Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
методическая разработка на тему

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания. Значимость самостоятельной работы. Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_studentov.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное  учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

Методические рекомендации

 по организации самостоятельной работы

обучающихся (студентов)

Тула 2015г.

Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в ГПОУ ТО ТГМК им. Н. Демидова. Разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, БУП по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО.

Содержат требования к планированию, организации и проведению самостоятельной работы обучающихся (студентов).

        

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Введение ..……………………………………………………...

4

2.

Самостоятельная работа студентов - одна из важнейших составляющих образовательного процесса.…………………………………………

5

3.

Рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся (студентов) ….……………………………………………

6

4.

Рекомендации по планированию самостоятельной работы обучающихся (студентов) …………………………………….

7

5.

Организационно-методическое обеспечение самостоятельной  работы  обучающихся………………………………………………………………

10

6.

Рекомендации по руководству самостоятельной работой  обучающихся………………………………………………………………

11

7.

Рекомендации по организации системы контроля  (мониторинга) самостоятельной работы обучающихся…………………………………..

12

Приложения…………………………………………………………..………

14

Приложение 1

Памятки.

Приложение 2

Анкеты анализа сформированности умений организации самостоятельной работы

Приложение 3

Анкета по организации самостоятельной аудиторной работы

Приложение 4

Примеры заданий для СРС.

Введение.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у обучающихся (студентов), особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих  знаний путем самостоятельного изучения.

Значимость самостоятельной работы.

1. Глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;

2. Выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;

3.Фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

4. Развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

- мотивационность задания (для чего, чему способствует);

- четкая постановка задач;

- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;

- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;

- критерии оценки, отчетности;

- виды и формы контроля.

Самостоятельная работа студентов - одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

Самостоятельная работа студентов и обучающихся (СРС и О) может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность обучающихся по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • развития исследовательских умений;
  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

В учебном процессе техникума выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами должна составлять от 29 % до 30% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной профессиональной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.

Самостоятельная работа обучающихся включает в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, Интернет-конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;
  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;
  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;
  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;
  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;
  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
  • участие в научной и научно-методической работе техникума;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой техникумом и органами студенческого самоуправления.

Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии и специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;
  • в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам.

Рекомендации по организации и проведению

самостоятельной работы обучающихся (студентов)

 Для организации СРС необходимы следующие условия:

  • готовность обучающихся к самостоятельному труду;
  • мотив к получению знаний;
  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРС и О, технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося, доступа в сеть Интернет;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет;
  • наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных работ.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического кабинета;
  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;
  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;
  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные материалы.

Формы СРС и О определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму СРС и О определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Рекомендации по планированию

самостоятельной работы обучающихся (студентов)

Планирование СРС и О осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.

При составлении учебных планов техникумом определяется:

  • общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемом времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки обучающихся (иметь представление, знать, владеть умениями).

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем и отражается в рабочей программе. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Цикловые комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки обучающегося, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической  учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

График СРС и О включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

Обучающимся, перешедших на индивидуальный план, предоставляются технологические карты прохождения индивидуального образовательного маршрута по каждой дисциплине, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

  • Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  • Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Руководство разработкой  и составлением графиков СРС и О осуществляет зам.директора по ТО.

Графики СРС и О утверждаются зам. Директора по ТО.

Организационно-методическое обеспечение

 самостоятельной  работы  обучающихся.

Организационно-методическое обеспечение СРС и О включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:

  • планирование СРС и О (на всех уровнях от преподавателя до администрации техникума);
  • обеспечение информационной поддержки СРС и О: учебной литературой, методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернет-ссылками, электронными книгами и пособиями, электронными информационными ресурсами, автоматизированными обучающими системами и программами;
  • создание виртуальных лабораторий, учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых дисциплин;
  • создание необходимых условий для СРС и О в библиотеке.

Активизация самостоятельной работы обучающихся при проведении различных видов учебных занятий включает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ФГОСтов с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающихся. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся.
  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, электронных образовательных ресурсов;
  • совершенствование системы текущего контроля СРС и О (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования и др.);
  • совершенствование методики проведения профессиональной практики и учебно-исследовательской работы обучающихся;

Разработка нормативных документов по организации и планированию СРС и О включает:

  • разработку положения о самостоятельной работе обучающихся;
  • разработку технологической карты образовательных дисциплин с учетом графика самостоятельной работы обучающихся;
  • разработку технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающимися, структурно-логической схемы учебной дисциплины с включением всех видов СРС и О и других организационно-методических материалов (при необходимости)

Работа по учебно-методическому обеспечению СРС и О в техникуме под руководством заместителя директора по ТО включает:

  • отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;
  • определение видов самостоятельной работы;

разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для организации СР) по выполнению обучающимися заданий по СР;

  • определение приемов контроля результатов СРС и О.

Рекомендации по руководству

самостоятельной работой  обучающихся.

Руководство СРС осуществляют преподаватели техникума. Комплексную координацию организации, планирования и контроля СРС и О в  техникуме проводит методический совет ГОУ СПО «ТПТ».

 При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (виртуальный инструктаж) по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

 Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

 Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, online и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

 В функции зам. директора по ТО входит:

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС  и О каждым преподавателем колледжа;
  • реализация мониторинга, в том числе виртуального, СРС и О по учебным дисциплинам.

 В функции преподавателя входит:

  • разработка плана СРС и О по учебному курсу;
  • определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС;
  • подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
  • подготовка пакета необходимых для СРС и О материалов, в том числе электронных;
  • определение системы индивидуальной работы с обучающимися;
  • своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до обучающихся.

 В функции методического совета входит:

  • осуществление контроля своевременности составления преподавателями графиков СРС и О;
  • отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для СРС и О библиотеки колледжа;
  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС и О.

Рекомендации по организации системы контроля  (мониторинга)

самостоятельной работы обучающихся.

Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности обучающихся, в помощи при возникающих затруднениях.

Контроль СРС и О предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;
  • объективность контроля;
  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
  • решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • представленный текст контрольной работы;
  • отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
  • отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
  • статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа;
  • представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.

 В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы Интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.

 Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы обучающихся могут быть опубликованы на сайте колледжа.

 Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося  являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;
  • умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1.

ПАМЯТКИ

Для эффективной и полноценной самостоятельной работы необходимо обучить первокурсников:

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;

- конспектированию;

- приемам запоминания;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов;

- приемам саморегуляции и т.д.  

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

- отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

- максимально учитывать уровень подготовленности и возможности (обучающихся) студентов;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

- обоснованно выбирать объем работы;

- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности обучающихся (студентов);

- разнообразить задания по содержанию;

- подбирать рациональные способы проверки работ;

- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

Уровни деятельности студентов:

1- подготовительный, ознакомительный. Обучающийся (студент) знакомится с приемами самостоятельной работы;

2- репродуктивный. Обучающийся (студент)  воспроизводит то, что ему уже знакомо;

3- учебно - поисковый или частично - поисковый. Обучающийся (студент)  выполняет частичный самостоятельный поиск данных для решения или выполнения определенного задания;

4- экспериментально - поисковый. Обучающийся (студент)  самостоятельно проводит эксперимент;

5- теоретико - экспериментальный. Обучающийся (студент)  обобщает экспериментальные данные самостоятельно или спомощью преподавателя, делает доклад по результатам работы;

6- теоретико - практический. Обучающийся (студент)  на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.

Формы организации самостоятельной работы.

Фронтальная самостоятельная работа.

Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются:

- общее для всех задание;

- общий инструктаж преподавателя по выполнению задания;

- использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы:

- возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения;

- появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий.

Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

Групповая самостоятельная работа.

Наиболее простая форма сотрудничества студентов на занятии- работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для:

- совместной проработке материала учебника, документа;

- выполнения лабораторных работ и практических заданий;

- взаимной проверке письменных упражнений.

В парах сменного состава  студент имеет возможность общаться со студентами, у которых более высокий уровень знаний.

Более сложным является организация сотрудничества  студентов в группах, состоящих из 4-6 человек. В качестве оснований для объединения (обучающихся) студентов в группы преподаватели (мастера ПО) учитывают такие показатели как, уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений и т.д...

Приложение №2.

Анкеты анализа сформированности умений организации самостоятельной работы

1. Анкета первокурсника

"Проанализируйте свою готовность к обучению в колледже. Оцените свои умения организовать учебную работу, ответив на вопросы анкеты в форме: "0"-нет, "1"- иногда, примерно, частично, "2"- да."

1. Знаете ли Вы, сколько требуется Вам времени, чтобы:

1.1.Прочитать страницу текста.

1.2. Законспектировать страницу.

1.3.Успеваете ли Вы записывать на слух (под диктовку) главное из объяснений преподавателя?

2. Планируете ли Вы свою работу и время на день, неделю, более длительный срок?

3. Планируя свое учебное время и организуя работу, анализируете ли Вы:

3.1. Выполнение намеченного на день, неделю, более длительный срок

3.2. Полезную затрату времени и его потерю.

3.3.Причины срывов и неудач при самостоятельной работе.

3.4. Соответствие затраченных усилий и результатов работы.

4. Планируя свое время и работу Вы:

4.1. Выполняете все по мере необходимости.

4.2.Мысленно составляете план и придерживаетесь его.

4.3. Записываете план и придерживаетесь его.

5. В какой степени, по Вашему мнению, зависят результаты учебного труда от:

5.1.Фундаментальных знаний школьной программы.

5.2. Умений приобретать знания.

5.3. Умений организовать свое учебное время.

5.4. Упорства в достижении результатов.

6. Какие приемы работы Вы используете, изучая теоретический материал?

6.1.Бегло просматриваю, выделяю главное в учебнике.

6.2. Полагаюсь на знания, полученные на занятиях.

6.3. Заучиваю формулировки, определения.

6.4. Проверяю себя, отвечая на вопросы учебника.

Приложение №3.

Анкета по организации самостоятельной аудиторной работы

"В целях совершенствования самостоятельной работы просим ответить на следующие вопросы:"

1. Какие виды самостоятельной работы Вам нравится выполнять?

1.1. Задания по работе с учебником, учебными пособиями.

1.2. Задания по работе с конспектом.

1.3. Программированные задания.

1.4. Подготовка докладов.

1.5. Подготовка сообщений по теме.

2.Ваше отношение к самостоятельной аудиторной  работе ( подчеркнуть или добавить), ( польза, недостатки, затруднения...)

3.Ваше мнение о форме проведения и организации САР:

3.1. Работа в аудитории по изучению очередной темы курса.

3.2. Предварительное изучение предложенного материала (семинар, выступления, доклады..)

4.Целесообразно ли на занятиях по САР:

4.1. Работать с конспектом лекций.

4.2. Составлять ОЛС, анализируя изученный материал.

4.3. Работать с учебником, справочной литературой.

5. Какие затруднения Вы испытываете:

5.1. При подготовке к лекциям и на лекциях.

5.2. При подготовке к практическим занятиям и на практических занятиях.

5.3. На занятиях при САР.

6. Ваши предложения по организации САР.

Приложение №4.

Примеры заданий для СРС.

Фронтальная СРС.

Сравнительная характеристика категорий пелагогики и социальной педагогики.

Цель: закрепление знаний о категориях социальной педагогики.

Приобретение навыков сравнительной характеристики элементов на примере категорий.

Оборудование:Социальная педагогика: курс лекций .Учебное пособие д/студентов ВУЗ/ Под ред. М.А. Галагузовой, М. 2003,416 с. Педагогика Учебное пособие д/студентов ВУЗ, В.А. Сластенин ,М, 2003, 576 с.

Задание:

1. Дайте сравнительную характеристику категорий педагогики и социальной педагогики.

2. Выделите и обоснуйте собственные категории социальной педагогики.

Задание.

Цель: закрепление знаний по теме "Социальная педагогика, предмет, задачи, функции".

Определите функции социальной педагогики. Обоснуйте свой выбор.

- теоретико - прикладная;

- исследовательская;

- гуманистическая;

- прикладная;

- методическая.

Индивидуальная СРС.

Задание. Спроектируйте направления социально - педагогической деятельности в образовательной школе, спортивной школе, школе - интернате (в период прохождения практики"Введение в специальность").

Задание. Разработайте памятку для родителей "Как заметить, что подросток начал употреблять наркотики" (перед выходом на квалификационную практику).

Групповая СРС.

Задание. Смоделируйте ситуацию и раскройте пути решения конфликтов в социально - педагогическом процессе по направлениям"учитель - ученик", "учитель - родитель".

Задание. Какие методы воспитания предполагаются А.С.Макаренко? Обоснуйте свой ответ.

"...Во второй колонии зашевелилась жизнь. Одним из домов был закончен, и в нем поселились шесть колонистов. Жили они там без воспитателя, запаслись продуктами из нашей кладовой и кое - как сами готовили мебе пищу в печурке в садуу. На обязанности их лежало: охранять сад и постройки, держать переправу на Коломаке и работать в конюшне, в которой стояли две лошади ...."

(А.С. Макаренко Педагогическая поэма. М, 1981, с0142.

Литература.

1. Басов Н.В. Педагогика и практическая психология. -Ростов н/Д: "Феникс", 2010- 416 с.

2.Безрукова В.С. Педагогика: учебник. - Екатеринбург: Изд - во Свердловского инж. - пед. инст-та, 2013. - 254 с.

3.Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие /под ред. Симоненко. - М. - 2012. - 368 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  учебной дисциплины  ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 03. Выполнение малярных работ

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение малярных работ».  Методические указани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 04. Выполнение облицовочных работ плитами и плитками

      Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения  профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение облицовочных ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА « ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

Внеаудиторная самостоятельная работа преследуетследующие задачи:- Формирование умений и навыков выявлять оющее и частное;- Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...