Прграмма по русскому языку и культуре речи. 64 часа
календарно-тематическое планирование на тему
Прграмма по русскому языку и культуре речи как вариативный курс среднего технического образования. Изучается на втором курсе техникума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 23.7 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 36.98 КБ |
tablitsa.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид/тип учебного занятия | Дидактические цели учебного занятия | Учебные, учебно-наглядные пособия и ТСО | Задания для СРС и рекомендуемая литература | |
1-2 | Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. | 2 | комбинированный | Вспомнить понятия национальный русский язык. Познакомить с социальной структурой русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия. Расширять круг языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий, | Оформить цитаты русских классиков о русском языке | ||
3 | Русский язык как государственный и мировой язык. | 1 | Урок первичн. усвоения знаний. | Дать понятие государственного языка. Какой язык считается мировым. Учиться грамотно строить свой ответ. | Подобрать тезисы, доказывающие, что русский язык является мировым. | ||
4-5 | Решение коммуникативных задач. | 2 | Практикум | Анализ и переработка текстов различных лексических групп. систематизацию языковых средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются. | |||
6 | Языковая норма | 1 | Урок первичн. усвоения знаний. | Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Участвовать в обсуждении основных вопросов темы, уметь анализировать выступление других. | Подготовить доклад об языковых нормах (на выбор) | ||
7-8 | Основные единицы общения. | 2 | Комбинированный | Вспомнить, что такое устная и письменная разновидности литературного языка. Редактирование предложенных текстов, определение типа речевой ошибки. | Составить таблицу «сходства и различия устной и письменной речи» | ||
9-10 | Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. | 2 | Практикум | Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Учиться находить речевые и стилистические ошибки в тексте, выявлять к какой лексической группе относится текст. | |||
11-12 | Невербальные средства коммуникации | 2 | Урок первичн. усвоения знаний. | Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Участвовать в обсуждении основных вопросов темы. | Сообщение о необходимости невербальных средств коммуникации | ||
13-14 | Основные составляющие невербальной коммуникации. | 2 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Понятия кинесики, такесики, проксемики, паралингвистики и экстралингвистики, принимать активное участие в заданных коммуникативных ситуациях. | Изобразить с помощью рисунков различные эмоциональные выражения человека. | ||
15-16 | Решение коммуникативных задач. | 2 | Практикум | Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. переработка текстов, решение коммуникативных ситуаций. | |||
17-18 | Контрольная работа №1 | 2 | Урок проверки и оценки ЗУН. | Применение полученных знаний на практике. | |||
19-20 | Функциональные стили современного русского языка | 2 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Вспомнить стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. | Составить таблицу стилей русского языка и их жанровое своеобразие. | ||
21 | Официально-деловой стиль | 1 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи | Подготовить устное сообщение по теме. Подготовить вопросы для обсуждения. | ||
22-23 | Языковые формулы официальных документов. Оформление документации | 2 | Урок первичн. усвоения знаний. | Познакомить с правилами оформления документов. Показать приемы унификации языка служебных документов. | Составить официальные письма различного характера | ||
24 | Реклама в деловой речи. Речевой этикет документа. | 1 | Практикум | Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Анализ предложенных текстов, создание и редактура текстов официально-делового стиля. | Придумать интересные рекламные слоганы для работы в группах | ||
25-26 | Научный стиль. | 1 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской научной письменной речи. Участвовать в обсуждении основных вопросов темы, решать коммуникативные задачи. | Написать научную статью о каком-нибудь небывалом открытии. | ||
27-28 | Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. | 2 | Практикум | Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. | |||
29-30 | Публицистический стиль | 2 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие и отбор языковых средств в публицистическом стиле. применять методики ораторского мастерства, решать задачи, связанные с устной и письменной речи. | Подобрать тему для публичного выступления и составить план | ||
31-32 | Особенности устной публичной речи. | 2 | Практикум | Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. | |||
33-34 | Разговорный стиль. Диалог, полилог, монолог. | 2 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Вспомнить принципы разговорной речи, сферы её использования и признаки. Отработка навыков построения диалога и монолога. | Подобрать тему для диалога и монолога. Составить план своего выступления и разговора. | ||
35-36 | Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование. | 2 | Практикум | Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. | |||
37-38 | Художественный стиль | 2 | Урок усвоения знаний на основе имеющихся | Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, показать возможности совмещения других стилей в художественном тексте. | Создать афишу любого крупного мероприятия. | ||
39-40 | Взаимопроникновение стилей | 2 | Практикум | Специфика использования элементов различных языковых стилей в одном тексте. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. переработка текстов, решение коммуникативных ситуаций. | |||
41-42 | Контрольная работа №2 | 2 | Урок проверки и оценки ЗУН. | Применение полученных знаний на практике. | |||
43-46 | Лексическая сочетаемость. Предложения с фразеологическими оборотами. Обособленные члены предложения. | 4 | Комбинированный | Познакомить с понятиями лексическая избыточность и недостаточность. Научиться находить ошибки, связанные с нарушением употребления фразеологизмов и других устойчивых словосочетаний. Правила построения предложений с обособленными членами предложения. | Сообщение на тему «Роль фразеологизмов в русской речи» | ||
47-50 | Порядок слов в предложении. Речевые и грамматические ошибки. Языковые нормы для правильного построения предложений. | 4 | Комбинированный | Вспомнить и научиться различать понятия прямого и обратного порядка слов в предложении. Учиться находить речевые и грамматические ошибки. Строить и редактировать тексты, учитывая лексические, синтаксические и пунктуационные нормы. | В СМИ найти некорректно составленные тексты и отредактировать их. | ||
51-52 | Контрольная работа №3 | 2 | Урок проверки и оценки ЗУН. | Применение полученных знаний на практике. | |||
53-54 | Оратор и ораторское мастерство. | 2 | Урок первичного усвоения знаний. | Познакомить с понятием оратор и его аудитория. Рассказать об основных видах аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. | Дать развернутый и аргументированный ответ на предложенный вопрос. | ||
55-56 | Публичное выступление. | 2 | Комбинированный | Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. | Подготовить устное выступление на социально значимую тему. Подготовиться выступать. | ||
57-60 | Устное выступление студентов на социально значимые темы | 4 | Практикум | Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Анализ и рецензия выступления своих товарищей. | |||
61-62 | Подготовка к дифференцированному зачету. | 2 | Комбинированный | Обобщение и повторение пройденного материала. подготовка к зачету. | |||
63-64 | Дифференцированный зачет | 2 | Урок проверки и оценки ЗУН. | Применение полученных знаний на практике. |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский машиностроительный техникум»
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ЦК Заместитель директора по УМР
Протокол № 1 от 27 августа 2015 г.
Председатель ЦК ___________Суркаева Т.В. ____________Карпова Т.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.01 Русский язык и культура речи.
для специальностей:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),
15.02.08 Технология машиностроения,
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
по программам подготовки специалистов среднего звена
2015
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) для специальностей технического и социально-экономического профилей:
- 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей профессионального образования 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
- 15.02.07 Автоматизацтия технологических процессов и производств (по отраслям),
- 15.02.08 Технология машиностроения, входящих в укрупнённую
группу направлений подготовки и специальностей профессионального образования 15.00.00 Машиностроение;
- 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
входящей в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей профессионального образования 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
Разработчики: Васильянова О.В. преподаватель.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для профессиональных образовательных организаций» (рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». Протокол № 3 от 21 июля 2015г.) и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) и «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г.№ 06-259).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волжский машиностроительный техникум» (далее – ГБПОУ «ВМТ») на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Место учебной дисциплины в учебном плане Результаты освоения учебной дисциплины Содержание учебной дисциплины
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематический план Характеристика основных видов учебной деятельности студентов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее – программа) общеобразовательной учебной дисциплины (далее – учебная дисциплина) «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка в ГБПОУ «ВМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования (далее – СОО) в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальностям технического и социально-экономического профилей:
- 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
- 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
- 15.02.08 Технология машиностроения;
- 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», и в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Основные понятия курса.
1.1 Введение
Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Язык как форма мировоззрения, форма выражения русской национальной культуры. Национальный русский язык. Социальная структура русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия. Русский язык как государственный и мировой язык.
1.2 Языковая норма
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.
1.3 Невербальные средства коммуникации
Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные составляющие невербальной коммуникации.
Раздел 2. Стилистика и культура речи
2.1 Функциональные стили современного русского языка
Стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2.2 Официально-деловой стиль
Сфера функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Правила оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Речевой этикет документа. Правила оформления документов.
2.3 Научный стиль
Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.
2.4 Публицистический стиль
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
2.5 Разговорный стиль
Диалог, полилог, монолог. Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование.
2.6 Художественный стиль
Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, возможности совмещения других стилей в художественном тексте.
Раздел 3. Стилистика словосочетания и предложения
3.1 Лексическая сочетаемость
Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов. Речевые и грамматические ошибки.
3.2 Порядок слов в предложении.
Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.
Раздел 4. Ораторское мастерство
4.1 Ораторское мастерство
Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.
4.2 Публичное выступление
Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей — 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 39 часов.
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. | |
Основные понятия курса | 18 |
Стилистика и культура речи | 24 |
Стилистика словосочетания и предложения | 10 |
Ораторское мастерство | 20 |
Итого | 64 |
Внеаудиторная самостоятельная работа. | |
Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 30 |
Всего | 94 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Основные понятия курса | • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. |
Стилистика и культура речи | • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); |
Ораторское мастерство | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности |
Стилистика словосочетания и предложения | • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает наличие в ГБПОУ «ВМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:
http://www.gramota.ru
Предварительный просмотр:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основные понятия курса | 26 | |||
Содержание. | 16 | |||
1 | Введение.. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Язык как форма мировоззрения, форма выражения русской национальной культуры. Национальный русский язык. Социальная структура русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия. Русский язык как государственный и мировой язык. | 2 | ||
2 | Языковая норма. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. | |||
3 | Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные составляющие невербальной коммуникации. | |||
Лабораторные работы. | ||||
Практические задания. | ||||
Контрольная работа. | 2 | |||
Самостоятельная работа. | 8 | |||
Раздел 2. Стилистика и культура речи | 35 | |||
Содержание. | 22 | |||
1 | Функциональные стили современного русского языка. Стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. | 2 | ||
2 | Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. | |||
3 | Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. | |||
4 | Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. | |||
5 | Разговорный стиль. Диалог, полилог, монолог. Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование. | |||
6 | Художественный стиль Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, возможности совмещения других стилей в художественном тексте. | |||
Лабораторные работы. | ||||
Практические задания. | ||||
Контрольная работа. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа. | 11 | |||
Раздел 3. Стилистика словосочетания и предложения | 14 | |||
Содержание. | 8 | |||
1 | Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов. Речевые и грамматические ошибки. | 2 | ||
2 | Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений. Речевые и грамматические ошибки. Языковые нормы для правильного построения предложений. | |||
Лабораторные работы. | ||||
Практические задания. | ||||
Контрольная работа. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа. | 4 | |||
Раздел 4. Ораторское мастерство | 14 | |||
Содержание | 8 | |||
1 | Ораторское мастерство. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. | 2 | ||
2 | Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. | |||
3 | Устное выступление студентов. Выступление перед группой. Рецензия и анализ выступлений | |||
Лабораторные работы. | ||||
Практические задания. | 2 | |||
Контрольная работа. | ||||
Самостоятельная работа. | 4 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Итого | 94ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Данная методическя разработка представляет собой опыт работы по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...