Пути формирования поликультурной личности в условиях полиязычного мира
статья на тему

Полиязчие - необходимость сегодняшнего дня. Полиязычие и полиязычное преподавание иностранных языков - абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_formirovaniya_dosumova_mm.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досумова М.М.

Учитель английского языка

СШ № 2 г.Петропавловск

Северо-Казахстанской области

                        Пути формирования поликультурной личности

                                  в условиях полиязычного мира

Народ будет мудр в воспитании потомства,

заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…

Будет одинаково хорошо владеть казахским,

русским и английским языками…

Он будет патриотом своей страны,

известной и уважаемой во всём мире

                                            Н.А.Назарбаев

 В Казахстане при взаимодействии западной и восточной цивилизаций, славянской и арабской культуры, мусульманской, христианской и буддистской религии сохранена межнациональная стабильность. В настоящее время в стране проживают представители более 130 наций и народностей, принадлежащих к 46 религиозным конфессиям. Такая консолидация совершается на базе единства экономической, социально-политической и культурной жизни различных этносов.

Около 70% населения Земли владеют, в той или иной степени, двумя или более языками, причем, это наиболее свойственно для регионов, на территории которых проживают люди разных национальностей. Для Казахстана, где существуют государственный казахский и официальный русский языки, также характерно многоязычие. Для полиэтнического   государства, каким является Казахстан, задача укрепления межнационального согласия – одно из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ на новом этапе интенсивного развития.

 Стремление Казахстана к стабилизации межнациональных отношений, укреплению дружбы между народами, к социальному взаимодействию с представителями разных национальностей продиктовано не только его полиэтническим и многоконфессиональным составом, но и решением конкретных задач образовательной политики, в числе которых – воспитание поликультурной личности. Вопросы организации учебного процесса с учетом поликультурного образования обусловлены потребностью воспитания у подрастающего поколения ценностных отношений в сфере национальных интересов, планетарного менталитета, уважения к другим этносам.

 По мнению Президента Н.Назарбаева "...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности".

 Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент  является  одним из главных  направлений  в системе образования. Именно школа является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной  личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. Именно школа способна предоставить учащемуся благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей.

 Президент страны Н.А.Назарбаев в стратегии «Казахстан - 2030» отводит образованию одну из главных ролей. Образование приобретает стратегическую важность и является приоритетным направлением государственной политики. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана и иностранных языков.

Знание иностранного языка стало неотъемлемой частью культурного уровня большинства людей в стране. Интерес к нему постоянно растёт. Сегодня обучение языкам относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим успех межкультурных контактов в деловой и профессиональной сфере деятельности.

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур (Е. И. Пасов). Все это  способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения.                                    Таким образом, компонентами содержания обучения являются:

 предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные  ориентации); коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности;  языковые знания и навыки; социокультурные знания и навыки; учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и   специальные/предметные умения).

Сколько языков нужно знать современному казахстанцу? В связи с этим, Президент в Послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" подчеркнул: "... предлагаю начать поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков". Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками ...". В этой связи необходимо последовательно осуществлять работу по развитию казахского языка как государственного, русского языка как языка межнационального общения и английского языка - языка успешной интеграции в глобальную экономику и рассматривать это как один из основных приоритетов государственной языковой политики. 

Одно из важнейших условий успешного языкового развития  - организация и обеспечение стабильного функционирования полноценной системы обучения языкам, являющейся составной частью общей культуры общества. В программных документах Республики Казахстан (статье 93 Конституции Республики Казахстан, Государственной программе  развития образования до 2010 года, Законе «О языках в Республике Казахстан») определены стратегические цели и задачи языкового строительства в нашей стране на долгосрочную перспективу, намечены основные направления и механизмы их реализации.

Будущее нашего многонационального государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники. И их завтрашние личностные и профессиональные компетенции закладываются сегодня. Какими средствами и  методами необходимо эффективно сформировать у детей, подростков качества, которые помогут им найти достойное место в мировом сообществе, уверенно чувствовать себя в любой профессиональной деятельности, стать личностью, яркой, независимой – вопрос, который волнует нас.

Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный мир является внедрение полилингвизма в образовательный процесс. Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определение целей образования, учитывающих государственные, образовательные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и надпредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный процесс должен быть построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.

Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранного языка в школе. В первую очередь, происходит изменение парадигмы школьного иноязычного образования, её целостно-смысловой структуры в условиях начальной школы.

Изучение иностранного языка с 1 класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития поликультурной личности в условиях полиязычного и поликультурного мира.

Несомненно, основой формирования поликультурной личности является  полиязычие. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык. Согласно законодательству об образовании в РК 2007 года все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знания обучающимися казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В условиях поликультурного и полиязычного мира изучение иностранного языка наряду с казахским и русским языками становится одним из приоритетных направлений модернизации начального школьного образования. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с цивилизационными изменениями общепланетарного масштаба: обучение иностранным языкам признаётся важнейшим направлением образования во всех документах Совета Европы и в новых казахстанских документах об образовании.  

На современном этапе успешное развитие общества возможно при определённом уровне иноязычной грамотности его граждан. Иноязычная грамотность повышает конкурентоспособность государства, способствует перестройке экономики внутри страны, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество, открывает доступ к всемирной информации и новейшим информационным технологиям. Иностранный язык вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности младшего школьника. Иностранный язык рассматривается сегодня как средство познания других народов, стран и их культур. В качестве одного из предметов филологической направленности в начальной школе он должен, прежде всего, обеспечить развитие коммуникативной компетенции младших школьников со всеми составляющими её видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.

Введение иностранного языка в начальной школе как учебного предмета создаёт основу для развития интереса к английскому языку, формирует базовые навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах. В этой связи задача педагога  воспитывать чувства уважения и патриотизма, гордости за свою Родину; способствовать формированию общегражданских ценностей личности, активной гражданской позиции; воспитывать чувство толерантности, позитивной установки личности; развивать положительное отношение к культурным ценностям казахстанского общества на основе изучения мировой художественной литературы.

Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться положительных результатов в поликультурном воспитании и обучении школьников в условиях полиязычного мира, является технология педагогического проектирования. Идеи внесения в деятельность педагога исследовательского стимула отражены                  в трудах Я.А. Коменского. В ряде исследований рассматриваются идеи развития проектной деятельности в социально-образовательной сфере                   (Дж. Дьюи, О.Б. Даутова, В.Х. Килпатрик, О.Н. Крылова, Е.С. Полат,                        К. Поппер, И.С. Сергеев, А.С. Сиденко, С.Т. Шацкий), анализа методологических основ как особого вида мыследеятельности                                 (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий); проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко), как полифункциональной деятельности (И.А. Колесникова), как проектного воспитания (О.С. Газман), как коллективного воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).                      

Я, как учитель иностранного языка знакомлю учащихся с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, образцы детской художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду ребёнка к пониманию того, что он живёт в многоязычном и поликультурном сообществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур – это факторы, на которые нацелено изучение иностранного языка.

 В XXI веке каждый гражданин нашей республики должен уверенно общаться с мировым сообществом, быть на высоком уровне в своей деятельности. А знание иностранных языков откроет путь к богатствам науки, литературы и культуры  многих народов.

Полиязычие – необходимость сегодняшнего дня. Полиязычие и полиязычное преподавание иностранных языков — абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. И в решении главной проблемы современного мира — согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического общения, межкультурной коммуникации может способствовать в большей мере и в большей степени именно сохранение и поддержка ситуации полиязычия в каждом государстве и в отношениях между государствами.

Бесспорно, использование учителями инновационных методов, методов формирования интереса к обучению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.), методов формирования долга и ответственности в обучении (поощрение, одобрение, порицание и др.); внедрение в образовательный процесс учителями и учащимися новых технологий (презентаций учебного материала, электронных пособий,  аудио- и видеоматериалов и пр.), активизируют процесс языкового обучения и способствуют эффективности усвоения казахского, русского и иностранных языков. Гордость за культурное наследие своего народа способствует его самосовершенствованию и обостряет стремление к реализации всех своих потенциальных возможностей. Таким образом, для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности,  способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии необходимо поликультурное и  полиязычное образование.

Использованная литература

1.Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе, - 2000 - № 5. – с. 6

2. Закирьянов К. В условиях активного билингвизма / К. Закирьянов // Народное образование. – 1998 - № 5 – С. 74-75.

3. Закон Республики Казахстан «Об образовании». 27.07.2007 г., № 319-III ЗРК. Астана. Ак Орда;

4.Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике /Г.А.Игнатьева, О.В.Тулупова// Н.Новгород, 2009

5. «Полиязычие – путь в будущее» Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» № 154-156 от 26.05.2012г.

6. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире»;

7. Стратегия развития «Казахстан – 2030».

8. Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», 11.07.1997 г., № 151 — 1;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностика личности в условиях соревновательной деятельности.

Современный спорт как объект и предмет психологического изучения характеризуется тремя основными факторами: повышением идеологической роли, повышением социальной роли и общей интенсификацией на базе н...

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.  Формирование высоко - ...

Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования

Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность как метод формирования креативного мышления у младших школьников Роль игровых методик в формировании креативного мышления у младших школьников Применение технологий ...