рабочая программа по истории ОУД.04
рабочая программа по теме

Ноготысая Елена Александровна

Рабочая программа по истории для студентов 1 курсов СПО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_1_kursy_mchs.doc482 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, культуры и спорта  
Ненецкого автономного округа

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»

(ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»)

УТВЕРЖДАЮ:

                                          Директор:  

_____________О. В. Данилова

«___»_____________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.04. ИСТОРИЯ

Нарьян-Мар

2016

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 0.4 «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с  учебным планом ГБПОУ НАО «Ненецкий  аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова» по специальности среднего профессионального образования  20.02.02   Защита в чрезвычайных ситуациях, входящей в состав укрупнённой группы специальностей  20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.

Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Ненецкий  аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»

Разработчик:

Ноготысая Е.А.., преподаватель ГБПОУ НАО «Ненецкий  аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»

Рассмотрена и одобрена к утверждению на заседании  ПЦК гуманитарных  дисциплин ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум имени В.Г.Волкова».

Заключение  предметно – цикловой комиссии гуманитарных  дисциплин

№__ от «____»__________20__ г.

Председатель ПЦК:_______________/Сыровенко А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации учебной дисциплины

29

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

30

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 04 История

  1. Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности  20.02.02   Защита в чрезвычайных ситуациях, входящей в состав укрупнённой группы специальностей  20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство

1.2. учебная дисциплина ОУД. 04 «История» входит в раздел «Федеральный компонент» в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей среднего профессионального образования.

 1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД. 04 «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

•        личностных:

-        сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

-        становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-        готовность к служению Отечеству, его защите;

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-        сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-        толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•        метапредметных:

-        умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-        умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-        умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

•        предметных:

-        сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

-        владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

-        сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

-        владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

-        сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося  54 часа.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:

54

 - реферат, подготовка информационных сообщений

- чтение текста первоисточника; дополнительной литературы;

-  составление плана текста;

-  поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;

- конспектирование текста;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с нормативными документами;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОУД 0.4 История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

108

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

Введение

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.

1

1

Практическая работа : составление схемы «Периодизация всемирной истории»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Историография, научно-популярная и учебная литература по Отечественной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая литература, современное состояние российской исторической науки.

0,5

Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной  эпохи. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Неолитическая революция. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

2

2

Практическая работа:

Работа с картой, составление схемы  «Формирование рас и языковых семей»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Образ жизни людей в позднем каменном веке.

0,5

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

4

Тема 2.1. Цивилизации Древнего мира

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Древняя Греция и Древний Рим.

2

2

Практическая работа:

Работа в  группах с текстами, картой, составление сравнительных характеристик : географическое положение, материальная культура, социальная структура, повседневная жизнь. Реформы Солона и Ликурга (сравнительный анализ)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- политическая структура Древнего Египта

- возвышение Афин и расцвет демократии

- македонские завоевания в IV в. до н.э.

- борьба патрициев и плебеев

1

Тема 2.2. Религии Древнего мира и культурное наследие древних

цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.  Античность и европейская цивилизация.

2

2

Практическая работа: Сравните египетский Лабиринт фараона Аменемхета III и критский Лабиринт царя Миноса. Какую функцию они выполняли и каким образом   отражен в их архитектуре и декоре?

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Боги Древней Греции

- Боги и мифы Древнего Египта

 - Конфуций и его учение.

 - Зарождение буддизма и его основные принципы.

- школа и образование в Древней Греции

- постройка пирамиды Хеопса в Египте

1

Раздел 3.  Цивилизации Запада и Востока в Средние века

8

Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

1. Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Китайско-конфуцианская цивилизация.

1

2

Практическая работа : проблемное задание (чем восстание Красных повязок отличалось от восстания Хуан Чао, какие сходные последствия имели эти движения)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- положение крестьян в Китае

- крестьянская война в к. IX века.

0.5

2. Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама.

1

 Практическая работа: работа по группам : решение познавательных задач (сопоставление традиционных обществ Запада и Востока), работа с картой (завоевания арабов)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

- причины объединения арабских племен

- зарождение ислама и его основные принципы

0.5

Тема 3.2. Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

1

2

Практическая работа:

Работа с картой, историческими документами (Сборник франкских законов, грамота о закабалении)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Великое переселение народов: основные вехи.

- Культурное наследие Византии.

1

Тема 3.3. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья:

особенности развития и контактов.

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.  Конфликты в Средние века. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций.

1

2

Практическая работа : работа с документами (Григорий VII о папской власти, византийский историк о разграблении крестоносцами Константинополя), составление схемы «Источники богатства католической церкви», составление сравнительной таблицы «Крестовые походы и  их последствия»

Задания для самостоятельной работы:

- борьба католической церкви с еретиками

- борьба народов Востока против крестоносцев

1

Контрольная работа по теме «От древности к средневековью»

1

Раздел 4.  История России с древнейших времен до конца XVII века.

 

22

Тема 4.1.Восточная Европа: природная среда и человек.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.).

1

3

Практическая работа: работа с картой, текстами (определение влияния  природного фактора на характер народа, его обычаи, культуру), составление схемы «Выделение славянской языковой семьи»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

 - складывание индоевропейской общности

0,5

Тема 4.2.Восточные славяне в VII—VIII вв.

Восточные славяне в VII—VIII вв. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Верования.

1

Практическая работа: заполнение  таблицы «Переход от родовой общины к соседской»,

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- история восточных славян (дискуссионные проблемы)

- варяги в истории Древней Руси.

- Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

0,5

Тема 4.3. Киевская Русь

Рождение Киевской Руси. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность. Крещение Руси.

2

2

Практическая работа: работа с документами («Повесть временных лет»), составление сравнительной таблицы «Деятельность первых русских князей»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Задания для самостоятельной работы:

- Князь и вече в Древней Руси.

- Князь и дружина в Древней Руси.

- Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

- Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

- Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

0,5

Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Право в Древней Руси. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

2

Практическая работа:  заполнение сравнительной таблицы «Политические деятели - современники», «Литература Руси и зарубежных стран». Работа с документами («Русская Правда») Анализ архитектуры русских церквей, относящихся к различным региональным строительным школам: церковь Покрова на Нерли, церковь Петра и Павла в Кожевниках, Архангельский собор Московского Кремля, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Византийский стиль в иконописи.

- Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека.

- Московская школа иконописи.

- творчество Андрея Рублева.

0,5

Тема 4.4.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Политическое устройство. Новгородское  княжество.

2

2

Практическая работа:  работа в группах (составление характеристики княжеств), анализ документа «Из договорной грамоты Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем», составление схемы «Самоуправление в Великом Новгороде»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Новгородская республика в XI—XIII вв. Особенности феодальной аристократии

0,5

Тема 4.5. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище.

2

3

Практическая работа: работа с картой (направления походов), составление синхронистической таблицы «Крестовые походы»

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Александр Невский — государственный деятель и полководец.

- Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

- Империя Чингисхана.

0,5

Тема 4.6. Русь на пути к возрождению

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Куликовская битва и ее значение.

2

2

Практическая работа:  составление таблицы «Пол российской славы»,  анализ документов «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

- Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

0,5

Тема 4.7. От Руси к России

Социальная структура русского общества. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г.

Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей.

2

2

Практическая работа: составление схемы (предпосылки образования единого государства),  работа с картой (границы, многонациональный состав), анализ документа (Значение Судебника 1497 г. в истории Русского государства), продолжить составление таблицы  «Поля российской славы»,  «Современники Ивана III в Западной Европе»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Иван III и его роль в российской истории.

- Славные страницы военной истории.

0,5

Тема 4.8. Россия в царствование Ивана Грозного

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Опричнина. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

2

2

Практическая работа : работа с картой (расширение границ государства), работа с текстами  «Иван IV в оценках историков», составление хронологической таблицы по Ливонской войне.

 Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Иван Грозный — человек и политический деятель.

- Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

- Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

0,5

Тема 4.9. Смута в России начала XVII в.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

2

2

Практическая работа : работа с текстом «Н.М. Карамзин о Лжедмитрии», составление хронологической таблицы «Основные этапы борьбы русского народа против иноземных захватчиков в н. XVII в»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

- Земские Соборы в развитии государственности

0,5

Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII в. Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Реформы Никона и церковный раскол. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Русская культура в ХIII–ХVII вв.

1

2

Практическая работа : работа со статистическим материалом, составление сравнительной таблицы «Экономическая жизнь России в XVII в.: сельское хозяйство, промышленность, торговля»,  анализ документов «Становление крепостного права» (Судебник Ивана III, указы о «Заповедных летах», Соборное уложение 1649 г.)

Контрольная работа «История России с древнейших времен до конца XVII века»

1

Задания для самостоятельной работы:

-  Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

- Воссоединение России и Украины.

- Восстание под предводительством С.Разина.

- Государственное устройство России в XVII в.

0,5

Раздел 5.  Истоки индустриальной цивилизации : страны западной Европы в  XVI–XVIII в.

11

2

Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

1

3

Практическая работа: составление графической модели цивилизации

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы :

- исходные точки отсчета Нового времени (дискуссии)

0,5

Тема 5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах

в эпоху Возрождения и Реформации

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации.

1

1

Практическая работа: работа с отрывками из сочинений итальянских гуманистов, Лютера и Мюнцера.

Задания для самостоятельной работы:

-Мартин Лютер  - лидер Реформации

0,5

Контрольная работа

-

Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской

колониальной экспансии.

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия.

1

1

Практическая работа: работа с отрывком из дневника Х.Колумба (репродуктивные и проблемные вопросы)

Контрольная работа

                                                                

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

- Колумбия или Америка?

0.5

Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений

в раннее Новое время

Образование централизованных государств. Английская революция XVII. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Войны религиозные, династические, торговые. Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

1

2

Практическая работа : составление таблицы «Причины и результаты английской буржуазной революции XVII в»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

0.5

Тема 5.5. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время

Век Просвещения

Основные научные открытия и технические изобретения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет».

2

Практическая работа: составление таблицы «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота  в Англии »

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Промышленная революция в Англии: основные вехи.

- Образование США.

- Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

- Террор Французской революции XVIII в.

- Английская революция XVII в.: люди и события.

- Научная революция XVII в.: основные вехи.

- Вольтер — «патриарх» Просвещения.

- Монтескье и теория разделения властей.

- Руссо и теория «общественного договора».

0.5

Раздел 6.  Россия в ХVIII веке.

7

Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I

Предпосылки реформ Петра I. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Культурный переворот петровского времени.

2

3

Практическая работа : работа с картой (направления военных походов),  составление схемы «организация государственной власти при Петре I» , работа с документами «Юности честное зерцало», Соловьев С.М. о Петре I а Карле II.

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Великое посольство Петра I в Европу.

- Военная реформа Петра Великого.

- Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое - значение.

- Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое       значение.

- Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

- Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

- Государство и церковь в XVIII в.

1

Тема 6.2.Внутренняя и внешняя политика преемников Петра.

Дворцовые перевороты. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне.

2

2

Практическая работа:  составление схемы «Предпосылки дворцовых переворотов»

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- великие полководцы XVII века

- открытие Академии наук

- Брауншвейгская династия на престоле

- Елизавета I. эпоха и личность.

1

Тема 6.3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Культура России в середине и во второй половине XVIII в

2

Практическая работа:  составление схемы уездного и городского управления пл реформе 1775 г.,

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

- Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

- Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

- М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

- казацко – крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева – разновидность гражданской войны?

1

3

Тема  6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Развитие искусства.

1

практическая работа: составление сравнительной таблицы «Стили и направления барокко»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной  работы

- Специфика русского барокко.

- идеологи Просвещения

1

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации

6

2

Тема  7.1. Европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Становление гражданского общества

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Объединительные процессы в Европе и Америке. Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений.

2

2

Практическая работа : составление сравнительной таблицы «Решение основных задач буржуазных революций в Англии и Франции», работа с  историческими документами («Анализ учения Бабефа», «Манифест равных»)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

 -  Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

- Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

- Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

0,5

Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и социальной

структуры индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

2

2

Практическая работа: работа со статистическим материалом, составление диаграмм

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- противоречия становления гражданского общества в Англии

- «прусский путь развития – миф или реальность?»

0,5

Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

2

1

Практическая работа : составление таблицы «Отличительные черты художественных стилей, примеры произведений», Как социокультурные доминанты эпохи отражены в картинах на сюжет «Возвращение блудного сына» у Рембрандта Харменса Ван Рейна и Жана Батиста Грёза?

Задания для самостоятельной работы:

- Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга.

- Романтический идеал и его воплощение в музыке.

- Стиль бидермайер в оформлении европейских интерьеров

2

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

3

2

Тема  8.Традиционные общества Востока в условиях европейской

колониальной экспансии

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога.

2

2

Практическая работа : работа с картой (направление колониальных захватов )

задания для самостоятельной работы:

 Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

2

Контрольная работа «Россия и мир в Новое время»

1

Раздел 9. Россия в ХIХ веке

13

Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия.

Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещенного абсолютизма» и новые задачи государственного развития. Власть и реформы в первой половине XIX в.

2

2

Практическая работа : составление таблицы «реформы Александра I: направления, ход, итоги»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

2

Тема 9.2. Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма.

2

3

Практическая работа : работа с картой (характеристика военных действий)

Контрольная работа

-

Борьба с Османской империй. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи. Крымская война и крах «Венской системы».

2

Практическая работа: работа с картой

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

- Наполеоновские войны: ход и результаты.

- Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

- Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

- Крымская война и ее значение для России.

4

Тема 9.3. Культура России

первой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре.

2

2

Практическая работа : составление сравнительной таблицы «Культурные  достижения Европы и России в первой половине XIXв.»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

- Социальная тематика в живописи.

- Русская школа реализма. Передвижники.

- Национальный стиль «la russe» в культовой и гражданской архитектуре.

2

Тема 9.4. Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Формы общественного движения.

2

2

Практическая работа : составление сравнительной таблицы «Реформы Александра II. : причины, направления, итоги»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

- Александр II: человек и государственный деятель.

- Реформы Александра II и их значение.

2

Тема 9.5. Пореформенная Россия.

Консервативный курс Александра III. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

2

Практическая работа : составление схемы «Направления контрреформ Александра III», сравнение реформаторской деятельности Н.Х.Бунге, И.А.Вышеградского, С.Ю.Витте

Контрольная работа «Россия и мир в XIX в.»

1

Задания для самостоятельной работы:

- идеологи контрреформизма (К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, В.П.Мещерский )

2

Раздел 10. От Новой истории к Новейшей.

10

Тема 10.1. Международные отношения в начале XX в.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв.  Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира

2

2

Практическая работа: работа с картой (балканское направление, азиатская политика)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- «Договор перестраховки» России и Германии (1887 г.)

- военная конвенция 1892 г.

2

Тема 10.2. Россия в начале XX в.

Социальный и демографический состав российского общества. Революция 1905–1907 гг. Экономические реформы. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война.

2

3

Практическая работа: работа с картой (характеристика военных действий), составление сравнительной таблицы «Структура российского общества», схемы направления политических партий;

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Повседневная жизнь дворян в России в к. XIX- н. ХХ в.

- Повседневная жизнь крестьян в России в к. XIX – н. ХХ в.

 - Повседневная жизнь разночинцев в России в к. XIX в – н. ХХ в.

- Русско-японская война 1904—1905 гг. Трагедии и просчеты.

- Революция 1905—1907 гг. в России.

- «Сначала успокоение, потом реформа» (П.А.Столыпин)

- Государственная Дума  и опыт российского парламентаризма

2

Тема 10.3. Первая мировая война.

Истоки и причины войны. Особенности военных конфликтов в XX в. Гибель традиционных военно-административных империй.

2

2

Практическая работа: работа с картой (характеристика военных действий).

Контрольная работа

 

-

Задания для самостоятельной работы:

- На пути к глобальному конфликту.

- локальные войны на рубеже XIX -  XX в.

2

Тема 10.4.Россия в  Первой мировой войне

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике.

2

Практическая работа: работа с картой (характеристика военных действий)., работа со статистическим материалом (влияние войны на общество)

Контрольная работа

-

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

- Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

- Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

2

Тема 10.5. Россия между двумя революциями.

Февральская революция в России. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Приход большевиков к власти в России. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Экономика. «Военный коммунизм». Гражданская война. Советская Россия на международной арене. Брестский мир.

2

3

Практическая работа: составление хронологической таблицы «Даты и события Февральской революции», сравнительной таблицы «Временное правительство и его кризисы», работа с отрывком из Манифеста об отречении Николая II,«Основные этапы гражданской войны»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Политические партии в Февральской революции 1917 г.

- В.И.Ленин: человек и политик.

- Двоевластие в России 1917 г.

- Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.

- Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.

- Гражданская война в России: ход и последствия.

- «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.

- Нэп: причины, содержание, результаты.

2

Раздел 11. Между мировыми войнами

8

Тема 11.1. Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия.

2

2

Практическая работа: работа с документами, статистическим материалом

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

- Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

- Пакт Молотова—Риббентропа: причины его заключения и последствия.

- Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

1

Тема 11.2. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй.

2

Практическая работа: работа с картой, характеристика военных действий,  работа с документами (программа «Союз ради прогресса»)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- влияние мирового экономического кризиса на Латинскую Америку

1

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР.

Модернизация на почве традиционализма. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.. Образование СССР. Конституция СССР 1924 . Культ личности.

2

2

Практическая работа : работа с документами (Союзное соглашение 1922 г., Конституция 1924 г.), работа с понятиями (культ личности, тоталитаризм)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

-противоречивость и двойственность НЭПа

- федеративное государство по форме, унтарное по сути

1

Тема 11.4. Развитие советской культуры.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

2

Практическая работа : работа с краеведческим материалом (деятельность красных чумов)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

- характерные черты советского общества в 30- годы

1

Раздел 12. Вторая мировая война

5

Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение

Причины и ход. «Странная война». Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

2

2

Практическая работа: работа с картой (характеристика военных действий)

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

-  тень свастики над Европой

- Блицкриг вермахта.

2

Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Основные этапы военных действий. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

3

3

Практическая работа: работа с картой (характеристика военных действий), документами, краеведческим материалом

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной - Армии.

 - Битва под Москвой 1941—1942 гг.

- Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

- Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.

- Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

2

Раздел 13.Мир во второй половине XX века

5

Тема 13.1.«Холодная война»

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

2

2

Практическая работа: составление сравнительной таблицы «основные направления холодной войны»

Контрольная работа

 Задания для самостоятельной работы:

- «Холодная война»: причины и основные вехи.

- Корейская война: ход и результаты.

- от сотрудничества к конфронтации: международные отношения в 1945 -1948 гг.

- план Маршалла

1

Тема 13.2.Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Ближневосточный конфликт. Социализм в Западном полушарии.

2

2

Практическая работа : работа с картой

Контрольная работа «Вторая Мировая война»

1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- Корейская война: ход и результаты.

- Американский «Великий проект» и «старые» империи.

- Страны Азии и Африки в системе биполярного мира

1

Раздел 14. СССР в 1945—1991 гг.

8

Тема 14.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Советский человек в послевоенный период. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику.

2

2

Практическая работа: комментированное чтение указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 и 26 ноября 1948г, приказа министра госбезопасности СССР №00776 от 24 октября 1951г., чтение отрывка из повести А.Жигулина «Черные камни»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

0.5

Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Внешняя политика СССР.

2

3

Практическая работа: работа с историческими источниками: доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях», Программа и Устав КПСС (принятые XXII съездом КПСС), выступления В.М.Молотова и Л.М.Кагановича в январе 1955 г.

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

- Советская культура в эпоху «оттепели».

- ХХ съезд КПСС и его значение.

- Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.

0.5

Тема 14.3. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движении. Экономика СССР. Международное положение СССР.

2

2

Практическая работа: работа с Конституцией 1977 г., составление схемы «Формы диссидентского движения»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

0.5

Тема 14.4. СССР в период перестройки

Причины реформ М.С. Горбачева. Этапы реформ. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. СССР системе международных отношений. Конец биполярного мира. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

2

2

Практическая работа: работа с историческими источниками: доклад М.С.Горбачева на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г., воспоминания М.С.Горбачева «Жизнь и реформы», постановления ГКЧП 19-21 августа 1991 г., Программа 500 дней.

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

- «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

0.5

Раздел 15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков.

4

Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Российское общество. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Спады и подъемы российской экономики. Роль сырьевых

 ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

2

3

Практическая работа: работа с документами (Конституция ), Послания Президента РФ Федеральному Собранию за 1994, 1995, 1996, 1997 гг.,

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы

0.5

 Тема 15.2.  Мир в ХХI в

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Страны третьего мира. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Место России в международных отношениях.

2

2

Практическая работа: работа с документами : программа НАТО «Партнерство во имя мира», протоколы заседания Римского клуба, чтение отрывка Г.Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки  и ее геостратегические императивы»

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы

0,5

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально – экономических дисциплин»

Объекты и средства материально-технического обеспечения:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (карты, таблицы, репродукции  и т.д.);

- библиотечный фонд;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор

-  экран для проектора

- аудиосистема

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.

Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.

Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,2012.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.

Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.

История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.

Интернет-ресурсы

www.gumer.info (Библиотека Гумер).

www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

alleng.ru> история

school-collection.edu

http://his/1september.ru

http://www/edic.ru

http://www.megabook.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизация всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

Текущий контроль усвоения знания:

- задания на диагностику сформированности хронологических знаний;

- упражнения и задания на формирование образов динамичных и относительно статичных исторических фактов;

- Выполнение практических работ (раздел 1-15). Наблюдение преподавателя за работой обучающихся и проверка результата практических работ.

- Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся (разделы 1-15)

- Выполнение контрольной работы по  разделам 3, 4, 5, 9, 11, 13

Промежуточный контроль:

дифференцированного зачет.

Освоенные умения:

Текущий контроль освоения умений:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- задания на диагностику сформированности картографических  знаний и умений;

- упражнения и задания на формирование причинно – следственных связей и закономерностей общественного развития;

- упражнения и задания  на формулирование теоретических выводов;

- составление характеристики социально-экономических и политических явлений жизни общества;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...

Рабочая программа по истории

Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...

Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина

Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...

рабочая программа по истории 5 класс

рабочая  программа по истории 5 класс...