Методика проведения семинара
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Семинар... Это слово было знакомо еще древним грекам. Изучить нелегкие законы геометрии и математики, понять витиеватые мысли философов, выяснить практическое значение всего изучаемого позволяло проведение семинаров по той или иной тематике.
Безусловно, методика проведения семинаров сегодня несколько изменилась. Однако тот факт, что спустя много столетий форма проведения семинара продолжает существовать, говорит об эффективности этого способа обучения.
Что такое семинар?
Семинар – это одна из форм обучения, в которой теория обязательно опирается на практику. Суть методики проведения семинара заключается в следующем: выступающий предлагает присутствующим прослушать лекционный материал, который может включать также показ фильмов, иллюстраций, слайдов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на проведении тренингов и семинаров могут задать свои вопросы, поделиться мнением или же попытать применить услышанные сведения на практике.
Главное преимущество семинаров по сравнению с другими формами обучения – интерактивность. Благодаря этому качеству, становится возможным добиться эффективности мероприятия.
Профессиональная организация проведения семинара позволяет решить сразу несколько задач:
Выступающим – обучить присутствующих той или иной методике, поделиться опытом. А также увидеть обратную связь, то, как усвоен материал, какие комментарии и возражения появились в аудитории.
Слушателям – получить во время проведения семинара в Москве или другом городе подробный ответ на все возникшие вопросы, великолепно освоить материал
Существует множество видов семинаров. Например, многие выбирают форму проведения семинара для учебного процесса. Во время проведения семинаров и конференций обсуждаются также различные вопросы бизнеса, вопросам психологии, медицины, даже астрологии.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Подготовительный этап.
В период подготовки (за 7–10 дней до семинара) во время самостоятельной работы определяются докладчик, содокладчик и определяются руководители инициативных групп по каждому вопросу. Каждый руководитель заранее готовит выступление на 5–7 минут, раскрывающее актуальность и значение рассматриваемого вопроса, основные его проблемы. Определяется состав экспертной группы в составе двух человек для учета выступлений и выставления индивидуальных оценок. В этот период назначается также обучаемый, который будет вести семинар.
В его обязанности входит:
– соблюдение регламента времени, отводимого на каждый вопрос;
– руководство обсуждением вопроса (кому предоставить слово для отчета, обеспечение порядка и дисциплины при обсуждении вопроса);
– оказание помощи каждой группе, отвечающей на допросы, и др.
Основной этап.
Проведение семинара начинается вступительным словом преподавателя. После этого желательно заслушать и обсудить доклад, а также заслушать оппонента. Затем преподаватель определяет состав инициативной группы по первому вопросу. После определения состава группы он вместе с ведущим семинара занимает свое место за двумя столами лицом ко всей аудитории.
Ведущий предоставляет слово для 6–7-минутного выступления руководителю группы, а затем вопросы по сути первого вопроса семинара, а инициативная группа отвечает на них.
Эта часть семинара является наиболее важной. Каждый участник не только задает вопросы, но и выдвигает свои гипотезы, спорит, доказывает свою правоту, неоднократно обращается к записям лекций и учебных пособий для уточнения своих знаний и нахождения более убедительных и точных аргументов.
Таким образом, главным и основным требованием к организации работы на таком семинаре является следующее: обучаемые должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими.
Говоря о методике постановки вопросов и ответов на них, необходимо отметить, что задающий вопрос может обращаться не ко всем, а к конкретному человеку в инициативной группе. Если этого нет, то ведущий регулирует равномерное распределение вопросов между членами группы.
По истечении времени, отведенного на вопрос, ведущий предоставляет слово преподавателю, который делает заключение по вопросу (раскрывает, что составляет суть данного вопроса, указывает, на что обратить особое внимание, дает ответы на вопросы, не получившие должного освещения, и т. д.).
Затем таким же образом обсуждаются все последующие вопросы семинара.
Заключительный этап:
– подводятся итоги семинара;
– заслушивается выступление экспертной группы и руководителя семинара с оценкой работы каждого обучаемого; – проводится анкетирование обучаемых; – ставятся задачи на самостоятельную работу. Необходимо отметить, что проведение семинара методом активного диалога требует определенной подготовительной работы и постоянного совершенствования методики. Проведение семинара данным методом позволяет достичь цель только при условии комплексного использования различных элементов методов активного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»
В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...
Методика проведения зачетного практического занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с целями и задачами. В разработке имеется план урока с распределением времени, задание для конт...
Целесообразность, специфика и методика проведения фонетической зарядки.
Важность проведения фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях....
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных».
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных» составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на...
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных составлен в соответствии с рабоче...
План проведения семинара «Администратор гостиниц»
План проведения семинара «Администратор гостиниц»...
19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"
На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...