Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
план-конспект урока на тему
Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?» В российской истории есть не одна историческая личность, которая неоднозначно оценивается потомками. Но, пожалуй, нет такой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Данная разработка поможет преподавателю в более доступной форме преподнести материал о правлении Ивана Грозного, .воспитать толерантное отношение к событиям русской истории; сформировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с событиями русской истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Кто он Иван Грозный – великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?» «Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его». Вольтер ДА НЕТ
Сравнительная таблица: «Иван Грозный: тиран или реформатор» Иван Грозный-реформатор Иван Грозный-тиран 1 1 2 2 … …
Вопросы для обсуждения За Против Оценка правления Ивана Грозного и описание собственного отношения к этому времени. Взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного Внутренняя политики (Реформы Избранной Рады) Внешняя политика. Итоги царствования Ивана I Заполнение сравнительной таблицы.
Кто он? ТИРАН РЕФОРМАТОР
Диамант Реформатор Прогрессивный, талантливый Развивает, меняет, улучшает Модернизация, величие, масштаб, прогресс Преследует, властвует, карает Жестокий, ненавистный Тиран
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по истории России на тему: Иван Грозный: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
Цель занятия:
оценить результаты деятельности Ивана Грозного; определить его роль в истории страны;
Создать условия для формирования оценочных суждений о личности и политике Ивана IV, через работу с различными видами информации.
Задачи:
- обучающие: закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XVI века, и о деятельности Ивана Грозного.
- развивающие: овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками (учебник, мультимедийная презентация, документы, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.
- воспитательные: воспитание толерантного отношения к событиям русской истории; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с событиями русской истории.
Тип урока: Закрепление изученного материала
Форма занятия: учебная дискуссия.
Понятийный аппарат: опричнина, земщина, заповедные лета, судебник, избранная рада, стоглав, опричник, земский собор, самодержавие
Оборудование: компьютер и проектор, портреты эпохи, карта «Россия в 16 веке».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.(5 минут)
2. Мотивация (пробуждение интереса к теме).
- О чем и о ком же пойдет речь на сегодняшнем занятии? Чтобы помочь вам сформулировать тему предлагаю посмотреть на экран. (обучающие должны сформулировать тему дискуссии. Например, Иван грозный: тиран или реформатор. Противоречивая личность И. Грозного и т.д.
Вывод: Ивана Грозного: «Кто он? великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
Преподаватель:
- В российской истории есть не одна историческая личность, которая неоднозначно оценивается потомками. Но, пожалуй, нет такой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах при изучении эпохи XVI века неразрывно связывают время правления Грозного через оценку его личности.
"Много было разговоров о личности московского царя. Суждения были крайне противоречивы. Кто сравнивал его с Чингисханом, говорил о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.
Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.
Третьи называли его умным, добрым, приветливым и слишком доверчивым, его часто обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему в его реформах.
Нашлись и такие, которые называли его гениальным государем, лучшим в Европе дипломатом и правителем".
- Сегодня мы попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответим на вопрос - «Кто он? Иван Грозный?
- Готовясь к занятию, вам необходимо было поработать с учебным материалом, дополнительной литературой и выбрать аргументы, свидетельствующие о том, что Иван Грозный – жестокий тиран и деспот, другая группа - аргументы, свидетельствующие о том, что Иван Грозный – великий правитель и реформатор.
Итак, начнем работу с вашими аргументами.
С одной стороны можно долго говорить, что Иван Васильевич величайший из правителей, но так ли это на самом деле? Кто желает подтвердить данное утверждение
(выступления учащихся)
Что могут возразить те, кто считает Ивана Васильевича жестоким тираном и деспотом
(выступления учащихся)
Выслушав все за и против, обобщается полученная информация и заполняется сравнительная таблица: «Иван Грозный: тиран или реформатор»
Иван Грозный-реформатор | Иван Грозный-тиран |
1 | 1 |
2 | 2 |
… | … |
3. Работа с портретом на доске: Показ картины и сообщение студентов
Преподаватель:
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» - это единственный исторический портрет первого русского царя.
Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного. Группа студентов, которая предлагала аргументы против Ивана Грозного пробует в картине выделить положительные качества царя и наоборот, студенты предлагающие аргументы за, выделяют отрицатедбные черты Ивана Грозного.
Пример ответов.
1) Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный из-за заговоров и измен боярства и глубоко одинокий. Судя по выражению его лица, царя преследуют мрачные мысли.
2)Иван Грозный постоянно видел во всех своих врагов, искал подвох в действиях своих слуг и приближенных к его персоне.
Рука властно опирается на посох, который, одновременно, может послужить и копьем, при малейшей опасности, потому что он заострен с одного конца и сделан из стали. Сапоги царя украшены золотым причудливым узором. Он стоит на шикарном ковре, на котором вышиты двуглавые орлы, как символ Руси того времени.
На этой картине автора Иван Грозный показан очень гордым, властным, настоящим самодержцем Всея Руси.
4. Вопросы к обсуждению: Заполнение сравнительной таблицы.
Вопросы для обсуждения | За | Против |
Оценка правления Ивана Грозного и описание собственного отношения к этому времени. | ||
Взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного | ||
Внутренняя политики (Реформы Избранной Рады) | ||
Внешняя политика. | ||
Итоги царствования Ивана I |
5. Подведение итогов.
- Для чего же мы анализировали сегодня наше прошлое?
(чтобы осмыслить уроки прошлого; чтобы лозунг «Цель оправдывает средства» никогда не стал бы лозунгом, по которому вы станете строить свою жизнь; чтобы всегда помнили, что аморальные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам.)
Преподаватель просит обучающихся выразить свою точку зрения на изученную эпоху и личность Ивана Грозного, через составление «Диамант»
Например
Реформатор
Прогрессивный. Талантливый
Развивает, меняет, улучшает
Модернизация, величие, масштаб, прогресс
Преследует, властвует, карает
Жестокий, ненавистный
Тиран
6. Итоговое обобщение
Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами. Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным.
7. Домашнее задание
Вопросы к п.25, вопросы(устно), завершить заполнение таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
методическая разработка бинарного урока (мастер класс) по дисциплинам обществознание, биология на тему"Происхождение человека"
Данная методическая разработка подготовлена преподавателями ГАПОУ СО "Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" С.Н Курсаковой, С.В. Лабодиной в соответствии с новыми требованиями ФГ...
Урок по учебной дисциплине ОУД.04 История "Россия в правление Ивана Грозного"
Данная разработка урока "Россия в правление Ивана Грозного" по учебной дисциплине ОУД.04 История может быть применена для обучающихся СПО, образовательных учреждений....
Методическая разработка по проведению мастер класс для абитуриентов и студентов на тему : «Я - ОРАТОР»
Ораторское искусство - это интересная, увлекательная и очень полезная наука, которая может помочь во многих случаях в жизни! Выступать перед публикой, заводить новые...
Методическая разработка научно-практической конференции с элементами студенческого мастер-класса «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Проведение научно-практической конференции с элементами студенческого мастер-класса является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам развивать познавательну...
Статья по дисциплине «История России» по теме: «Влияние революции 1917 года на русское искусство»
Дополнительный материал к уроам истории...
Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»
Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....