КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ТЕМА: Крещение Руси и его значение.
план-конспект урока на тему

Для 1-х курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kroka_po_istorii_kreshchenie_rusi.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель истории ГАПОУ КК ЛСПК: И.Н. Евтенко

Дата:

Группа:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА: Крещение Руси и его значение.

Цели:

образовательная: познакомить студентов с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси; определить значение принятия христианства для  формирования Российской цивилизации; 

развивающая: продолжить формирование аналитического мышления на основе  умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы, умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, умения работать в сотрудничестве; содействовать формированию умения личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково - исследовательских видах учебной деятельности;

воспитательная: развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению; содействовать развитию личности студента на основе формирования  чувства уважения к традициям и духовной культуре своего  народа; формировать толерантное  отношение к другим религиям; способствовать развитию интереса к истории Отечества.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, технологии интерактивного обучения, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Средства обучения: Интерактивная доска c проектором, ПК, ОИ 1: История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. -  Москва. ОИЦ «Академия», 2014 - §23; ДИ: И.Н. Данилевский «История России с древнейших времен до конца XIX в.». Учебник для 10 классов - М., 2007; мультимедийная презентация «Крещение Руси Владимиром I»; раздаточный материал: рабочие листы с заданиями; интерактивная карта: «Русь в IX-X веках» (ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века), комплект источников (См.  приложение 1); видеофрагмент «Крещение Руси» из образовательного фильма «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка отсутствующих, проверка готовности рабочих мест

 (Психологический настрой группы на активную работу, организация внимания и внутренней готовности).

II. Актуализация знаний

(Подготовка к восприятию новой темы, актуализация опорных знаний студентов)

В начале урока включается аудиозапись колокольного звона.

Учитель: Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей. Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.

Китайский мудрец Конфуций говорил: «Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть». Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Студенты говорят тему урока: Крещение Руси и его значение.

Учитель: Вы правы, тема нашего урока сегодня - Крещение Руси и его значение. (Слайд 1) Студенты записывают тему в тетради.

Учитель: Прежде чем приступить к рассмотрению нового материала, хочу предложить вам поиграть в игру, которая поможет вспомнить, все, что вы знаете по теме нашего урока.  

Игра «Ассоциации».

Учитель называет различные исторические понятия или персоналии, студенты обсуждают их в группах, указывая всё, что они знают или думают. Таким образом, обучающиеся в группах вспоминают все ассоциации, которые приходят им в голову, записывая их в тетрадь.

Учитель: Я называю вам какого-либо исторического деятеля либо историческое место, либо термин, а вы должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у вас названное мною слово. Давайте поучаствуем в этой игре. Ваша задача - подобрать ассоциации к тому, что я вам говорю.

Ассоциации пример:  (Слайд 2):

  1. Язычество
  2. Владимир
  3. Византия
  4. Христианство

Результат игры: студенты называют свои ассоциации, актуализируя тем самым знания по теме.

III. Постановка проблемы

(Объявление темы урока.

Определение и принятие задач учебного занятия студентами)

Учитель: Молодцы! Вы все вспомнили правильно.

Учитель (обобщение): Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещением Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок. В течение урока вы будете выполнять различные виды заданий в ходе которых, вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.

Проблемное задание: Используя знания, полученные на предшествующих уроках и в ходе изучения нового материала сегодня, определите причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. (Слайд 3) 

IV. Изучение нового материала

(Изложение материала по плану урока)

Учитель: По плану мы рассмотрим следующие пункты:

План (Слайд 4)

  1. Выбор веры князем Владимиром.
  2. Обстоятельства принятия Крещения.
  3. Последствия Крещения для Руси.

Учитель: Обратимся к карте (интерактивная карта: «Русь в IX-X веках»):

В каких соседних государствах была уже принята монотеистическая религия и какая?

Ответы студентов: 

Королевство Польша – католичество

Болгарское царство и Византия – православие

Хазарский каганат – иудаизм

Волжская Булгария – ислам.

Учитель: Следовательно, перед Владимиром стоял выбор? Для того что бы ответить на это вопрос предлагаю вам поработать с историческими источниками и литературой.

Организация групповой работы.

Учитель: Вы будете работать в группах по 4 человека. Нечетные парты поворачиваются к своим соседям. У Вас на столах листочки с текстами источников и заданиями к ним (Приложение 1). Можно работать прямо там: подчеркивать, выделять, делать пометки. В ходе Ваших ответов мы заполним аналитическую таблицу (Слайд 5), которую вы видите на экране, а у вас она в тексте заданий

(Слайд 5). Аналитическая таблица по теме:

«Крещение Руси и его значение»

ИСТОЧНИК

АВТОР, ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

ВИД

ВИД

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВЕРЫ

На работу вам отводится 7 минут.

1-2 группа: «Повесть временных лет» Нестор.

3 группа: «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иаков Мних.

4 группа: «Сага об Олаве Трюггвасоне» Снорри Стурлусон.

5 группа: «История государства Российского» Н.М. Карамзин.

6 группа: И.Н. Данилевский «История России с древнейших времен до конца XIX в.». Учебник для 10 классов.

Выступление студентов (5 мин)

После выступлений студентов учитель демонстрирует заполненную таблицу  на слайде (Слайд 6)

Аналитическая таблица по теме: «Крещение Руси и его значение»

 

ИСТОЧНИК

АВТОР, ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ

ВИД

ВИД

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВЕРЫ

«Повесть

временных лет»

Монах Нестор, XII в.

Летопись

Представители четырех вероисповеданий -  иудеи Хазарского каганата, мусульмане Волжской Булгарии, православные из Византии и католики из Рима, предлагая Владимиру принять свою веру.

«Память и похвала князю русскому Владимиру»

Монах Иаков,

XI в.

Житийная литература

Возможно, решение самого князя.

«Сага об Олаве Трюггвасоне»

Историк Снорри Стурлусон,

XII – XIII в.

Героический эпос

Влияние на выбор веры и само крещение оказал Олав Трюггвасон – крещенный конунг Норвегии, находящейся некоторое время на службе у князя Владимира.

«История государства Российского»

Карамзин Н.М.

Историк XIX в.

Историческая литература

Из рассказа посланников, Владимира впечатлили великолепие храма, красота  и таинственность обрядов.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Данилевский И.Н.

Современный историк

Учебник

Постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией). Желание общаться с государствами Европы на равных.

Физкультминутка.

Учитель проводит универсальную физкультминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Учитель: Перед тем как начать работать со следующим заданием, предлагаю всем нам выполнить нехитрое упражнение, чтобы снять напряжение. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.

Повторять 6-8 раз

(Выполняют вместе с учителем)

Учитель: Мы посмотрели, что говорят источники и историки об обосновании выбора князя Владимира. Теперь вы почувствуйте себя историками и на основании полученной информации, выскажите собственную точку зрения о причинах выбора князем Владимиром христианства византийского образца?

Ответы студентов (Слайд 7. Причины):

  1. Тесная экономическая связь с Византией,
  2. Византия – крупнейшее государство X века,
  3. Стремление Руси приобщиться к духовным и культурным ценностям.
  4. Стать частью единого христианского мира.

 

Учитель: Итак, князь принял решение. Давайте посмотрим, как проходил процесс самого крещения. Предлагаю Вам небольшое видео, после чего будут заданы вопросы.

Просмотр видеофрагмента «Крещение Руси» из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Учитель (задает вопросы):

  • Где и когда князь Владимир принял христианство?
  • При каких условиях?
  • Как проходило крещение киевлян?

Ответы учеников:

988 г. В результате завоевания князем Владимиром византийского города Корсунь - Херсонес. По возвращении в Киев кумиры были изрублены, сожжены, свергнуты в реку.

Киевляне крещены в реке Днепр. (Слайд 8. Ответы по вопросам к видеофрагменту)

Учитель: Каждое событие имеет свои последствия. Давайте поразмышляем на эту тему и подведем итог нашему уроку. Для этого мы сейчас выполним мини-проект в виде схемы, образец которой находится на слайде. Вы снова разделитесь на группы:

I группа – вспомнит историческое событие, которое мы изучили на уроке. Назовет дату и князя, с чьим именем оно связано.

II группа – еще раз вспомнит причины.

III группа – обдумает политические последствия Крещения Руси

IV группа – обдумает международные последствия

V группа – культурные последствия.

VI группа – выступит в роли экспертов, и заполнит на своем листе схему полностью.

Схема (пример перед заполнением): Последствия принятия крещения Владимиром I для Руси.

Учитель: Остальные размещают свои ответы на цветном листе маркером.

Вам дается 3 минуты на эту работу. Если какая-то группа будет готова, то может один представитель выйти к доске и с помощью магнитов прикрепить ответы.

Учитель: Молодцы. Теперь экспертная группа озвучит свои положения и сравнит с работой одноклассников.

Ответы студентов

Теперь давайте сопоставим ваши ответы со слайдом.

(Слайд 9) Схема (пример итогового варианта): Последствия принятия крещения Владимиром I для Руси.

V. Подведение итогов урока.

(Обобщение и закрепление новых знаний. Анализ деятельности студентов на учебном занятии, выставление оценок.)

Учитель: Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы («Десятинная»). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Однако христианизация не поставила Русь в вассальную зависимость от Византии.

Принятие христианства заметно повысило международный авторитет Руси. Русь укрепляла свои международные отношения через династические браки, которые русские князья, ставшие христианами, могли заключать с королевскими домами Западной Европы.

Однако на окраинах Руси до XIII в. Наряду с христианством существовало язычество. Волхвы иногда выступали инициаторами восстаний.

Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, «сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике и кормителе». ("Повесть временных лет")

Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых.

Учитель оценивает результаты работы обучающихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Рефлексия.

Учитель: Большое спасибо за урок. Вы работали очень хорошо. Надеюсь, остались довольны уроком.

(Слайд 10) Давайте попробуем оценить свою работу с помощью цветных стикеров, которые соответствуют положениям на экране и вашим ощущениям. Уходя, пожалуйста, приклейте к доске тот стикер, который характеризует ваше участие в работе на уроке.

Пример:

Принял активное участие  – голубой стикер;

Открыл что-то новое для себя – розовый стикер;

Захотелось  узнать больше – зеленый.

VI. Домашнее задание.

(Объяснение требований по выполнению домашнего задания)

Учитель (сообщает домашнее задание): Как вы считаете, все ли последствия представлены в нашей схеме? Подумайте дома, какие еще можно назвать последствия, привлекая  различные источники.

Д/З: § 23,конспект, на основе работы с различными видами источников (учебная литература, Интернет-ресурсы) обобщить информацию по вопросу темы и составить конспект по вопросу:  Последствия  крещения Руси. (Слайд 11).

 

Приложение 1.

Дополнительный материал

Анализ исторических источников

Группа 1.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

- Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь, в самом деле, разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

 -Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

 - Говорите перед дружиною.

 Они же сказали:

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню.…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет, кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом.  Услышав это, с радостью пошли люди…

Задание:

  • Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?
  • Какие религии в качестве возможного выбора называет автор?

 

Группа 2.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

- Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь, в самом деле, разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

 -Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

 - Говорите перед дружиною.

 Они же сказали:

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет, кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом.  Услышав это, с радостью пошли люди…

Задание:

  • По каким причинам различные монотеистические религии были отвергнуты князем?
  • Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

Группа 3.

«ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ РУССКОМУ ВЛАДИМИРУ»

Иаков Мних (XI в.)

Когда князь Владимир добрые дела совершал, то Божья благодать освещала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.

Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых.

И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да бы укрепиться еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную святой Богородицы заложил, а на пятый год Переяславль заложил, в девятый год десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего. 

Задание:

  • Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?
  • Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

Группа 4.

«САГА ОБ ОЛАВЕ ТРЮГГВАСОНЕ» СНОРРИ СТУРЛУСОН

(исландский историк конца XII – первой половины XIII вв.)

Олав Трюггвасон – король Норвегии в 995 – 1000 гг., который проводил христианизацию.

После этого велел Олав своему войску собираться в путь оттуда. "И хочу я теперь плыть в Гиркланд". И встретил там славных проповедников и хорошо верующих, которые открыли ему имя господа Иисуса Христа. И затем просил он епископа отправиться с ним на Русию и провозгласить там имя Божие языческим народам.

Затем уехал Олав прочь и назад на Русию, и был он теперь, как и раньше, очень хорошо принят. Находится он теперь там некоторое время. Он часто говорит конунгу [князь Владимир] и княгине, чтобы они поступили в соответствии с тем, что им подобает. И много прекраснее вера, когда веруешь в истинного бога и творца своего, который сделал небо и землю, и все, что им сопутствует. Он говорит также, как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи, и отдавать этому все время и силы. "Можете Вы также понять, благодаря Вашей мудрости, что истинно то, что мы провозглашаем. И я никогда не перестану проповедовать Вам истинную веру и слово Божие, чтобы Вы могли дать плоды для истинного Бога". И хотя конунг долго сопротивлялся и говорил против того, чтобы оставить свою веру и тех идолов, но все же понял он благодаря Божьей милости, что многое отличало ту веру, которая была у него, от той, которую проповедовал Олав. Также ему часто прекрасно напоминали, что все то было языческим заблуждением и суеверием, с чем они прежде имели дело, а христиане веруют лучше и прекраснее. И при помощи милости Божьей, согласился тогда конунг и все его мужи принять святое крещение и правую веру, и был там крещен весь народ.

И когда это было сделано, то собрался Олав в путь прочь оттуда, и пошла тогда великая слава об Олаве, где бы он ни появлялся, и не только в Гардавельди, но и во всей северной части мира. И тогда пришла слава об Олаве на самый север в Норег и о превосходных делах, которые он совершал каждый день

Задание:

  • Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?
  • Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 5.

ИЗ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

Н.М. Карамзина, XIX в.

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в Земле Хозарской… присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение… Наконец безымянный философ, присланный греками, опровергнув  в немногих слова другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии…

Владимир… собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. «Государь! – сказали бояре и старцы. - Ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли – испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». И великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужения с обрядами… без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь… Император… приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность  и таинственность обрядов изумили россиян… Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском.

Владимир мог бы креститься и в собственной столице, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться… Он вздумал… завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.

Задание:

  • Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?
  • Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

 

Группа 6.

Данилевский И.Н.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

 

Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось, судя по всему, довольно рано. Но история распорядилась так, что восточная ветвь славянства крестилась позднее других. Естественно, постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть самую сокровенную сферу жизни общества – духовную. Однако вплоть до последних десятилетий X в. Ни одна из мировых религий так и не получила широкого распространения на Руси.

Причины, заставившие Владимира Святославича избрать в качестве государственного вероисповедания именно христианство восточного толка (впрочем, формально отделившегося от западного христианства только в 1054 г.), были достаточно вескими. Для этого имелись политические, экономические и культурные основания. Очевидно, принятие христианства давало возможность киевским и прочим князьям общаться с государствами Центральной и Западной Европы «на равных»: заключать взаимовыгодные политические, экономические и брачные договоры. Такой шаг опирался как на восточнославянские традиции, так и на культурное взаимодействие с ближайшими соседями.

Задание:

  • Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?
  • Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Преподаватель истории

ГАПОУ КК ЛСПК                                                                              И.Н. Евтенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использо...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Технологическая карта учебного занятия «Крещение Руси и его значение»

Технологическая карта открытого урока по истории "Крещение Руси и его значение"  для первых курсов СПО ....