Прграмма по русскому языку и культуре речи. 64 часа
календарно-тематическое планирование на тему

Васильянова Оксана Викторовна

Прграмма по русскому языку и культуре речи как вариативный курс среднего технического образования. Изучается на втором курсе техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx23.7 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.98 КБ
Файл tablitsa.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

№ заня

тия

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вид/тип учебного занятия

Дидактические цели учебного занятия

Учебные, учебно-наглядные пособия и ТСО

Задания для СРС и рекомендуемая литература

1-2

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры.

2

комбинированный

Вспомнить понятия национальный русский язык. Познакомить с социальной структурой русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия.

Расширять круг языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий,

Оформить цитаты русских классиков о русском языке

3

Русский язык как государственный и мировой язык.

1

Урок первичн. усвоения знаний.

Дать понятие государственного языка. Какой язык считается мировым. Учиться грамотно строить свой ответ.

Подобрать тезисы, доказывающие, что русский язык является мировым.

4-5

Решение коммуникативных задач.

2

Практикум

Анализ и переработка текстов различных лексических групп. систематизацию языковых средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются.

6

Языковая норма

1

Урок первичн. усвоения знаний.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.  Участвовать в обсуждении основных вопросов темы, уметь анализировать выступление других.

Подготовить доклад об языковых нормах (на выбор)

7-8

Основные единицы общения.

2

Комбинированный

Вспомнить, что такое устная и письменная разновидности литературного языка.  Редактирование предложенных текстов, определение типа речевой ошибки.

Составить таблицу «сходства и различия устной и письменной речи»

9-10

Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

2

Практикум

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Учиться находить речевые и стилистические ошибки в тексте, выявлять к какой лексической группе относится текст.

11-12

Невербальные средства коммуникации

2

Урок первичн. усвоения знаний.

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Участвовать в обсуждении основных вопросов темы.

Сообщение о необходимости невербальных средств коммуникации

13-14

Основные составляющие невербальной коммуникации.

2

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Понятия кинесики, такесики, проксемики, паралингвистики и экстралингвистики, принимать активное участие в заданных коммуникативных ситуациях.

Изобразить с помощью рисунков различные эмоциональные выражения человека.

15-16

Решение коммуникативных задач.

2

Практикум

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. переработка текстов, решение коммуникативных ситуаций.

17-18

Контрольная работа №1

2

Урок проверки и оценки ЗУН.

Применение полученных знаний на практике.

19-20

Функциональные стили современного русского языка

2

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вспомнить стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Составить таблицу стилей русского языка и их жанровое своеобразие.

21

Официально-деловой стиль

1

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи

Подготовить устное сообщение по теме. Подготовить вопросы для обсуждения.

22-23

Языковые формулы официальных документов.  Оформление документации

2

Урок первичн. усвоения знаний.

Познакомить с правилами оформления документов. Показать приемы унификации языка служебных документов.

Составить официальные письма различного характера

24

 Реклама в деловой речи. Речевой этикет документа.

1

Практикум

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Анализ предложенных текстов, создание и редактура текстов официально-делового стиля.

Придумать интересные рекламные слоганы для работы в группах

25-26

Научный стиль.

1

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской научной письменной речи. Участвовать в обсуждении основных вопросов темы, решать коммуникативные задачи.

Написать научную статью о каком-нибудь небывалом открытии.

27-28

Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

2

Практикум

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.

29-30

Публицистический стиль

2

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вспомнить сферу функционирования, жанровое разнообразие и отбор языковых средств в публицистическом стиле. применять методики ораторского мастерства, решать задачи, связанные с устной и письменной речи.

Подобрать тему для публичного выступления и составить план

31-32

Особенности устной публичной речи.

2

Практикум

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

33-34

Разговорный стиль. Диалог, полилог, монолог.

2

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вспомнить принципы разговорной речи, сферы её использования и признаки. Отработка навыков построения диалога и монолога.

Подобрать тему для диалога и монолога. Составить план своего выступления и разговора.

35-36

Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование.

2

Практикум

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.

37-38

Художественный стиль

2

Урок усвоения знаний на основе имеющихся

Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, показать возможности совмещения других стилей в художественном тексте.

Создать афишу любого крупного мероприятия.

39-40

Взаимопроникновение стилей

2

Практикум

Специфика использования элементов различных языковых стилей в одном тексте. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. переработка текстов, решение коммуникативных ситуаций.

41-42

Контрольная работа №2

2

Урок проверки и оценки ЗУН.

Применение полученных знаний на практике.

43-46

Лексическая сочетаемость. Предложения с фразеологическими оборотами. Обособленные члены предложения.

4

Комбинированный

Познакомить с понятиями лексическая избыточность и недостаточность. Научиться находить ошибки, связанные с нарушением употребления фразеологизмов и других устойчивых словосочетаний. Правила построения предложений с обособленными членами предложения.

Сообщение на тему «Роль фразеологизмов в русской речи»

47-50

Порядок слов в предложении. Речевые и грамматические ошибки. Языковые нормы для правильного построения предложений.

4

Комбинированный

Вспомнить и научиться различать понятия прямого и обратного порядка слов в предложении. Учиться находить речевые и грамматические ошибки. Строить и редактировать тексты, учитывая лексические, синтаксические и пунктуационные нормы.

В СМИ найти некорректно составленные тексты и отредактировать их.

51-52

Контрольная работа №3

2

Урок проверки и оценки ЗУН.

Применение полученных знаний на практике.

53-54

Оратор и ораторское мастерство.

2

Урок первичного усвоения знаний.

Познакомить с понятием оратор и его аудитория. Рассказать об основных видах аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.

Дать развернутый и аргументированный ответ на предложенный вопрос.

55-56

Публичное выступление.

2

Комбинированный

Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Подготовить устное выступление на социально значимую тему. Подготовиться выступать.

57-60

Устное выступление студентов на социально значимые темы

4

Практикум

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Анализ и рецензия выступления своих товарищей.

61-62

Подготовка к дифференцированному зачету.

2

Комбинированный

Обобщение и повторение пройденного материала. подготовка к зачету.

63-64

Дифференцированный зачет

2

Урок проверки и оценки ЗУН.

Применение полученных знаний на практике.



Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волжский машиностроительный техникум»

Рассмотрено                                                                               Утверждаю

На заседании ЦК                                                                   Заместитель директора по УМР

Протокол № 1 от 27 августа 2015 г.                                                                

Председатель ЦК ___________Суркаева Т.В.                   ____________Карпова Т.Ю.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной   дисциплины

ОУД.01 Русский язык и культура речи.

для специальностей:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),

15.02.08 Технология машиностроения,

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

по программам подготовки специалистов среднего звена

2015

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины  «Русский язык и культура речи»  по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) для специальностей технического и социально-экономического профилей:

- 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей профессионального образования   13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;

- 15.02.07 Автоматизацтия технологических процессов и производств (по отраслям),

- 15.02.08 Технология машиностроения, входящих в укрупнённую

группу направлений подготовки и специальностей профессионального   образования 15.00.00 Машиностроение;

- 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

входящей в укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей профессионального образования 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;

   

  Разработчики:  Васильянова О.В. преподаватель.

     

Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для профессиональных образовательных организаций» (рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». Протокол № 3 от 21 июля 2015г.) и в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)  и  «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО   Минобрнауки  России  от 17 марта 2015 г.№ 06-259).

     Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волжский машиностроительный техникум» (далее – ГБПОУ «ВМТ») на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

      Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Место учебной дисциплины в учебном плане

       Результаты освоения учебной дисциплины

      Содержание учебной дисциплины

       

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тематический план

    Характеристика основных видов учебной деятельности

   студентов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа  (далее – программа) общеобразовательной учебной дисциплины (далее – учебная дисциплина) «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка  в ГБПОУ «ВМТ», реализующем образовательную программу  среднего общего образования (далее – СОО) в пределах освоения  основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена  по специальностям технического и социально-экономического профилей:

  • 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание  электрического и электромеханического оборудования (по отраслям);
  • 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
  • 15.02.08 Технология машиностроения;
  • 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

                 

     Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», и в соответствии с  «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей:

•​ совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

•​ формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

•​ совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

•​ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

−− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

• предметных:

−− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

−− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Основные понятия курса.

    1.1 Введение

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Язык как форма мировоззрения, форма выражения русской национальной культуры. Национальный русский язык. Социальная структура русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия. Русский язык как государственный и мировой язык.

    1.2 Языковая норма

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.

    1.3 Невербальные средства коммуникации

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные составляющие невербальной коммуникации.

Раздел 2. Стилистика и культура речи

2.1 Функциональные стили современного русского языка

Стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

    2.2 Официально-деловой стиль

Сфера функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Правила оформления документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Речевой этикет документа. Правила оформления документов.

    2.3 Научный стиль

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.  Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.  Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.

    2.4 Публицистический стиль

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

          2.5 Разговорный стиль

Диалог, полилог, монолог. Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование.

         2.6 Художественный стиль

Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, возможности совмещения других стилей в художественном тексте.

Раздел 3. Стилистика словосочетания и предложения

    3.1 Лексическая сочетаемость

Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов. Речевые и грамматические ошибки.

    3.2 Порядок слов в предложении.

Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

Раздел 4. Ораторское мастерство

    4.1 Ораторское мастерство

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.

    4.2 Публичное выступление

Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

•​ по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей — 117 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 78 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 39 часов.

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия.

Основные понятия курса

18

Стилистика и культура речи

24

Стилистика словосочетания и предложения

10

Ораторское мастерство

20

Итого

64

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

30

Всего

94


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Основные понятия курса

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,

культуры и истории народа — носителя языка; анализировать

• определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни  общества;

• преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Стилистика и культура речи

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• различать тексты разных функциональных стилей (экстра-

лингвистические особенности, лингвистические особенности

на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• анализировать тексты разных жанров научного (учебно-

научного), публицистического, официально-делового стилей,

разговорной речи;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей,

жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,

репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,

беседа, спор);

Ораторское мастерство

• Аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства

лексики и фразеологии в публицистической и художественной

речи и оценивать их;

• объяснять особенности употребления лексических средств в

текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать

необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших

слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и

справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту

информацию в различных видах деятельности

Стилистика словосочетания и предложения

• составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

• проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

• определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

• составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

• составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

• пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

• составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает наличие в ГБПОУ «ВМТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд  дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

Дополнительные источники:

1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование»,             2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.-  «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru



Предварительный просмотр:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные понятия курса

26

Содержание.

16

 1

Введение.. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Язык как форма мировоззрения, форма выражения русской национальной культуры. Национальный русский язык. Социальная структура русского языка: диалекты, жаргоны, городские просторечия. Русский язык как государственный и мировой язык.

2

2

Языковая норма. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения.

3

Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные составляющие невербальной коммуникации.

Лабораторные работы.

Практические задания.

Контрольная работа.

2

Самостоятельная работа.

8

Раздел 2. Стилистика и культура речи

35

Содержание.

22

1

Функциональные стили современного русского языка. Стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2

2

Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, жанровое разнообразие. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

3

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.  Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.  Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи.

4

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

5

Разговорный стиль. Диалог, полилог, монолог. Прямая речь. Косвенная речь. Цитирование.

6

Художественный стиль Основные признаки художественного стиля, его жанры и сфера употребления, возможности совмещения других стилей в художественном тексте.

Лабораторные работы.

Практические задания.

Контрольная работа.

2

3

Самостоятельная работа.

11

Раздел 3. Стилистика словосочетания и предложения

14

Содержание.

8

1

Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов. Речевые и грамматические ошибки.

2

2

Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений. Речевые и грамматические ошибки. Языковые нормы для правильного построения предложений.

Лабораторные работы.

Практические задания.

Контрольная работа.

2

3

Самостоятельная работа.

4

Раздел 4. Ораторское мастерство

14

Содержание

8

1

Ораторское мастерство. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.

2

2

Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

3

Устное выступление студентов. Выступление перед группой. Рецензия и анализ выступлений

Лабораторные работы.

Практические задания.

2

Контрольная работа.

Самостоятельная работа.

4

Дифференцированный зачет

2

Итого

94ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная методическя разработка представляет собой  опыт работы  по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"

Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...