Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».
методическая разработка на тему
На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. Также в процессе обучения большое внимание должно уделяться установлению причинно – следственных связей и закономерностей в истории, которое опирается на знания о развитии и на установление последовательности между историческими фактами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».
Выполнила:
преподаватель истории 1 категории
Бормотина Т.А.
г. Рославль
2017г.
Цель: показать, как на уроках истории усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности и познавательной деятельности обучающихся. Так как в основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия, преимущественно зрительные и слуховые. Знания об исторических событиях черпаются из различных источников информации. Получение информации является обязательным и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Большое место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования как в устной, так и письменной форме.
В процессе учебного познания истории мысль обучающихся движется от конкретного к обобщенному, а от обобщенного вновь к конкретному, но уже на более высокой основе понятийных знаний. На этой основе усваиваются новые факты, а также переосмысливаются в новых связях и отношениях факты, ранее известные.
Задачи: показать, что результативность обучения истории зависит в основном от руководства учебным процессом, которое заключается в следующем:
- в обеспечении познавательной деятельности обучающихся источниками исторических знаний;
- в создании у обучающихся психологического настроя к изучению материала, пробуждение интереса к познавательной активности;
- в непосредственном руководстве преподавателя процессом восприятия материала обучающимися;
- в руководстве мышлением обучающихся на всех этапах процесса познания истории;
- в организации закрепления знаний и в руководстве им на уроках;
- в проверке и корректировке результатов учебной деятельности.
В методической литературе источники исторических знаний группируются обычно по внешнему признаку – по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. Различают устное изложение, текст, наглядность. Задача данной методической разработки заключается в том, чтобы перечислить и показать на конкретных примерах работу с историческими источниками и их роль в познании истории.
Реализация: в данной методической разработке я поставила цель – показать группы и виды источников знаний в познавательной деятельности обучающихся.
- Документальные исторические источники (первоисточники).
Они требуют учета образовательно – воспитательных возможностей, заключенных в этих источниках и гибкой методике их использования.
- первоисточники, выраженные в слове.
Письменным (печатным) первоисточникам принадлежит основное место в познании истории.
Документы могут быть разделены на несколько видов:
- государственно – правовые документы(конституции, законы) содержат информацию о государственном устройстве;
- документы внутриполитического характера(например, программы партий в период первой русской революции – монархисты, либералы, эсеры, меньшевики, большевики, анархисты); программы партий на современном этапе.
- мифология, материалы религиозного характера(например, «Мифы Древней Греции»; предания и поучения(«Поучения Владимира Мономаха своим детям»).
- сочинения повествовательно – описательного характера(летописи, хроники, исторические сочинения, написанные современниками событий). Например, «Повесть временных лет» Нестора.
- произведения художественной литературы изучаемой эпохи, передающие общий колорит эпохи и содержащие яркие характеристики исторических деятелей.
Например, роман А.Толстого «Петр 1».
2.Произведения изобразительного искусства.
Содержат богатую и разностороннюю информацию об эпохе, в которую они были созданы.
Например, на завершающем тему уроке «Русская культура в начале 12- начале 13 веков» главным становится установление высокого уровня культуры домонгольской Руси, отражение стремления к единству Русской земли (например, «Успенский собор во Владимире»).
Рассказываем на уроке о величии народа в годы Великой Отечественной войны (например, картина С.Герасимова «Мать партизана»).
3. Предметы практического назначения(вещи, сооружения).
Отразили в себе различные стороны жизни общества. Комплекс предметов, например, останки древнего поселения, раскрывают полную картину производственной жизни, общественных отношений, обычаев жителей этого поселения. Особое место занимают предметы, связанные с памятными событиями. Например, оружие советского воина, найденное на месте сражения. Такие предметы имеют в обучении истории большое воспитательное значение. Например, урок – исследование «Занятия и обычаи восточных славян в VI – VIII вв.». На уроке проводится работа с аппликацией «Славянский поселок» и преподаватель обращается к фильму «Славянское жилище». Осуществляется решение познавательной задачи: археологи восстановили облик славянского поселения «Березняки». Задача: историю первобытности характеризуют два типа хозяйства: присваивающее и производящее. Объясните эти термины.
4. Изложение научно – обработанных и систематизированных исторических знаний.
- хронологические таблицы – основная задача хронологии – установление временных отношений между изучаемыми фактами. Разновидностью их являются таблицы синхронистические. Например, при составлении таблицы «Линия времени» преподаватель анализирует умение обучающихся вести счет лет в истории.
- в таблицы тематического перечисления включаются войны, восстания, научные открытия с указанием существующих признаков каждого факта (например, таблица «Культурные достижения древних греков» включает письменность, науку, искусство, спорт.
- таблицы сравнения - способствуют выявлению отношений и различия между общественными классами, формами государственного устройства, общественно – экономическими формациями. Например, преподаватель дает задание – сравнить политику «военного коммунизма» и НЭП в советский период.
5. Картографические источники исторических знаний.
Историческая карта, картосхема служат средством локализации в пространстве исторических явлений, известных обучающимся из изложения преподавателя и других источников знаний. Карта – основное пособие для характеристики театра военных действий. Например, двумя стрелами карта показывает план гитлеровского командования летом 1943г. ударами с севера и юга срезать Курский выступ и уничтожить большую группировку советских войск.
6. Работа с контурными картами.
Лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты способствует графическое воспроизведение ее элементов. Задания по контурным картам могут быть даны при изучении нового материала, при закреплении знаний, в качестве проверочных работ. Чертить на контурных картах лучше всего цветным карандашом, а писать – простым карандашом, чтобы можно было вносить исправления.
7. Эвристическая беседа.
Основной формой самостоятельной работы обучающихся по объяснению и оценке ими исторических фактов является эвристическая беседа, направленная преподавателем. Важное место она занимает на повторительно – обобщающих уроках. Характер вопросов и ответов в беседе постепенно изменяется. От вопросов, требующих односложных суждений, преподаватель переходит к заданиям, которые требуют самостоятельных умозаключений, объясняющих связи и отношения между фактами. Например, урок – ролевая игра в стиле «Хочу спросить». Это обобщающий урок, цель которого в ходе анализа предлагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность обучающимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта, содействовать более глубокому пониманию принципов международного гуманитарного права (на данном уроке раскрывается деятельность Красного Креста в годы Великой Отечественной войны). Таким образом, значение эвристики заключается в том, что самостоятельная мыслительная деятельность способствует интеллектуальному развитию обучающихся, а поиск решения задачи повышает интерес к истории.
8.Введение термина и определение понятия.
Формируемые в обучении исторические понятия находят свое выражение в
соответствующих словах – терминах. Выполнить в обучении свою познавательную роль термин может при условии, что с ним связывается конкретное содержание. Например, на уроках проводятся терминологические диктанты с целью закрепления содержания терминов.
9. Характеристика исторического деятеля.
Характеристика исторического деятеля сочетает в себе как его личные черты, так и типические черты эпохи, в которой он жил. Доходчивость характеристик исторических деятелей повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов или картин. Характеристика деятельности исторических лиц может проводится по памятке:
- краткие сведения об эпохе, в которую он жил;
- даты жизни и деятельности, известные факты биографии;
- личные качества, способствующие или препятствующие исторической деятельности;
- сподвижники, единомышленники или противники,
- что читал (а) о данной исторической личности.
10. Использование в обучении истории художественной литературы, воспроизводящей прошлое.
Использование на уроках созданных писателями и поэтами художественных исторических образов, ярких рассказов о событиях прошлого повышает эмоциональность восприятия материала обучающимися, способствует формированию личностного отношения к историческим событиям и деятелям. Возможны различные пути привлечения художественных произведений на уроках. Например, при изучении крестьянской войны под предводительством Пугачева преподаватель может сослаться на описание Белогорской крепости в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
На уроке «Развитие сельского хозяйства в первой половине 19 века» можно предложить обучающимся с исторической точки зрения определить, в чем типичность образов помещиков и крестьян, показанных Н.В.Гоголем в поэме «Мертвые души».
Большое впечатление производит также чтение из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» отрывка, рассказывающего о поездке Наполеона на Бородинское поле в конце сражения.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор» не содержит новой информации для обучающихся, но через образ побежденного гладиатора оно помогает лучше понять и почувствовать беспощадную жестокость зрелищ и рабства в Древнем Риме.
11.Привлечение картин в ходе изложения материала преподавателем.
Методика работы с учебной исторической картиной предполагает
- подготовку обучающихся к восприятию картины;
- восприятие ее в целом после того, как картина введена в ход урока(здесь полезна пауза для самостоятельного рассмотрения картины обучающимися);
- детальное рассмотрение картины под руководством преподавателя, вопросно – ответная форма предпочтительнее монологической формы рассказа преподавателя;
- вывод по картине или сообщение о последующих событиях;
- закрепление путем чтения учебника. Например, под руководством преподавателя обучающиеся рассматривают картину художника В.В.Домогацкого «В мастерской средневекового оружейника». Она является исходным материалом для беседы. Объяснительный текст направляет внимание по этому пути:
- внешний вид средневековой мастерской, ручные инструменты;
- долголетняя выучка ремесленному мастерству, высокое искусство ремесленника;
- цеховая организация ремесленников;
- состав мастерской: мастер, подмастерье, ученики;
- ограничение возможности стать мастером.
12.Использование портрета.
Основная задача портрета в обучении истории – усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании обучающихся характеристику исторического деятеля. Характеризуя исторического деятеля, преподаватель объясняет обучающимся, как его черты (мужество, мудрость, жестокость) раскрыты на портрете, а также обращает их внимание на атрибуты, позволяющие определить занятие и общественное положение изображенного лица. Например, картина В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» характеризует Ивана 4 как властного, волевого человека, подозрительного и способного на неудержимый гнев.
13.Работа с плакатом и политической карикатурой.
С большим успехом используются на уроках истории плакаты и карикатуры времен гражданской и Великой Отечественной войн.
В годы Великой Отечественной войны искусство плаката воодушевляло советских людей в борьбе, укрепляло их стойкость, уверенность в победе, прославляло героев. Главным откликом советского народа на вероломное нападение фашистской Германии явился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Во время войны «Окна ТАСС» возродили традиции «Окон РОСТА». Из их мастерских вышли замечательные плакаты: «Родина – мать зовет!», «За Родину!» художника А.Кокарекина. «Дни и ночи ждем тебя, боец», «Дойдем до Берлина» Л.Голованова.
14.Текстовые записи на доске.
Преподаватель при подготовке к уроку, продумывая рассказ, обдумывает и свою запись на доске. Так, рассказывая о религии древних греков, преподаватель записывает таблицу на доске.
Олимпийские боги:
- силы природы (Зевс, Посейдон);
- покровители хозяйства и культуры (Дионис, Гефест, Аполлон).
Например, «Результаты аграрной реформы П.А.Столыпина:
- выход из общины 2 млн. крестьянских дворов;
- ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире(8,8%);
- в Сибирь переселилось 3 млн.40 тыс. человек;
- переселенцы освоили 30 млн. десятин целины.
15. Звуковые пособия в обучении истории.
К таким пособиям относятся песни. Например, большую воспитательную и патриотическую роль играют песни военных лет. Они включаются в контекст урока, посвященного Великой Отечественной войне.
16. Работа с иллюстрациями учебника.
Иллюстрации в учебнике – одна из форм наглядности в познании истории. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности.
17.Использование вопросов и заданий в учебниках.
Как правило, обучающиеся обращаются к вопросам и заданиям при условии, если преподаватель стимулирует и организует работу с ними. Преподаватель определяет порядок их использования. Например, предлагается выполнить задание: «Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аграрной реформы. Составьте рассказ или напишите мини – сочинение на одну из предложенных тем:
- «Почему я не хочу выходить из общины»;
- Почему я возвратился из Сибири».
18.Развитие самостоятельности обучающихся в воспроизведении исторических знаний.
Можно наметить основной круг формируемых у обучающихся способов преобразующего воспроизведения исторических знаний. В познании истории обучающихся необходимо обучать самостоятельно воспроизводить полученные знания. Например:
- формулирование краткого ответа на вопрос по материалу учебника;
- изложение своими словами содержания печатного текста возрастающего объема и сложности;
- составление простого плана параграфа учебника;
- составление тезисов по материалу учебника;
- составление синхронистических таблиц по хронологии;
- составление тематических таблиц (сопоставления, периодизации, установление причинно – следственных связей) по материалу параграфа.
- подготовленное предварительно сообщение на уроке (семинаре, факультативе) по теме урока;
- оформление собранного историко – краеведческого материала в виде альбома, выставки;
- сообщение на историческую тему.
Можно провести урок по развитию самостоятельности обучающихся на тему: «Реформы в России и их исторические последствия». Данному уроку предшествует большая подготовительная работа обучающихся. Обучающимся заранее дается задание: заполнить таблицы с деятельностью исторических лиц, прочитать в учебной литературе необходимый материал и подготовить в рабочей тетради краткий конспект выступлений, а также свои вопросы.
19.Роль раздаточного материала в развитии познавательных способностей обучающихся.
Раздаточный материал по истории Древнего мира и Средних веков может содержать карточки, каждая из которых состоит из двух взаимосвязанных компонентов – рисунка и заданий. Вопросы и задания отдельной карточки относятся к содержанию иллюстраций, но многие карточки выходят и за пределы изображенного. Работа с карточками многообразна, она может носить индивидуальный и коллективный характер (например, проводится беседа по содержанию однородных карточек или фронтальная самостоятельная работа). Обучающиеся могут работать с карточками и при выполнении домашних заданий. Работа с раздаточным материалом нравится обучающимся, т.к. дает большой познавательный материал по истории в иллюстративной форме. Обучающимся нравится рассказывать «Мифы Древней Греции», опираясь на раздаточный материал по истории Древнего мира.
20. Проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и постановки проблемных заданий.
Эти приемы повышают эффективность урока, поскольку сочетают устное изложение самостоятельной работой обучающихся. Например, Урок – активный семинар «История России в исторических лицах». Преподаватель заранее дает задание – проблему обучающимся: подготовить и написать краткий доклад своего выступления, необходимо распределить исторических деятелей, преподаватель дает примерный план описания жизни и деятельности исторического лица, рекомендует необходимую литературу , объясняет схему и порядок проведения семинара. Преподаватель должен сам проработать составленный им список и написать для себя краткую характеристику каждого исторического лица по плану: взгляды, идеи, решаемые проблемы, этапы деятельности, историческое значение данной личности.
21.Использование исследовательского метода в развитии познавательных способностей обучающихся.
При использовании исследовательского метода обучающиеся ставятся как бы в положение исследователей – они должны осмыслить факты, сделать на их основе выводы, дать им оценку. Например, обучающимся дается задание – подготовить исследование «Моя родословная» поэтапно:
1этап – опрос родственников и знакомых;
2 этап – систематизировать информацию по мере поступления;
3 этап – определить по собранному материалу приблизительное место проживания кого – либо из членов семьи;
4 этап – по мере накопления материала приступить к работе над созданием целостного текста. Написанные тексты можно снабдить фотографиями, копиями писем, можно оформить семейный альбом.
5 этап – приступить к созданию «генеалогического дерева».
22.Внеклассная работа на уроках истории.
Во внеурочной работе повышается у обучающихся познавательный интерес к предмету. В результате общения с обучающимися происходит взаимное духовное обогащение, накапливается опыт взаимопонимания. Обучающиеся факультативных групп имеют более глубокие и прочные знания по истории. Тематика внеклассных занятий может быть различна:
- исторические вечера( «Слава русской старине»; «России верные сыны»; «Вечер в средневековом замке»; «Никто не забыт, ничто не забыто»);
- познавательные игры( «Что? Где? Когда?);
- кроссворды;
- викторины( «Живые, пойте о нас!»; « Преданье старины глубокой»);
- диспуты( «Афины или Спарта?»);
- дискуссии – например, преподаватель предлагает обучающимся тему: « В современной России также шел процесс складывания многопартийности. Можно ли провести аналогии с процессом становлениям многопартийности в начале 20 века?
- эссе – это творческая работа, т.к. в ней обучающиеся могут раскрыть интересующие и волнующие их проблемы. Например, эссе на тему: «Дискуссия между славянофилами и западниками о дальнейшем пути развития России».
23.Экскурсионная и поисковая работа с обучающимися.
Исторические памятники прошлого( археологические находки, хранящиеся в исторических и краеведческих музеях) также дают богатый познавательный материал обучающимся, т.к. они раскрывают судьбу края и его жителей в важные исторические периоды. Обычно рекомендуется проводить экскурсии в историко – художественный музей в качестве обобщающего повторения пройденной темы( например, в зал « Боевой славы»). Но возможно организовать экскурсию – урок для изучения конкретного вопроса впервые на экспонатах музея в самом музее. Это касается главным образом легко обозримой экспозиции орудий труда, предметов быта, т.е. материала, относящегося к социально – экономическим вопросам темы. Например,
Урок – исследование «Занятия и обычаи восточных славян – кривичей».
24. Использование информационных технологий в развитии познавательных способностей обучающихся.
Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока, т.к. они также повышают познавательный интерес обучающихся к уроку. К ним относятся:
- презентации на историческую тему («Славные сыны Отечества», «Не помнить нельзя, забыть не возможно»);
- презентации, связанные с историей и специальностью «Конструирование и моделирование одежды». Данная презентация называется «История костюма в разные исторические эпохи»;
- исторические фильмы в сети Интернет – «Помпеи», «Сталинград».
Таким образом, на уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. Также в процессе обучения большое внимание должно уделяться установлению причинно – следственных связей и закономерностей в истории, которое опирается на знания о развитии и на установление последовательности между историческими фактами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие творческих способностей...
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...
Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1. Определить социально-...
Программа «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Программа «Выявление и развитие творческих, познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...