Методическая разработка открытого урока «Единство фронта и тыла во время Великой Отечественной войны»
учебно-методический материал
Актуальность методической разработки открытого урока «Единство фронта и тыла» состоит в том, что данная тема урока изучается на 1 курсе дисциплины ОДБ.04 История в учебной группе специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Материал данного урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на учебных занятиях в группах СПО, также во внеклассной работе.
Целесообразность и практическая значимость данной методической в том, что материал урока поможет сформировать у обучающихся знание о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, сформировать представление о важнейших проблемах изучаемого периода. А также обучающиеся должны понять, что Великая Победа в войне 1941-1945гг ковалась силой единства тыла и фронта.
учебник Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020, История, 2 часть, П.84
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО - ЗУЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по МР
_____________ Е.Б. Купцова
«____» ____________ 2024 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
_____________________ОТКРЫТОГО УРОКА______________________
(УРОКА, ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
__________________________ОДБ.04 ИСТОРИЯ______________________
(ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, ПМ, МДК)
________________«ЕДИНСТВО ФРОНТА И ТЫЛА»___________________
(ТЕМА)
_____15.02.17 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт двигателей промышленного оборудования (по отраслям)»______________________
(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО)
Разработал(а):
ФИО Мотыгина Ольга Евгеньевна
преподаватель истории
(УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, ПМ, МДК)
Дата проведения урока:
31.10.2024 г.
Группа413
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей
общеобразовательного цикла
Председатель ЦК ____________ ФИО
«___» _________ 20___ г.
2024
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Основная часть………………………………………………………….4
- Заключение……………………………………………………………...8
- Список использованных источников……………………………….....8
- Приложение……………………………………………………………..8
Пояснительная записка
Актуальность методической разработки открытого урока «Единство фронта и тыла» состоит в том, что данная тема урока изучается на 1 курсе дисциплины ОДБ.04 История в учебной группе специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Материал данного урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на учебных занятиях в группах СПО, также во внеклассной работе.
Целесообразность и практическая значимость данной методической в том, что материал урока поможет сформировать у обучающихся знание о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, сформировать представление о важнейших проблемах изучаемого периода. А также обучающиеся должны понять, что Великая Победа в войне 1941-1945гг ковалась силой единства тыла и фронта.
Основная часть
Тема: «Единство фронта и тыла» изучается на 1 курсе дисциплины ОДБ.04 «История» в учебной группе специальности 15.02.17 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
На изучение темы отводится 45 минут.
Цель: оценить вклад граждан СССР в дело Великой Победы через единство фронта и тыла, воспитание патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся знание о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и представление о важнейших проблемах изучаемого периода.
Развивающие:
- продолжить развивать аналитические способности, навыки информирования и выделения причинно-следственной связи событий, работы с историческими документами, развивать навыки публичных выступлений, умения формулировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, гордости за своих предков, победивших фашизм в годы Второй Мировой войны, формирование чувства патриотизма; уважение к истории своей сраны; воспитание активной жизненной позиции.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Всеобщая история, литература
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: комбинированный
Технологии:
- ИКТ
- диалоговая
- проблемная
- частично-поисковая
Методы:
- формирование новых знаний
- иллюстративно-репродуктивный
- взаимодействие преподавателя с обучающимися
- постановка проблемного вопроса
- частично-поисковый
- беседа
- контроль
- самоконтроль
Основные виды работ:
- индивидуальная
- фронтальная
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование положительной мотивации к обучению
- развитие интереса к истории страны
- формировать интеллектуальные умения (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, формулировать вывод)
Метапредметные:
- способность сознательно организовать свою учебную деятельность; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- развитие умения работать с учебной информацией;
- умение анализировать и обобщатьфакты формулировать и обосновывать выводы;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные:
- способность сознательно организовать свою учебную деятельность; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- развитие умения работать с учебной информацией;
- умение анализировать и обобщатьфакты формулировать и обосновывать выводы;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
личностные результаты программы воспитания: осознание себя гражданином России, формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности обучающихся на основе исторических событий.
Оборудование
ноутбук, проектор, учебник Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020, История, 2 часть, П.84
План урока;
1. Орг. момент 2 мин
2. Актуализация 5 мин
3. Изучение нового материала 35 мин
4. Подведение итогов урока 2 мин
5. Рефлексия 1 мин.
6. Домашнее задание 1 мин.
Ход урока
1. Орг.момент
Приветствие. Проверка наличия обучающихся, готовность к уроку, концентрация внимания. Включение обучающихся в работу.
Слово преподавателя. Мы сегодня с вами имеем замечательную возможность обсудить, проанализировать, сформировать мнение о событиях Великой Отечественной войны; ответим на проблемный вопрос.
2. Мотивация учебной деятельности
Объявление темы урока: «Единство фронта и тыла». Давайте сформулируем цель нашего урока. Цель: оценить вклад граждан СССР в дело Великой Победы.
Актуализация:
Победа в Великой Отечественной войне далась нашему народу неимоверным трудом. Формулируем проблему урока. Аудитории предлагается ответить на вопрос:
Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны. Почему, имея меньший экономический потенциал, чем Германия и подчиненные ей страны Европы, СССР смог производить большее количество продукции? Победа в Великой Отечественной войне далась нашему народу неимоверным трудом.
Давайте проанализируем документ на 212 странице учебника.
Перед обучающимися ставится проблема, решить которую они в данный момент не могут. Для решения проблемы не хватает имеющихся знаний, то есть возникает противоречие между знанием и незнанием.
3. Изучение нового материала
Давайте обратимся к учебнику и выпишем мероприятия по отпору врага страница учебника 198-199.
Страница 198: 23 июня 1941создана Ставка Главного командования, позднее Ставка Верховного главнокомандующего во главе со И.В. Сталиным.
Страна превратилась в единый военный лагерь с лозунгом "Всё для фронта, всё для победы!".
В начале войны до декабря 1941 эвакуировано населения 12 млн.человек, перемещение предприятий 2,5 тысячи, материальных ценностей, 2, 5 млн.голов крупного рогатого скота на восток.
Эвакуация проводилась в город Куйбышев (с 1935-1991гг, ныне г.Самара).
Создан Государственный комитет Обороны под руководством Сталина.
29 июня 1941 г. была принята «Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей» о мобилизации всех сил на разгром фашистских захватчиков.
Запись:
- Превратить страну в единый военный лагерь, подчинив все силы и средства интересам войны
- Перестроить работу советского тыла
- Перевести все народное хозяйство на военные рельсы
- Укрепить вооруженные силы
- Развить партизанское движение на захваченной врагом территории
- Перестроить всю идейно-политическую работу
Под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!» трудящиеся СССР делали всё возможное для разгрома врага. Усилия тружеников тыла в годы войны были направлены на решение следующих задач страны, исходя из этих целей:
Перебазирование промышленных объектов, оборудования и людей из оккупированных врагом территорий
Увеличение выпуска боевой техники и вооружения для нужд армии и флота
Разработка и производство новой боевой техники и вооружения по своим техническим характеристикам превосходящих боевую технику и вооружение противника
Обеспечение армии и населения страны продовольствием, промышленным сырьем
Восстановление народного хозяйства в районах, освобожденных от вражеской оккупации
Весть о вероломном нападении на нашу Родину подняла всю страну и пробудила невиданный патриотический подъем всего народа. Каждая область, каждый район, каждый поселок, каждая семья внесла свой посильный вклад в дело Победы.
Физкультминутка
Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки. (Руки вверх, потянулись, руки опускаем и встряхнули ими).
И раздирайся, земля русская, на погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками). И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки). Да у Бога прося помощи (…и тянемся). Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти), что порою суставы крутило (крутим кистями рук). Да приди в нашу землю спасение (шагаем на месте, руки на поясе). Друг другу улыбнулись, сели, продолжаем заниматься дальше.
4. Подведение итогов
Давайте подведем итоги нашего занятия. Какой вклад в дело Победы внесли граждане СССР ? Познакомившись с новым материалом, узнав много нового о вкладе жителей в дело Победы, мы можем вернуться к проблеме, обозначенной нами в начале урока. Почему, имея меньший экономический потенциал, чем Германия и подчиненные ей страны Европы, СССР смог производить большее количество продукции? Обучающиеся дают ответы на вопрос:
Люди
Вооружение
Новые образцы техники и вооружения
Обеспечение продовольствием, промышленным сырьем
Сбор средств в Фонд обороны и для Красной армии
Сбережение народа
Находят решение проблемы:
- На протяжении всей войны фронт и тыл представляли собой единый боевой лагерь. Ведь исход войны с фашистскими агрессорами решался не только на полях сражений, но и в тылу.
- Учеными и конструкторами были созданы непревзойденные образцы военной техники и оружия. При меньших ресурсах, советская промышленность превзошла германскую по всем показателям.
- При недостатке оборудования, материалов потребовалось наиболее полное и экономное использование средств производства.
В условиях недостатка питания, бомбёжек люди проявляли чудеса стойкости и упорства.
Закрепление.
Вопросы на повторение. Фронтальный опрос обучающихся.
Блиц-опрос (для всех)
1.Назовите даты Второй мировой войны.
2. Назовите даты Великой Отечественной войны.
3.Как назывался немецкий план « молниеносной войны»?
4. Где началась и закончилась Вторая мировая война?
5. Где началась и закончилась Великая Отечественная война?
5.Когда был подписан пакт о ненападении с Германией?
6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
7. Сколько продолжалась героическая оборона Севастополя?
8.Что было раньше битва под Москвой или Сталинградская битва?
9.Кто выступил 22 июня по радио перед народом?
10. Как назывался план немцев по захвату Москвы?
11.В чем значение битвы под Москвой?
12. Как СССР укреплял свою обороноспособность накануне Великой Отечественной войны?
5. Рефлексия
На уроке я работал...
Материал урока мне был...
Своей работой на уроке я...
6. Домашнее задание
П.84 стр.199
Заключение
Итак, материал урока «Единство фронта и тыла» даёт возможность сформировать у обучающихся знание о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, представление о важнейших проблемах изучаемого периода. При постановке проблемного вопроса преподаватель заинтересовывает обучающихся в его решении. Обучающиеся делают вывод, что сила народа в единстве. Великая Победа в войне 1941-1945гг ковалась силой единства тыла и фронта.
Интернет-источники
https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/presentacii/prezentatsiia
Приложение.
1.Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...

Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.
Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия, и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...

Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»
Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...

Методическая разработка учебного занятия «Своя игра «75-летие победы в Великой Отечественной войне» По дисциплине «История»
Данная методическая разработка адресуется студентам, преподавателям, классным руководителям, всем читателям, которые интересуются историей Великой Отечественной войны....

Интерактивный урок "Смекалка советских солдат во время Великой Отечественной войны"
Интерактивный урок проводится в форме "мозговой штурм". Это позволяет давть возможность поучаствовать в решении задач каждому учащемуся....

Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития промышленности, сельского ...