Тема внеклассного мероприятия "Спасительницы Сталинграда"
классный час на тему

Шайдурова Лариса Александровна

Познакомиться  с защитницами  Сталинградской битвы; показать какое влияние и значение оказали женщины на ход битвы; углубление знаний   о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnitsy_stalingrada.docx157.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: достижение студентами следующих результатов по истории:

Личностных:

Л1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символом (герб, флаг, гимн);

Л3. Готовности к служению Отечеству, его защите;

Метапредметных:

М6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

Предметных:

П2. Владение  комплексом  знаний  об  истории  России  и  человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

П5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Цель: достижение студентами следующих результатов по ОБЖ:

Личностных:

Л1 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

Л2 готовность к служению Отечеству, его защите;

Метапредметных:

М5 развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Предметных:

П1 сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

П2 знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Задачи внеклассного мероприятия:

Образовательная: Познакомиться  с защитницами  Сталинградской битвы; показать какое влияние и значение оказали женщины на ход битвы; углубление знаний   о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г;

Развивающая: Развивать творческие способности студентов, умение анализировать, высказывать собственное мнение;

Воспитательная: – воспитание студентов в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Метод проведения: эвристическая беседа, метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворение наизусть).

Наглядность: ПК, презентация, выставка, иллюстрации.

Ход мероприятия.

  1. Организационная часть.  Песня «Поклонимся великим тем годам!» слова А.Лаврова, муз. А. Пахмутовой.
  2. Мотивация познавательной деятельности.
  3. Сообщение темы и цели мероприятия.

1.Слайд. Тема нашего внеклассного мероприятия «Спасительница Сталинграда».  Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из величайших страниц Великой отечественной войны, великой битве на Волге – битве за Сталинград. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Но мы с вами рассмотрим не саму битву, а только один момент, связанный с женщинами защитницами, или как их называют спасительницы Сталинграда.

2.Слайд. Клип «Кино идет» - поёт вся группа.

Преподаватель истории: а сейчас послушаем, что же произошло в ходе Сталинградской битвы. Кто такие девушки-зенитчицы.

3. Слайд. Чтец «Девушки-зенитчицы не дрогнули перед стальной лавиной врага».

Текст. Спасительницы Сталинграда.

   Девушки-зенитчицы не дрогнули перед стальной бронетанковой лавиной врага.

   23 августа 1942 года под Сталинградом сложилась критическая ситуация. 14-й танковый корпус немцев прорвался к Волге севернее Сталинграда. Судьба города висела на волоске. Но путь противнику преградили батареи 1077-го зенитного полка. Особенностью этой воинской части было то, что она почти полностью состояла из девушек

   Этот необычный зенитный полк был создан в Сталинградском районе ПВО в начале 1942 года. Подавляющую часть его личного состава составляли девушки-добровольцы. Среди них были как уроженки Сталинграда, так и жительницы других городов Советского Союза. Средний возраст военнослужащих составлял 18 лет. На вооружении полка были 37-мм и 85-мм зенитные пушки, способные не только сбивать самолёты, но и успешно бороться с бронетехникой врага.

   1077-му полку было дано задание: прикрывать от авианалётов заводскую часть Сталинграда. И женский зенитный полк с честью выполнял поставленную задачу.

  1. Слайд. Фрагмент фильма «Сталинградская битва» - 7 минут.
  2. Слайд. Преподаватель истории: а сейчас послушает воспоминания девушек зенитчиц  «Под градом бомб»

Текст. Под градом бомб.

   С раннего утра и до поздней ночи зенитчицы отражали атаки немецкой авиации, сбивали самолёты, не допускали их к стратегическим объектам. Фашисты иногда делали по 200 самолётовылетов в сутки. Они с ожесточением бомбили город, но защитники Сталинграда не сдавались.

           Вот что позднее вспоминала одна из зенитчиц: «Ежедневно, рискуя жизнью, мы отражали атаки немецкой авиации. Все девчата проявляли подлинное мужество, стойкость, никто не стонал под тяжестью фронтового быта. И в жару, и в холод спали в палатках, мокли под дождём, выполняли тяжёлую мужскую работу. Они выдержали всё: и жару, и холод, и бомбёжки, и обстрелы. А всё это происходило под летящими осколками от миномётной стрельбы…

Трудно передать словами, какое ты испытываешь ощущение, когда на тебя идёт группа вражеских самолётов, гружённая бомбами, которые в любую минуту могут быть сброшены на тебя и оборвут твою жизнь»…

   Или вот ещё характерные эпизоды из боевых будней девушек-зенитчиц: «Из орудийных разрывов нами была сделана огневая завеса, которую немецкие самолёты преодолеть не смогли. Они стали сбрасывать бомбы куда попало, лишь бы освободиться от груза. Недалеко от Волги была деревушка Красная Слобода, на которую фашисты решили сбросить бомбы.

   Там дислоцировался командный пункт нашего первого дивизиона 1083-го зенитно-артиллерийского полка. Бомбёжка была ужасной! В этой бойне погиб почти весь личный состав дивизиона: шофера, радисты, телефонистки, повара, разведчицы. Сбросив бомбы, немецкие лётчики стали из пулемётов расстреливать девушек-разведчиц, которые стояли на вышках. Были убитые, а разведчице Жене Белостоцкой прострелили ноги. Она, истекая кровью, не могла спуститься с вышки. Это был страшный день! То, что мы чувствовали в те минуты, словами не передать…»

   Трагедию и величие подвига сталинградских зенитчиц хорошо выразил диалог двух воинов- мужчин. На речной баркас грузили раненых для переправы на «мирный» левый берег Волги. Среди них были и носилки с совсем юной зенитчицей. «Девочка совсем…!? Лет…Она же ничего в жизни не видела»,- сказал какой-то пехотный капитан.

   «Зато она сделала больше многих»,- донёсся ответ старого боцмана.

6.Слайд. Стихотворение Иосифа Уткина «Машинист». Читают: Надя Хлызова, Наталья Бронникова.

Стук колёс и ветра свист,  Мчится поезд – дым по пояс;

Бледен русский машинист,   Он ведёт немецкий поезд

Кровь стучит в его висках,   Мыслей спутался порядок;

В длинном поезде войска   И снаряды…и снаряды!

И шумит родная рожь,   И вопят поля и пустошь:

«Неужели довезёшь?   Не допустишь…не допустишь!»

Водокачек кирпичи,   Каждый дом и каждый кустик –

Всё вокруг него кричит:   «Не допустишь…не допустишь!»

За спиной наган врага,  За спиною смерть…так что же!

Жизнь, конечно, дорога, Но ведь честь ещё дороже!

Ветер шепчет: «Погляди,   Высунься в окно по пояс:

Путь закрыт, и впереди   На пути с горючим поезд».

Он с пути не сводит глаз.   Семафор,  должно быть, скоро.

Вот зажёгся и погас   Глаз кровавый семафора.

Сердце сжалось у него,  Боль последняя, немая.

Немец смотрит на него,   Ничего не понимая…

Но уж поздно понимать!  Стрелки застучали мелко.

«Родина,- он шепчет,- мать…» -  И проскакивает стрелку.

Взрыва гром и ветра свист…  Ночь встаёт в огне по пояс:

Гибнет русский машинист,   Гибнет с ним немецкий поезд!

7.Слайд.  А сейчас продолжим и узнаем, что же ещё сделали девушки-зенитчицы для спасения Сталинграда. Рассказывает .

Никто, кроме них.

   То, что зенитчицы делали для защиты города от налётов немецкой авиации, само по себе подвиг. Но их ждало ещё одно испытание, аналогов которому мало можно найти во всей мировой истории. Случилось так, что девушкам пришлось принять на себя главный удар немецкой танковой армады.

   23 августа немецкая авиация нанесла массированный удар по Сталинграду с воздуха. Погибли 40 тысяч человек. Было уничтожено более половины жилого фонда довоенного Сталинграда. Город превратился в руины.

   В тот же день к 16 часам немецкий 14-й танковый корпус генерала фон Виттерсгейма вышел на северную окраину Сталинграда. Десятки немецких танков 16-й танковой дивизии генерал-лейтенанта Хубе появились в районе Тракторного завода, в полутора километрах от заводских цехов.

   Между стальной армадой вермахта и беззащитным городом на том направлении не было ничего, кроме трёх женских батарей 1077-го зенитного полка. Да ещё на помощь девушкам из ворот Тракторного завода вышли два танка и три трактора, обшитые броневой сталью. За ними двигался батальон рабочих, вооружённых винтовками.

   Других войск на этом участке не было: соединения нашей 62-й армии, прикрывавшие северные окраины Сталинграда, в это время вели бои в нескольких километрах от Тракторного завода. Для того, чтобы они смогли прийти на помощь, требовалось время. А его уже не было. Три батареи зенитчиц и батальон ополченцев – это всё, что Сталинград мог противопоставить немецкому танковому клину. Но немцы в тот день в Сталинград так и не вошли…

   Вражеские танки устремились на позиции, которые защищали зенитки с расчётами из 18-летних девушек. Огонь с обеих сторон вёлся прямой наводкой.  У стен Тракторного завода разыгралась смертельная схватка.

   Каждое из 37 зенитных орудий превратилось в островок обороны. Раз за пазом немцы начинали танковые атаки, и каждый раз откатывались назад, оставляя на поле боя подбитую технику. После каждой неудачной танковой атаки зенитчиц атаковывали с воздуха пикирующие бомбардировщики немцев Ю-87 и истребители Ме-109. Однако зенитчицам было приказано огня по самолётам не открывать – снаряды предназначались для танков.

8. Слайд. Преподаватель истории: в битве под Сталинградом принимали участие  не только девушки, но и маленькие дети. И очень хорошее стихотворение  посвятил А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Читают.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,-

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,- столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где? – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт.- Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали.-Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёо большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.   (1941)

9. Слайд. Фрагмент фильма «Итоги Сталинградской битвы». А то, что немцев сдерживали молодые девчонки немецкие генералы были удивлены и потрясены. Об этом нам расскажет .

Генерал Виттерсгейм потрясён.

   Два дня длился неравный бой. Немцы потеряли 83 танка. Было обескровлено три батальона немецкой пехоты. Но и все 37 наших орудий были уничтожены. Почти все девушки погибли в том бою. Полностью истреблён был и рабочий батальон, прикрывавший наши позиции.

   Вечером 24 августа командир немецкого танкового корпуса генерал Виттерсгейм прибыл на место, где ещё недавно стояли насмерть русские зенитки. Вся местность была изрыта воронками и усеяна искорёженным металлом и трупами погибших. Генерал прибыл посмотреть на тех, кто двое суток сдерживал его танки «вопреки всем законам природы». Он хотел понять, кто были эти люди, которые со столь ничтожными силами смогли так долго сражаться.

   Взгляд генерала задержался на убитой зенитчице, прижимающей к себе снаряд, который она не успела донести до орудия. Рядом лежала молоденькая связистка, в одной руке у неё была трубка разбитого полевого телефона, в другой револьвер. Чуть дальше лежал пожилой рабочий с трёхлинейкой. Её магазин был пуст. Люди тут сражались до последнего патрона…

   Через два часа генерал Виттергейм стоял перед командующим 6-й армией генералом Паулюсом и говорил, что дальше идти нельзя. Потому что невозможно взять город, за который насмерть бьются не только солдаты-мужчины, но даже юные девушки – почти что дети!

   Разговор кончился тем, что генерала Виттерсгейма отстранили от должности. 23 августа 1942 года, как раз в тот день, когда у стен Тракторного завода погибали наши зенитчицы, Геббельс с пафосом вещал по берлинскому радио: «Взятие крепости на Волге – города, носящего имя русского лидера, дело считанных часов!  Слушайте наши сообщения-! Не отходите от приёмников. Иначе вы пропустите исторический момент – сообщение о взятии Сталинграда».

   Этого сообщения немецкие обыватели так и не дождались. Геббельс и прочие вожди Третьего рейха хорошо посчитали танки, самолёты, численность войск, но они не учли силу духа советских людей. Ту силу, которая помогала проявлять чудеса стойкости и героизма.

   В августе 1942 года хрупкие девушки ценой своей жизни не дали немцам захватить Сталинград с ходу. Спасительное время было выиграно. Героический подвиг сталинградских зенитчиц позволил советским войскам произвести перегруппировку и нанести по противнику ряд чувствительных контрударов. Конечно, до полной победы было ещё далеко. Но ближайшая задача была решена – немецкое наступление было, хоть и временно, но остановлено. А в тех обстоятельствах каждый выигранный день работал на нашу Победу…

10. Слайд. Стихотворение «Не ходите на Русь »читает Я. Шпанер. Автор А.В. Щелканов преподаватель ОБЖ.

«От Героев былых времён

Не осталось порой имён…»

Только генная память в нас

Нам навеет о них рассказ…

Как на нашу родную Русь

Лезла Швеция, лезла Прусь:

«Дранг нах остен!», с мечом, с огнём.

Лезли ночью и лезли днём!

Невский пыл их в Неве гасил,

Под Полтавой их Пётр бил.

Бородинского боя стон

Долго помнил Наполеон…

Кайзер снова на Русь пошёл,

Но под Нарвой он смерть нашёл.

Гитлер ввяз в Сталинградский редут –

И сломал он хребет свой тут!

Сколько ж нужно соседей учить,

Чтоб на Русь с мечом не ходить?!

А теперь у нас ядерный меч,

Может он любого засечь!

Кто с мечом к нам опять придёт,-

Только смерть он у нас найдёт!

Сможем мы за себя постоять,

За Святую Родину-Мать!

11. Слайд. Песня Е. Евтушенко и М. Бернеса «Хотят ли русские войны» исполняет группа.

Заключение.  Преподаватель истории. К ноябрю фашисты сравняли  Сталинград с землёй. Но им не удалось сломить сопротивление сталинградцев. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. События Сталинградской битвы имели колоссальное значение для дальнейшего хода  Второй мировой войны. Это был точка великого перелома в его ходе. Неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов  Второй мировой войны на Восточном фронте, единственно известный ныне - Сталинградская битва.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Мы разобраться обязаны сами

В той  боли, что мир, ветеран перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слез.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов П., Богданова Г. Кете Кольвиц [электронный ресурс] /Богданов П.С., Богданова Г.Б. // - Режим доступа: http://www.ikleiner.ru
2. Друнина Ю. Сборник стихов / Сост. Н.Н. Соловьев. – М: Эксмо, 2006. – 310с.
3. Кэте Кольвиц: Дневники,письма,воспоминания современников. [электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.alib.ru
4. Любимый романс / Сост. М.Н. Корсакова. – М.: Изд-во Музыка, 2003. – 96 с.
5. Макушин Р. Женское лицо войны. История создания плаката «Родина-мать зовет!» [электронный ресурс] / Р. Макушин // - Режим доступа: http://www. wikipedia.ru.
6. Несокрушимая и легендарная / Сост. А.А. Годов. – М.: Изд-во Музыка, 2000. – 206 с.
7. Победный 45-й: Сборник / Сост.: А.М. Бармасов, А.Е. Данилов, В.Н. Овсянников. - М.: Моск. рабочий, 1985. — 351 с.
8. Пороховая память. Стихи, письма, воспоминания / Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975 г. – 128 с.
9. Распутин В. Живи и помни. Повесть, рассказы / В. Распутин. - Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978 г. – 320 с.
10. Сибирь стояла под Москвою: стихи поэтов-сибиряков / Сост. Л.В. Иоффе. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1995 г. – 336 с.
11. Час мужества. Стихи о войне / Сост. В.А. Костров, Г.Н. Красников. – М.: Олимп, 2005. – 556 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память через века:Сталинград.Малоизвестные факты

Разработка посвещена проблеме санитоарно-эпидемиологической обстановке в Сталинградской области в 1941-1943г. и методам борьбы с эпидемиями в Сталинграде.Была представлена проектной деятельностью обуч...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Пусть славят гимном на планете геройский город Сталинград»

Внеклассное мероприятие направлено на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания обучающихся педагогического колледжа.  Тема  актуальна всегда, особенно сей...

Презентация к внеклассному мероприятию по теме: «Пусть славят гимном на планете геройский город Сталинград»

Внеклассное мероприятие направлено на  совершенствование патриотического и духовно – нравственного воспитания обучающихся педагогического колледжа....

Классный час на тему: "70 лет битве Сталинграда"

Классный час посвящен великим событиям Отечественной войны 1941-1945 гг.Цель проведенного классного часа- это воспитание у студентов чувства патриотизма и гордочти за своих соотечественников и конечно...

План-конспект урока по дисциплине «История» по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. От Сталинграда к Огненной Дуге»

План-конспект урока  по дисциплине «История» на тему «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. От Сталинграда к Огненной Дуге» выполнен на основании рабочей програм...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЧАСА: «Экскурсия в мир экзотических плодов и овощей»

В данной разработке описаны экзотические фрукты. Проведена мини- викторина и игра с обучающимися. В конце мероприятия были показаны два фильма....

Статья на тему : Внеклассное мероприятие "Мир , в котором я живу"

В данном материале представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного вопросам: каков мир вокруг нас? Чем он хорош или плох? Как его можно изменить или не стоит ничего менять? Каково наше мес...