Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.
методическая разработка на тему

Яковенко Дарья Игоревна

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использование на занятии данных  технологий (критическое мышление, работа с документами, таблицами, исследовательская работа студентов) повышает эффективность обучения, развивает критическое мышление учащихся.

На уроке применялась групповая форма работы. В ходе занятия были использованы различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты анализировали документ, представленный в учебнике, во время актуализации знаний – работали с рабочими листами, на этапе мотивации наблюдалось обсуждение проблемного вопроса, подбор учащимися ассоциаций, что позволило перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой учащиеся в группах анализировали фрагменты документов ЦК КПСС, составляли отчёты. Во время рефлексии студенты делали выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после подводили итоги всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_raz._otkr_urok_yakovenko.docx76.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине «История»

Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.

 

        

                                    Преподаватель

Истории и обществознания

                                        Д. И. Яковенко

ст. Брюховецкая, 2014 г.

Рассмотрена и утверждена на заседании

цикловой комиссии ________________________

Протокол №___от «____»_________20___г.

Председатель_______________Вартанян Т.П.

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использование на занятии данных  технологий (критическое мышление, работа с документами, таблицами, исследовательская работа студентов) повышает эффективность обучения, развивает критическое мышление учащихся.

На уроке применялась групповая форма работы. В ходе занятия были использованы различные методы и приемы работы: на этапе проверки домашнего задания студенты анализировали документ, представленный в учебнике, во время актуализации знаний – работали с рабочими листами, на этапе мотивации наблюдалось обсуждение проблемного вопроса, подбор учащимися ассоциаций, что позволило перейти к сообщению темы и целей занятия. На этапе работы над новой темой учащиеся в группах анализировали фрагменты документов ЦК КПСС, составляли отчёты. Во время рефлексии студенты делали выводы о том, насколько урок был продуктивен и результативен, после подводили итоги всего занятия.

Данная форма работы позволила многим студентам заработать хорошие оценки.

Занятие разработано для студентов группы 915 (специальность «Монтаж и эксплуатация оборудования  систем газоснабжения »). Количество студентов: 24 человек; возраст: 16 – 18 лет.

Разработчик: Яковенко Д. И., преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО «БАК» КК

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методические рекомендации к двухчасовому занятию.
  2. План двухчасового занятия.
  3. Конспект занятия.
  4. Список литературы

 

План

двухчасового занятия№

УД, МДК: История

Тема урока: СССР в 50- начале 60-х гг. XX века

Время: 2 часа

Вид занятия: урок

Тип урока, комбинированный с  применением элементов проблемного обучения

Цель занятия

Учебная: обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, а также познакомить их с социально-экономическими преобразованиями рассматриваемого периода;

Воспитательная: продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории; продолжить развивать культуру ведения спора и дискуссии;

Развивающая: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;

Деятельностная: приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия социально- экономического развития СССР 50- 60-х гг. 

Межпредметные связи

Обеспечивающие: Обществознание, философия

Обеспечиваемые: Отечественная история, социология, культурология

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия:    авторская  презентация

Раздаточный материал:  рабочие листы, учебники, опорные конспекты

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ) ауд. 316

__________________________________________________________________________________

Литература:

Основная         В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченко «История» М. 2011 г.

Дополнительная         Н. В. Загладин «История Отечества» М. 2007 г.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

Организационная часть:

- взаимное приветствие;

- проверка посещаемости;

- план урока, цели, мотивация;

- критерии оценивания работы на уроке.

Беседа,

Повествовательный метод,

ИКТ

7 мин

2

Актуализация опорных знаний.

Анализ исторического документа.

Работа с рабочим листом (выдача проблемного вопроса.)

индивидуальная работа,

элемент проблемного обучения

10 мин

3

Основной этап.

  1. Развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли. (работа с рабочими листами и таблицей)
  2. Реорганизация системы управления (анализ проделанной работы. Работа с учебником и кластером).
  3. Реформирование сельского хозяйства (работа с кластером, запись с презентации, аналитическое чтение; заполнение слепого кластера; сравнительный анализ
  4. Социальная политика.
  5. Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.

Групповой метод  

элемент проблемного обучения,

ИКТ

40 мин

Рефлексия

Игровой элемент

10 мин

4

Закрепление.

Ответ на поставленный  проблемный вопрос.

Фронтальный опрос

10 мин

5

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Инструктаж о домашнем задании:

Готовится к следующему уроку по записям в тетради, В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченко «История» М. 2011 г. привлекая параграф  95 (с. 263-266)

сообщение

7 мин

Конспект занятия

Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

Яковенко Дарья Игоревна, учитель истории и обществознания

Разделы: Преподавание истории и обществознания

Учебник:

В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченко «История» М. 2011 г.

 Цели урока:

образовательная

 – обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, а также познакомить их с социально-экономическими преобразованиями рассматриваемого периода;

 развивающая

 – продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;

 воспитательная

 – продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории.

 Задачи урока:

образовательные:

1.определить основные тенденции развития СССР в 1953-1964 гг.;

2.выявить целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С. Хрущева;

3.проанализировать социально-экономическую деятельность Н.С. Хрущева на посту главы государства, показать ее противоречивый характер и дать ей оценку;

 развивающие:

1.продолжить развивать у учащихся умения самостоятельно проводить поиск необходимой информации в различных источниках;

2.продолжить формировать у учащихся навыки анализа и синтеза изучаемого материала;

3.продолжить развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;

воспитательные:

1.продолжить развивать культуру ведения спора и дискуссии;

2.способствовать психологическому погружению учащихся в изучаемую эпоху;

3.продолжить воспитание гражданина своей страны, знающего историю своего государства и имеющего и ней свое собственное мнение.

 Тип урока:  комбинированный.

 Основные понятия урока:

 освоение целины, “кукурузная эпопея”, интенсивное хозяйство, экстенсивное хозяйство, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм.

 Оборудование урока: 

1.учебник;

2.мультимедийная презентация;

3.документы.

 План урока:

1.Развитие промышленности. Государственная поддержка научно-технической мысли.

2.Реорганизация системы управления.

3.Реформирование сельского хозяйства.

4.Социальная политика.

5.Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.

домашнее задание

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  1. .Проверка санитарного состояния кабинета.
  2. Проверка домашнего задания

 Для проверки домашнего задания учитель раздает ученикам Рабочий лист №1. Ученики в течение нескольких минут должны выполнить задание.

 

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы разобрали ситуацию, сложившуюся в СССР после смерти И.В. Сталина и познакомились с личностью Н.С. Хрущева, который вошел в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В одном из своих выступлений Н.С. Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Тема сегодняшнего урока звучит так: “СССР в 50-60-е гг. ХХ века. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева”. (1 слайд. )

План урока 2 слайд

Учитель:

 предварительно записал тему, план урока на доске.

 Ученики:

 записывают тему и план урока в тетради.

 Учитель:

 Предлагаю по ходу урока дать объективную оценку социально-экономическим преобразованиям Н. С. Хрущева. В 1956 г. произошел визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый “британский лев” сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:…".

 Проблемное задание

 Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли Никита Сергеевич к его совету? Вопрос остается открытым до конца урока.(3 слайд)

3. Изучение нового материала.

1. Развитие промышленности. Государственная поддержка научно - технической мысли.

Учитель: Послевоенное развитие промышленности шло достаточно быстрыми темпами. Уже к 1950-ым годам СССР восстановил довоенный уровень промышленного развития и вновь превратился в могучую промышленную державу. У вас на столах лежит документ «Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.», прочитайте его и ответьте на вопрос: какое направление в развитие промышленности в середине 50-ых годов было приоритетным в СССР?

 Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

“Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”.

 Предполагаемый ответ учеников:

 приоритетным продолжало оставаться, как и в правление Сталина, развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса.

 Учитель:

 А теперь возьмите Рабочий лист №2 и проанализировав данный документальный отрывок и сделайте вывод о том как изменились приоритеты в развитии промышленности СССР в начале 60-х гг?

Рабочий лист №2.

Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.

 Предполагаемый ответ учащихся:

не в ущерб тяжелой и оборонной промышленности появилась возможность выделить дополнительные средства для подъема благосостояния народа, а значит и для развития легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности.

 Учитель:

 верно.

Слайд 4, ученики по ходу рассказа учителя записывают в тетради основные даты.

 Но поскольку новое руководство СССР в лице Н.С. Хрущева беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом в частности с США. В связи с этим в 1954 г. в подмосковном Обнинске открыта первая в мире атомная электростанция, а в 1956 г. открыт институт ядерных исследований в Дубне, и создан первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Алексеевич Гагарин. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию в 1959 г. первого атомного ледокола "Ленин". Был достигнут научно-технический прорыв.

Ответьте на вопрос: какой новой перспективной отраслью обогатилось народное хозяйство СССР в середине 50-х гг?

 Предполагаемый ответ ученика: 

атомной промышленностью.

Учитель:

 Можно ли назвать однозначными последствия столь бурного научно-технического подъема и освоения атомной промышленности для простых советских людей? Как вы думаете, какую опасность для простых советских людей таили в себе столь бурный научно-технический подъем и освоение атомной промышленности?

 Ученики высказывают предположения.

Учитель:

 Ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии на секретном заводе по производству атомного оружия “Маяк” в г. Кыштым близ Челябинска, произошедшей в декабре 1957 г. В результате взрыва произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей облучились, свыше десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить еще долгие десятилетия. Только в 1989 г. частично рассекретили сведения об этой катастрофе.

2. Реорганизация системы управления.

Учитель: характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. Именно в них Никита Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.

В 1957 г. - производится замена министерств (централизованного отраслевого управления) на совнархозы (государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР). Однако реформа совнархозов не коснулась отраслей промышленности связанных с обороной страны, там продолжало сохраняться централизованное управление.

Работа с учебником.

 Учитель:

 пользуясь учебником на стр.263 сформулируйте и выпишите себе в тетради цели замены министерств совнархозами.

Учитель проверяет выполнение учениками задания.

 Записи в тетради:

1.расширить полномочия местных властей, знающих реальное положение дел на своей территории;

2.расширить экономическую самостоятельность предприятий;

3.увеличить хозяйственную самостоятельность регионов;

4.укрепить экономические связи внутри регионов.

 Учитель:

 цели были перспективными, а результаты этой реформы носили отрицательный характер:

1.чиновников не удалось приблизить к нуждам народа;

2.хозяйственные органы попали в полную зависимость от территориальных партийных организаций;

3.хозяйственные связи внутри регионов были отлажены, но оказались нарушенными экономические связи между регионами.

 Задание:

 Возьмите рабочий лист №3, проанализируйте документ и ответьте на вопрос: почему создание совнархозов имело столь перспективные цели, а достигло таких отрицательных результатов?

 Рабочий лист №3.

Из воспоминаний К. Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода.

На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что успешно преодолевали межведомственные и отраслевые барьеры, способствовали оперативному решению многих хозяйственных вопросов, развивали инициативу и самостоятельность местных советских и хозяйственных органов.

К сожалению, этот период оказался не продолжительным…(Хрущев), послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естественно, вызывали конфликты местных и областных… органов с руководителями совнархозов… В результате, разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен.

Предполагаемый ответ ученика:

 после того как Хрущев пошел на укрупнение совнархозов, начались большие проблемы: участились конфликты местных и областных органов с руководителями совнархозов.

3. Реформирование сельского хозяйства.

Учитель:

Возьмите Рабочий лист №4. Перед вами две программы развития сельского хозяйства: Г. Маленкова и Н. Хрущева. Ознакомьтесь с ними и на основе знаний полученных на уроках обществознания, сделайте вывод о том, какие пути экономического развития предлагали Маленков и Хрущев? E:\img1.jpg

Предполагаемый ответ учеников:

 Маленков – интенсивный путь развития; Хрущев – экстенсивный путь развития.

Интенсивный, это за счёт внедрения например новых технологий, применения более качественных методов обработки почвы, т. е качественный метод

Экстенсивный метод ведения х-ва, это за счёт расширения площади обрабатываемой почвы например, т. е за счёт расширения территориальных масштабов ведения х-ва (количества).

 Учитель:

 как вы думаете, почему победил курс, предложенный Н. Хрущевым?

 Предполагаемый ответ учеников: 

Хрущев с марта 1953 г. занимал пост Первого Секретаря ЦК КПСС и успел заручиться поддержкой наиболее влиятельных членов Политбюро, которые и обеспечили победу его курса.

 Учитель:

 Попробуем выделить направления развития сельского хозяйства.

Перед учениками на слайде открыта схема направлений развития сельского хозяйства (Слайд №5.)

Учитель предлагает ученикам разделить рабочие тетради на три части. Учитель комментирует эту схему, ученики слушают и записывают основные даты в тетрадях.

 Учитель:

 в сельском хозяйстве в 50-60-е годы происходили перемены, результаты которых оказались неоднозначными. С 1953 г. были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:

•освобождение от непомерных налогов и поставок с/х продукции;

•разрешение увеличить размеры личных подсобных хозяйств в 5 раз. (Слайд №6.)

За период с 1954 по 1958 годы, по сравнению с предыдущими пятью годами, валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало. Хрущев, увидев подобные результаты, решил, что крестьяне с такой же самоотдачей будут работать и в колхозах. Желая, высвободит у них силу и время для работы в колхозах, он начал притеснение личных подсобных хозяйств. Резко увеличили налоги на личные приусадебные участки. Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев в1959 г. распорядился скупить госорганам за 2-3 года у рабочих совхозов и колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят.

Далее учитель делит класс на две группы и на основе текста параграфа предлагает каждой группе заполнить по одной колонке схемы следующим образом: реформа - результаты. I- группа: освоение целины. II-группа: реорганизация МТС (машиннотракторных станций).

 Ученики приступают к выполнению задания.

Учитель проверяет выполнение задания группами.

Вопросы:

 1.Какие положительные результаты были достигнуты в ходе целинной кампании? Что отрицательного было в ней? (Слайд №7.)

Предполагаемый ответ учеников I группы:

 В 1954 г. – освоение целинных и залежных земель Сибири и Северного Казахстана. Первоначально результаты и урожаи зерна были высокими. Годы, прожитые на целине, бывшие целинники вспоминают как самые счастливые. Однако, отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65% . (Слайд №8.)

2. Каковы цели и результаты реорганизации МТС (Машиннотракторных станций)?(Слайд №9. )

Предполагаемый ответ учеников II группы: В 1958 г.

 началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение 1,5 лет причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Результаты:

•касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;

•колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники. (Слайд №10.)

Задание:

Как вы думаете, что стало результатом сельскохозяйственной политики?

 Предполагаемый ответ учеников

: результатом этих мер стало обострение продовольственной ситуации в стране. (Слайд №11.)

Учитель:

Правительство предприняло ряд мер для решения продовольственной проблемы. Они заключались в следующем: (Слайд №12.)

После визита Хрущева в США в 1959 г. в СССР началась “кукурузная эпопея” - административное внедрение кукурузы без учета земледельческих и климатических условий. Как это происходило, мы узнаем из видеоролика. (Слайд №13.)

Задание:

 откройте рабочий лист №5, прочитайте документ и ответьте на вопрос: Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?

Рабочий лист № 5. работа с документом.

Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.

Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.

Предполагаемый ответ ученика:

всю вину за неудавшуюся кукурузную кампанию Хрущев возложил на местных руководителей. Так было проще, нежели признать свои просчеты и ошибки.

 Учитель:

 Когда возникли перебои с продуктами первой необходимости: мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство попыталось поправить дела в экономике за счет трудящихся и повысило розничные цены на продовольствие 1962 г. (Слайд №14.)

Однако далеко не каждый знает, что результатом данной меры стало выступление рабочих в Новочеркасске в июне 1962 г., закончившееся их расстрелом. (Слайд №15.)

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей в 1963 г. (первая партия составила 12 млн. т). (Слайд №16.)

 

 Вывод:

 семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

4. Социальные реформы.

Учитель:

 Для улучшения жизни советских людей под руководством Никиты Сергеевича был проведен целый ряд социальных реформ. Был принят новый пенсионный закон, сокращена рабочая неделя, повышены зарплаты, отменена плата за обучение в старших классах, началось массовое жилищное строительство, благодаря чему более 50 млн. советских людей получили квартиры. В 1961 г. была проведена денежная реформа.

 Учитель:

все социальные преобразования Н. С. Хрущева отображены на (слайде №17).

Учитель:

А теперь давайте закрепим и подведем общий итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева. В это вам поможет Рабочий лист №6. Класс делится на три группы: I группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н.Хрущевым, должна выбрать относящиеся к промышленности и реорганизации системы управления и дать им положительную или отрицательную оценку; II группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н. Хрущевым, должна выбрать относящиеся к сельскому хозяйству и дать им положительную или отрицательную оценку; III группа из предложенного перечня реформ, проведенных Н. С. Хрущевым, должна выбрать относящиеся к социальной сфере, и также дать им положительную или отрицательную оценку.

На основе ответов учащихся делается вывод урока.

 Вывод урока: 

Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей — они получили паспорта. Но, конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством. Половинчатый характер деятельности Хрущева предопределил неудачу его преобразований. Общество устало от такого количества нововведений. Этим воспользовалась партийно-государственная бюрократия, которая в октябре 1964 г. сместила его с должности за волюнтаризм и субъективизм в политике. Слайд №18.

Учитель:

 А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу. Как вы думаете, какой совет дал Черчилль Никите Сергеевичу Хрущеву? После ответов учеников учитель показывает (слайд № 19.)

Учитель:

 Так как вы думаете, прислушался ли Хрущев к его совету?

 Предполагаемые ответы учеников.

Учитель: А может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?

Предполагаемые ответы учеников.

Рефлексия. (Слайд № 20.)

Ученики обоснованно высказывают свои мнения. (Слайд № 21.)

Домашнее задание: Тема : «СССР в 60- начале 80-х гг. XX» (Слайд № 22.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Коммунистической партии Советского Союза. М. , 1976, 781 с.
  2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг. ). т. 7, М. , 1971, 558 с.
  3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг. ). т. 8, М. , 1972, 566 с.
  4. История Советского Союза. т. 2, М. , 1990, 632 с.
  5. Волобуев О. , Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М. , 1989, 284 с.
  6. Волкогонов Д. Вызвать и предупредить. Международный ежемесячник "Совершенно секретно". N4 (59), 1994, стр. 6-7
  7. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии/ сост. Ю. В. Аксютин. - М. : Политиздат, 1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия «Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг.»

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вводят новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявл...

разработка урока по истории. Тема: "Гражданская война в Советской России

Урок по истории .Тема "Гражданская война в Советской России" разработан по модульной технологии....

Кластер по дисциплине:История, тема: Первая мировая война.

Кластер включает в себя структурированные элементы данного временного периода (причины, повод, основные события,итоги)....

Методическая разработка учебного занятия по ОГСЭ. 4 История, тема «Крушение СССР: историко-правовая оценка»

Методическая разработка учебного занятия “Крушение СССР: историко – правовая оценка” по УД ОГСЭ.4 История составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...

Методическая разработка бинарного урока по астрономии и английскому языку «Известные астрономы и их открытия. Космология 20 века»

Цель данного бинарного урока: формирование у учащихся четкого представления о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы на основе законов и теорий величайших физиков и астрономов, а также ...