Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
статья по теме
В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов формирования навыков исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
В современном образовательном пространстве личностно развивающие технологии побуждает педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых форм и методов обучения, которые формировали бы не просто общеучебные умения и навыки, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, применять полученные знания на практике. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Проектная методика привлекла мое внимание несколько лет назад.
Один из первых авторских проектов – «Береза – символ России» - был подготовлен учениками 7 класса. Изучая поэтические произведения, учащиеся размышляли о правомерности придания березе такой значимости. Таким образом, была поставлена цель: доказать, что береза является символом России посредством проектно-исследовательской деятельности.
Анализируя первый опыт, я пришла к выводу, что, во-первых, полученный результат был социально и практически значимым; во-вторых, у ребят формируются коммуникативные, исследовательские и информационные умения: слушать и находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, работать с информацией по каталогу, в Интернете, формулировать ключевые слова и понятия, структурировать и выделять значимую информацию, представлять ее в различных формах, а также творчески решать поставленную проблему.
Таким образом, проектная деятельность явилась эффективным условием формирования исследовательских навыков учащихся, поэтому следующий проект - «Снимается кино» (по мотивам произведения «Принц и нищий») - возник уже по их инициативе. В процессе сотрудничества была определены цель, структура проекта, составлен план исследовательской деятельности, намечены сроки её реализации. В связи с этим наметились задачи проекта: формирование социальной компетенции через осуществление групповой работы; знакомство с профессиональными направлениями в области кинематографа; развитие творчества через создание собственного сценария.
В ходе работы над проектами была заметна потребность ребенка в самореализации: каждый ученик выбирал деятельность, соответствующую его личным интересам. Таким образом, проект создал условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретали знания из ряда источников, развивали коммуникативные, исследовательские навыки, работая в парах и группах.
Следующим шагом в развитии исследовательской деятельности учащихся стали индивидуальные проекты.
Индивидуальный исследовательский проект существенно отличается от групповых проектов. План работы над проектом выстраивается и отслеживается с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку он один отвечает за конечный результат; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта до итоговой рефлексии; у него формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).
Отличительная черта данного типа проектов – направленность на формирование самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Исследовательские проекты являются долгосрочными, их целесообразно проводить со старшеклассниками. Навыки самостоятельной деятельности, которые приобретают ребята, помогут им в высшей школе.
На базе гуманитарной гимназии №20 в течение 5-ти лет реализовался проект «Зимняя зачетная сессия», который являлся промежуточным этапом контроля знаний учащихся старших классов. Для учеников профильной гуманитарной группы 11-х классов в качестве зачета была предложена форма индивидуального исследовательского проекта, результаты которого показали успешную реализацию данного вида работ. Презентации двух проектов были представлены на городской научно-практической конференции, а методический совет гимназии рекомендовал продолжить в следующем учебном году использование такой формы зачета.
Таким образом, в процессе проектно-исследовательской деятельности педагоги и учащиеся учатся сотрудничеству и творчеству, формируются качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации в будущей профессии.
Литература:
1. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М. Г. Качурин. - М. : Дрофа, 1988. - 97 с.
2. Обухов, А. Н. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. Н. Обухов // Народное образование. - 2004. - №2. - С. 146-151.
3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения
В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...
Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке
Презентация "Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке"ХиХимия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетв...
Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.
ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении
Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...
Дневник по производственной практике "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"
Дневник составлен для производственной практики «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», которая является частью профессионального модуля ПМ.04 «Методическо...
Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа
Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...