в IV веке. – Гунны, франки, готы, вандалы, вестготы, саксы и т.д.
– В 476 году вождь отряда германских наёмников Одоакр свергнул последнего римского императора, провозгласил себя королём Италии, а императорскую корону отослал в Константинополь.
Учащийся читает вслух документ «Из Лоршских анналов». Затем отвечают на вопросы В коллективной беседе выясняется, что король варваров-франков Карл с удовольствием принимает корону от папы римского, призывая помириться и забыть старые обиды. Учащиеся отвечают, что меняется отношение к короне как символу власти. Запись в тетради Формулируют главный вопрос урока: Почему Франкское королевство стало империей? | 1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Оценивать свои и чужие поступки. | 1.Выдвигать версии. 2.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 3. Выбирать средства достижения цели. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 5.Работать по плану, сверяясь с целью. . | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2.Определять понятия. 3.Обобщать, делать выводы. 4.Выделять причины и следствия. 5. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица |
3.Актуализация знаний. | Подведение учащихся к формулированию темы и задач урока | – Давайте вспомним признаки империи. А для этого выполним в рабочей тетради, в уроке 3, задание 1, с. 10. – Выберите признаки империи и соедините их стрелками. | Обсуждение результатов работы. | 1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Оценивать свои и чужие поступки. | 1.Выдвигать версии. 2.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. 3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 4.Работать по плану, сверяясь с целью | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая факта. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2.. Обобщать, делать выводы. 3.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица |
4.Открытие нового знания. | с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о возникновении и распаде империи Карла Великого,формировать собственный взгляд на исторические события, формировать у учащихся научное мировоззрение о процуссе возникновения империи и ее распаде. формировать навыки и умения работать в коллективе, развивать у учащихся познавательный интерес к истории; | – Итак, варвары стали хозяевами Европы. Многие варварские племена образовали свои варварские королевства. Постепенно в жизни стали происходить изменения. Сейчас выполним задание, которое поможет нам их выявить. Задание 1 варианту – С помощью фактов и п. 1 докажите, что варвары взошли на ступень цивилизации. Задание 2 варианту – Определите, что потеряли римляне с приходом варваров? Фиксируем на доске: Римляне потеряли: 1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения. 2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские. 3. Забыто железо. – Можно ли назвать потери значительными? Возможно ли было вернуть хотя бы часть потерянного?
Фиксируем на доске: Варвары приобрели: 1. Приняли христианство. 2. Земли с рабами. 3. Изменение законов и обычаев. 4. Стремление знати к роскоши и римским традициям. – Случилось ли это, стали ли варвары цивилизованными людьми? – Как вы думаете, какое утверждение более правильное: « Варвары поднялись до уровня цивилизации» или «Римляне опустились до уровня варваров»? – Сравните карты на с. 21 и 32. Как меняется территория франкского государства? Чьи земли были завоёваны? Сравните его с территорией других государств того времени. На задание дано 2 минуты. – Прочитайте п. 2, с. 35 и 36. Как удалось франкским королям создать сильное государство? – Оправдался ли расчёт Карла Мартелла? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите иллюстрацию «Битва франков и арабов при Пуатье в 732 году». Сделайте вывод о причинах становления империи франков. Фиксируем на доске: К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе. – Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом. Давайте прочитаем учебник на с. 30–31 .Можно ли назвать прочитанное восстановлением римских порядков? – Рассматривая иллюстрации стр. 33 и используя материал п. 3, докажите, что произошло восстановление других римских порядков. – Удалось ли Карлу восстановить Римскую империю и «римский порядок»? | В коллективной беседе выясняются основные изменения и выписываются на доску учителем. Римляне потеряли: 1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения. 2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские. 3. Забыто железо. 4. Каменные постройки сменились деревянными. 5. Дороги заросли. 6. Спокойствие и порядок (в лесах – разбойники). Высказывают свое мнение. – Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян. Мальчики отмечают, что варвары постепенно менялись. Варвары приобрели: 1. Приняли христианство. 2. Земли с рабами. 3. Изменение законов и обычаев. 4. Стремление знати к роскоши и римским традициям. Высказывают своё мнение. – Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян. Учащиеся высказывают своё мнение. Учащиеся работают с картой на с.21 и 32 – Территория государства франков вырастает примерно в три раза. Франкское государство самое большое и могущественное в то время в Европе. – Таких успехов можно достичь только благодаря сильной и большой армии. – Управляющий дворцом Карл Мартелл придумал давать рыцарям (профессиональным воинам) земли за военную службу. Они обязаны были полностью вооружить себя. Если они переставали служить, землю у них отнимали. – Да, оправдался. Войска Франкского королевства сокрушили лангобардов, отвоевали часть Испании, покорили саксов. Угроза потери условного землевладения заставляла рыцарей-воинов верой и правдой служить королям. К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе. – Власть Карла стала похожа на власть римских императоров, он созывал собрания знати и священников, назначал графов (управителей территорий) из землевладельцев, они приносили ему клятву верности, чеканились монеты, Карл всех заставил принять христианство, восстановление спокойствия и порядка, открылись школы, строились храмы. – «Римский порядок» до конца установить не удалось, т.к. жизнь на окраинах империи изменилась мало, хотя успехи по пути продвижения к цивилизации были значительными. Карл назначал наместников – графов из местных землевладельцев, в том числе и германских вождей-герцогов, чеканили монеты, способствовал распространению христианства, открывались школы. | 1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Оценивать свои и чужие поступки. | 1.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. 3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 4.Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | 1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2.. Работать совместно 3. Создавать устные и письменные тексты. 4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2.Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица |
5.Выражение решения проблемы. | – Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока? Почему Франкское королевство стало империей? – Посмотрите, на нашей доске до сих пор нет темы урока. Обсудите в парах, дайте название, запишите в тетрадь.
| Предполагаемый вывод: – Франкское королевство стало империей при Карле Великом, который хотел восстановить «римские порядки». Предложенные темы обсуждаются, наиболее успешный вариант записывается на доску и в рабочую тетрадь на с. 10 урока № 3. | Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Оценивать свои и чужие поступки. | 1.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. 3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 4.Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Определять цель, проблему в учебной деятельности. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2. Определять понятия. 3. Обобщать, делать выводы. 4. Выделять причины и следствия. 5.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица | |
6.Применение нового знания. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Применение знаний и умений в новой ситуации | – На твой взгляд, человека XXI века, Карл Великий – действительно великий правитель? Рассмотри деятельность Карла Великого с разных позиций, подтвердив одним-двумя аргументами. Обсуди в парах (1 вариант). | 2 варианта. Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 6, с. 11 в тетради. | 1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Оценивать свои и чужие поступки. | 1.Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. 3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 4.Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | 1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 2.Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица |
7.Домашнее задание. | Рефлексия Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | – Изменений в жизни римлян и варваров становилось всё больше, постепенно разница между ними стала практически незаметна. О том, какие изменения произошли в отношения между людьми, как проходил процесс превращения Франкского королевства в империю вы прочитаете дома в § 3 и ответите на вопросы после него. | Запись Д/З | Оценивать свои и чужие поступки. | 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2. Обобщать, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...
Открытый урок в 6 классе. Тема «В. Шекспир – великий драматург».
Финальный урок по теме "Шекспир" в 6 классеОписание задач и хода урокаКарточки с заданием для работы в трех группахПрезентация о биографии ШекспираПрезентации по пьесам Шекспира...
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
Урок Победы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Данный материал подготовлен для проведения открытых уроков, посвященных такой важной и памятной дате - Победы в Великой Отечественной войне...
Кроссворд на тему "Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе"
Контролирующий материал на тему "Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе". Предназначен для проверки знаний студентов 1 курсов СПО. Кроссворд расчитан на 20 м...
Доклад "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи"
Доклад "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи" был подготовлен к Круглому столу «Духовное просвещение в эпоху секуляризации&raqu...
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОУДБ.05 История «Великая Отечественная война… Отгремело. Отболело?»
создать условия для формирования у обучающихся знаний об основных периодах Великой Отечественной войны, дать представление о масштабности и глобальности войны, раскрыть человеческий фактор в войне; фо...