Методическое пособие к комбинированным занятиям по дисциплине Экономика организации по теме "Кадры и производительность труда".
учебно-методическое пособие на тему

Шкилёва Оксана Анатольевна

Пособие представляет собой структурированный материал состоящий из теоретического и практического блока, который позволит студентам эффективно изучить тему "Кадры и производительность труда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_pos_kadry.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К КОМБИНИРОВАННЫМ  ЗАНЯТИЯМ

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОП. 01

«Экономика организации»

по теме «Кадры и производительность труда»

Специальности 080114  Экономика и бухгалтерский  учет (по отраслям)

080118 Страховое дело (по отраслям)

080214 Операционная деятельность в логистике (по отраслям)

Разработала:

Преподаватель

экономических дисциплин

_________ О.А. Шкилева

Москва

2015

Представленные в данном пособии упражнения связаны с определением потребности трудовых ресурсах и оценкой эффективности использования труда в производстве.

Вопросы к занятию:

1. Сущность производительности труда и значение ее повышения.

2. Методы измерения производительности труда.

3. Факторы роста производительности труда.

4. Формы и системы оплаты труда.

5. Виды численности.

Формулы для решения задач

Производительность труда

  1. Производительность труда характеризуется показателями выработки (ПТ) и трудоемкости (Те) :

А) натуральный метод расчета выработки:

ПТ =  шт./час (день, месяц и т.д.) или    шт./чел.

         Б) стоимостной метод расчета выработки:

 руб./час (день, месяц и т.д.)  или   руб./чел.

          В) трудовой метод расчета выработки:

 нормо-час/день (месяц и т.д.)  или    нормо-час/чел.;

где

 В - количество выработанной продукции в натуральном, трудовом или стоимостном выражении за рассматриваемый период времени;

Т - затраты рабочего времени на производство этой продукции, выраженные в соответствующих единицах измерения рабочего времени (час, день, месяц, квартал, год);

Чср – среднесписочная численность работников предприятия;

РП (ТП,ЧП) – реализованная (товарная, чистая) продукция в рублях.

Те =

2. Рост производительности труда (РПТ),%;

РПТ = 100 – 100

где ПТпл, ПТо - производительность труда в планируемом и отчетном периодах.

3. Рост производительности труда за счет снижения трудоемкости продукции (РПТТе), %:

РПТТе =

где ΔТе - процент снижения трудоемкости продукции.

4. Рост производительности труда за счет улучшения использования рабочего времени, %:

РПТТ = 100 – 100

где h и m - потери рабочего времени после и до проведения организационно-технических мероприятий, %.

5. Рост производительности труда за счет относительной экономии численности работников:

РПТЧ =

где Ч - исходная численность работников, рассчитываемая на объем производства планируемого периода по выработке отчетного периода;

Эч - относительная экономия численности работников.

Задачи

Задача1.

 Численность работников производства в базисном году составила 2800 человек. Определите численность работников при условии увеличения объема производства на 12 % и роста производительности труда на 8 %.

Задача 2.

                Определите потребность в рабочих кадрах, если в результате технического перевооружения потока объем выпуска продукции в нем увеличился с 1500 пар обуви в смену до 1800 пар, а производительность труда рабочих растет в среднем на 15%. Численность рабочих до перевооружения – 300 человек.

Задача 3.

В результате реконструкции объем выпуска продукции увеличился на 16 %. Производительность труда рабочих при этом увеличилась в среднем на 10 %. Определите, как и на сколько изменилась численность рабочих после реконструкции, если до нее она составляла 500 человек.

Задача 4.

        За счет проведения мероприятий по автоматизации производства трудоемкость продукции снижена на 15%, экономия численности составила 60 человек при общей численности персонала 1520 человек. Определите рост производительности труда.

 Задача 5.

Определить,  как изменилась производительность труда на предприятии, если численность работников за рассматриваемый период увеличилась с 1240 человек до 1300, а объем выпуска возрос на 15 %.

Задача 6.

Определить рост производительности труда за счет снижения трудоемкости продукции, если известно, что трудоемкость изготовления единицы продукции – 15 мин. Планируется снизить трудоемкость изделия на 0,5 мин.

Задача 7.

Определить рост производительности труда за счет улучшения использования рабочего времени, если известно, что средние потери рабочего времени за смену 25 мин. Планируется внедрение организационно-технических мероприятий, в результате которых намечено снизить внутрисменные потери рабочего времени до 10 мин.

Задача 8.

Определить,  как изменилась производительность труда на предприятии, если численность работников за рассматриваемый период увеличилась с 1000 человек до 1200, а объем выпуска возрос на 5 %.

Задача 9.

Определить, как изменилась численность работников на фабрике, если за рассматриваемый период объем выпуска продукции увеличился на 7%, а производительность труда возросла на 10 %.

Задача 10.

Трудоемкость единицы продукции, составлявшая 42 мин., после внедрения мероприятий по организации труда сократилось на 7 мин. Определить рост ПТ и снижение трудоемкости продукции.

Ситуационные задачи

Ситуация 1. В сформировавшийся коллектив отдела кадров приходит человек по распределению из центрального офиса и заявляет, что будет работать у вас, причем он может работать полный рабочий день. Если это действительно так, то, учитывая, что сейчас отпускной или праздничный период, ему действительно будет нечем заняться.

Вопрос для обсуждения. Из скольких тогда фактически рабочих дней (определенных вами) будет состоять его рабочая неделя.

Ситуация 2. При анализе движения кадров на предприятии руководители обратили внимание на текучесть квалифицированных кадров и отсутствие притока молодых инженеров. Через два года ситуация несколько изменилась: появился небольшой приток молодых специалистов, в целом произошла определенная стабилизация кадрового состава. Однако возраст кадрового состава продолжает беспокоить руководителей предприятия.

Динамика снижения текучести кадров на предприятии.

Количество работников

1-й год

2-й год

3-й год

До 35 лет

90%

50%

38%

До 30 лет

62,5%

33%

43%

Динамика снижения среднего возраста на предприятии.

Показатели

1-й год

2-й год

3-й год

Средний возраст работников

54 года

47 лет

44 года

Количество работников до 30 лет

160 человек

253 человека

404 человека

Вопросы для обсуждения.

  1. Насколько успешно, с вашей точки зрения, решается проблема текучести кадров на предприятии?
  2.  Каким образом можно решить проблему привлечения и закрепления молодых специалистов?

Ситуация 3. Иван Петрович, ведущий специалист из маркетингового отдела, встретил в столовой Марию Александровну из отдела финансов. Разговорились и оказалось, что двум ведущим специалистам из отдела финансов по итогам квартала выделили премию на основании эффективной работы отдела. Иван Петрович обиделся, ведь его отдел первым сдал отчет о работе за квартал с положительными результатами. На следующий день он пошел к директору, чтобы добиться премии и для своего отдела. Директор задумался, поскольку квартальный премиальный фонд был уже израсходован, а пообещать выдать премию в следующем квартале было рискованно (вдруг прибыль будет значительно меньше).

Вопросы для обсуждения.

  1. Каким образом, по вашему мнению, можно решить возникшую проблему?
  2. Какие нематериальные методы мотивации при этом можно использовать.

Ситуация 4. Ваш коллега из соседнего отдела просит вас прийти на какое-то собрание  просто на всякий случай, вдруг от вас понадобится какая-то информация.

Вопрос для обсуждения. Как вы поступите?

Откажитесь, сославшись на то, что если вам не сообщили о собрании и необходимости вашего участия в нем, то незачем на нем присутствовать.

■ Пойдете, несмотря ни на что (на месте разберетесь).

Возможны промежуточные варианты. Обоснуйте ответ.

Тестирование.

         1.  Уровень производительности труда характеризуют:

А) фондоотдача, фондоемкость;

Б) прибыль;

В) выработка продукции и трудоемкость изготовления.

2. Выработка означает:

          А) затраты труда на производство единицы продукции;

          Б) прибыль на единицу затрат живого труда;

          В) количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени.

  1. Трудоемкость продукции представляет собой:

А) количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени;

Б) затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении;

В) прибыль.

  1. Форма оплаты труда основанная на начислении заработной платы работнику по установленной расценке за каждую единицу продукции:

А) сдельная;

Б) повременная;

В) бестарифная.

  1. Форма оплаты труда основанная на начислении заработной платы работнику по тарифной ставке или окладу с учетом отработанного времени:

А) сдельная;

Б) повременная;

В) бестарифная.

  1. Тарифная система:

А) совокупность нормативов, используемых для дифференциации расчетов по оплате труда;

Б) выражает в денежной форме величину оплаты труда работника за работу определенной сложности (квалификации) за соответствующую единицу отработанного времени (час, смена, месяц);

В) это шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, на основании которой осуществляют расчет оплаты труда работников в зависимости от их квалификации.

  1. Тарифная ставка.

А) совокупность нормативов, используемых для дифференциации расчетов по оплате труда;

Б) выражает в денежной форме величину оплаты труда работника за работу определенной сложности (квалификации) за соответствующую единицу отработанного времени (час, смена, месяц);

В) это шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, на основании которой осуществляют расчет оплаты труда работников в зависимости от их квалификации.

  1.  Тарифная сетка.

  А) совокупность нормативов, используемых для дифференциации расчетов по оплате труда;

Б) выражает в денежной форме величину оплаты труда работника за работу определенной сложности (квалификации) за соответствующую единицу отработанного времени (час, смена, месяц);

В) это шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, на основании которой осуществляют расчет оплаты труда работников в зависимости от их квалификации.

  1. К группе основные производственные рабочие относятся:

А) рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг;

Б) рабочие обслуживающие производственные процессы и создающие условия для бесперебойной работы основных рабочих;

В) рабочие, которые осваивают и готовятся к выполнению рабочих профессий.

  1. К группе вспомогательные рабочие относятся:

А) рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг;

Б) рабочие обслуживающие производственные процессы и создающие условия для бесперебойной работы основных рабочих;

В) рабочие, которые осваивают и готовятся к выполнению рабочих профессий.

  1. Виды численности:

А) годовая, табельная;

Б) суммарная;

В) списочная, явочная, среднесписочная, численность на дату.

  1. Коэффициенты, характеризующие оборот кадров:

А) коэффициент оборота по приему, оборота по выбытию, текучести, постоянства кадров;

Б) коэффициент присутствия, движения;

В) коэффициент загрузки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

№ п\п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

«Экономика предприятия»

В.Д. Грибов, В.П. Грузинов

М.: КНОРУС, 2009

2.

«Экономика предприятия»

Л.Н.Чечевицына

Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

3.

«Экономика фирмы»

Т.В. Муравьева

М, Изд-во «Академия», 2006

4.

Экономика организации (предприятия)

Лопарева А. М.

Финансы и статистика; 2008 г.

5.

ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства.

от 24 июля 2007 г.

ред. от 06.12.2011 г.

Дополнительные источники:

№ п\п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Гражданский кодекс Российской Федерации

М., 2007

2.

Налоговый кодекс  Российской Федерации

М., 2008

3.

Трудовой кодекс Российской Федерации

М.,2008

Интернет ресурс:

  1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф.  http://www.minfin.ru/ru/
  2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли.  http://www.economy.gov.ru/minec/main
  3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www. Eg-online.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методические указания к курсовому проекту по дисциплине Экономика организации по специальности Автоматизация технологических процессов и производств

Методические указания к курсовому проекту по дисциплине Экономика организации по специальности Автоматизация технологических процессов и производств...

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Микрозаймы»...

Квест занятие по дисциплине Экономика организации

Игра-квест по теме «Основные фонды предприятия»  по дисциплине Экономика организации для студентов 4 курса. Рассчитана на 45 минут....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Экономика организации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине «Экономика организации» для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Методическая разработка проведения Олимпиады по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся на 2 курсе дневного отделения по ППССЗ сп. 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка представляет собой сценарий мероприятия, где использованы игровые технологии. Представлены разнообразные конкурсы, подобран интересный материал. Вопросы и задания отражают терм...