конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»
план-конспект урока на тему
конспект урока на тему: «Деятельность людей и ее многообразие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 794 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Деятельность людей и ее многообразие».
Цели урока: объяснить понятия и термины: «деятельность», мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «творчество», «цель», «средства достижения цели», «действия», «бессознательное»;
ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».
- О чем эта притча?
- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
- Что такое «деятельность»?
- Чем деятельность животных отличается от деятельности человека?
- Какую роль играет деятельность в нашей жизни?
На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках.
Запишите тему урока: «деятельность людей и ее многообразие».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сущность и структура деятельности.
2. Потребности и интересы.
3. Многообразие видов деятельности.
4. Творческая деятельность.
II. Объяснение нового материала.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях - двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодёйствия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта - или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Проверим ход наших рассуждений с помощью схемы:
1. Сущность и структура деятельности
Познакомимся с сущностью и структурой деятельности.
Прочитайте п. 1 § 17.
- Что такое «субъект» деятельности?
- Что такое «объект» деятельности?
- С чего начинает человек любую деятельность?
- Что такое «цель»?
- Можно ли считать любую цель осуществимой?
- Как определить реальность цели?
- С помощью чего люди обычно достигают целей?
- Что такое «действия»? Приведите примеры.
- От чего зависит достижение или неуспех деятельности?
- Что значит выражение «Средства должны соответствовать цели»
- Можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? -
- Как вы, относитесь к выражению «Цель оправдывает средства»? Свой ответ аргументируйте.
(По ходу ответов учащихся на доске выстраивается схема.)
Структура деятельности
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Тот, кто осуществляет деятельность | Это - то, на что она направлена |
Субъектом - деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. | Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек |
2. Потребности и интересы
Теперь нам следует определить, что побуждает человека к деятельности. Для чего?
Да хотя бы для того, чтобы не стать героем следующей притчи, которая получила название «Старательный дровосек».
Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.
О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло.
Прочитайте п. 2 § 17 учебника.
- Что такое «мотив»?
- Какую роль играют мотивы в деятельности человека?
- Что может выступать в роли мотивов?
- Что такое «потребности»?
- На какие три большие группы разделили потребности авторы учебника?
- Охарактеризуйте и проанализируйте их.
- Какие из них вам кажутся наиболее важными? Свой выбор объясните.
Вспомните и охарактеризуйте шкалу потребностей, разработанную А. Маслоу.
- Что такое «социальные установки»? Приведите примеры.
- Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека?
Почему особую роль в формировании мотивов играют «интересы»?
- Как они формируются? От чего зависят?
- Что такое «идеал»? «Общественный идеал»?
- Что значит для вас «нравственный идеал»?
- Что мы подразумеваем под понятием «сознательная деятельность»?
- Всегда ли мы сознательно действуем? Что такое «бессознательное»?
- Почему авторы учебника особую роль отводят в деятельности человека понятию «воля»?
- Согласны ли вы с ними?
(По ходу ответов выстраивается схема.)
Что движет человеческой деятельностью
3. Многообразие видов деятельности
М.Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всём готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, Изжарить...».
- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Какие вообще бывают виды деятельности? Попробуйте перечислять их.
Чтобы не потеряться в многообразии видов деятельности ученые создали определенные модели классификации человеческой деятельности. давайте познакомимся с ними.
Прочитайте п. 3 § 17.
- Охарактеризуйте и проанализируйте первую модель классификации видов деятельности: практическая, духовная.
- Охарактеризуйте и проанализируйте вторую модель классификации видов деятельности: созидательная, разрушительная.
- Приведите примеры отдельных видов деятельности.
- Как вы относитесь к славе Герострата? Почему?
(По ходу ответов на доске выстраивается схема.)
4. Творческая деятельность.
- Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»?
(После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)
Творческая деятельность
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
Источником деятельности может быть воображение, фантазия
Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности.
Интуиция - важнейший компонент творчества. Бессознательное.
Бессознательное связано с созидательными усилиями
III. Итог урока
- В чем заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- Как соотносятся потребности и интересы?
- В чем особенности творческой деятельности?
- Выполните задания к параграфу.
IV. Домашнее задание
Выучите § 17, выполните задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/10/picture-95850.jpg)
Конспект урока на тему "Вводные слова"
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-243963-1366189286.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-288639-1381587768.png)
Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"
Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока: дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-524119-1415730254.jpg)
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-519929-1415897113.jpg)
Конспект урока на тему: "Развитие способностей к изобразительной деятельности"
Урок в рамках изучения курса Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста специальности "Дошкольное образование"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-1023798-1521714489.jpg)
Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"
В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....
Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"
Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...